Мудрый Юрист

Противоречия финансов как сущность природы и содержания финансового контроля в обществе *

<*> Sergeev L.I. Contradiction of finances as an essence of nature and contents of financial control in society.

Сергеев Леонид Иванович, председатель контрольно-счетной палаты Калининградской области, зав. кафедрой финансов, денежного обращения и кредита Российского государственного университета им. И. Канта, доктор экономических, наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации.

Обобщаются теоретические положения контрольной функции финансов. Рассматриваются многогранные аспекты противоречий процесса распределения стоимости общественного продукта. Выявляется сущность и содержание финансового контроля в условиях согласования противоречий процесса распределительных отношений в обществе. Анализируется природа возникновения контрольной функции финансов и ее изменения в экономическом развитии новой России.

Ключевые слова: экономические противоречия, общественное воспроизводство, стоимость общественного продукта, функция финансов, закон стоимости, финансовый контроль, согласование экономических интересов, оптимизация распределительных процессов, теория финансов, классификация противоречий, природа финансового контроля.

The author generalizes theoretical provisions of control function of finances; considers various aspects of contradictions of the process of distribution of value of social product; reveals the essence and contents of financial control in conditions of coordination of contradictions of the process of distributive relations in society. The author analyses the nature of arising of control functions of finances and change thereof in economic development of Russia.

Key words: economic contradictions, social reproduction, value of social product, function of finances, law of value, financial control, coordination of economic interests, theory of finances, classification of contradictions, nature of financial control.

Контроль в общем случае является функцией управления всеми процессами жизнедеятельности в обществе. Как правило, он отслеживает все обратные связи в социально-экономической системе общества и вырабатывает сигналы о складывающихся отклонениях от заданных параметров общественного развития. Если предметом контроля являются финансовые отношения в обществе, то речь идет о финансовом контроле, который имеет свои особенности, теоретическую основу и методические формы организации и осуществления. Эти особенности основываются на теоретических положениях финансов как экономической категории и теории управления экономическими системами. Дальнейшее развитие форм и методов финансового контроля невозможно без углубления теоретического обоснования природы и сущности финансов и финансовых противоречий в обществе.

Контрольная функция финансов в настоящий момент приобретает новое содержание, которое вызывается сложившимися условиями развития производительных сил, системы производственных отношений и теневой (неформальной) экономики в России. Многочисленные исследования в области развития рыночной экономики, финансовых отношений в России характеризуются недостаточностью обобщения проблем финансовых противоречий и обоснования теоретических вопросов финансового контроля [1, 2, 6 и др.]. Немногочисленные исследования в области теоретических положений теневой экономики, ее финансового аспекта характеризуются недостаточной обоснованностью природы и сущности проявления экономических законов, которые составляют основу сложившейся и развивающейся неформальной системы экономических отношений по поводу перераспределения совокупного общественного продукта в нашем обществе. Все это сдерживает грамотное финансовое оздоровление общества.

Финансовый контроль, призванный служить процессам оптимизации финансовых пропорций развития общества, препятствием расширения неформальной экономики, опосредует все стадии воспроизводственного процесса и кругооборота совокупного общественного продукта в обществе. Он является важнейшей частью управления жизнью государства, которая должна строиться на основе познания и реализации на практике требований объективных действующих экономических законов в обществе, которые определяют содержание и природу такого понятия, как контроль (включая финансовый). Учитывая особенности финансов как экономической категории, финансовый контроль также имеет специфические особенности, свою природу и содержание, которые выражаются особой сущностью и соответствующими организационными формами и методами аудита процессов распределения и перераспределения совокупного общественного продукта в обществе. Таким образом, финансовый контроль отличается от других видов контрольной деятельности и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Природа финансового контроля зиждется в конечном итоге на денежной основе, которая является материальной составляющей такой категории, как финансы. Если природа финансов как экономической категории базируется на законе стоимости и реализуется в механизмах распределения и перераспределения фондов денежных средств, то содержание финансового контроля основывается в большей степени на противоречиях отдельных сущностных элементов этих понятий. В свою очередь, эти противоречия базируются на экономических интересах, порождаемых объективными экономическими законами. Поэтому если финансы - это механизм пассивного (первоначального) сглаживания финансовых противоречий в обществе, то финансовый контроль, на наш взгляд, представляет собой систему активного (последующего) сглаживания этих противоречий в обществе, которые присущи всем стадиям воспроизводственного процесса создания, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Финансовый контроль присутствует и на обобщении результатов предварительных этапов распределительных процессов, но итоговые результаты (отчетные) перераспределительных процессов могут быть проанализированы только с его использованием.

