Мудрый Юрист

Правовые меры предупреждения преступности в сфере экономики

Ларичев Василий Дмитриевич, главный научный сотрудник ФГКУ "ВНИИ МВД России", заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются особенности правового регулирования общественных отношений в сфере экономики, прежде всего нормами гражданского и уголовного права.

Ключевые слова: сфера экономики, предупреждение преступности, правовое регулирование, правоприменительная деятельность.

Legal measures of prevention of crime in the sphere of economics

V.D. Larichev

The article considers peculiarities of legal regulation of public relations in the sphere of economy, primarily by the rules of civil and criminal law.

Key words: sphere of economy, prevention of crime, legal regulation, law-application activities.

В криминологии предупреждение преступности рассматривается как "система государственных и негосударственных (в их числе общественных) мер, направленных на устранение, нейтрализацию, минимизацию преступности и преступлений, их причин и условий, а также на декриминализацию личности преступников" <1>.

<1> Криминология: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М.: ТК Велби; Проспект, 2007. С. 86.

Авторы выделяют различные меры и дают их классификацию по различным основаниям:

по субъектам профилактики - государственные меры, осуществляемые органами власти, управления, правоохраны и судами, регламентированные федеральными, региональными, муниципальными законами и подзаконными актами, и негосударственные меры;

по принципу целеполагания (уровню), другие - по характеру (опосредованному или непосредственному) - общесоциальное (общее) и специально-криминологическое (специальное) предупреждение преступности. В специально-криминологическом предупреждении преступлений выделяются общее и индивидуальное предупреждение;

по содержанию - экономические, политические, социальные, организационно-управленческие, культурно-воспитательные, правовые и иные;

по стадиям - раннее, непосредственное предупреждение, предупреждение рецидива преступлений;

по механизму воздействия специальные меры предупреждения преступности подразделяются на воспитательные; социальной поддержки, помощи, защиты в отношении групп населения с повышенным криминальным риском; ограничительные меры (например, разрешительный порядок ношения оружия); меры правового воздействия, технические меры и др. <2>.

<2> Подробнее об этом см.: Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М.: Щит-М2, 1998. С. 115 - 132; Криминология: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. С. 86 - 89; Криминология: Учеб. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 299 - 304; и др.

Также выделяются педагогические, организационные, медицинские, технические, духовные, в т.ч. религиозного характера, правовые меры <3>.

<3> Антонян Ю.М. Криминология: Избр. лекции. М.: Логос, 2004. С. 148 - 156.

Представляет интерес классификация мер предупреждения по содержанию предупредительной деятельности. Это:

политические меры (демократизация политической жизни; борьба с коррупцией; борьба с неправомерным лоббированием частных (корпоративных) интересов в органах власти; разработка государственной стратегии борьбы с правонарушениями; стабилизация политического режима; развитие международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и т.п.);

правовые меры (принятие комплексного законодательного акта об основах государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений; устранение противоречий уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, гражданского и других отраслей законодательства; восполнение пробелов в уголовно-правовой и административно-правовой оценке общественно опасных деяний; правовое обеспечение механизма реализации законодательства о борьбе с преступностью и предупреждении правонарушений; обеспечение стабильности правовых запретов, использование в полной мере превентивных возможностей закона; своевременное и адекватное реагирование на административные и другие правонарушения, которые могут перерасти в уголовно наказуемые деяния, использование предусмотренных уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, административным, оперативно-розыскным законодательством мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению; разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений и т.п.);

экономические меры (стабилизация экономики, уменьшение степени дифференциации населения по уровню доходов, обеспечение прожиточного минимума для необеспеченных слоев населения, обеспечение приоритета легальной экономической деятельности, экономическое стимулирование добровольного отказа от совершения правонарушений в процессе экономической деятельности, борьба с безработицей, компенсация ущерба жертвам правонарушений и т.п.);

технические меры (разработка и внедрение технических средств, систем и технологий, обеспечивающих интенсификацию деятельности в сфере профилактики правонарушений; техническое обеспечение правоохранительных органов, опережающее техническое обеспечение преступной среды; развитие системы коммуникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения);

и другие <4>.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Криминология" (под ред. В.Д. Малкова) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2006 (2-е издание, переработанное и дополненное).

