Проблемы доказывания умысла по делам о незаконных рубках лесных насаждений
Трухин Сергей, федеральный судья Яранского районного суда Кировской области.
Когда подозреваемые в незаконной рубке (ст. 260 УК РФ) задержаны сотрудниками правоохранительных органов или лесничества с поличным на месте незаконной рубки и действия этих лиц доказываются наличием свежеспиленных деревьев, орудий лесопиления, лесозаготовительной техники и т.п., при доказывании умысла данных лиц нередко возникают трудности. Связаны эти сложности с тем, что субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной формой вины, а умысел предполагает осознание виновным незаконного характера совершаемой им рубки.
Однако задержанные утверждают, что их наняло лицо, с которым они познакомились случайно через газету объявлений, Интернет или другими способами. Наниматель заверил, что на законных основаниях имеет лесосеку, которую нужно вырубить, а затем привез бригаду в лес, показал место, где рубить, и они, считая, что действуют законно, проводили лесозаготовку. И только задержавшие их представители власти сообщили о незаконности рубки; телефон нанимателя они потеряли, какие-либо контакты с ним утратили. Позиция защиты состоит в том, что подозреваемые не осознавали незаконного характера совершенной рубки, поэтому исключает их вину в содеянном. При таких обстоятельствах следственные органы нередко в отношении членов бригады, умысел которых не доказан, уголовное преследование прекращают, а возбуждают дело в отношении неустановленного лица.
В подобной ситуации следует учитывать, что согласно ст. 14 УПК РФ в пользу подозреваемых толкуются только неустранимые сомнения, что обусловливает необходимость проверки всех возможных версий, исследования и сопоставления всех доказательств по делу, а не только показаний подозреваемых об отсутствии умысла. Что же нужно установить и проверить?
Конечно, правила лесозаготовки, установленные Лесным кодексом РФ и Правилами заготовки древесины, утвержденными Приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 184 <1>, весьма объемны, и не каждый, даже ранее работавший на лесозаготовках человек, способен знать их в полном объеме. Кроме того, некоторые нарушения правил заготовки древесины могут объясняться не осознанием незаконного характера рубки, а простым нежеланием рубщиков эти правила соблюдать (например, невыполнение обязанностей по проведению инструктажа по технике безопасности перед рубкой, по уборке порубочных остатков после рубки и т.п.).
<1> Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 184 "Об утверждении Правил заготовки древесины" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 48.В то же время часть Правил лесозаготовки настолько очевидна, логична и вытекает из существа рубки, ее характера и технологического процесса, что несоблюдение этих правил лицом может указывать на его умысел при совершении незаконной рубки: лица, имеющие теоретические знания и практический опыт лесозаготовок, прошедшие необходимое обучение по соответствующим специальностям, а также бывшие работники лесничеств и лесхозов, вальщики древесины, водители лесовозной техники и иные лица, ранее неоднократно работавшие на законно отведенных лесосеках, независимо от уровня усвоения знаний и практических навыков, не могут не знать основные правила лесозаготовок ввиду их очевидного характера, обусловленного самой технологией рубок.
Так, согласно ст. ст. 16, 17, 25, 29, 30 Лесного кодекса РФ, а также п. п. 14 - 18, 20, 24, 27 - 30, 52 - 55 Правил заготовки древесины, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. N 184, перед началом каких-либо лесозаготовительных работ должна отводиться лесосека и производиться ее таксация, затем осуществляться работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек с установкой деляночных столбов и прорубкой визиров границ лесосеки и волоков, составление плана лесосеки и ведомости перечета деревьев; клеймение деревьев, подлежащих выборочной рубке (при выборочной рубке); обязательно составляется технологическая карта.
