Мудрый Юрист

Основной закон о труде австралии: акт справедливой работы

Воротилин Александр Игоревич, аспирант Академии труда и социальных отношений.

Рассмотрен новый основной закон в сфере трудового права Австралии - The Fair Work act (Акт справедливой работы), выполняющий функцию трудового кодекса и вобравший в себя нормы ратифицированных международно-правовых актов, Конституции Австралии 1900 г., национальных правовых актов, конституций штатов, отраслевых правовых актов, судебных прецедентов. Сделан акцент на новациях в Национальных стандартах занятости (National Employment Standards (NES)). Сделан вывод об эффективности комплексного подхода в трудовом законодательстве и необходимости его развития.

Ключевые слова: трудовое право, Австралия, Акт справедливой работы.

Basic labor law of Australia: The Fair Work act

A.I. Vorotilin

The new basic law in the field of labour law Australia - "The Fair Work act" performs the function of the Labour code, incorporating norms and requirements of ratified international legal acts to the Constitution of Australia 1900, national legal acts, constitutions of the States, sectoral legal acts, judicial precedents). Focus on innovations in the National employment standards (National Employment Standards (NES)). A conclusion about the effectiveness of an integrated approach in labour legislation and the need for its development.

Key words: labor law, Australia, the Fair Work act.

Структура источников трудового права в современных развитых государствах как англосаксонской, так и континентальной модели примерно идентична. К источникам трудового права Австралии в настоящее время можно отнести:

Косвенно к источникам трудового права, которые в отдельных случаях могут быть приняты во внимание австралийскими судами, следует отнести доктринальные труды (комментарии законов), административную практику по спорам граждан с государством, обычаи делового оборота.

Произошедшая в 2010 г. реформа трудового права Австралии принципиально не изменила структуру источников, но наполнила их новым содержанием. На сегодняшний день австралийское трудовое законодательство и в частности новый закон The Fair Work act (Акт справедливой работы), разработаны с учетом конвенций и рекомендаций МОТ и принятой 10 июня 2008 г. Декларации Международной организации труда "О социальной справедливости в целях справедливой глобализации" <1>. Реализуя принципы этой Декларации, Австралия как член МОТ проводит политику, направленную на решение стратегических задач в таких областях, как занятость, социальная защита, социальный диалог и права в сфере труда.

<1> Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (10 июня 2008 г.). Швейцария, 2009. С. 2 - 3.

В то же время в Австралии, как и в России, несмотря на конституционное закрепление приоритета международных норм, "неясными остаются вопросы окончательной иерархии источников трудового права и, как следствие, правильного их применения при регулировании трудовых отношений" <2>. В частности, в австралийской судебной практике, в том числе и по коллективным трудовым спорам, напрямую нормы международного права не применяются австралийскими судами, в том числе и трудовыми арбитражами.

<2> Вострецова О.А. Конвенции и рекомендации международной организации труда как источники трудового права: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.05. М., 2006. С. 8.

Итак, 1 января 2010 г. в системе трудового права Австралии произошел ряд существенных изменений, а именно вступил в силу новый основополагающий закон, регулирующий трудовые отношения The Fair Work act (Акт справедливой работы). С этого времени в стране действует единая для Нового Южного Уэльса, Квинсленда, Южной Австралии и Тасмании, Виктории, Северной территории и Австралийской столичной территории система регулирования национальных трудовых отношений. Данная система состоит из Акта справедливой работы, законодательства штатов по вопросам труда и занятости и подзаконных актов. Новое законодательство регулирует все виды трудовых отношений, включая и частный сектор.

Акт справедливой работы, являясь основным источником трудового права Австралии, кодифицированным сводом трудового права (при отсутствии трудового кодекса, как в некоторых других странах) регулирует следующие вопросы:

Первой и наиболее значимой составной частью Акта справедливой работы являются Национальные стандарты занятости (National Employment Standards (NES)) <3> (далее - NES), представляющие собой систему минимальных стандартов занятости), распространяющихся на всех работников, охватываемых Федеральной системой трудовых отношений.

<3> National Employment Standards // URL: http://www.fairwork.gov.au/ employment/ nationalemploy-ment-standards/ pages/default.aspx.