<4> Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008. С. 117 - 176.

Нет необходимости в более подробном комментировании этих мер, поскольку они достаточно подробно рассмотрены в названных работах <5>. Отметим лишь, что часть из этих мер применима и к предупреждению преступлений в сфере экономики. В то же время для предупреждения преступности в рассматриваемой сфере характерны и свои особенности. Исходя из этого, мы эти меры классифицировали следующим образом:

<5> См., например: Середа И.М., Суханов С.В. Некоторые правовые меры специального характера, направленные на предупреждение незаконного предпринимательства // Российский следователь. 2013. N 16. С. 18 - 21.<6> Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2010. С. 98 - 190; Теоретические основы предупреждения преступлений экономической направленности: Моногр. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.Д. Ларичева. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 66 - 117.

Не имея возможности в силу ограниченности статьи рассмотреть все названные меры предупреждения экономических преступлений, остановимся лишь на правовых мерах предупреждения преступности в сфере экономики.

Право - эффективное средство регулирования общественного развития, организации функционирования всех общественных отношений как единой гармоничной системы. Поскольку предупреждение преступности достигается в конечном итоге путем точного и неуклонного соблюдения законов и иных нормативных правовых актов во всех сферах общественной жизни, усиление роли права, расширение и укрепление правовых начал в жизни общества проявляются, в частности, и в развитии правовых основ деятельности по предупреждению преступности.

Стимулируя социально-позитивное поведение, противодействуя факторам, негативно влияющим на формирование и жизнедеятельность личности членов общества, правовые акты обеспечивают и оптимальное осуществление целенаправленной предупредительной деятельности, определяя задачи и меры профилактики, порядок, формы и методы ее осуществления, функции различных ее субъектов, координацию и взаимодействие между ними. Законы и иные нормативные акты обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение их обязанностей в этой области и за строгое соблюдение личных и имущественных прав и законных интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу профилактической деятельности.

Право направлено на положительное регулирование, призванное обеспечить поступательное целенаправленное развитие общественных отношений. Это полностью относится и к роли права в борьбе с преступностью. Оно не только устанавливает ответственность за нарушение запрета, но и обеспечивает присущими ему средствами условия позитивного поведения, эффективного функционирования социальной системы предупреждения правонарушений <7>.

<7> Подробнее об этом см.: Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1977. С. 93 - 112.

В сфере экономики с помощью права осуществляется правовое регулирование общественных отношений, которое является эффективным средством достижения поставленных обществом целей <8>. По мнению С.С. Алексеева, правовое регулирование - "это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями" <9>.

<8> Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 76; Кудрявцев В.Н. Правовое поведение. М., 1982. С. 72.
<9> Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 145 - 146.

Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно: во-первых, в соответствии со своей социальной природой является такой разновидностью социального регулирования, которая имеет целенаправленный, организационный по своей направленности, результативный характер; во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю права как нормативного институционного образования-регулятора <10>.

<10> Там же.

Государственное регулирование социальных и экономических процессов вытекает из самой сущности государства. Государство с момента возникновения в силу своего предназначения как института, призванного выражать и реализовать всеобщую волю всего населения и его интересы, наряду с комплексом других функций выполняет также ряд социальных и экономических функций <11>.

<11> Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учеб. М.: Экономика, 2000. С. 68.

Регламентируя общественные отношения, государство реализует публичные интересы - обеспечение прав и свобод человека, общественного порядка и стабильных финансово-экономических отношений, международных обязательств, осуществляет контроль над правовыми отношениями, применяет меры процессуального принуждения в случае их невыполнения.

Рыночная экономика невозможна без хорошо продуманной и отлаженной правовой системы. Принимаемые в сфере рыночных отношений юридические законы должны образовывать единую систему правового регулирования. Эта система "предполагает установление таких правил поведения, которые должны характеризоваться четкостью, предельной определенностью прав и обязанностей, результативностью мер стимулирования и ответственностью" <12>.

<12> Толкаченко А.А. Экономическая преступность: уголов.-правовые вопросы. М.: МНЭПУ, 1994. С. 4.

Правовое регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которого поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Механизм правового регулирования соответствующих общественных отношений - это единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Данный механизм включает такие элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовую ответственность и др. <13>.