Исходя из требований указанных нормативных актов, лицо, которое нанято законным лесозаготовителем, приехав на отведенную по всем правилам лесосеку, должно там увидеть:
- деляночные столбы по углам лесосеки, определяющие ее границы, на которых имеется надпись с указанием номеров квартала и выдела (выделов), вида мероприятия (сплошная рубка, выборочная рубка и т.п.), года, на который предусмотрена рубка, номера и площади лесосеки в гектарах;
- визиры, представляющие собой затески на деревьях, растущих по границам лесосеки в линию от одного углового деля - ночного столба к другому, и определяющие границы лесосеки;
- визиры волоков, по которым следует трелевать древесину из леса;
- клейма на деревьях, подлежащих выборочной рубке (которую, как правило, и используют преступники при незаконных рубках); неклейменные деревья рубить нельзя.
Кроме того, у кого-либо из членов бригады лесорубов, как правило, бригадира, должны быть план лесосеки и технологическая карта разработки лесосеки, в соответствии с которыми и может производиться лесозаготовка - прорубаться волока, заготавливаться древесина, трелеваться и складироваться на погрузочном пункте (эстакаде) и т.п. Проведение лесозаготовки хаотично, без технологической карты уже само по себе может свидетельствовать о незаконности рубки. При сплошной легальной рубке спиливаются все деревья в границах делянки, ограниченной по периметру деляночными столбами - в том числе и гнилые, и сухостой, а не только отборный деловой лес (за исключением оставляемых согласно плану лесосеки и технологической карте отдельных деревьев и кустарников или их групп).
Какая категория лиц обладает указанными основными знаниями по Правилам заготовки древесины? В первую очередь - это лица, прошедшие соответствующее обучение. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 250407 "Технология лесозаготовок", утвержденному Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010 г. N 687 <2>, на базе образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии производится обучение по специальности "технология лесозаготовок" с присвоением квалификации "техник-технолог" или "старший техник-технолог".
<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 41.В соответствии с п. п. 4.3.1 и 4.4.1 указанного Образовательного Стандарта одним из видов деятельности, по которым готовятся указанные специалисты, являются разработка и внедрение технологических процессов лесозаготовок. Согласно приложению "Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО" указанного Образовательного Стандарта, к таким профессиям относятся вальщик леса, водитель автомобиля, машинист трелевочных машин, тракторист по подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса.
Согласно таблице 3 "Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки" указанного Образовательного Стандарта, обучающийся должен знать и иметь практический опыт таксационных измерений, разработки и внедрения технологических процессов лесозаготовок, определения основных древесных пород и сортов древесных материалов, использования машин, механизмов и оборудования при проведении лесозаготовительных и лесоскладских работ, составлять технологические карты.
Также на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 151013.01 "Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин", утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г. N 566 <3>, лица, обучаемые по соответствующей специальности - машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, должны уметь использовать правила организации лесосечных работ, погрузки и разгрузки древесины, пользоваться технологическими картами, различать породы деревьев и определять их категорию, знать технологический процесс лесозаготовок, схемы освоения лесосек и др.
<3> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 11.Таким образом, лица, имеющие теоретические знания и практический опыт лесозаготовок - прошедшие необходимое обучение по соответствующим специальностям, а также бывшие работники лесничеств и лесхозов, вальщики древесины, водители лесовозной техники и иные лица, ранее неоднократно работавшие на законно отведенных лесосеках, независимо от уровня усвоения знаний и практических навыков, не могут не знать вышеперечисленные основные Правила лесозаготовок ввиду их очевидного характера, обусловленного самой технологией рубок.
Поэтому необходимо установить, какое образование, специальность, навыки практической работы, стаж в сфере лесозаготовок имеется у каждого члена бригады. Указанную информацию можно получить в ходе допроса каждого подозреваемого как о себе, так и о других соучастниках. Аналогичную информацию нужно запросить в соответствующих учебных заведениях, лесничествах, у официальных лесозаготовителей и т.п., расположенных на близлежащей территории (их круг может быть расширен в зависимости от известной следствию информации).
При установлении конкретных учебных заведений, где обучались подозреваемые по профессиям, связанным с лесозаготовками, оттуда необходимо запросить учебную программу по специальным дисциплинам и практикум по правилам лесозаготовок, табеля о сдаче обучавшимся указанных предметов, копии дипломов, свидетельств об образовании и т.п.