Детальное и скрупулезное обобщение вопросов объективных противоречий распределительных отношений с помощью финансов в обществе детализируется системой финансового контроля. Он углубляет и дополняет сущностное содержание финансов, доводит познание этой категории до логического продолжения наших знаний о финансах как экономической категории. Чем глубже и объективнее наши знания о финансах, тем совершеннее и рациональнее механизмы государственного регулирования процессов распределительных отношений в жизни общества. Финансы представляют абстрактную экономическую категорию. Сейчас, к сожалению, некоторые исследователи-экономисты и практически все финансовые работники, политики и население финансы отождествляют с деньгами. Не надо забывать, что деньги представляют только материальную основу финансов. Сама категория "финансы" имеет самостоятельную сущностную природу и специфическое содержание, отличные от денег. Денежная природа финансов проявляется в процессе реализации их функций. Как правило, финансы - это абстрактная форма, а деньги - это конкретная форма воспроизводства части стоимости совокупного общественного продукта и реализации товарообменных операций в обществе.

Система распределительных отношений, которые прежде всего являются сущностным содержанием финансов, на каждом воспроизводственном этапе и в процессе товарно-денежного кругооборота характеризуется наличием разнонаправленных интересов экономических агентов общества. Противоречия интересов экономических агентов в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта и товарно-денежного кругооборота являются основополагающим фактором возникновения как формального (законодательно установленного), так и неформального движения стоимости, которое обеспечивается системой финансовых отношений. Таким образом, природа финансового контроля зиждется как на научно познанной и официально закрепленной системе разрешенных (согласованных) противоречий в финансовых отношениях, так и на неразрешенных (не до конца познанных, но имеющихся в нашей жизни) противоречиях в финансовых явлениях в обществе. При этом система финансовых противоречий имеет сложную причинно-следственную связь. Эта связь определяется структурой и количеством экономических элементов (агентов), их взаимосвязью и соподчиненностью.

Структуру финансовых противоречий можно классифицировать по различным признакам. Лежащие на поверхности противоречия можно анализировать по следующим основным традиционным признакам:

Структуру противоречий можно продолжить до многочисленных взаимосвязей элементов и агентов социально-экономической системы общества. Традиционная структуризация принципов и признаков классификации возможных финансовых противоречий, которые постоянно встречаются в финансовой практике, лежит на поверхности финансово-экономических отношений. Эти противоречия имеют соответствующие практические механизмы разрешения финансовых интересов в разнообразных формах планирования, оптимизации и стимулирования рациональных финансовых отношений. Они разрешены в законах, кодексах, инструкциях, методиках и других нормативных финансово-экономических инструментах государства. Но всю систему противоречий, глубину их содержания и природу еще не выявила до конца экономическая наука, что затрудняет осуществление грамотной финансовой работы и усиливает поэтому значение контрольной функции финансов в обществе [3, 4, 5 и др.]. К тому же экономическая мысль и финансовая практика не стоят на месте. Эти элементы находятся в постоянном движении, в процессах совершенствования форм и методов управления на основе углубления наших знаний о природе и сущности финансов и финансового контроля.

Как правило, противоречия интересов заключаются по поводу распределения стоимости общественного продукта в обществе. В связи с этим всю стоимость общественного продукта можно разделить на несколько групп составляющих, которые будут дифференцированы по степени разрешения этих противоречий. В наибольшей степени разрешенные противоречия требуют адекватных им незначительных контрольных действий, т.к. согласованные интересы, механизмы достижения их рациональных соотношений являются залогом оптимальных в обществе процессов распределения стоимости общественного продукта. Недостаточно согласованные интересы будут требовать значительных усилий по осуществлению контрольных функций за распределением стоимости общественного продукта, т.к. в этом случае усиливаются тенденции неформального перераспределения стоимости в силу недостаточности наших знаний о природе и сущности этих явлений. Непознанные явления будут в любом случае в различных формах выступать в практической финансово-хозяйственной деятельности в обществе, в т.ч. в теневой экономике, что требует развития не только теории финансов, но и теоретических положений самого финансового контроля. Например, достаточно успешными, на наш взгляд, являются сейчас разрешения противоречий по распределению общественного продукта между государством и бизнесом, т.к. в общественные фонды потребления (бюджет, внебюджетные фонды потребления) направляется сейчас значительно меньший объем средств, чем ранее (сейчас около 30% ВВП, до перестройки - более чем в два раза больше). Недостаточно успешными, на наш взгляд, являются процессы разрешения противоречий при организации финансирования за счет бюджета и внебюджетных общественных средств закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Второй случай будет требовать значительно больших усилий в проведении финансовой контрольно-аналитической работы, чем в первом случае.

