Мудрый Юрист

Безвестное исчезновение как признак преступления и как повод уголовно-процессуальной проверки

Исмаилов Чинтир Магомедович, заместитель прокурора г. Каспийск Республики Дагестан, кандидат юридических наук.

В статье исследованы проблемы признания безвестного исчезновения граждан признаками преступлений и с учетом этого обоснованы соответствующие дополнения в УК РФ. Также исследованы вопросы закрепления в Уголовно-процессуальном кодексе самостоятельного повода уголовно-процессуальной проверки - сообщения о безвестном исчезновении. Обоснованы предложения по совершенствованию межведомственного регулирования розыска безвестно исчезнувших лиц.

Ключевые слова: безвестное исчезновение - признаки преступления и повод уголовно-процессуальной проверки, возбуждение уголовного дела по факту безвестного исчезновения по специальной статье общей квалификации, с последующим уточнением квалификации.

Unknown disappearance, as an element of a crime and as a reason of criminal procedure checks

Ch.M. Ismailov

The problem of recognition of an unknown disappearance as an element of civil crime, and with this in mind, the appropriate amendments to the Criminal Code are considered. Issues in the Criminal Procedure Code on the cause of criminal procedure check-posts on the disappearances are investigated as well. Proposals to improve interagency regulation in regards to tracing missing persons are justified.

Key words: disappearances - the elements of a crime and criminal procedural checks formality, a criminal investigation on the disappearances, a special article on the disappearances general qualifying, followed by refinement of qualifiers.

В России сложилась близкая к катастрофической ситуация, связанная с исчезновением лиц при неустановленных обстоятельствах. Согласно статистическим данным, в 2011 г. из находящихся в федеральном розыске 112,3 тыс. без вести пропавших разыскано лишь 62,3 тыс. человек. Незначительная динамика наблюдалась и в 2012 г. Результативность розыска составила 55,6% и по сравнению с 2002 г. снизилась на 11%. В 2011 г. идентифицирование личности по трупу составило 24,2%, т.е. каждый четвертый труп опознан, а в первом полугодии 2012 г. - 11%. Количество неопознанных трупов с учетом прошлых лет на 1 июля 2012 г. составило 64,9 тыс. <1>. Статистические данные свидетельствуют о необходимости принятия адекватных мер по розыску безвестно исчезнувших лиц в комплексном аспекте.

<1> См.: Скосарев В.В. О состоянии законности при осуществлении органами внутренних дел розыска лиц, пропавших без вести // Прокурор. 2013. N 1. С. 73.

Одной из эффективных мер защиты прав и свобод человека в сфере розыска безвестно исчезнувших лиц является совершенствование законодательства, регулирующего вопросы розыска безвестно исчезнувших лиц.

В ст. 2 Закона об ОРД среди задач ОРД указан и розыск безвестно исчезнувших лиц. Но в то же время в названном Федеральном законе поводы проверки, порядок приема и учета сообщений о безвестном исчезновении не проработаны. Из-за отсутствия специального закона о розыске и идентификации безвестно исчезнувшего лица вопросы приема и учета сообщений о безвестном исчезновении регламентированы в межведомственном нормативном правовом акте Генеральной прокуратуры и МВД России.

Так, п. 3 совместного Приказа Генерального прокурора РФ N 70 и МВД России N 122 от 27.02.2010 <2> посвящен порядку учета и проверки сообщений о безвестном исчезновении.

<2> См.: Приказ Генпрокуратуры РФ N 70, МВД РФ N 122 от 27.02.2010 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан" // Законность. 2010. N 5.

Хотя рассматриваемый нормативный правовой акт регулирует актуальные вопросы розыска безвестно исчезнувших лиц, он нуждается в совершенствовании с учетом принятых дополнений в УПК РФ (ст. 144) и в Закон об ОРД (ч. 3 ст. 7).

В настоящее время Следственный комитет РФ является самостоятельным государственным органом. Поэтому регулирование деятельности следователей СК РФ названным Приказом (Приказ издан без участия Председателя СК РФ) в определенной степени является противоречивым, и в силу этого в полной мере не могут быть достигнуты цели регулирования.

