Денежные суррогаты и иные квазиденежные платежные средства *
<*> Kucherov I.I. Cash equivalents and otner quasi-monetary means of payment.Кучеров Илья Ильич, заведующий кафедрой финансового и налогового права ВГНА Минфина России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
В статье на основе анализа различных научных подходов, существующего нормативного регулирования и исторических примеров выводится определение денежных суррогатов.
Ключевые слова: деньги, платежные средства, денежные суррогаты, денежное обращение, ценные бумаги, облигации.
On the basis of analysis of various scientific approaches, the existing normative regulation and historical examples the article makes a definition of cash equivalents.
Key words: money, means of payment, cash equivalents, monetary turnover, securities, bonds.
В самом общем смысле в качестве денежного суррогата (от лат. surrogatus - поставленный вместо другого) следует рассматривать любое платежное средство, используемое в обращении и при расчетах наряду с законными платежными средствами. Полагаем, что вопрос о возникновении отличных от денег платежных средств и о возможности их использования возник лишь тогда, когда обозначилась монополия государства на денежную эмиссию. До этого момента правовая проблема использования таких средств отсутствовала как таковая, поскольку правом чеканки пользовался неограниченный круг лиц, а наряду с собственно деньгами в обращении находились разнообразные товарные деньги. Лишь с утверждением государственной денежной монополии возникли предпосылки для правовой идентификации денежных суррогатов и иных платежных средств и обозначилась потребность в принятии мер по ограничению их использования.
Во многом возникновение денежных суррогатов являлось следствием неразвитости денежного обращения, которое не удовлетворяло в полной мере потребности гражданского оборота. Изначально предметы, служащие подобием денег, позволяли нивелировать издержки денежного обращения, обусловленные, в частности, нехваткой официальных денежных знаков. При этом не стоит думать, что изготовление денежных суррогатов всегда связывалось с деятельностью частных лиц, которые вбрасывали их в обращение. На самом деле история знает немало примеров, когда различного рода заменители законных платежных средств вводились в обращение самим государством либо им санкционировалось их использование. В этом смысле показателен исторический факт того, что в Московском государстве в XVII в. суррогатом денег служили меха пушных зверей, которые из-за недостатка денег официально принимались казной в уплату торговых пошлин <1>.
<1> Подробнее см.: Шейнин Л.Б. Таможенные книги Московского государства XVII века. Северный речной путь: Устюг Великий, Сольвычегодск, Тотьма (опыт финансово-экономического и правового исследования) // Таможенное дело. 2006. N 3, 4; 2007. N 1.Денежные суррогаты как некие платежные средства, используемые наряду с законными платежными средствами, традиционно противопоставляются последним. При этом как первые, так и вторые в совокупности составляют объекты денежного обращения. В связи с этим возникает вопрос: что непосредственно следует рассматривать в качестве денежных суррогатов, каковы их сущностные правовые признаки и как они соотносятся с законными платежными средствами?
Анализ соответствующих литературных источников позволяет заключить, что категория "денежные суррогаты" всегда трактовалась правоведами достаточно широко и неоднозначно. В частности, в отдельные периоды теория права исходила из того, что в качестве денежных суррогатов рассматривались даже государственные кредитные билеты, имеющие бумажную форму, которые во второй половине XIX в. в России официально находились в обращении наряду с золотыми и серебряными монетами. Так, приняв во внимание тот факт, что размен кредитных билетов на монету был прекращен, П.П. Цитович пришел к выводу, что они перестали являться деньгами в чистом виде, а уподобились денежным суррогатам, поскольку в отличие от монет их ценность не определялась содержанием в них ценного металла <2>. В этом смысле ущербность бумажных денег по сравнению с металлическими деньгами отмечалась и другими авторами. В частности, утверждалось, что бумажные деньги, не обладая качествами истинных денег, являются лишь "представителями" последних <3>. Постепенно, по мере демонетизации серебра, а затем и золота, сомнения относительно состоятельности бумажных денежных знаков отпали, и их перестали причислять к денежным суррогатам.
<2> Цитович П. Деньги в области гражданского права. Харьков, 1873. С. 36 - 37.<3> Литовченко М. Деньги в гражданском праве. Киев, 1887. С. 24.