Теория финансового контроля должна, на наш взгляд, базироваться на природе и содержании контрольной функции финансов, которая, как было отмечено, в первую очередь определяется противоречиями экономических интересов по поводу формирования и распределения совокупного общественного продукта в обществе. Содержание этих противоречий является сутью природы финансового контроля, производной от теоретически доказанных и полученных научных знаний в сфере проблем согласования финансовых противоречий. Абстрактные теоретические обобщения природы и сущности финансовых противоречий имеют различные формы их согласования, пронизывающие все воспроизводственные процессы и товарно-денежное обращение в обществе. Конфликт интересов может обладать как количественными, так и качественными характеристиками. Количественные параметры - это объемы распределяемых и перераспределяемых ресурсов совокупного общественного продукта на различных этапах и уровнях воспроизводственного процесса. Качественные характеристики противоречий - это принципиальные методологические положения содержания разнонаправленных интересов по поводу формирования структуры и распределения стоимости общественного продукта. Принципиальные положения различных интересов формируются действием объективных экономических закономерностей, которые побуждают экономических агентов к направлениям работы по созданию структуры и распределению стоимости общественного продукта в противоположных направлениях. К примеру, экономические интересы одних агентов в процессе расширенного воспроизводства направлены на создание фондов накопления, интересы других агентов - на формирование фондов потребления. Контрольная функция в данном случае должна выявлять и учитывать требования оптимального распределения ресурсов совокупного общественного продукта с учетом исторического этапа развития общества и повышения уровня жизни населения. Таким образом, распределение стоимости созданного продукта на дальнейшее развитие или на текущее потребление должно согласовываться с текущим социально-экономическим состоянием и необходимым перспективным развитием общества. Такое рассмотрение структуры воспроизводства общественного продукта включает одно из важнейших сущностных положений контрольно-аналитического обобщения состояния и перспектив социально-экономического развития общества.

Исторический характер носят все противоречия развития общества. Данное положение относится также к противоречиям распределительных отношений, связанных с такой категорией, как финансы. На определенных этапах развития превалирует действие одних или других противоречий, которые проявляют свою силу и видоизменяют векторы действия в течение времени. Рыночные преобразования в России послужили толчком к появлению новых противоречий в системе распределительных отношений общественного продукта. Раскрепощение производительных сил явилось причиной появления новых свойств и характера ранее действовавших конфликтов интересов, выявления новых противоречий, обусловленных рыночными распределительными процессами в обществе. Некоторые традиционные противоречия приобрели новое содержание в связи с укреплением вертикали государственной власти и значительным расширением самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности в обществе. Новое содержание противоречий потребовало усиления роли контрольно-аналитических форм регулирования распределительных процессов, т.к. расширение самостоятельности экономических субъектов должно иметь адекватное отражение повышения роли и значения контрольных функций в системе регулирования механизмов распределения общественного продукта в обществе. Чем больше самостоятельности у экономических агентов, больше количество хозяйствующих субъектов, тем сложнее и противоречивее распределительные процессы в обществе. Но увеличение количества противоречий в рыночных условиях не обязательно сопровождается аналогичным ростом элементов их сглаживания, т.к. растет качество процессов сглаживания противоречий распределительных отношений (в т.ч. с помощью финансовых контрольных рычагов).