При выявлении у кого-либо из подозреваемых стажа работы в органах федерального лесного агентства, лесничествах необходимо запросить копии приказов об их назначении на должность, трудовых договоров (контрактов), должностные инструкции с отметками об ознакомлении с ними уличаемых лиц.
Кроме того, необходимо получить в органах внутренних дел и лесничествах сведения о том, привлекались ли ранее подозреваемые к уголовной ответственности, проводились ли в отношении их доследственные проверки в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК РФ, возбуждалось ли производство об административных правонарушениях по фактам незаконных рубок леса, иных нарушений законодательства при осуществлении лесозаготовительных работ.
Даже если в отношении подозреваемых ранее уже отказывалось в возбуждении уголовного дела либо уголовное преследование прекращалось по аналогичным основаниям, т.е. ввиду недоказанности умысла (неосведомленности о характере рубки), эти сведения о повторности нарушений также могут свидетельствовать об умышленном характере действий подозреваемых, которые, по сути, дважды, а то и более совершили одни и те же деяния. Аналогичная ситуация имеет место, если подозреваемые ранее привлекались к административной ответственности за рубку единичных деревьев или иные нарушения при лесозаготовках (по ст. ст. 8.25, 8.28, 8.31, 8.32 КоАП РФ). Сведения об участии подозреваемых ранее в рубках на законно отведенных лесосеках можно установить через лесничества или работающих в данной местности лесозаготовительные организации и индивидуальных предпринимателей. В ходе допросов бывших непосредственных руководителей и членов лесозаготовительных бригад - коллег подозреваемого по легальным лесозаготовкам можно узнать о выполнявшихся ранее им трудовых функциях на законно отведенных лесосеках, что также может свидетельствовать об уровне осведомленности уличаемого о правилах рубки.
В результате вполне возможно добыть важную информацию, поскольку в состав преступных групп, занимающихся незаконными рубками, как правило, входят лица, имеющие соответствующее образование и опыт работы в сфере лесозаготовок (вальщики леса, машинисты трелевочных и лесозаготовительных машин, бывшие работники лесничеств и др.). Полученные сведения должны использоваться как доказательства осведомленности подозреваемых об установленных законодательством правилах рубки, и в совокупности с другими доказательствами, в частности с протоколом осмотра места происшествия, свидетельствовать об их умысле на совершение незаконной рубки лесных насаждений.
Остановимся более предметно на конкретных следственных действиях, необходимых для установления признаков субъективной стороны незаконной рубки. Так, качественно проведенный осмотр места происшествия позволит не только установить объект и объективную сторону преступлений (вид и объем срубленной древесины, размер причиненного ущерба), зафиксировать следы преступления как способы идентификации преступников (следы обуви, транспортных средств и т.п.), но и путем фиксации обстановки места происшествия закрепить доказательственную базу направленности умысла виновных лиц. Для этого, проводя осмотр места происшествия, кроме обычно выполняемых действий по установлению количества срубленной древесины и следов, оставленных преступниками, на месте незаконной рубки, необходимо проверить и отразить в протоколе:
- наличие или отсутствие деляночных столбов, визиров, определяющих границы лесосеки и трелевочные волока. Визиры представляют собой затески на деревьях, растущих в линию по границам лесосеки или трелевочного волока;
- какой вид рубки использовался преступниками - выборочная или сплошная. На практике незаконные рубки, выполненные сплошным способом, практически не встречаются, поскольку преступникам нужен только качественный деловой лес, и они выбирают самые лучшие деревья, а поэтому чаще всего используют выборочный способ рубки;
- примененную технологию рубки - придерживались ли виновные лица определенной технологии - прорублены прямолинейные трелевочные волока (как правило, перпендикулярные кромке леса и параллельные друг другу) либо же рубка осуществлялась хаотично. Обычно при незаконной рубке трелевочные волока идут беспорядочно - от одного сырорастущего крупного дерева к другому;
- как срублены деревья - свалены в сторону трелевочных волоков либо беспорядочно;
- при задержании с поличным, когда древесина не вывезена с места рубки, следует проверить наличие или отсутствие клейм на всех срубленных деревьях, а также - на пнях и на комлевых остатках древесины от срубленных деревьев (в зависимости от высоты пня и от способа раскряжевки клеймо может быть как на срубленном стволе, так и на пне или на комлевых остатках древесины; а если не зафиксировать их отсутствие на всех этих частях срубленного дерева, то при определенной позиции защиты трудно будет впоследствии проверить фактическое отсутствие клейм на момент рубки);
- имеется ли у виновных лиц технологическая карта и план лесосеки (также при их задержании с поличным).