В XIX в. также весьма распространенной являлась точка зрения, согласно которой в качестве денежных суррогатов рассматривались ценные бумаги на предъявителя, выдаваемые частными лицами и предусматривающие выплату определенной денежной суммы. На теоретическом уровне массовый выпуск таких бумаг противопоставлялся официальной денежной эмиссии, и они рассматривались в качестве некоего подобия бумажных денег. В то время К.П. Победоносцев в этой связи отмечал, что всякому частному лицу, с общей точки зрения, должна быть предоставлена свобода в выпуске бумаг на предъявителя. Но на деле эта свобода ограничена по двум причинам. Во-первых, потому что эти бумаги суть носители ценностей; ценности же создаются здесь искусственно посредством кредита, "а кредит одной личности дело шаткое и обманчивое; доверяться ему опасно". Во-вторых, потому что государство само по преимуществу выпускает подобные ценности в виде бумажных денег, а если на денежном рынке появится слишком много безымянных кредитных бумаг, выпущенных частными лицами, то может произойти сильное действие их на ценность государственных денежных знаков <4>.
<4> Цит. по: Нерсесов Н.О. О бумагах на предъявителя с точки зрения гражданского права. М., 1889.Довольно распространенной являлась теория, имеющая в своей основе уподобление деньгам векселей <5>. Соответствующие идеи впоследствии получили развитие в трудах многих ученых, векселя стали позиционироваться как денежные суррогаты, при этом обращалось внимание на необходимость известного ограничения вексельного обращения. По мнению О.С. Иоффе, основной причиной недопущения выпуска векселей на предъявителя являлась опасность появления в хозяйственном обороте суррогатов денежных знаков <6>. Отдельными современными авторами векселя также рассматриваются в качестве денежных суррогатов <7>. При этом, правда, уже окончательно не осталось места указанному выше отождествлению, поскольку на теоретическом уровне выявлены основные характерные особенности векселя, отличающие его от денег. Так, в отличие от последних, вексель может выражать любую денежную сумму, т.е. не ограничен определенным номиналом, может быть создан частным лицом и, являясь срочным долговым обязательством, может служить различным целям, сохраняя при этом ценность в пределах любых юрисдикций <8>.
<5> Катков В.Д. Общее учение о векселе. Харьков, 1903. С. 44.<6> Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 689.
<7> Новиков С., Амосов В. Сущность векселей и порядок их учета // Хозяйство и право. 1998. N 10. С. 72.
<8> Ротко С.В. Вексель, деньги и денежные обязательства: правовая регламентация в процессе развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 7. С. 27 - 36.
К разряду денежных суррогатов отдельные авторы относят чеки <9>. К денежным суррогатам в принципе можно причислить и другие виды ценных бумаг, поскольку все они в той или иной степени служат делу обращения и расчетов. Не случайно на теоретическом уровне существует подход, согласно которому к разряду "квазиденежных средств" следует относить всю совокупность ценных бумаг <10>. Тем не менее данный подход вряд ли может быть воспринят безоговорочно, поскольку он не позволяет уяснить существа рассматриваемых правовых категорий.
<9> Подробнее см.: Ротко С.В. Чек как торговая ценная бумага // Юрист. 2010. N 8. С. 60 - 64.<10> Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2 т. / Пер. с фр. М., 1994. Т. 1. С. 589.
Полагаем, что при выявлении сущностных правовых признаков денежных суррогатов в первую очередь следует принять во внимание не столько факт использования того или иного денежного инструмента в качестве средства обращения и расчетов, сколько факт санкционирования этого процесса государством. С этих позиций векселя, чеки и иные ценные бумаги, выпущенные в обращение в соответствии с законодательством, хотя и могут с известной долей условности позиционироваться как денежные суррогаты, однако с правовой точки зрения таковыми не являются, поскольку их выпуск санкционирован государством.
Отечественная история финансов имеет немало примеров, когда государство не только санкционировало выпуск ценных бумаг и других документов, фактически являющихся денежными суррогатами, но и являлось их эмитентом. В большинстве своем это обусловливалось периодически возникающими в стране проблемами в области товарного рынка и денежного обращения.
Так, в период после НЭПа, сопровождавшийся дефицитом товаров, в обращение массово выпускались ценные бумаги, по большей части облигаторной природы, отдельные из которых фактически являли собой примеры денежных суррогатов. Примечательно, что подобные документы зачастую выпускались не от имени самого государства, а имели своими эмитентами различные государственные организации. В этой связи можно упомянуть так называемые тракторные обязательства, выпускавшиеся Всесоюзным автомобильно-тракторным объединением, автомобильные и велосипедные обязательства Всесоюзного объединения машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, обязательства по фототоварам Всесоюзного объединения оптико-механической промышленности и другие обязательства, погашение которых предполагалось осуществлять деньгами <11>.
