Мудрый Юрист

Что важно знать о дисквалификации генерального директора?

Коняева Анна, директор ООО "Центр правового обслуживания".

Алейникова Лилия, руководитель отдела корпоративной практики ООО "Центр правового обслуживания".

Повод для разговора:

согласно статистическим данным, только в 2010 году судами общей юрисдикции были дисквалифицированы более 2000 должностных лиц, в том числе руководители компаний. Однако пока это не отразилось на общей тенденции органов управления российских компаний относиться к данной проблеме без должного внимания. В то время как выполнение своих обязанностей дисквалифицированным лицом в качестве генерального директора может нанести непоправимый ущерб обществу.

Вариант решения:

проводить соответствующую проверку генерального директора перед его назначением; досрочно прекратить полномочия генерального директора.

Дисквалификация как мера административной ответственности. Статья 3.11 КоАП РФ определяет дисквалификацию как лишение физического лица права замещать должности государственной гражданской службы, муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом. К субъектам, в отношении которых может быть применена дисквалификация, относятся лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (генеральный директор, директор, президент, вице-президент и т.п.), индивидуальные предприниматели, лица, а также арбитражные управляющие - лица, назначенные арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ.

Порядок применения дисквалификации. Наказание в виде дисквалификации назначается согласно п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ. Согласно указанной статье поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Они могут:

Материалы, сообщения, заявления, содержащие эти данные, подлежат рассмотрению должностными лицами (сотрудниками государственной инспекции труда, прокурором), уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Протокол подписывает составившее его должностное лицо. Подпись также ставит и руководитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае его отказа подписывать протокол в этом документе делается соответствующая запись.

Протокол об административном правонарушении, за которое применяется дисквалификация, направляется в суд в течение трех суток с момента его составления (п. 1 ст. 3.11 и п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

При определении подсудности учитываются положения абзаца второго ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, в соответствии с которым дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лиц, осуществляющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, членов советов директоров (наблюдательного совета), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также лиц, занимающихся частной практикой, рассматриваются мировыми судьями.

Дело об административном правонарушении рассматривается судом в течение 15 суток со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

При определении срока дисквалификации суд учитывает положения ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Срок давности привлечения к административной ответственности установлен не позднее 1 года со дня совершения административного, а при длящемся административном правонарушении - года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Реестр дисквалифицированных лиц. Характерной особенностью применения дисквалификации как меры административного наказания является занесение информации о дисквалифицированном лице в соответствующий реестр.

Статья 32.11 КоАП РФ предусматривает обязанность работодателя запрашивать информацию о наличии дисквалификации физического лица, претендующего на осуществление деятельности по управлению организацией в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

Указанное требование закона направлено на исключение вероятности приема на руководящую работу лица, дисквалифицированного и неотбывшего срок дисквалификации.

Информацию о лицах, которым назначено административное наказание в виде дисквалификации, можно получить из Реестра дисквалифицированных лиц.

В настоящее время обязанности по формированию и ведению учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу постановлений судов о дисквалификации, а также по предоставлению такой информации заинтересованным лицам, возложены на Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД России и информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, куда и следует обращаться.

Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, предоставляется за плату в размере 100 рублей, зачисляющуюся в федеральный бюджет. Данная информация является открытой. Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты предоставления информации.

Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Форма запроса утверждена приказом МВД.

Особенности применения дисквалификации как меры наказания. Дисквалификация может быть применена к руководителю только в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

Приложение N 7 к Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах, утв. Приказом МВД РФ от 22.11.2006 N 957.

Работодатель, принявший на должность руководителя, дисквалифицированного сотрудника, также может быть привлечен к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Необходимо отметить, что для применения указанной санкции характерно наличие вины работодателя в форме прямого умысла.

Обязанности по применению правовых последствий прекращения трудового договора являются двусторонними: дисквалифицированное лицо обязано немедленно прекратить управление юридическим лицом, а работодатель - трудовой договор с лицом, привлеченным к административной ответственности.

Если работодатель не знал или не мог узнать о факте дисквалификации, то его вина отсутствует.

