Мудрый Юрист

Административная ответственность за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов (судебно-арбитражная практика применения части 2 статьи 14.8, статьи 14.28 и части 4 статьи 19.5 КоАП РФ)

Ячменев Г.Г., председатель судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда, кандидат юридических наук.

Проблема доступности жилья для граждан напрямую связана с объемом ввода жилых домов, который, в свою очередь, зависит от объема инвестиций в жилищное строительство. Одним из основных источников финансирования строительства жилых многоквартирных домов на сегодняшний день являются не заемные и собственные средства строительных и инвестиционных компаний, а средства граждан. В то же время защищенность вложений граждан в долевое строительство остается крайне низкой.

Как отмечает А.И. Приходько, долгое время самыми распространенными в судебной практике являлись случаи неоднократной продажи одной и той же доли участия в жилищном строительстве, дающей право на получение в собственность конкретной квартиры по окончании строительства жилого дома. В лучшем случае по окончании строительства "лишним" покупателям возвращались деньги, которые использовались застройщиком в качестве бесплатного кредита, в худшем - фирмы-посредники "растворялись", а "покупатели" встречались в судах <1>.

<1> Приходько А.И. Воспрепятствование разрешению дел в арбитражных судах: актуальные вопросы судебного правоприменения. М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 35.

Широкое распространение получила и деятельность финансово-строительных пирамид. Например, только от деятельности КТ "Социальная инициатива и К" пострадали, по самым минимальным оценкам, 62 тысячи семей в 55 регионах России, которые не могли получить оплаченное ими жилье.

В Москве "рекордсменом" по числу обманутых дольщиков является 11-й микрорайон Южного Тушино: при реализации проекта квартир недосчитались 1140 человек, компания "Энергостройкомплект-М" (застройщик) собрала с дольщиков 10,6 млрд. рублей и в 2008 году была признана банкротом. В сентябре 2011 года обманутые дольщики устроили протестные акции на Красной площади и у мэрии Москвы <2>.

<2> Егорова Е. Квартиры с душком. Город даст обманутым дольщикам квартиры на Люберецких полях аэрации // Московский комсомолец. 2011. 3 октября.

С целью защиты прав граждан, приобретающих квартиры на стадии строительства, был принят Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве).

В некоторых субъектах Российской Федерации также принимались специальные законодательные акты о защите прав участников долевого строительства <3>.

<3> Например, Закон Санкт-Петербурга от 06.07.2009 N 307-62 "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Санкт-Петербурге" и Закон Забайкальского края от 07.06.2011 N 506-ЗЗК "О защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов в Забайкальском крае".

Закон об участии в долевом строительстве установил существенные требования к застройщику, условия договора долевого участия в строительстве, подлежащего государственной регистрации, способы обеспечения обязательств по договору со стороны застройщика, ответственность за нарушение обязательств по договору и т.п.

В специальной литературе отмечается, что основная цель Закона об участии в долевом строительстве - защита прав и интересов граждан, вкладывающих средства в строительство жилья и иных объектов недвижимости (за исключением объектов производственного назначения) в порядке долевого участия, которая реализуется путем решения следующих задач:

<4> Зюзин В.А., Королев А.Н. Комментарий к Федеральному закону "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007.

С принятием и вступлением в силу (с 1 апреля 2005 года) названного Закона для гражданина, заключающего договор долевого участия, риски его денежных вложений значительно уменьшились, а для застройщика процесс получения средств от физических лиц стал более сложным.

По этой причине большинство застройщиков, как показала практика, не заключали договоры долевого участия, применяя обходные схемы, такие как купля-продажа векселя с возможностью погашения приобретением квартиры, предварительный договор о заключении в будущем договора купли-продажи, договоры уступки права требования и т.п. По самым примерным подсчетам, более половины (а некоторые источники называют цифру 80 - 90%) жилья как в Москве, так и в других регионах приобретается у застройщиков по различного рода договорам, не являющимся договорами участия в долевом строительстве <5>.

<5> Петрусев Н. Каждый день изобретаются новые способы "сравнительно честного отъема денег у граждан" // Жилищное право. 2009. N 10.

Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) С.В. Сарбаш отмечает, что "буйным цветом расцвела еще одна схема: привлечение денежных средств по предварительному договору долевого участия в строительстве. Здесь рассуждают так: поскольку заключение предварительного договора участия в долевом строительстве не регламентировано Законом, то и отношения эти не подпадают под сферу его действия. То, что застройщик получает денежные средства дольщика по предварительному договору, мало кого смущает. Между тем получение денежных средств дольщика - это исполнение его обязанности по основному договору. <...> Ясно же, что в таких случаях предварительный договор - лишь ширма, прикрытие основного" <6>.

<6> Сарбаш С.В. Юридическая техника Закона об участии в долевом строительстве // Основные проблемы частного права: Сб. ст. к юбилею д.ю.н., проф. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2010.

В Благовещенске (Амурская область) застройщики используют следующую схему обхода требований Закона об участии в долевом строительстве: на земельных участках, выделенных под строительство индивидуального жилья, предприниматели под видом частного дома возводят многоквартирные жилые дома (как правило, трехэтажные здания гостиничного типа), а потом продают в них квартиры всем желающим <7>.

<7> Александрова Т. Гостинки на продажу. В Благовещенске появился новый вид своеобразного полузаконного бизнеса // Российская газета. 2011. 3 октября.

По последним данным, на март 2011 года в сводном списке, основанном на данных регионов, - 80 319 обманутых дольщиков и 897 проблемных объектов незавершенного долевого строительства. По федеральным округам лидирует Приволжский - 24 051 обманутый дольщик, на втором месте Центральный федеральный округ - 23 716 обманутых дольщиков, на третьем - Сибирский федеральный округ (13 108 человек). По конкретным регионам 45% от общего числа обманутых дольщиков (36 325 человек) сосредоточились в Москве, Московской, Самарской и Ленинградской областях и в Краснодарском крае. Санкт-Петербург образно называют "столицей обманутых дольщиков" - их там более трех тысяч человек <8>.

<8> Чупин Г.П. Обманутые дольщики и "политические плакальщики" // Забайкальский рабочий. 2011. 29 сентября.

Таким образом, несмотря на наличие Закона об участии в долевом строительстве проблема защиты прав и законных интересов участников долевого строительства остается актуальной и в настоящее время.

Одной из форм правового регулирования, направленных на соблюдение требований Закона об участии в долевом строительстве (наряду с осуществлением государственного контроля и надзора), является установление административной ответственности за его нарушение, на что прямо указано в части 2.2 статьи 1 этого Закона.

В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает пять специальных составов административных правонарушений за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве - части 1 - 4 статьи 14.28 и часть 4 статьи 19.5 КоАП РФ. Именно практика применения названных норм является предметом настоящей статьи.

Кроме того, учитывая, что застройщиками в договоры участия в долевом строительстве зачастую включаются условия, ущемляющие установленные Законом об участии в долевом строительстве права потребителей, в статье также проведен анализ соответствующей судебной практики применения части 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

При этом нужно иметь в виду, что КоАП РФ устанавливает административную ответственность и за такие правонарушения, как нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства (статья 9.4), нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию (статья 9.5), строительство объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ (статья 9.5.1). Подобные правонарушения в области строительства хотя и затрагивают (косвенно) права и законные интересы участников долевого строительства, не являются предметом настоящей работы.

Незаконное привлечение застройщиками денежных средств

Частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством.

Следует отметить, что до вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанной нормой была предусмотрена ответственность за привлечение денежных средств граждан для целей строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости лицом, не имеющим на это права в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

То есть объективную сторону данного правонарушения составляло привлечение денежных средств граждан вне зависимости от целей строительства (жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, иной объект недвижимости).

С 21 июня 2010 года (день вступления в силу Федерального закона от 17.06.2010 N 119-ФЗ) ответственность по части 1 статьи 14.28 КоАП РФ наступает только в том случае, если, во-первых, привлечение денежных средств гражданина связано с возникновением у последнего права на жилое помещение в многоквартирном доме и, во-вторых, если на момент привлечения денежных средств многоквартирный дом не введен в эксплуатацию. (Однако и в период действия прежней редакции части 1 статьи 14.28 КоАП РФ суды указывали на отсутствие состава рассматриваемого административного правонарушения в случае, если денежные средства привлекались после завершения строительства многоквартирного дома <9>. - Прим. авт.)