<11> Габов А.В. Ценная бумага в российском праве: некоторые страницы истории появления ее современного определения // Предпринимательское право. 2010. N 2. С. 46 - 52.Практика использования различного рода документов в качестве квазиденежных платежных средств имела место и в более поздний советский период. Широкую известность, в частности, имели чеки Внешторгбанка СССР, которые использовались при оплате товаров, приобретаемых в специализированных магазинах по торговле на иностранную валюту (типа "Березка"), принадлежавших Всесоюзному объединению "Внешпосылторг". В соответствии с Инструкцией Внешторгбанка СССР от 10 декабря 1976 г. N 8 "О счетах и вкладах в иностранной валюте и в рублях" советские организации, принявшие чеки при расчетах за проданный товар или оказанные услуги, предъявляли их для оплаты Внешторгбанку СССР. Это позволяло существенно ограничить использование советскими гражданами иностранной валюты в качестве платежного средства.
В 90-х гг. прошлого столетия уже в Российской Федерации в условиях разрастающегося экономического кризиса повсеместное распространение получила практика денежных зачетов, представляющих собой неденежную форму расчетов, которая в конечном счете не только получила поддержку со стороны государства, но и была использована последним в интересах публичных финансов <12>. Результатом этого явился выпуск в обращение различных государственных ценных бумаг, которые фактически использовались в качестве средств обращения и расчетов. К примеру, в Докладе Банка России от 17 сентября 1997 г. "О проблеме неплатежей в российской экономике и возможных путях ее решения" <13> отмечалось, что ухудшение финансового положения производителей стало основным фактором сужения налоговой базы государства и, соответственно, сокращения налоговых поступлений в бюджет. Следствием этого стали усиление давления государственного долга на кредитные ресурсы банков, распространение денежных суррогатов, эмитируемых центральными и региональными властями. На счет денежных суррогатов, в частности, отнесены эмитированные в 1995 - 1996 гг. казначейские обязательства и казначейские налоговые освобождения, использовавшиеся вместо бюджетных расходов в денежной форме.
<12> Подробнее см.: Исаев И.А. О сущности и формах зачета // Журнал российского права. 2005. N 2.<13> Вестник Банка России. 1997. N 61 - 62.
Позволяя в кратковременной перспективе разрешить те или иные экономические проблемы, денежные суррогаты и иные квазиденежные платежные средства тем не менее создают опасную конкуренцию валюте соответствующего государства и в значительной степени дезорганизуют его денежное обращение. Не случайно общепринятой финансовой практикой является существенное ограничение использования денежных суррогатов или полное исключение их из обращения. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 292 "Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1996 году и задачах на 1997 год" <14> предусматривалось в целях нормализации расчетных отношений, повышения финансовой дисциплины и эффективности использования бюджетных средств осуществить вытеснение из денежного оборота наряду с иностранной валютой также и денежных суррогатов. В этой связи уместно заметить, что сама иностранная валюта, которая в принципе может ограниченно использоваться в качестве платежного средства на территории того или иного государства, к денежным суррогатам не относится, поскольку имеет статус законного платежного средства на территории государства-эмитента.
<14> Собр. законодательства Российской Федерации. 1997. N 11. Ст. 1329.Вместе с тем все перечисленные выше примеры использования тех или иных квазиденежных платежных средств относятся на счет документов, выпуск которых осуществлялся самим государством или был им санкционирован. С правовой точки зрения соответствующие документы, хотя по факту и использовались в качестве средства обращения и расчетов, денежными суррогатами, как уже отмечалось, не являлись, поскольку вводились в обращение на вполне законных основаниях. Указанные выше документы можно отнести на счет так называемых специальных законных платежных средств, поскольку их обращение основывалось на установленной в императивной форме необходимости их использования в определенных законодательством случаях <15>.
<15> Подробнее см.: Мансуров Г.З. К проблеме пределов применения денежных суррогатов // Банковское право. 2004. N 4.Теория специальных законных платежных средств разработана и введена в научный оборот Л.А. Лунцем, который, в частности, относил к ним платежные средства, ограниченно используемые в строго определенных законодательством случаях. В качестве примера подобных платежных средств им упоминалась иностранная валюта <16>.
<16> Лунц Л.А. Деньги и денежные обязательства в гражданском праве. М., 1999. С. 94 - 95.К специальным законным платежным средствам специалисты причисляют также военные деньги <17>. К последним, в частности, относятся так называемые оккупационные денежные знаки, эмитировавшиеся как в денежных единицах оккупированных территорий, так и в валюте оккупирующих стран. Данные платежные средства использовались исключительно на захваченных территориях, при этом к обращению на территориях метрополий не допускались. К военным деньгам также относятся денежные знаки, эмитировавшиеся государствами-освободителями. Так, на конференции руководителей СССР, США и Великобритании, состоявшейся в 1943 г. в Тегеране, были приняты принципиальные положения об организации послевоенного устройства Европы, в т.ч. о выпуске денежных знаков для обращения на освобожденных от фашизма территориях <18>.