Соответствующая обстановка места происшествия, когда отсутствуют деля ночные столбы, иные визиры, определяющие границы лесосеки и направление трелевочных волоков; осуществление рубки без соблюдения технологии, беспорядочным способом, когда вырублены самые лучшие деревья, на которых отсутствуют клейма (при выборочной рубке), к тому же у бригады нет плана лесосеки и технологической карты (при задержании с поличным), указывает на явные, заведомые для рубщиков признаки незаконности рубки. Данные сведения из протокола осмотра места происшествия необходимо использовать при допросах подозреваемых.
При допросе подозреваемых в незаконной рубке у каждого подозреваемого выясняются:
- его образование, обучение работам вальщика, машиниста трелевочных машин, технолога лесозаготовок и т.п., осуществление работ им ранее на легальных лесосеках;
- известны ли ему аналогичные сведения в отношении остальных участников группы;
- известно ли ему о том, как должна проводиться лесозаготовка по установленным законодательством правилам, как ранее они осуществляли заготовку на легальных лесосеках - закрепить будущую доказательную базу его осведомленности о правилах лесозаготовки, т.е. признаках законной рубки;
- как в последнем случае (при незаконной рубке, в которой их подозревают) осуществлялась лесозаготовка;
- кто руководил лесозаготовкой - кто старший группы, бригадир, какие функции были у самого подозреваемого и всех остальных соучастников;
- передавались ли кем-либо (например, нанимателем) бригадиру или кому-либо из членов группы план лесосеки и технологическая карта на нее;
- если нет, то почему они не попросили эту карту и план;
- как и кем без технологической карты и плана лесосеки определялась и соблюдалась технология рубки - границы лесосеки, месторасположение волоков, эстакады, вид рубки и т.п.;
- какой вид рубки осуществляли подозреваемые, кто им говорил какая будет рубка (сплошная или выборочная);
- как и кем было определено место рубки, в частности границы лесосеки - были ли какие-либо деляночные столбы, визиры (затески на деревьях);
- как и кем было определено расположение и направление трелевочных волоков; по какому принципу они прорубались;
- как и кто определял деревья, подлежащие рубке (при выборочной рубке);
- были ли на срубленных деревьях клейма; если да, то почему они не были обнаружены при осмотре места происшествия (предложить подозреваемому указать их на месте при проверке показаний);
- если срубленные бригадой деревья были не клейменые, то почему они стали их рубить;
- с учетом всех вышеуказанных обстоятельств, почему при наличии явных признаков незаконной рубки, подозреваемый этого не понимал. Отсутствие логичного ответа на последний вопрос может свидетельствовать только о том, что подозреваемый не мог не понимать, что совершает незаконную рубку деревьев.
Оценку правдивости или, напротив, несостоятельности версии подозреваемого об отсутствии умысла лучше проводить по результатам проверки его показаний на месте (конечно, при их согласии) с выяснением в ходе ее производства вышеуказанных вопросов.
Таким образом, сопоставив все доказательства по делу, дав им оценку на основании требований УПК РФ, норм Лесного Кодекса РФ, Правил заготовки древесины, утв. Приказом Минприроды России от 16 июля 2007 г. N 184, можно устранить сомнения относительно субъективной стороны деяния, придя к обоснованному выводу о наличии или отсутствии умысла в действиях подозреваемых как конститутивного признака состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.