<9> См., например: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2010 по делу N А56-14701/2010.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона об участии в долевом строительстве привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию, допускается только:

Привлечение денежных средств граждан для строительства в нарушение названных требований запрещено (часть 2.1 статьи 1 Закона об участии в долевом строительстве).

В пункте 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" указано, что положения Закона об участии в долевом строительстве являются специальными по отношению к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о купле-продаже будущей вещи. В связи с этим привлечение средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости возможно только способами, указанными в части 2 статьи 1 Закона об участии в долевом строительстве.

Согласно части 3 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве в случае привлечения денежных средств граждан для строительства лицом, не имеющим на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан для строительства в нарушение указанных выше требований, гражданин может потребовать от данного лица немедленного возврата переданных ему денежных средств, уплаты в двойном размере предусмотренных статьей 395 ГК РФ процентов от суммы этих средств и возмещения сверх суммы процентов причиненных гражданину убытков.

Наиболее распространенным способом привлечения денежных средств является заключение договора участия в долевом строительстве, в соответствии с которым одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (часть 1 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве) <10>.

<10> Анализ условий данного договора предметом настоящей статьи не является. Подробнее об этом договоре см., например: Акчулпанова Е.Х. Правовое регулирование договора участия в долевом строительстве: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. 196 с.; Резцова Е.В. Правовая природа договора участия в долевом строительстве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Харитошин И.И. Договор участия в долевом строительстве: гражданско-правовые вопросы квалификации и применения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 164 с.

В силу части 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после:

Часть 2 этой же статьи устанавливает еще два требования - необходимо, чтобы привлекающий денежные средства субъект отвечал требованиям данного Закона к застройщику и чтобы денежные средства привлекались на основании договора участия в долевом строительстве.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 N 13863/09 указано, что поскольку в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента регистрации, то обязательным условием для получения застройщиком права на привлечение денежных средств граждан является соблюдение им не только требований, указанных в части 1 статьи 3 Закона об участии в долевом строительстве, но и требований части 2 статьи 3 и части 3 статьи 4 этого Закона (наличие договора, заключенного в письменной форме и прошедшего государственную регистрацию). Именно выполнение этих требований и предоставляет застройщику право привлекать денежные средства граждан. Право на привлечение денежных средств граждан для целей строительства многоквартирного дома до регистрации договоров в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество у застройщика отсутствует.

Анализ судебно-арбитражной практики показывает, что привлечение денежных средств на основании не прошедшего государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве является наиболее распространенным случаем нарушения требований Закона об участии в долевом строительстве (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2009 по делу N А19-7744/09; ФАС Дальневосточного округа от 06.09.2011 N Ф03-4333/2011; ФАС Западно-Сибирского округа от 20.10.2010 по делу N А03-3250/2010; ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2009 по делу N А21-3397/2009, от 06.08.2010 по делам N А21-124/2010 и А21-125/2010 и от 30.12.2010 по делу N А21-5313/2010; ФАС Северо-Кавказского округа от 28.01.2010 по делу N А32-16684/2009; Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 по делу N А56-53087/2010, от 16.09.2011 по делу N А56-20550/2011 и от 20.10.2011 по делу N А56-26953/2011).

Другими примерами объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения являются:

<11> Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2009 по делу N А19-3065/09.

Федеральным законом от 17.06.2010 N 119-ФЗ статья 14.28 КоАП РФ была дополнена примечанием следующего содержания: "В случае нарушения лицом требований к привлечению денежных средств гражданина, связанному с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, административная ответственность, установленная частью 1 настоящей статьи, наступает в отношении каждого случая неправомерного привлечения денежных средств гражданина в отдельности".

Таким образом, с 21 июня 2010 года законодателем четко установлено, что административная ответственность по части 1 статьи 14.28 КоАП РФ наступает за каждый случай неправомерного привлечения денежных средств гражданина в отдельности.

В связи с этим важное практическое значение (например, в целях определения установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности) имеет вопрос о том, относится ли рассматриваемое правонарушение к категории длящихся.

В правоприменительной практике единообразие по данному вопросу отсутствует.

Так, в Постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2011 по делам N А56-27021/2011 и А56-27022/2011 и от 18.10.2011 по делу N А56-27015/2011 указано, что предусмотренное частью 1 статьи 14.28 КоАП РФ правонарушение является длящимся <12>.

