Мудрый Юрист

Методологические подходы к определению личности корыстного преступника-рецидивиста

Гончарова Мария Витальевна, докторант ФГКУ "ВНИИ МВД России", кандидат юридических наук, доцент, подполковник полиции.

В статье рассмотрены точки зрения криминологов, касающиеся понятия личности преступника. На основе существующих методологических подходов сформулировано понятие личности корыстного преступника-рецидивиста в широком и узком смыслах.

Ключевые слова: личность, преступление, личность преступника, рецидивист.

Methods approaches to definition of the personality of a lucrative criminal-recidivist

M.V. Goncharova

Criminologists' points of view concerning the definition of the criminal personality are discussed in the article. The definition of the personality of the mercenary repeated offender is formulated in the broad and narrow sense on the basis of existing methodological approaches.

Key words: personality, crime, criminal personality, repeated offender.

Криминологическое понятие личности - это частный случай изучения личности человека, совершившего преступное деяние. В трудах криминологов личность преступника рассматривалась в различных аспектах, условно существующие понятия можно разделить на шесть групп.

К первой группе мы относим обобщенные трактовки, представленные в исследованиях Г.А. Аванесова, С.М. Иншакова, П.А. Олейник, А.П. Закалюк и др. Личность преступника определяется "как личность человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности" <1>.

<1> См., например: Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 245; Иншаков С.М. Криминология. М., 2000. С. 40; Олейник П.А. Личностный подход (теоретические аспекты и практическая значимость для деятельности органов внутренних дел) // Советское государство и право. 1980. N 4. С. 52; Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 1986. С. 3.

Вторую группу образуют точки зрения, учитывающие влияние социальных условий на личность. Так, А.Б. Сахаров считал, что личность преступника - определенная совокупность всех тех социально значимых признаков, свойств, связей и обстоятельств, которые в сочетании с иными условиями и обстоятельствами влияют на совершение преступления <2>.

<2> См.: Сахаров А.Б. Учение о личности преступника // Советское государство и право. 1968. N 9. С. 66.

Более конкретные определения личности преступника представлены третьей группой ученых. Личность преступника исследуется не как "вещь в себе", а в единстве личностных особенностей и условий жизни и деятельности. Понятие, разработанное Ю.М. Антоняном с соавторами, наиболее полно охватывает и тех, кто совершил умышленные преступления, и тех, кто виновен в неосторожном деянии, содержит перечень признаков, которые должны быть предметом криминологического познания. Это личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата <3>.

<3> См.: Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб., 2004. С. 16.

Отдельные ученые считают, что нет нужды в разработке понятия "личность преступника". Они образуют четвертую группу мнений. Основное свойство личности преступника - это нарушение уголовного закона. Поэтому вполне достаточно понятия "субъект преступления", под которым подразумевается общественно опасное вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, виновно совершившее преступление, предусмотренное уголовным законом <4>.

<4> Бурлаков В.Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998. С. 9; Резник Г.М. Криминологическая профилактика и социальное планирование // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1979. Вып. 31. С. 29.

Вместе с тем ряд авторов отрицает существование особой личности преступника. Они формируют пятую группу мнений (Ю.Д. Блувштейн, Я.И. Гилинский и др.).

Приверженцы шестой точки зрения настаивают на том, что "нельзя провести четкую грань между правонарушителями и законопослушными людьми. Подобная дихотомия - это чрезмерное упрощение. Противоправность не является свойством человека, его отличительной чертой, присущей либо не присущей ему, а, скорее, особенностью любого человека, выраженной у него в большей или меньшей степени" <5>.

<5> См., например: Шнайдер Г.Й. Криминология. М., 1994. С. 127; Абрахамсен Д.С. Кто виноват? М., 1972. С. 15 - 16; Поздняков Э.А. Философия преступления. М., 2001. С. 161.

Рассмотренные точки зрения не являются исчерпывающими, но дают представление о дискуссии, посвященной личности преступника в широком смысле, т.е. они охватывают круг лиц, нарушивших уголовный закон в любой форме.

Понятие "личность преступника" в узком смысле основывается на выделении сущностных свойств и предусматривает рассмотрение личности в качестве отдельного социального типа. В этой связи в качестве примера можно привести понятие, разработанное Е.Б. Кургузкиной: под личностью преступника следует понимать динамическое состояние лица, определяемое совокупностью различных негативных факторов - внешних и внутренних, социальных, биологических, психологических, представляющее собой идеальную модель, отличающуюся от других людей такими особенностями, как отчуждение от нормальных связей, отношений, ценностей, более низкий уровень образования и культуры, более низкая нравственность, выражающаяся в признании возможности использования криминальных средств достижения целей, а также сочетание таких психологических черт, как гипертрофированная импульсивность, ригидность, тревожность, паранояльность <6>.

<6> См.: Кургузкина Е.Б. Теория личности преступника и проблемы индивидуальной профилактики преступлений: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 150.