<17> Марамыгин М.С., Балашов А.В. Деньги и денежные суррогаты в российской экономике. Екатеринбург, 2000. С. 101.<18> Подробнее см.: Соколов Б.И. Военные денежные знаки // Реформы и право. 2010. N 2. С. 7 - 12.
Сущностным моментом при определении собственно денежных суррогатов, которые фактически представляют собой негосударственные платежные средства, следует расценивать то обстоятельство, что они обладают лишь отдельными (но не всеми) признаками законных платежных средств. Сходство в основном проявляется в том, что денежные суррогаты, так же как и деньги, используются в качестве средства обращения и расчетов. Однако при этом они не являются обязательными к приему всеми, поскольку их использование не обеспечено государственным принуждением. В отличие от денег, как мы уже выяснили, выпуск денежных суррогатов не осуществляется государством и, более того, им не санкционируется, т.е. имеет в своей основе самовольный характер.
Одним из показательных примеров выпуска в обращение денежных суррогатов может служить несанкционированная денежная эмиссия, имевшая место в сравнительно недалеком прошлом. Так, после упразднения в 1991 г. Госбанка СССР ряд вновь образовывавшихся государств в явочном порядке осуществили выпуск в обращение своих денежных знаков. В результате в денежном обороте наряду с официальными денежными знаками де-факто появились многочисленные денежные суррогаты <19>. Позднее аналогичная тенденция получила развитие в отдельных регионах Российской Федерации, которые также отметились выпуском денежных суррогатов. В этом смысле наибольшую известность получили так называемые уральские франки. Ущербность подобных платежных средств заключалась в том, что в первом случае их выпуск осуществлен публичными правовыми образованиями, еще не завершившими процесс оформления государственного суверенитета в части денежной эмиссии, а во втором случае - публичными правовыми образованиями, не обладавшими соответствующими полномочиями.
<19> Генкин А.С. Денежные суррогаты в российской экономике. М., 2000. С. 12.В основе выпуска денежных суррогатов может лежать и сугубо частная инициатива. В этом случае следует вести речь уже о так называемых частных деньгах, выпускаемых лицами частного права. К подобным денежным суррогатам, в частности, можно отнести различного рода платежные средства (боны, жетоны, купоны, талоны и т.п.), выпускаемые в обращение негосударственными организациями, например, в целях осуществления коммерческих расчетов.
В отношении обращения денежных суррогатов традиционно устанавливались специальные правовые запреты.
В ст. 1150 Уложения о наказаниях (в ред. Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета от 23 ноября 1870 г.) определялось, что "частным лицам и обществам воспрещается выпускать безыменные денежные знаки в виде марок, квитанций, ярлыков и всяких других знаков или обязательств на предъявителя, содержащие в себе обещание определенной суммы деньгами...".
В ранний советский период согласно Циркуляру НКФ СССР от 5 октября 1923 г. N 17 "О недопущении выпуска суррогатов дензнаков" несанкционированный выпуск денежных суррогатов приравнивался к подделке денежных знаков <20>. Позднее Постановлением ВЦИК, СНК РСФСР от 20 июня 1935 г. "О дополнении Уголовного кодекса РСФСР статьей 128-г" <21> в уголовное законодательство была введена ст. 128-г, согласно которой уголовно наказуемым определялся выпуск учреждениями, предприятиями и общественными организациями всякого рода займов, облигаций и других видов ценных бумаг, а также бон и иных денежных суррогатов. Преступным также определялся прием в уплату указанных ценных бумаг или денежных суррогатов вместо денег в магазинах, лавках, ларьках и других розничных торговых предприятиях.
<20> Законы о деньгах и валютных операциях: Сб. декретов и других постановлений о денежном обращении, сделках со звонкой монетой, иностранной валютой и проч. / Под ред. А.М. Винавера. М., 1924. С. 41.<21> СУ РСФСР. 1935. N 17. Ст. 169.
В Российской Федерации также установлен и действует прямой запрет на выпуск денежных суррогатов. Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" введение на территории Российской Федерации каких-либо иных (отличных от рубля) денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Данный запрет распространяется на сферу публичных финансов и исключает возможность использования каких-либо иных платежных средств в качестве официальных денежных знаков.
С учетом изложенного денежный суррогат может быть определен как платежное средство, не отвечающее признакам законного платежного средства и не являющееся специальным законным платежным средством, выпуск в обращение которого запрещен государством и наказуем в соответствии с законодательством.