<12> Из этих Постановлений суда апелляционной инстанции следует, что застройщики привлекали денежные средства по предварительным договорам купли-продажи на протяжении нескольких месяцев.

Иная позиция высказана в Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 06.09.2011 N Ф03-4333/2011 и Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по делу N А58-7521/2010, а также в пункте 8 рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Волго-Вятского округа от 09.10.2008 о практике применения законодательства об административных правонарушениях.

Представляется, что более правильным является второй из названных подходов.

В пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния. При этом административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

В пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что КоАП РФ предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в привлечении денежных средств гражданина лицом, не имеющим на это права в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Данное правонарушение является совершенным с момента привлечения денежных средств гражданина, поскольку именно к этому сроку лицом, привлекающим денежные средства, не выполнены предусмотренные Законом об участии в долевом строительстве обязанности, связанные с приобретением соответствующего статуса. Иными словами, такое правонарушение считается оконченным в момент неправомерного привлечения денежных средств (в наличной или безналичной форме) и поэтому не может быть отнесено к категории длящихся.

В связи с изменением диспозиции части 1 статьи 14.28 КоАП РФ (с учетом примечания к ней) и существенным увеличением размера административного штрафа в течение второго полугодия 2010 года и в 2011 году актуальным являлся и вопрос о применении положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ о запрете обратной силы закона, отягчающего административную ответственность либо иным образом ухудшающего положение привлекаемого к ответственности лица (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.04.2011 по делу N А19-19256/10 и от 30.06.2011 по делу N А58-7521/2010).

Нарушение требований к опубликованию (размещению) проектной декларации

Часть 2 статьи 14.28 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

В соответствии со статьей 19 Закона об участии в долевом строительстве проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства (часть 1).

Проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в контролирующий орган. Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления (часть 2).

Застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений (часть 4). Ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на день опубликования проектной декларации (часть 5). Указанные изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для опубликования проектной декларации, в течение десяти дней со дня внесения изменений в проектную декларацию (часть 6).

Состав информации о застройщике определен статьей 20 Закона об участии в долевом строительстве, а состав информации о проекте строительства - статьей 21 этого же Закона.

Отсутствие в проектной декларации информации, прямо указанной в названных статьях, квалифицируется судами как опубликование (размещение, представление) проектной декларации, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.04.2008 N А33-16530/07-Ф02-1596/08 и ФАС Северо-Кавказского округа от 18.06.2008 N Ф08-3305/2008).

В качестве конкретных примеров нарушения требований статей 19 - 21 Закона об участии в долевом строительстве можно привести следующие:

<13> Данный судебный акт интересен еще и тем, что в нем проведено разграничение составов (объективной стороны) рассматриваемого правонарушения и административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Непредставление отчетности в установленный срок или представление неполной (недостоверной) отчетности

Частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.

На основании части 2 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Согласно пункту 3 части 5 этой же статьи контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам.

Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, и формы такой отчетности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила представления отчетности).

В соответствии с пунктом 4 названных Правил отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется не позднее 90 дней после его окончания.

Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору (пункт 3 Правил представления отчетности).

В силу пункта 2 Правил представления отчетности в состав отчетности включаются отчеты по формам согласно приложениям N 1 - 4 к этим Правилам <14>, справки, представляемые в случаях, установленных данными Правилами <15>, а также ежеквартальная (по итогам IV квартала - годовая) бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

<14> Отчетность застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (приложение N 1); Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства (приложение N 2); Сведения об использовании застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства (приложение N 3); Сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика (приложение N 4).
<15> Например, пунктом 8 Правил представления отчетности предусмотрено представление справки с указанием причин расторжения договоров участия в долевом строительстве и справки с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств по таким договорам.

В качестве конкретных примеров нарушения требований Правил представления отчетности можно выделить следующие:

Вместе с тем несоответствие строки бухгалтерского баланса 640 "Доходы будущих периодов" графе 7 "Общая сумма обязательств по договорам" приложения N 2 отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, само по себе не свидетельствует о недостоверности сведений, содержащихся в отчетности застройщика, поскольку в строку бухгалтерского баланса 640 "Доходы будущих периодов" включаются не только размер обязательств по договорам участия в долевом строительстве по всем объектам, но и размер обязательств по иным гражданско-правовым договорам (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2011 по делу N А58-7520/2010).