<13> Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 343.

От того, насколько полно и четко урегулированы общественные отношения гражданским правом и другими отраслями законодательства, в определенной степени зависит и наличие уголовно-правовых пробелов, в которые устремляются криминальные элементы. Пользуясь отсутствием строгой юридической ответственности в этих зонах за совершение некоторых действий, они наносят значительный ущерб этим отношениям, не неся при этом практически никакой ответственности <14>.

<14> См., например: Гладких В.И., Старовойтов В.Г. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок: старые и новые подходы // Российская юстиция. 2013. N 9; Земцова А.В. Проблемы применения статьи 159.4 ("Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности") Уголовного кодекса Российской Федерации в сфере противодействия мошенническим действиям в бюджетной сфере // Российский следователь. 2013. N 16.

В первую очередь эти функции выполняет гражданское право, регулирующее имущественные и личные неимущественные отношения. Это регулирование осуществляется в основном в нормативном порядке путем установления правил поведения участников общественных отношений с предоставлением им прав и наделением их обязанностями. Для установления этих прав и обязанностей законодатель использует определенные запреты, предписывает участникам отношений их поведение либо позволяет им самим определять характер их взаимоотношений. Таким образом, гражданское право устанавливает стабильные правила экономической деятельности, без которых любое общество нормально развиваться не может.

Кроме того, гражданское право выполняет важную роль в предупреждении правонарушений, стимулирует различными правовыми средствами нужное обществу поведение граждан и юридических лиц. При этом соблюдение норм права обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения. Поэтому гражданское право выполняет в обществе не только регулятивную, но и охранительную функцию <15>.

<15> Ряд исследователей делят их на регулятивно-статистические, регулятивно-динамические, см. об этом: Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970. С. 41 - 42; либо на регулятивно-дозволительные и регулятивно-обязывающие, см.: Разгильдиев Б.Т. Задачи уголовного права Российской Федерации и их реализация: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. С. 11.

Уголовное право не регулирует общественные отношения, оно охраняет их посредством регулирования поведения людей <16>. Согласно ст. 2 УК РФ основными задачами уголовного права являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Тем самым главной задачей и соответствующей функцией уголовного права является охрана общественных отношений от преступных посягательств. Для осуществления этой задачи Уголовный кодекс определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания, подлежащие применению к лицам, их совершившим.

<16> Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М., 1960. С. 12.

Таким образом, уголовное право - "это совокупность уголовно-правовых норм, которые, не дублируя друг друга, обеспечивают охрану, общественных отношений, создавая в совокупности орудие, необходимое для охраны всего комплекса общественных отношений" <17>.

<17> Разгильдиев Б.Т. Указ. соч. С. 33.

В то же время в сфере экономики уголовное право охраняет лишь те общественные отношения, которые урегулированы гражданским правом, а также правом государственной собственности, таможенным, налоговым правом. Оно, в отличие, например, от запретов посягательств на личность, не может определить преступными те или иные деяния, если они не вытекают из правоотношений, урегулированных нормами этих отраслей законодательства. Исходя из этого указанные отрасли законодательства выполняют в обществе не только регулятивную и охранительную функции, но и являются основой для разработки содержания и структуры законодательства об административной и уголовной ответственности за проступки и преступления в сфере экономики.

По содержанию и свойствам правовых норм правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения используется для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере управления.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности:

Среди норм первой категории можно выделить:

Указанные нормативные акты являются составной частью системы правового регулирования предпринимательской деятельности, зачастую принимаются по наиболее криминогенным вопросам (отраслям, сферам) хозяйственной деятельности и способствуют наведению порядка в сфере экономики.

В системе общегосударственного механизма противодействия преступности немаловажная роль отводится законодательным органам и администрациям субъектов Российской Федерации, осуществляющим правовое регулирование общественных отношений на уровне субъектов Российской Федерации, принимающим нормативные правовые акты по отдельным вопросам, исходя из особенностей (социально-экономических, степени криминогенности и т.п.) конкретных регионов, в т.ч. направленных на наведение порядка в различных отраслях и сферах хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что сотрудники органов внутренних дел, в т.ч. подразделений экономической безопасности, нередко выступают инициаторами принятия таких нормативных правовых актов либо им приходится давать предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных актов, касающихся не только уголовного, уголовно-процессуального законодательства, законодательства в области оперативно-розыскной деятельности, но и гражданского законодательства, регулирующего общественные отношения в той или иной отрасли или сфере хозяйственной деятельности.

