Конституционно-правовые основы деятельности профессиональных союзов
Сошникова Тамара Аркадьевна, заведующая кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета, доктор юридических наук, профессор.
В статье автор анализирует нормы Конституций РСФСР, СССР и Российской Федерации о профессиональных союзах, их развитие в современном российском законодательстве и вносит предложения по совершенствованию действующих правовых актов, регламентирующих деятельность профсоюзов как важных субъектов коллективных трудовых отношений.
Ключевые слова: конституционно-правовой статус профсоюзов, право на объединение в профсоюзы, основные права и обязанности профсоюзов, проблемы совершенствования законодательства о профсоюзах.
Constitutional and legal framework of trade union activity
T.A. Soshnikova
In this article the author examines the norms of the Constitution of the RSFSR, the USSR and the Russian Federation on trade unions, and their development in the modern Russian legislation and make proposals to improve the existing legislation governing the activities of trade unions, as important actors of collective labor relations.
Key words: constitutional and legal status of trade unions, the right to form trade unions, the basic rights and responsibilities of trade unions, the problem of improving the legislation on trade unions.
Важным субъектом трудового права являются профессиональные союзы, которые участвуют в коллективных правоотношениях, непосредственно связанных с трудовыми. Законодательство о профсоюзах составляет часть трудового права. Оно определяет правовое положение профсоюзов (правовой статус), устанавливает общую право- и дееспособность профсоюзов, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления. Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой для работников, всего общества представлять и защищать права и интересы именно в сфере труда и связанных с трудом отношений средствами и методами, присущими самим профсоюзам; с помощью права; во взаимодействии правовых и неправовых средств и методов.
Цели и задачи профсоюзов вытекают из ст. 30 Конституции России 1993 г. Это - защита членов профсоюзов. Функции профсоюзов закреплены в федеральных законах, среди которых, в первую очередь, следует назвать Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 28.12.2010) <1> (далее - Закон о профсоюзах), Трудовой кодекс РФ и ряд других федеральных законов, принятых в развитие Конституции РФ.
<1> См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества и Российского государства.
Конституция в этом году отмечает свое 20-летие. В Государственную Думу внесены несколько проектов новых изменений в Закон о профсоюзах.
В этой связи представляется целесообразным обозначить некоторые проблемы действующего и готовящегося законодательства, регулирующего деятельность профессиональных союзов как субъектов трудового права.
Прежде всего, конституционные положения. Начиная с Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 г. и в принятых позднее Конституциях РСФСР и СССР 1936, 1937, 1977 и 1978 гг. Основной Закон страны всегда содержал статьи, закрепляющие право граждан создавать профсоюзы и вступать в эти союзы, а также устанавливал определенные гарантии деятельности союзов.
Так, Конституция (Основной Закон) РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г., содержала две статьи, имеющие отношение к праву граждан на свободу объединения в союзы и проведение собраний, митингов, шествий и т.п. Статья 15 гласила: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением". А в ст. 16 предусматривалось, что "в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика... оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации".
Конституция СССР 1936 г. в ст. 126 указывала: "В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества...". Таким образом, молодое Советское государство не просто предоставляло право на объединение в профсоюзы, но и обеспечивало это право, предоставляло материальные гарантии для объединения и решения задач организационного и политического характера.
Советские Конституции прямо подчеркивали роль и значение профсоюзов в политической системе государства. Так, в соответствии со ст. 7 Конституции СССР 1977 г. профессиональные союзы, Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, кооперативные и другие общественные организации в соответствии со своими уставными задачами имели право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов <2>.
<2> См.: Конституция (Основной Закон) Российской Советской Социалистической Республики (принята Верховным Советом РСФСР 12.04.1978) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.Нормой указанной статьи было узаконено место общественных организаций, в том числе профсоюзов, в политической системе общества. Это, безусловно, способствовало повышению их авторитета и нацеливало как государственные структуры, так и представителей хозяйственного руководства с большим уважением и вниманием относиться к общественным объединениям в целом и к профсоюзам в частности.
Нынешняя Конституция России говорит о месте и роли общественных объединений весьма скромно. В ст. 13 (ч. 4) Конституции указано лишь, что общественные объединения равны перед законом, а ст. 30, как отмечено, предоставляет право каждому на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Что касается места профсоюзов в политической системе современного российского общества, то Конституция РФ 1993 г. прямо об этом не говорит.
В ст. 113 Конституции СССР 1977 г. профсоюзы наделялись правом законодательной инициативы. Теперь профсоюзы не относятся к числу субъектов, обладающих таким правом.
На первый взгляд, большой беды здесь нет. Профсоюзы в рамках социально-партнерских отношений через Российскую трехстороннюю комиссию участвуют в обсуждении законов социальной направленности.