NES как составная часть Акта о справедливой работе заменили ранее действовавшие постановления Австралийских стандартов справедливой оплаты и условий труда (Australian Fair Pay and Conditions Standard, сокращенно The Standard) и содержат целый ряд минимальных гарантий для работников, таких как:

  1. максимальная продолжительность рабочего времени - 38 часов в неделю;
  2. гибкий рабочий график, позволяющий родителям или тем, кто ухаживает за больным ребенком школьного возраста или ребенком-инвалидом до 18 лет, требовать изменений в рабочем графике;
  3. отпуск по уходу за ребенком, который предоставляется продолжительностью до 12 месяцев, а также дополнительно 12-месячный отпуск за свой счет (предусмотрены также отпуска по беременности и родам и при усыновлении);
  4. ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью четыре недели в год и дополнительная неделя для тех категорий работников, которые работают посменно;
  5. оплачиваемый отпуск по уходу за больными членами семьи и по семейным обстоятельствам, предоставляемый продолжительностью десять дней и два дня неоплачиваемого отпуска по требованию работника, и, кроме того, отпуск по семейным обстоятельствам - продолжительностью два дня;
  6. отпуск, предоставляемый за выполнение общественных обязанностей, например, за содействие в реализации гражданами избирательного права (как правило, наблюдатели на выборах), исполнение депутатских обязанностей, содействие правоохранительным органам, в том числе участие в судебных заседаниях в качестве эксперта, специалиста, свидетеля, а также представителя общественной или профсоюзной организации, участие в природоохранных и социально важных мероприятиях (как правило, такое участие не превышает двух дней);
  7. оплачиваемая работа в государственные праздники;
  8. уведомление о сокращении штатов и выплата при этом выходного пособия (работник должен быть уведомлен о предстоящем сокращении за четыре недели, соответственно, за пять недель, если он достиг возраста более 45 лет и имеет не менее двух лет непрерывного стажа работы), кроме того, он имеет право на 16-недельное выходное пособие;
  9. обеспечение информацией работников о Национальных стандартах занятости, премиях, праве на свободу ассоциаций, прекращении работы, индивидуальном графике работы и пр.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством в NES содержится ряд новелл. Так, новеллой является право родителей, имеющих ребенка дошкольного возраста, или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, за которыми требуется уход (при этом стаж работы у них должен быть не менее 12 месяцев) просить изменить им рабочий график для обеспечения времени для ухода за ребенком. При этом отказ работодателя должен быть оформлен письменно, подробно мотивирован, например, в целях сохранения бизнеса. Работодатель должен письменно ответить в течение 21 дня, после чего работник имеет право обратиться в государственные органы. Также NES содержит два существенных изменения: увеличение продолжительности отпусков, которые одновременно могут взять оба родителя, с одной до трех недель <4> и разрешение отпуска для родителей из однополых пар.

<4> Статья 64. Раздел 62(3) Закона FW. Раздел 65(1) - (2) Закона FW. Раздел 65(5) Закона FW. Раздел 65(3) Закона FW. Раздел 65(4) Закона FW. Раздел 65(6) Закона FW. Разделы 67 - 85 Закона FW.

Кроме того, упрощены правила предоставления уведомления и предоставления доказательств для предоставления личного отпуска или отпуска по уходу. NES позволил также сотрудникам брать неоплачиваемый отпуск для выполнения общественных работ, таких, например, как служба в жюри присяжных или добровольное участие при ликвидации чрезвычайных происшествий. При этом если работники заняты в жюри присяжных сроком до 10 дней, работодатели обязаны предоставлять федеральным властям расчет по базовой ставке заработной платы работников за обычные рабочие часы присяжного <5>, что представляется весьма ценным и для российского трудового права.

<5> Плата за присяжных ранее регулировалась законодательством штата или территории, а также на базе федеральных соглашений. Таким образом, лишь штаты Виктория и Квинсленд требовали от работодателей расчет оплаты работников, привлекаемых в присяжные заседатели.

NES, сохранив право работника отсутствовать на работе в установленные государственные праздники, предусмотрели дополнительный государственный праздник - День рождения королевы. При этом новеллой является право работодателя обратиться с просьбой к работнику поработать в государственный праздник, равно как и право работника отказаться от данной работы. В данном случае предполагается необходимость наличия у работника "разумных оснований" (rational grounds) для такого отказа. Такое положение закона вызывает определенное недоумение, поскольку работник и так имеет неотъемлемое право не работать в праздник, и никакого обоснования для этого от него не должно требоваться.

Более того, как и ранее, "разумные основания" такого отказа в законодательстве не определены. Оценка разумности по-прежнему остается прерогативой работодателя, обязанного учитывать обстоятельства конкретного дела. Однако практика по трудовым делам сформировала ряд примеров "разумных оснований", например, сокращения штатов. Это невозможность организовать работу для существующего персонала или невозможность замены сотрудника или отсутствие механизмов, способных сохранить место для размещения работника <6>.

<6> Explaining aspects of the Fair Work Act 2009. Australian Human Resources Institute - Human Resources and Industrial Relations Special Interest Group (WA) Perth 25 June 2009. P. 14.