Пункт 4 совместного Приказа предусматривает, что для проверки обстоятельств исчезновения человека, обнаружения следов преступления, выявления иных обстоятельств и установления причин исчезновения оперативный дежурный по органу внутренних дел организует выезд на место последнего пребывания пропавшего лица следственно-оперативной группы под руководством следователя Следственного комитета. В то же время отличное от этого правовое регулирование предусмотрено в Приказе Председателя СК России от 03.05.2011 N 72. Согласно п. 21 Инструкции, утвержденной названным Приказом Председателя СК России, "сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 - 145 УПК РФ" <3>. Это особенно актуально относительно сообщений о безвестном исчезновении, поскольку учет таких сообщений оставлен на усмотрение лица, принимающего сообщение, и зависит от его опыта, знания и способности усмотреть из обстоятельств сведения, указывающие на признаки преступления.

<3> См.: Приказ СК России от 03.05.2011 N 72 "О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (ред. от 05.03.2012) (вместе с Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".

Как существенное расширение полномочий органов расследования можно характеризовать их полномочия, предусмотренные в ст. 144 УПК (в редакции ФЗ от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ <4>). В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК при необходимости проведения ОРМ и получения их результатов срок проверки по сообщению о преступлении и безвестном исчезновении может быть продлен руководителем следственного органа или прокурором до 30 суток.

<4> См. более подр.: Федеральный закон от 04.03.2013 N 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"// СПС "КонсультантПлюс".

Вместе с тем, как представляется, юридическая техника построения норм ч. 3 ст. 144 УПК не соответствует конституционному принципу правовой определенности и нуждается в совершенствовании и редакционном улучшении. Так, сравнительный анализ полномочий органа расследования, предусмотренных в ч. 1 ст. 144 УПК, согласно которой при проверке сообщения о преступлении органы расследования вправе в том числе назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, требовать производства документальных проверок, исследований документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, согласно ч. 3 ст. 144 УПК руководитель следственного органа, по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий, показывает, что если в ч. 1 ст. 144 УПК говорится о праве "назначения экспертиз", направлении требований для "производства документальных проверок, ревизий" и дачи "поручения о проведении ОРМ", т.е. о действиях, выполняемых экспертными, контролирующими и правоохранительными органами, то из буквального толкования положений ч. 3 ст. 144 УПК вытекает, что исполнителем названных действий при продлении срока являются следователи и дознаватели. Терминологическая точность имеет существенное значение для ясного понимания предмета регулирования и единообразного применения норм в практике.

В целях редакционного улучшения и единообразного применения предлагаю второе предложение ч. 3 ст. 144 УПК изложить в следующей редакции: "При необходимости назначения документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов и получения их результатов, а также для дачи поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий и получения их результатов..." продлевается срок проверки.

Кроме того, неопределенным представляется право органа расследования, предусмотренное ч. 1 ст. 144 УПК, на получение "заключения эксперта в разумный срок". Правомерным является вопрос: почему только заключения экспертизы, а не заключения ревизии или результаты ОРМ? Какие действия должен выполнить для этого следователь с учетом имеющихся у него полномочий? Что надо понимать под разумным сроком? На взгляд автора, проблема, видимо, заключается в соотношении сроков проверки сообщения о преступлении, предусмотренных в ст. 144 УПК, со сроками проведения экспертизы, предусмотренными другими нормативными правовыми актами.

Безвестное исчезновение является сложным и совокупным нарушением основных прав гражданина, в т.ч. права на жизнь, достоинство личности и т.д. Такое лицо как носитель прав и обязанностей лишено их или они ограничены. Для защиты прав безвестно исчезнувшего лица независимо от причин исчезновения (как жертвы преступления, стихийного бедствия, беспомощного состояния) необходимо задействовать комплекс мероприятий, предусмотренных различными отраслями права, особенно предусмотренных уголовно-процессуальными и оперативно-розыскными нормами права. Поэтому, как представляется, во всех случаях сообщение об исчезновении лица независимо от причин исчезновения необходимо зарегистрировать в КУСП, и по такому сообщению, как и по сообщению о преступлении, во всех случаях необходимо проведение проверки в порядке, предусмотренном в УПК РФ.

Особенностью возбуждения уголовного дела может быть возбуждение его с указанием статьи предварительной (общей) квалификации и последующее ее уточнение.

При таком подходе неактуальным станет принятие специального закона о розыске и идентификации лиц. Ясными и четкими станут поводы для проведения проверок по безвестно исчезнувшим лицам, как предусмотренные в ст. 140 УПК, за исключением явки с повинной.