Глубина противоречий интересов имеет абстрактную форму, которая приобретает конкретное содержание и практическую реализацию по мере выхода на поверхность всех форм и положений стоимостных и финансовых отношений в обществе. Традиционные противоречия между трудом и капиталом, абстрактной и меновой стоимостью товаров, работ и услуг, а также другие разнонаправленные интересы экономических агентов и структур имеют специфическую грань, порождающую появление на поверхности финансовых отношений элементов неформальных (теневых) видов экономической деятельности во всех сферах жизнедеятельности общества. Эта грань включает такие особенности, которые характеризуются спецификой финансов как распределительной категории. На всех этапах первичного, вторичного, третичного и последующих стадий распределения стоимости общественного продукта теоретически может присутствовать, а практически имеет место теневое (неформальное) изъятие и перенаправление стоимости в системе несогласованных интересов экономических агентов. Причины этого, на наш взгляд, не только в противоречиях личных, коллективных и общественных интересов, но и в содержании прибавочной стоимости. Каждый индивид оценивает стоимость своего труда не только с позиции рыночных индикаторов, но и с позиции личных амбиций, собственного восприятия своей "стоимостной" значимости как личности, которые зачастую превышают принятые обществом оценки. Такое внутреннее противоречие в процессе формирования прибавочной стоимости зачастую является причиной теневого изъятия части добавленной стоимости на всех стадиях воспроизводственных процессов, а также в процессах организации и управления жизнью обществом. Мотивация каждого индивида процессов повышения своего финансового благополучия, таким образом, служит толчком к формированию механизмов неформальной, искаженной экономики перераспределения стоимости общественного продукта и создаваемых общественных благ. К этому можно добавить мотивацию коллективных интересов (особенно монопольных производств), которые могут условно формально, но в действительности нерационально и неадекватно требованиям экономических законов перераспределять в свою пользу значительные объемы создаваемой в обществе стоимости совокупного общественного продукта.

Обобщая природу финансов как экономической категории, следует выделить противоречие формы и содержания этой категории, что априори приводит к возникновению разнонаправленных природных векторов действия всей системы финансовых отношений. Как правило, такая форма противоречий (форма и содержание) присуща всем экономическим категориям. Формы проявления финансов - это финансовые механизмы, функционирующие в обществе, складывающиеся в процессе реализации функций финансов. Как правило, форма категории "финансы" представляет практическую сторону финансовой деятельности. Содержание финансов, сущностная природа данной категории имеют абстрактную, научно обоснованную логику восприятия и познания в процессе обобщения данного понятия. Природа финансов не получила пока полного и достоверного научного обобщения, до настоящего времени ученые-экономисты не нашли однозначных и всеми признанных положений о сущности финансов, их содержании как экономической категории. Формы и механизмы финансового регулирования отражают только познанную обществом природу и содержание финансов. Таким образом, содержание финансов - это наука о финансах. Налицо традиционное противоречие между наукой и практикой. Поэтому противоречия между формой и содержанием финансов как экономической категории порождают нарушения объективных оптимальных финансовых пропорций расширенного воспроизводства, восстановлению которых и призван способствовать финансовый аудит и контроль. Финансовый аудит, таким образом, вынужден дополнять те сущностные элементы категории "финансы", которые не получили пока разрешения не до конца выявленных противоречий формы и содержания финансовых отношений в обществе.

Конфликт интересов может иметь различную глубину противоречий. Чем непримиримее противоречия, тем сильнее пропорции расширенного воспроизводства и распределительных отношений отклоняются от требований объективных экономических законов. Непримиримые противоречия могут привести к появлению кризисных явлений в развитии общества, поэтому контрольная функция финансов в этом случае имеет особо важное значение в плане обеспечения возможности выравнивания и сглаживания возникающих существенных диспропорций. Эти противоречия масштабные по объему, но незначительные по количеству. Диспропорции такого плана имеют стратегическое значение для общественного развития, и их выравнивание посредством контрольно-аналитических мероприятий (включая государственный финансовый аудит) является важнейшей задачей государственного развития. Антагонистические противоречия могут приводить к революционным общественным преобразованиям в целом или в отдельных секторах общественной жизни, в т.ч. в финансово-экономических отношениях, чему должен противодействовать финансовый контроль.