Рассматривая нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере экономики, необходимо отметить, что проблема нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в современных условиях имеет особую значимость. Государство призвано стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. Новое хозяйственное законодательство должно четко определять права собственности, полномочия участников хозяйственного процесса, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства, содержать правовые основы уплаты налогов, защиты прав потребителей и т.п. <18>.

<18> Экономика переходного периода: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995. С. 334 - 336, 337.

Подводя итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы.

  1. Неурегулированность поведения участников общественных отношений способствует криминализации общественных отношений, затрудняет контроль и надзор контролирующих и правоохранительных органов за деятельностью предприятий.
  2. Рыночная экономика невозможна без хорошо продуманной и отлаженной правовой системы. Эти функции выполняют гражданское и другие отрасли права, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения; административное и уголовное право, охраняющие общественные отношения и предусматривающие санкции за их нарушение.

Гражданское право, иные отрасли права выполняют важную роль в предупреждении правонарушений, стимулируя различными правовыми средствами нужное обществу поведение граждан и юридических лиц, обеспечивая возможность применения к правонарушителям мер государственного принуждения, являются основой для разработки содержания и структуры законодательства об административной и уголовной ответственности за проступки и преступления в сфере экономики. Поэтому гражданское и иные отрасли права выполняют в обществе не только регулятивную, но и охранительную функции.

  1. Органы законодательной и исполнительной власти, принимая нормативные правовые акты, стимулируют социально полезное поведение, противодействуя факторам, негативно влияющим на формирование и жизнедеятельность личности, тем самым создавая условия для оптимального осуществления предупредительной деятельности. В этих случаях данные органы являются опосредованным субъектом предупреждения преступности в сфере экономики, поскольку действие правовых норм не направлено непосредственно на устранение конкретных причин и условий совершения преступлений.
  2. Работники правоохранительных органов, включая органы внутренних дел, в первую очередь подразделений экономической безопасности, взаимодействуя с законодательными, исполнительными органами государственной власти и муниципальными органами в целях совершенствования действующих и разработки новых законодательных и иных нормативных актов, принимают участие в предупреждении преступлений в сфере экономики.

Список литературы

  1. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. М.: Щит-М2, 1998.
  2. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
  3. Антонян Ю.М. Криминология: Избр. лекции. М.: Логос, 2004.
  4. Гладких В.И., Старовойтов В.Г. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок: старые и новые подходы // Российская юстиция. 2013. N 9.
  5. Земцова А.В. Проблемы применения статьи 159.4 ("Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности") Уголовного кодекса Российской Федерации в сфере противодействия мошенническим действиям в бюджетной сфере // Российский следователь. 2013. N 16.
  6. Криминология: Учеб. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009.
  7. Криминология: Учеб. пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М.: ТК Велби; Проспект, 2007.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Криминология" (под ред. В.Д. Малкова) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2006 (2-е издание, переработанное и дополненное).

  1. Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2008.
  2. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение. М., 1982.
  3. Ларичев В.Д. Теоретические основы предупреждения преступлений в сфере экономики: Моногр. М.: Юрлитинформ, 2010.
  4. Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М., 1960.
  5. Радько Т.Н. Основные функции социалистического права. Волгоград, 1970.
  6. Разгильдиев Б.Т. Задачи уголовного права Российской Федерации и их реализация: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994.
  7. Середа И.М., Суханов С.В. Некоторые правовые меры специального характера, направленные на предупреждение незаконного предпринимательства // Российский следователь. 2013. N 16. С. 18 - 21.
  8. Теоретические основы предупреждения преступлений экономической направленности: Моногр. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.Д. Ларичева. М.: Юрлитинформ, 2012.
  9. Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1977.
  10. Толкаченко А.А. Экономическая преступность: уголов.-правовые вопросы. М.: МНЭПУ, 1994.
  11. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учеб. М.: Экономика, 2000.
  12. Экономика переходного периода: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. М., 1995.
  13. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997.
  14. Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976.