На протяжении почти 20 лет, с момента принятия Конституции РФ 1993 г., профсоюзы приняли самое активное участие в разработке Федеральных законов "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (1996 г.), "Об общественных объединениях" (1995 г.), "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (1995 г.) и ряда других, в разработке которых также участвовали представители профсоюзов. При самом активном участии профсоюзов принимался Трудовой кодекс РФ.
В науке конституционного и трудового права неоднократно обращалось внимание на недостаточную вовлеченность профсоюзов в правотворческий процесс в связи с отсутствием у них права законодательной инициативы <3>. Так, Н.И. Костина пишет, что "в условиях глобализации и кризиса было бы правильным повышение роли профсоюзов в обществе и государстве. Необходимо вернуть профсоюзам право на законодательную инициативу. Для успешной деятельности профсоюзов, повышения их роли в обществе необходимо внести изменения в законодательство о том, что без участия профсоюзов не должны производиться прием на работу и увольнение с работы, приниматься законы, затрагивающие права работников наемного труда. Необходимо расширить контрольные функции профсоюзов, их роль в разработке социальной политики, что ускорит процесс становления развитого гражданского общества в России" <4>. Пусть не все предложения автора можно поддержать, но необходимость повышения роли профсоюзов в современной России очевидна.
<3> См., напр.: Франгулян М.Г. Правовой статус профсоюзов Канады: Дис. ... к.ю.н. М., 2009; Маирова Л.М. Защита профсоюзами трудовых прав работников: Дис. ... к.ю.н. М., 2007. С. 9.<4> См.: Костина Н.И. Правовые основы деятельности профсоюзов в условиях глобализации // Социальное и пенсионное право. 2010. N 3.
Отметим, что право законодательной инициативы является важным для повышения эффективности деятельности профсоюзов. Оно означает не только возможность предлагать принятие тех или иных законов (нормативно-правовых актов), подготовку и внесение их проектов, но и встречную обязанность законодательного органа официально отреагировать на такие предложения: либо принять к рассмотрению, вынести на заседание (сессию) законодательного органа либо отклонить, но с соответствующей мотивировкой.
В этой связи было бы желательно дополнить ст. 104 Конституции РФ еще одним субъектом, обладающим правом законодательной инициативы по предметам их ведения, - профессиональными союзами.
Право законодательной инициативы необходимо также закрепить в Законе "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности".
Правовое положение профессиональных союзов закреплено в целом ряде специальных законов, принятых в развитие Конституции России. Это Федеральные законы от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" <5>, от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" <6>.
<5> См.: Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.<6> См.: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 16.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
В Федеральном законе "Об общественных объединениях" развиваются основополагающие конституционные положения, касающиеся права граждан на объединение. Нормами данного Закона определяется содержание права граждан на объединение; дается понятие общественного объединения; перечисляются основные требования к учредителям, членам и участникам общественного объединения; определяются организационно-правовые формы общественных объединений; принципы их создания и деятельности; устанавливаются требования к уставам, основные правила регистрации, права и обязанности общественных объединений.
Например, в соответствии со ст. 29 этого Закона, закрепляющей обязанности общественного объединения, они обязаны:
- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом (выделено мной. - Авт.);
- ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;
- представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
В настоящее время в целях совершенствования правовой регламентации имущественного статуса профсоюзов подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон о профсоюзах. По мнению его разработчиков, такие изменения позволят исключить возможные злоупотребления при распоряжении имуществом профсоюзов. Также предлагается включить профсоюзы в число юридических лиц, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность в средствах массовой информации <7>.
<7> См.: Сойфер Т.В. Профессиональные союзы как субъекты гражданского права // Трудовое право для кадровика. 2011. N 8.Из всего сказанного можно сделать вывод, что государство все в большей степени желает взять под контроль деятельность общественных объединений, включая и профсоюзы.
Непонятно, например, зачем профсоюз должен ежегодно представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, т.е. Минюста РФ, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы. Ведь налоговые органы такие отчеты получают, почему при необходимости не запросить эти сведения у них?
Не очень понятна ценность ежегодного информирования органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении им своей деятельности. Ведь все эти сведения представляются в регистрирующий орган, и, видимо, следовало бы указать, что при их изменении нужно представлять соответствующие документы. Пока же получается огромный поток бумаг, а настоящей поддержки профсоюзов, создания им правовых условий для беспрепятственной деятельности не очень заметно.
В Законе "О некоммерческих организациях" появилась статья об иностранных агентах, которые получают хоть какое-нибудь финансирование из-за границы и участвуют в политической деятельности. Некоммерческая организация признается участвующей в политической деятельности, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях (п. 6 ст. 2).
Получается, что профсоюзы очень часто участвуют в политической деятельности, поскольку борются за права пенсионеров, организуют акции в поддержку безработных, забастовки с требованиями о повышении зарплаты и пр. Причем в п. 7 ст. 1 Закона сказано, что п. 6 ст. 2 не распространяется на объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном порядке, а вот о профсоюзах ничего не говорится.