Непредставление сведений и документов, необходимых для осуществления контроля и надзора в сфере долевого строительства

Федеральным законом от 17.06.2010 N 119-ФЗ статья 14.28 КоАП РФ дополнена частью 4, предусматривающей ответственность за непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в контролирующий орган сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанных контроля и надзора и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений.

Согласно пункту 2.2 части 5 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Например, в Архангельской области перечень таких документов и сведений (достаточно обширный) утвержден Постановлением Правительства Архангельской области от 05.04.2011 N 98-пп, в Вологодской области - Приказом Инспекции государственного строительного надзора Вологодской области от 11.01.2011 N 1, в Забайкальском крае - Постановлением Правительства Забайкальского края от 19.04.2011 N 136, в Ленинградской области - Приказом Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 04.10.2010 N 3, в Тверской области - Приказом Контрольно-аналитического комитета Тверской области от 20.04.2011 N 1-нп.

По состоянию на 5 декабря 2011 года автору настоящей статьи не удалось обнаружить (в том числе в информационно-правовых базах) примеров применения части 4 статьи 14.28 КоАП РФ, однако не приходится сомневаться, что в дальнейшем данная норма станет "работающей".

Невыполнение законного предписания контролирующего органа

Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установлена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.

На основании пункта 6 части 5 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган вправе направлять лицам, осуществляющим привлечение денежных средств граждан для строительства, предписания об устранении нарушений данного Закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.

Исходя из полномочий по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства, определенных в части 5 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве, выдаваемые контролирующими органами предписания могут быть самыми разнообразными, например:

Проведенный автором анализ применения части 4 статьи 19.5 КоАП РФ показал, что в большинстве случаев арбитражные суды признают законным привлечение застройщиков к административной ответственности за невыполнение предписаний контролирующих органов.

Включение в договор об участии в долевом строительстве условий, ущемляющих права потребителей

Частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих предусмотренные законом права потребителя.

Согласно части 9 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином - участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Таким образом, в силу Закона о защите прав потребителей права гражданина ущемляют те условия договора, которые ограничивают их объем по сравнению с правилами, установленными законами и нормативными правовыми актами.

ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421); договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422).

При этом в пункте 4 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 N 4-П указано, что конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц.

Статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что в случаях когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Следовательно, при заключении договоров гражданами - участниками долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, застройщики не вправе включать в такие договоры условия, ущемляющие права потребителей (участников долевого строительства).

Проведенный анализ судебно-арбитражной практики выявил следующие нарушения прав потребителей (участников долевого строительства):

<16> Применительно к кредитным договорам аналогичная правовая позиция выражена в пункте 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров" и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.03.2010 N 7171/09.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что установление административной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве является важной формой правового регулирования в данной области, стимулирующей застройщиков не нарушать права участников долевого строительства.

Вместе с тем следует отметить, что, несмотря на указанные в начале настоящей статьи многочисленные нарушения прав участников долевого строительства, практика привлечения застройщиков к ответственности по статье 14.28 КоАП РФ не является распространенной. Например, по состоянию на 5 декабря 2011 года в информационно-правовой системе "КонсультантПлюс" по вопросу применения части 1 статьи 14.28 КоАП РФ, непосредственно направленной на защиту прав участников долевого строительства, содержится всего 79 постановлений арбитражных судов кассационной инстанции, при этом более половины из рассмотренных дел (42) приходится на два кассационных округа - Северо-Кавказский (30 дел) и Западно-Сибирский (12 дел). В связи с этим, а также принимая во внимание значительный размер административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.28 КоАП РФ (от 500 000 до 1 000 000 рублей), что с большой долей вероятности предполагает обжалование застройщиками в судебном порядке постановлений о назначении административного наказания, напрашивается вывод о том, что уполномоченными органами субъектов Российской Федерации при осуществлении контроля за соблюдением требований Закона об участии в долевом строительстве рассмотренная форма правового регулирования используется крайне редко (вполне возможно, что к ответственности чаще привлекаются должностные лица застройщиков, но рассмотрение дел об оспаривании таких постановлений неподведомственно арбитражным судам).