Особенности исполнения постановления о дисквалификации. Исполнение постановления о дисквалификации имеет специальное закрепление в ст. 32.11 КоАП РФ. Так, оно должно быть исполнено лицом немедленно после вступления постановления в законную силу, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) работодателя с дисквалифицированным лицом.

Основные правовые последствия дисквалификации физического лица - прекращение с дисквалифицированным лицом договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом и запрет в течение определенного времени на заключение нового договора на осуществление такой деятельности.

Запись в трудовой книжке дисквалифицированного руководителя должна выглядеть следующим образом: "Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, пункт 8 части 1 статьи 83 ТК РФ".

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ дисквалификация является обстоятельством прекращения трудового договора, не зависящим от воли сторон.

Нормативная база по вопросу:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001.
  2. Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц".
  3. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 349 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам формирования и ведения реестра дисквалифицированных лиц".
  4. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007).
  5. Рекомендации Научно-консультативного совета о практике применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (выработаны Научно-консультативным советом при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа по итогам заседания Совета от 24.01.2007 в г. Нижнем Новгороде) (одобрены Президиумом Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.01.2007 N 1).

Примеры из практики. По делу N А65-19388/2005-СА2-38 суд отклонил довод о том, что мера административного наказания в виде дисквалификации в силу ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ не могла быть назначена, поскольку правонарушитель утратил статус индивидуального предпринимателя. В этой связи суд указал, что правонарушение было совершено в период, когда он являлся предпринимателем, и правонарушитель привлекался к административной ответственности именно за действия, совершенные им в статусе предпринимателя.

По делу N Ф03-А04/06-2/350 (по делу N А04-4988/05-9/572) суд отметил, что соответствующая статья КоАП РФ не устанавливала зависимость тяжести применяемого к правонарушителю наказания от количества совершенных им правонарушений. При этом степень вины правонарушителя и меру применяемой к нему ответственности должен был определять суд в пределах санкции названной статьи КоАП РФ и с учетом установленных им смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств. Соответственно, суд отклонил ходатайство административного органа о применении меры наказания в виде дисквалификации в связи с выявлением нескольких случаев нарушения последним законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Практические рекомендации. Выполнение своих обязанностей дисквалифицированным лицом в качестве генерального директора, прежде всего, нанесет урон самому обществу. Общество "налетит" на большие штрафы и поставит под угрозу свою репутацию. Вот почему компаниям следует знать, помнить и соблюдать обязанность по проверке своего генерального директора, а также подходить ответственно к выбору должностного лица. Тем более что законодатель упростил возможность получения информации о дисквалификации, передав ведение и формирование Реестра дисквалифицированных лиц с 1 января 2012 года Федеральной налоговой службе.

Комментарий редакции.

В случае дисквалификации директора общество может действовать двумя способами. Во-первых, общее собрание акционеров (либо совет директоров), если образование исполнительных органов отнесено уставом общества к компетенции собрания акционеров (совета директоров), вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции). Поэтому в случае дисквалификации директора возможно выбрать нового директора и прекратить полномочия прежнего. Во-вторых, общество может оспорить неправомерное решение уполномоченных органов в суде. В этой связи рекомендуем не заключать новый договор на управление акционерным обществом с дисквалифицированным лицом. Перед своим назначением генеральный директор должен пройти соответствующую проверку. В своем Постановлении от 11.06.2010 N А17-1135/2010 Второй арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений, поскольку его объективная сторона характеризуется совершением конкретного действия по заключению названного договора и завершенностью в момент его заключения.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Уральского округа от 05.05.2008 N Ф09-3037/08-С1.

Однако проверять контрагента не предмет дисквалификации директора нет необходимости. Дисквалификация гендиректора взаимозависимого общества также не влияет на деятельность основной компании, и наоборот. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 21.09.2011 по делу N А41-35556/09 суд встал на сторону компании, не приняв довод налоговой инспекции о дисквалификации руководителя организации-контрагента, так как отсутствовали доказательства несовершения хозяйственных операций.