Стремление общественных сил к построению оптимальных процессов распределения общественных благ требует наличия механизмов не только государственного, но и общественного контроля за результатами распределительных отношений в обществе. Это прежде всего касается распределения материальных благ общества посредством системы финансовых отношений, где особое место отводится финансовому контролю. Вследствие такого обобщения взаимосвязи анализируемых явлений финансовый контроль в условиях усиливающихся конфликтов интересов в отношении распределения общественного продукта становится доминирующим элементом возможного сглаживания диспропорций развития общества.

Незначительные по глубине финансовые противоречия можно обобщать в большей степени как успешно сглаженные, нормально выстроенные стоимостные пропорции воспроизводства общественного продукта, которые отражают в основном требования действующих экономических законов. Складывающееся в этом случае положение характеризует распределительную с помощью финансовых отношений систему как требующую в первую очередь осуществления таких контрольных функций, которые отличаются по содержанию от контроля в условиях наличия существенных стоимостных противоречий. Данные отличия носят не принципиальный, а скорее технический характер. Эти противоречия значительны по количеству фактов, но незначительны по глубине противоречий каждого факта. Если в первом случае речь должна идти о кардинальных изменениях воспроизводственных пропорций в результате реализации контрольной функции финансов, то во втором случае - о незначительных корректировках процессов распределения совокупного общественного продукта общества (как правило, его отдельных составляющих). При этом содержание контрольно-аналитических действий должно улавливать значительно менее существенные причины и факторы, приводящие к возникновению несогласованных интересов, чем в случае обобщения экономических явлений, способствующих появлению глобальных макроэкономических противоречий в процессе распределения стоимости общественного продукта.

Переход России к рыночным механизмам функционирования экономики является ярким примером разрешения огромной глубины противоречий в процессах распределения совокупного общественного продукта. Громадная контрольно-аналитическая работа по обобщению результатов разгосударствления собственности проводится до настоящего времени. Это может характеризовать связь больших масштабов противоречий и соответственно им больших объемов финансово-аналитической контрольной работы. По аналогии с масштабными макроэкономическими противоречиями и методами их разрешения есть многочисленные примеры незначительных по глубине противоречий, которые требуют не столь объемной финансово-аналитической контрольной работы. К ним можно отнести многочисленные конфликты интересов на микроэкономическом уровне между трудом и заработной платой; акционерами и менеджментом; чиновниками и бизнесменами и др.

В самом распределительном процессе совокупного общественного продукта заложено внутреннее противоречие формируемых и получаемых результатов перераспределительных отношений. Фонды денежных средств, формируемые в результате распределительных процессов, имеют двойственный характер: с одной стороны, это действие механизмов изъятия стоимости, а с другой стороны - следствие пополнений в соответствующие фонды стоимостных поступлений. Например, любой бюджетный фонд общества - это своеобразные изъятия (расходы) для экономических агентов, а в целом для общества - это доходы (поступления) бюджетных и внебюджетных фондов. Заложенное противоречие требует детальных обоснований процессов сглаживания интересов экономических агентов и общества в целом. Контроль за состоянием сглаживания противоречивых интересов, анализ их содержания и природы возникновения заключается в поиске и обосновании компромиссных решений в системе распределительных финансовых отношений. Важным элементом является не только поиск оптимальных пропорций распределения, но и постоянный контроль за их выполнением, который призван при необходимости обеспечивать внесение изменений и поправок в перераспределительные процессы. Таким образом, важной сущностной функцией финансового контроля является обеспечение постоянного мониторинга хода распределительных процессов воспроизводственных отношений в обществе и информационное сопровождение органов власти и общественности о состоянии адекватности этих процессов требованиям действия объективных экономических законов.