Нормы закона об ОРД, регулирующие вопросы розыска безвестно исчезнувших лиц, далеки от совершенства. К примеру, установление личности по трупу является основанием для проведения ОРМ (ст. 7 Закона об ОРД), но не является задачей ОРД (ст. 2). Верно замечено С.И. Захарцевым и А.М. Пахуновым, что при осуществлении надзора за законностью ОРМ прокурор проверяет соответствие ОРМ целям и задачам ОРД <5>. Но, как указано выше, в силу несовершенства законодательства изначально проблемным является обеспечение законности при проведении ОРМ по основанию установления личности по трупу с точки зрения соответствия их задачам ОРД.

<5> См.: Захарцев С.И., Пахунов А.М. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Российский следователь. 2012. N 9. С. 38.

По оценкам разных экспертов, около 10% безвестно исчезнувших лиц являются жертвами преступлений, масштабность этого явления угрожает российской государственности, в т.ч. и в сфере демографической ее составляющей, и в целом отрицательно сказывается на международном авторитете государства.

Подчеркивая необходимость совершенствования оперативно-розыскного законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности, С.В. Проценко и С.С. Батурин заметили, что в действующем ФЗ об ОРД угрозы безопасности РФ не указаны в качестве оснований проведения ОРМ <6>. Это особенно актуально и в сфере безвестного исчезновения, которое необходимо расценивать как угрозу демографической безопасности.

<6> См.: Проценко С.В., Батурин С.С. Об основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с событиями или деяниями, создающими угрозу безопасности Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2012. N 8. С. 4.

С учетом комплексного характера розыска безвестно исчезнувших лиц, как представляется, исчезновение лица, как признак преступления, должно найти отражение в УК РФ.

В целях обеспечения полноты учета сообщений о безвестном исчезновении и принятия эффективных мер по их разысканию, по нашему мнению, можно внести следующие взаимосогласованные дополнения в УК и в УПК.

Главу 16 УК РФ, именуемую "Преступления против жизни и здоровья":

можно дополнить новой статьей 125.1 с обозначением (наименованием) "Безвестное исчезновение". В качестве варианта предлагаю:

"Статья 125.1. Безвестное исчезновение

Безвестное исчезновение является признаком преступления".

В связи с этим необходимым станет и внесение соответствующих дополнений в УПК РФ следующего характера:

а) ч. 1 ст. 140 УПК, посвященная поводам для возбуждения уголовного дела, дополнить пунктом 5 - самостоятельным поводом следующего содержания: п. 5 - "сообщение о безвестном исчезновении";

б) ч. 2 ст. 140 УПК изложить в следующей редакции:

"Основаниями для возбуждения уголовного дела являются:

в) ч. 2 ст. 146 УПК дополнить п. 5 следующего содержания:

"Уголовное дело по факту безвестного исчезновения возбуждается по статье 125.1 УК РФ с последующим уточнением квалификации";

г) для определения подследственности уголовного дела, возбуждаемого по факту безвестного исчезновения (ст. 125.1), в подп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК внести соответствующее дополнение, т.е. в первом предложении после статьи 120 указать статью 125.1.

Дополнительным обоснованием вышеизложенного может послужить и следующее:

во-первых, безвестное исчезновение может быть замаскировано под многие преступления, предусмотренные в главах 16, 17, 18, 20, 24 - 27, 29 и т.д. УК РФ;

во-вторых, нельзя исключить, что неразысканные (неопознанные) трупы, являются трупами лиц, числящихся в розыске, которые стали жертвами преступлений, но меры уголовно-правового и уголовно-процессуального воздействия не приняты в силу невыявления достаточных данных, указывающих на признаки преступления или отсутствия заинтересованного участника (родственника или близкого человека) уголовно-процессуальных отношений проверки сообщения о преступлении (исчезновении). В силу последнего обстоятельства не исключается и субъективная составляющая ведомственного влияния - укрытие от учета преступления, жертвой которого стало лицо, особенно при "бесперспективности" его раскрытия;

в-третьих, внесенные ФЗ от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ в ст. 144 УПК РФ дополнения позволяют в рамках доследственной проверки сообщения о преступлении (исчезновении) выполнить широкий спектр процессуальных действий, в т.ч. и назначение экспертиз, исследование трупов, дачи поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые наилучшим образом способствуют выполнению комплекса проверочных, процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных как на установление личности безвестно исчезнувшего, так и на выявление признаков конкретного преступления, жертвой которого лицо стало;