Криминологией изучаются личности как тех, кто неоднократно совершал преступления, так и тех, для кого совершение уголовно наказуемого деяния явилось случайностью, и тех, кто совершил криминальное деяние по неосторожности, а также тех, чьи личностные качества свидетельствуют о большой вероятности совершения преступления в будущем. Мы разделяем мнение И.И. Карпеца о том, что нельзя объединять всех этих лиц одним общим понятием "личность преступника". Общее у них лишь то, что все они - нарушители закона <7>.

<7> См.: Карпец И.И. Проблема безопасности. М., 1969. С. 101.

Вместе с тем отдельные категории преступников изучены еще недостаточно, что приводит к определенным трудностям при оценке общественной опасности тех или иных преступников, осложняет использование криминологического материала в правоприменительной деятельности. Безусловно, в качестве объекта криминологических исследований выступали и лица, совершившие корыстные посягательства. Однако криминологи полагают, что "...до сих пор личность корыстного преступника в качестве самостоятельной и цельной проблемы в криминологии рассмотрена недостаточно" <8>.

<8> См.: Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника. Томск, 1989. С. 9.

Необходимость исследования корыстного преступника определяется тем, что корыстные преступления являются наиболее распространенными в структуре преступности, значителен и удельный вес деяний, совершенных с корыстной мотивацией, с корыстного преступления, как правило, начиналась преступная деятельность профессионального и рецидивного преступника, кроме того, высоки уровень рецидива именно по корыстным составам и вероятность совершения новых преступлений.

Исследование личности человека, совершившего одно корыстное преступление в своей жизни, представляет научный интерес, но более интересны проблемы, связанные с формированием, развитием, деградацией и последующим разрушением личности закоренелых, повторных преступников, совершающих корыстные посягательства. Обосновывая такую позицию, можно отметить, что если в отношении лица, впервые совершившего преступление, в большинстве случаев можно говорить о заблуждении, о роли ситуации и случайности, то в случае рецидива можно с полным основанием утверждать, что между преступлением и личностью преступника существует более тесная, сущностная связь" <9>. Такое положение обусловливает исследование именно личности лиц, являющихся корыстными преступниками-рецидивистами, составляющих основную массу среди всех корыстных правонарушителей.

<9> См.: Вермеш М. Основные проблемы криминологии. М., 1978. С. 179.

Для личности корыстного преступника-рецидивиста характерны особенности личности человека, подвергавшегося уголовному преследованию хотя бы один раз за корыстное преступление, и те социально-психологические свойства и проявления, которые присущи только ей и обусловлены в первую очередь продолжаемой преступной деятельностью, выражающейся в совершении корыстных преступлений, воздействием "преступной субкультуры", а также фактом отбывания лишения свободы, в т.ч. неоднократного. Пребывание в местах лишения свободы приводит к привыканию к тяжелым условиям отбытия уголовного наказания, пополнению социально негативных знаний, преступного опыта, невозможности возврата к нормальной социальной жизни. Возобновление преступной деятельности после освобождения, ее активизация все больше укрепляют противоправные установки, обусловливающей предпочтение преступного варианта поведения, готовность к нему при наличии к этому возможности и создание такой возможности.

Установление характерных особенностей личности корыстного рецидивиста с учетом его индивидуальности дает основание выделить проблему личности корыстного преступника-рецидивиста в качестве самостоятельного объекта исследования, сформулировав понятие такой личности в широком и узком смыслах.

В широком смысле личность корыстного преступника-рецидивиста - это личность человека, реализующего свою общественную опасность в совершении повторных корыстных преступлений (совокупности преступлений), характеризующегося определенными психологическими особенностями, антиобщественными взглядами, отрицательным отношением к нравственным ценностям, сформировавшимся в результате социального, пенитенциарного и постпенитенциарного воздействия.

В узком смысле личность корыстного преступника-рецидивиста представляет собой личность лица, хотя бы один раз осуждавшегося за корыстное преступление, характеризующегося устойчивостью преступной деятельности и совершающего противоправные деяния, в которых корысть является основным компонентом достижения преступной цели (кражи, мошенничества, присвоения или растраты), под воздействием негативных личностных особенностей и социальных факторов.

Литература

  1. Абрахамсен Д.С. Кто виноват? М., 1972.
  2. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
  3. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника. Томск, 1989.
  4. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб., 2004.
  5. Бурлаков В.Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
  6. Вермеш М. Основные проблемы криминологии. М., 1978.
  7. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 1986.
  8. Иншаков С.М. Криминология. М., 2000.
  9. Карпец И.И. Проблема безопасности. М., 1969.
  10. Кургузкина Е.Б. Теория личности преступника и проблемы индивидуальной профилактики преступлений: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003.
  11. Олейник П.А. Личностный подход (теоретические аспекты и практическая значимость для деятельности органов внутренних дел) // Советское государство и право. 1980. N 4.
  12. Поздняков Э.А. Философия преступления. М., 2001.
  13. Резник Г.М. Криминологическая профилактика и социальное планирование // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1979. Вып. 31.
  14. Сахаров А.Б. Учение о личности преступника // Советское государство и право. 1968. N 9.
  15. Шнайдер Г.Й. Криминология. М., 1994. С. 161.