Как в теоретических обобщениях, так и в практических действиях двойственный характер распределительных процессов часто находит выражение в таком понятии, как "централизованные и децентрализованные фонды". Такая трактовка должна рассматриваться с позиции относительности того объекта, к которому применяется понятие централизации. К примеру, областной бюджет является централизованным денежным фондом относительно ресурсов муниципальных образований, входящих в область. Одновременно с этим данный областной бюджет является децентрализованным фондом денежных средств относительно финансовых ресурсов федерального центра, т.к. центр видит закрепление (рассредоточение) бюджетных ресурсов за всеми нижестоящими бюджетами. Исходя из этого можно говорить о двойственной природе фондовой формы формирования денежных ресурсов в процессе распределения общественного продукта. Такая природа является следствием сущностного содержания единства и борьбы противоположностей - централизацией и децентрализацией общественного продукта, а следовательно, и фондов денежных средств. Поиску этих оптимальных пропорций должны способствовать не только теоретические обобщения сущности распределительных отношений, но и методические обоснования соответствующих расчетов по оптимизации структуры фондов денежных средств в направлении целесообразной концентрации в обществе. Контрольно-аналитические действия являются при этом необходимым элементом обобщения путей рационализации структуры общественного продукта в централизованных и децентрализованных фондах. Чрезмерная централизация финансовых ресурсов сдерживает заинтересованность производительных сил в динамичном развитии. Но определенные исторические этапы развития общества (войны, природные катастрофы) требуют централизованной мобилизации финансовых ресурсов.

Централизация и децентрализация могут рассматриваться укрупненно как распределение общественного продукта в разрезе государства и бизнеса. Интересы бизнеса и государства имеют разнонаправленные векторы неантагонистического характера. Сглаживание противоречивых экономических интересов осуществляется регулированием системы изъятия создаваемой бизнесом стоимости. Процессы регулирования изъятия стоимости, в результате которого формируются централизованные фонды, являются еще одним важным сущностным элементом контрольной функции финансов.

Как только стоимость общественного продукта в процессе распределительных отношений становится достоянием какого-либо экономического агента, возникает противоречие между коллективными и общественными интересами. Это противоречие реализуется в системе взаимодействия внутреннего и внешнего финансового контроля. Как правило, внутренний финансовый контроль отождествляется с известными, как правило, личностными факторами отраслевых и внутриведомственных положений. Внешний финансовый контроль, имеющий в большей степени независимую форму, не связан ведомственными или отраслевыми особенностями и ограничениями. Он в большей степени, чем внутренний контроль, ориентирован на объективное обобщение всех возможных отклонений от нормативных, законодательно установленных процессов денежно-финансовых отношений в системе функционирования экономических агентов. Противоречия внешнего и внутреннего контроля сглаживаются разработкой единой методической базы осуществления контрольно-аналитической деятельности и, естественно, наличием и дальнейшим совершенствованием единого законодательного экономического пространства государства.

Централизация и децентрализация финансовых ресурсов может осуществляться по одноканальным и многоканальным схемам. Сейчас в обществе превалирует многоканальная система перераспределения ресурсов. Здесь тоже наблюдаются противоречия количества и качества форм перераспределительных процессов. Чем больше количество каналов, тем ниже качество распределительных процессов, т.к. усложняются процессы контрольно-аналитической деятельности за ходом этих процессов. Одноканальные схемы упрощают формы контрольно-аналитической работы, но требуют сложных методических обоснований соответствующих расчетов, которые обеспечивают оптимальное соотношение финансовых потоков при централизации и децентрализации финансовых ресурсов. Учитывая эти положения, контрольно-аналитическая деятельность призвана способствовать выработке рациональных предложений по количественному составу каналов распределения финансовых ресурсов в обществе. Отслеживание многочисленных распределительных каналов движения стоимости также усложняет проведение контрольной работы. Например, система расщепления налогов по уровням бюджетной системы в настоящий момент пришла в противоречие с интересами различных уровней власти по поводу формирования собственной ресурсной базы. Устранению этого противоречия призван способствовать механизм формирования доходной базы по уровням бюджетов по принципу "один налог - один бюджет".

Двойственный характер имеют не только общественные, но и любые другие формируемые в обществе фонды как результаты распределительных процессов. Такими же чертами обладают деньги - как материальная основа финансов и основополагающий эквивалент стоимости. С одной стороны, деньги - это самый ликвидный специфический товар, который обеспечивает практически все товарообменные операции. Обезличенная денежная масса - это элемент обеспечения натурально-стоимостных воспроизводственных пропорций государства. С другой стороны, как только фондовый механизм распределения стоимости приобретает денежное содержание, деньги получают новое качество - они теряют обезличенную форму и становятся собственностью экономических агентов общества. В этом случае осуществляется их непосредственная связь с человеческим фактором, где могут проявляться меркантильные личностные интересы, служащие почвой для теневой экономики. Поэтому денежные потоки должны постоянно сопровождаться системой контрольных мероприятий по анализу, выявлению и пресечению возможных злоупотреблений в финансовой сфере общества.