в-четвертых, при техногенной ситуации, стихийных бедствиях, чрезвычайных происшествиях и катастрофах, повлекших гибель и исчезновение большого количества людей, создаются специальные комиссии для расследования ситуации и ликвидации последствий этого. Заключения и другие проверочные документы указанной комиссии могут быть проверочными документами уголовно-процессуальной проверки сообщения, позволяющие, с одной стороны, ориентировать направление розыска пострадавших лиц, а с другой - выявить признаки преступления. Особенностью могут быть учет и разрешение одного сообщения, повлекшее вышеуказанные последствия. Проблема заключается еще и в том, что лица, исчезнувшие в результате чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также при иных катастрофах, не включаются в статистику в качестве пропавших без вести. В случае их необнаружения или неразыскания выходит, что они и не являются и исчезнувшими. Поэтому их разыскание в рамках возбужденного уголовного дела посредством комплекса уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мер является обоснованным. Это особенно актуально в случаях, когда труп или его фрагменты обнаруживаются по истечении длительного времени, когда родные и близкие "примирились" с ситуацией, перестали принимать активные поисковые меры, в т.ч. оказывая содействие органам следствия и субъектам ОРД;

в-пятых, появляется и усиливается контроль со стороны заинтересованных участников уголовно-процессуальной проверки сообщения, поскольку они могут быть ознакомлены с материалами проверки и процессуальными решениями следователя. В связи с этим заинтересованные в результатах розыска лица могут предоставить органу расследования полученные ими сведения (по результатам предпринятых самостоятельно или посредством средств массовой периодики и/или через общественные организации действий по поиску), ориентирующие розыск;

в-шестых, при заведомо ложном сообщении о безвестном исчезновении могут быть задействованы уголовно-правовые меры охраны интересов правосудия.

Опыт зарубежных государств показывает, что возбуждение уголовных дел по фактам безвестного исчезновения возможно и без ссылки на конкретную статью, квалифицирующую деяние, предусмотренное Особенной частью УК.

Так, в УПК Республики Беларусь в качестве основания для возбуждения уголовного дела закреплено и безвестное исчезновение лица (ст. 167 УПК РБ), и особенностью возбуждения уголовного дела по факту безвестного исчезновения лица является возбуждение его без указания статьи Особенной части УК РБ (ч. 3 ст. 175 УПК РБ) и последующее ее уточнение <7>.

<7> Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь // URL: pravo.levonevsky.orgkodeksby/upk.

Аналогичные основания и порядок возбуждения уголовного дела по факту безвестного исчезновения лица предусмотрены и в УПК Республики Казахстан (ст. ст. 177 и 186 УПК РК). В ст. 7 УПК РК раскрывается и понятие "безвестно исчезнувшее лицо" <8>.

<8> Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан // URL: http://www.zakon.kz/ 211945-ugolovnop- rocessualnyjj-kodeks.html.

Как представляется, не простым, а основным является вопрос раскрытия содержания понятия "безвестно исчезнувшее лицо" в уголовно-правовом и уголовно-процессуальном значении этого выражения, которое должно получить свое закрепление в ст. 5 УПК РФ. На взгляд автора, существенными для раскрытия содержания указанного понятия, в первую очередь в отношениях "заявитель - исчезнувшее лицо", являются: учет степени родства, давность и знакомства, цель поиска, осведомленность по персональным данным, наличие сведений о нахождении в ситуации, угрожающей жизни и здоровью, и т.д. Все вышеуказанные и другие вопросы могут быть выяснены при уголовно-процессуальной проверке сообщения о безвестном исчезновении, проводимой в соответствии со ст. ст. 144 - 145 УПК.

Литература

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь // URL: pravo.levonevsky.orgkodeksby/upk.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан // URL: http://www.zakon.kz/ 211945-ugolovno- processualnyjj-kodeks.html.
  3. Федеральный закон от 04.03.2013 N 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Приказ Генпрокуратуры РФ N 70, МВД РФ N 122 от 27.02.2010 "Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан" // Законность. 2010. N 5.
  5. Приказ СК России от 03.05.2011 N 72 "О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (ред. от 05.03.2012) // СПС "КонсультантПлюс".
  6. Захарцев С.И., Пахунов А.М. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью // Российский следователь. 2012. N 9.
  7. Проценко С.В., Батурин С.С. Об основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с событиями или деяниями, создающими угрозу безопасности Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2012. N 8.
  8. Скосарев В.В. О состоянии законности при осуществлении органами внутренних дел розыска лиц, пропавших без вести // Прокурор. 2013. N 1.