В NES изменен порядок уведомления об увольнении при избыточности штатов. Теперь работодатель должен представить письменное уведомление о прекращении трудовых отношений или избыточности должностей. Введена скользящая шкала уведомления: для сотрудников с периодом непрерывной работы не более года - одна неделя, а для сотрудников со стажем более чем пять лет - четыре недели, плюс дополнительные недели, если работник старше 45 лет. Разграничение представляется необоснованным и даже дискриминационным. Связь между стажем работы и сроками уведомления не прослеживается в законе и никак не комментируется в австралийской правовой литературе.

Введено также право на оплату так называемого резервирования, которое также зависит от уровня непрерывного стажа сотрудника. При этом резервирование оплаты не распространяется на работников сферы малого бизнеса (где работает менее 15 сотрудников).

Будучи основным законом о труде в Австралии <7>, Акт о справедливом труде впервые объединил до того разрозненные акты трудового права страны, что существенно упростило деятельность правоприменителей. В то же время сегодня этот Акт, находящийся в центре внимания научных и политических дискуссий, имеет немало как сторонников, так и противников <8>. Основные споры вызывают вопросы, связанные с увольнением, на которых мы подробнее остановимся в соответствующем параграфе.

<7> Fair Work Act 2009 // URL: http://www.fwa.gov.au/ index.cfm?pagename= legislationfwact. См. также: Fair Work (Registered Organisations) Act 2009, Fair Work Regulations 2009, Fair Work (Registered Organisations) Regulations 2009, Fair Work Australia Rules 2010, Fair Work Endorsement 2009, The Act preceding the Fair Work Act 2009.
<8> Sharp R., Broomhill R. & Elton J. 2012. "Modern" Labor and the Fair Work Act 2009: Challenging the male breadwinner gender order? Adelaide: Australian Workplace Innovation and Social Research Centre, The University of Adelaide.

В целом Акт о справедливом труде 2009 г. как комплексный и сбалансированный (с точки зрения борьбы политических интересов) акт завершил формирование австралийского трудового законодательства XX - начала XXI в. В основном он соответствует и международному трудовому праву, и традициям австралийского законодательства. Закон не является революционной новацией, а скорее, это продукт компромисса двух крупнейших политических сил и профсоюзов, а также логичный итог развития трудового права в Австралии.

Несмотря на наличие кодифицированного акта, важным источником трудового права продолжает оставаться судебный прецедент. Правотворчество в Австралии не только прерогатива законодателя, но и суда. Судебный прецедент по-прежнему, подобно конвенциональной норме и доктрине, считается неписаной частью права, имея при этом документальное выражение.

Таким образом, источники трудового права Австралии формируют трудовое законодательство, обеспечивающее стране стабильность рынка труда, высокую конкурентоспособность продукции, отсутствие антагонизмов в отношениях труда и капитала, социальное партнерство. Совокупность современных источников трудового права Австралии демонстрирует ряд противоречивых тенденций. С одной стороны, сегодня трудовое право Австралии имеет самое современное законодательство, принятое с учетом как опыта, традиций развития рабочего законодательства в стране, норм международного трудового права, так и последствий мирового финансового кризиса, отразившегося на сфере занятости. С другой стороны, современная модель, вероятно, в силу новизны и определенной компромиссности построения, не может считаться полной и завершенной, что вызывает дискуссии вокруг Акта справедливой работы.

Литература

  1. Декларация МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (10 июня 2008 г.). Швейцария, 2009.
  2. Вострецова О.А. Конвенции и рекомендации международной организации труда как источники трудового права: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.05. М., 2006.
  3. National Employment Standards // URL: http://www.fairwork.gov.au/ employ-ment/ nationalemploymentstandards/ pages/default.aspx.
  4. Explaining aspects of the Fair Work Act 2009. Australian Human Resources Institute - Human Resources and Industrial Relations Special Interest Group (WA) Perth 25 June 2009.
  5. Fair Work Act 2009 // URL: http://www.fwa.gov.au/ index.cfm?pagename=legislationfwact.
  6. Fair Work (Registered Organisations) Act 2009, Fair Work Regulations 2009, Fair Work (Registered Organisations) Regulations 2009, Fair Work Australia Rules 2010, Fair Work Endorsement 2009, The Act preceding the Fair Work Act 2009.
  7. Sharp R., Broomhill R. & Elton J. 2012. "Modern" Labor and the Fair Work Act 2009: Challenging the male breadwinner gender order? Adelaide: Australian Workplace Innovation and Social Research Centre, The University of Adelaide.