Форма образования денежных фондов и механизм их использования в процессе перераспределения стоимости общественного продукта также являются элементами противоречий финансовых отношений в обществе. Образование фондов носит общественный, как правило, коллективный характер, в процессе их формирования участвуют все производительные силы общества (корпоративный сектор и государственный сектор). Формирование общественных фондов потребления происходит на трех стадиях воспроизводственного процесса: производство, распределение и обмен. Конечное использование общественных фондов характеризуется в большей степени индивидуальной формой потребления. Оно осуществляется на четвертой стадии воспроизводственного процесса. Четвертая стадия - это процесс потребления, где ничего не создается. Таким образом, отдельные черты четвертой стадии воспроизводственного процесса входят в противоречие с тремя предыдущими стадиями, где присутствует производство общественного продукта. Противоречивый характер процессов образования и потребления фондов требует наличия сглаживающих механизмов, отмеченной особенности конфликта интересов системы финансовых отношений, которые должны обеспечиваться соответствующими контрольными функциями, приводящими к достижению баланса ресурсов (доходов и расходов) общественных фондов потребления. Содержание данной контрольной функции должно включать методологическое обоснование процессов накопления и потребления в обществе.

Баланс экономических интересов носит форму как горизонтального, так и вертикального сглаживания противоречий в обществе. Горизонтальное сглаживание затрагивает интересы воспроизводственных пропорций в разрезе территориального размещения производительных сил общества и создаваемого в субъектах общественного продукта. Как правило, экономические потенциалы субъектов федерации, создаваемые производительными силами на душу населения, неодинаковы. Государственные интересы превалируют над территориальными внутри единого государственного пространства, поэтому создаваемый совокупный общественный продукт перераспределяется между субъектами федерации. Такое перераспределение, обеспечиваемое соответствующими централизованными государственными фондами, является сутью сглаживания территориальных противоречий в обществе и обеспечения сбалансированности общественных фондов (по доходам и расходам) в разрезе всех субъектов федерации. Сглаживание этих противоречий в территориальном разрезе не должно приводить к необоснованному изъятию у одних и необоснованному увеличению финансовых ресурсов у других субъектов федерации. Финансовый контроль должен обеспечивать оптимальность этих пропорций распределения.

Вертикальное согласование экономических интересов различных уровней власти в государстве обеспечивает балансировку административных полномочий и обеспечивающих их финансовых ресурсов. Перераспределение финансовых ресурсов для сбалансированности полномочий (расходов) и поступлений (доходов) осуществляется закреплением возможности изъятия части созданной стоимости по уровням власти в обществе. В процессе как горизонтального, так и вертикального согласования финансовых противоречий контрольная функция финансов имеет важное значение для обеспечения сбалансированных пропорций развития общества.

Распределительная функция финансов проявляется не только в воспроизводственном процессе на этапах создания новой стоимости, которая создается живым трудом. Большое значение отводится распределительной функции финансов в процессах воспроизводства и разгосударствления орудий труда, которые характеризуются овеществленным трудом. В процессе воспроизводства орудий труда обществу выгодно постоянно модернизировать производство, вводить в действие новые, более производительные орудия труда. Экономическим агентам это не всегда выгодно, орудия труда эксплуатируются зачастую до физического износа. Но технический прогресс должен учитывать моральный износ орудий труда, поэтому государство устанавливает обязательства создания соответствующих воспроизводственных (амортизационных) фондов для необходимости воссоздания стоимости орудий труда в обществе. Здесь, как и положено, превалируют интересы общества, которые в меру целесообразности согласовываются с экономическими агентами. Анализ и контроль за согласованием этих противоречий в интересах общества являются специфической стороной финансовых отношений в обществе.

Все стадии финансового контроля (предварительный, текущий и последующий) в процессе воспроизводства имеют свои специфические особенности, вызываемые предметом обобщения: планируемые, исполняемые и отчетные воспроизводственные процессы. Противоречия между предварительным, текущим и последующим финансовым контролем сглаживаются в процессе проведения текущих контрольных мероприятий путем корректировки посредством найденных отклонений от первоначальных планов воспроизводственных процессов. При этом чем меньше процедур сглаживания, тем совершеннее система предварительного распределения общественного продукта в обществе, тем глубже мы проникли в сущность и содержание финансов.

Одним из важнейших этапов планируемых процессов являются механизмы массовой приватизации стоимости государственного имущества. Здесь сплетаются интересы государства, корпораций и личности. Государственные интересы заключаются в наиболее рациональном закреплении имущества за собственниками, которые будут добиваться высокой эффективности своих бизнес-структур. Интересы бизнес-структур и конкретных личностей будут не в полной мере совпадать с интересами государства, которое, к примеру, может выставить одним из условий приватизации сохранение определенных производственных взаимосвязей продаваемых (или передаваемых) предприятий. Это можно сделать, к примеру, путем обязательной продажи (или закрепления) доли акций смежников друг за другом. Такая постановка вопроса требует глубокой финансово-аналитической и контрольной проверочной работы на предварительных этапах распределения овеществленного труда в обществе.

Рыночные отношения по-новому высветили процессы приватизации овеществленной государственной стоимости общества и использования государственных и корпоративных ресурсов. Активы государства, имущественные комплексы продаются по рыночным оценкам. На первоначальном этапе приватизации активы практически безвозмездно передавались в собственность трудовых коллективов. Сейчас эти процедуры имеют цивилизованные рыночные рамки, реализация которых требует постоянной контрольно-аналитической работы по выявлению рациональных путей продажи государственных активов в государственных интересах. Аналогично этому и бизнес, и государство в процессе использовании своих финансовых ресурсов использует конкурсные процедуры при закупке товаров, работ и услуг, что призвано снижать затраты финансовых средств и сокращать затраты труда на создание общественного продукта. Контроль за этими процессами составляет новое содержание финансовой работы в товарно-денежном обращении общества.

Определенное противоречие природы финансов в части распределительной функции присутствует в содержании этой категории и формах учета воспроизводственных процессов движения совокупного общественного продукта. В государственных масштабах учетные формы представляет система национального счетоводства, где обобщаются результаты всех распределительных воспроизводственных процессов. На более низших уровнях общественного устройства данное движение фиксируется системой бухгалтерского учета. Учетные формы в виде балансов движения стоимости общественного продукта на уровне государства и бухгалтерских балансов на нижестоящих уровнях требуют адекватного отражения структуры, объемов и динамики финансовых пропорций. Сущностное содержание финансов требует детального не только количественного, но и качественного отражения всех воспроизводственных процессов в обществе. Чем детальнее и подробнее учитывать динамику всех количественных и качественных воспроизводственных процессов движения совокупного общественного продукта, тем глубже и детальнее можно проникнуть в сущностное содержание природы финансов. Интересы же системы учета несколько противоположные. Они заключаются в упрощении и унификации системы учета. Поэтому контроль согласования этих интересов является также важной задачей финансового макро- и микроанализа.

Теоретические положения природы финансов, контрольной функции финансов в процессе распределения стоимости общественного продукта, их противоречия находят практическую реализацию в повседневной финансово-экономической деятельности в обществе. Многие поднятые в статье проблемы разрешения противоречий носят законодательный характер, который требует постоянного совершенствования.

Таким образом, контрольная функция финансов в обществе имеет сложную, многогранную природу формирования и проявления. Она охватывает все воспроизводственные процессы формирования и использования стоимости совокупного общественного продукта. Противоречия финансов как экономической категории в процессе распределения совокупного общественного продукта порождают необходимость применения различных форм и методов осуществления финансового контроля, который требует в условиях динамичного изменения системы производственных отношений как глубоких теоретических исследований, так и применения новых, более прогрессивных форм его осуществления на практике.

Литература

  1. Барулин С.В., Барулина Е.В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему // Финансы. 2007. N 7.
  2. Лушин С.И. О функциях финансов. Исторический аспект // Финансы. 2005. N 7.
  3. Барулин С.В., Ковалева Т.М. Сущность финансов: новые реалии // Финансы и кредит. 2004. N 5.
  4. Черкасов Е.В. Финансы: теоретический аспект // Финансы. 2010. N 6.
  5. Родионова В.М. Сущность финансов и их роль в рыночной экономике // Финансы. 2010. N 6.
  6. Государственные и территориальные финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Сергеева, А.Г. Мнацаканяна. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2008.