На наш взгляд, целесообразно уточнить редакцию п. 7 ст. 1 Закона "О некоммерческих организациях" и указать, что действие п. 6 ст. 2 также не распространяется на профсоюзные организации и их объединения, поскольку любая забастовка при отстаивании прав работников может быть расценена как участие в политической деятельности, особенно если профсоюз является членом международного объединения и получает от него определенную поддержку либо самостоятельно финансирует акции солидарности с зарубежными партнерами.
Важнейший закон, регламентирующий в наибольшей степени правовое положение профсоюзов, это, конечно, Закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". С момента его принятия прошло уже 17 лет. За это время коренным образом изменилась экономика России. Появились вертикально интегрированные компании, такие как Газпром, РЖД, где вместо коллективных договоров, заключаемых в отдельных акционерных обществах, входящих в их структуру, заключается генеральный коллективный договор. Это влечет за собой изменение роли отраслевых профсоюзов на федеральном уровне.
Созданы тысячи малых предприятий разноотраслевой деятельности, где возрастает роль территориальных профсоюзов, поскольку в большинстве из них отсутствуют первичные профсоюзные организации.
Меняются принципы создания профсоюзов. Вместо объединения членов профсоюза по узкопрофессиональным или производственным интересам появляются профсоюзы, которые объединяют работников разных отраслей по их идеологической приверженности. Так, в 1989 г. создан социалистический профсоюз "СОЦПРОФ", в 2007 г. создан Межрегиональный профсоюз трудящихся-мигрантов, который объединяет работников, прибывших из стран СНГ и занятых в строительстве, ЖКХ и других отраслях. Его главная цель - защита трудовых и социально-экономических интересов мигрантов, работающих в России. С этого же времени действует Российский профсоюз студентов "Союз молодежи", в который объединяются студенты вузов и колледжей независимо от профиля образования.
В юридической литературе поднимается вопрос о необходимости создания профсоюза безработных <8>. Опыт создания такого профсоюза имеется в Англии, Канаде, Дании, во Франции.
<8> См.: Васильев В.А., Васильева Е.В. Профсоюз безработных: утопия или реальность? // Трудовое право. 2006. N 8.К сожалению, Закон о профсоюзах не дает возможностей для маневра в плане организационной структуры, названия профсоюзов.
В последние годы в отношении нескольких активно и давно работающих профессиональных союзов по инициативе прокуратуры было возбуждено исковое производство на предмет несоответствия их уставов Закону о профсоюзах.
Так, Гагаринский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просил признать недействительными с момента принятия положения п. п. 1.1, 2.1, 4.6, 5.3, 10.16, 10.7.18, глав 6 и 7 Устава Профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства РФ в новой редакции, утвержденной решением пятого съезда указанного профсоюза от 22 - 23 декабря 2010 г., противоречащими Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". В обоснование заявленных требований истец указал, что новое название профсоюза не содержит указание на территориальную сферу деятельности (общероссийский), не соответствует п. 1.1 Устава, согласно которому профсоюз объединяет не только работающих в нефтегазовом комплексе, но и в нефтехимической и химической промышленности и электроэнергетике, п. 4.6 содержит ограничение для членов профсоюза о членстве в ином профсоюзе, что действующим законодательством не предусмотрено, Устав определяет в качестве структурных подразделений объединенные первичные организации, цеховые профсоюзные организации, профгруппы и межрегиональные профсоюзные организации, которые не предусмотрены законом.
Профсоюз обратился с кассационной жалобой в Московский городской суд, и судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда частично изменила решение Гагаринского суда г. Москвы. Однако признала п. п. 2.1, 5.3, главы 6 и 7 Устава Профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации в новой редакции, в части, касающейся цеховых профсоюзных организаций, профсоюзных групп, объединенных профсоюзных организаций, межрегиональных профсоюзных организаций, противоречащими Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" <9>.
<9> Определение Московского городского суда от 02.03.2012 по делу N 33-6645: "Исковые требования о признании положений норм устава профессионального союза противоречащими нормам законодательства РФ удовлетворены, поскольку материалами дела установлено, что оспариваемые нормы содержат определения объединенных первичных организаций, которые не предусмотрены законом" // СПС "КонсультантПлюс".Аналогичные требования были предъявлены к профсоюзу работников государственных учреждений и общественного обслуживания.
Тут нельзя не согласиться с точкой зрения, высказанной доктором юридических наук К.Д. Крыловым в одной из своих публикаций: "В этой ситуации необходимо всем юристам профсоюзов объединиться на федеральном уровне, чтобы вырабатывать научно обоснованную и профессиональную позицию по данным вопросам. Как должен называться профсоюз - это прерогатива самого профсоюза. Если же требования Минюста РФ выражены не к одному профсоюзу, а к нескольким, то это уже нормативные требования. Тогда необходимо разработать нормативный акт, рассмотреть его в трехсторонней комиссии" <10>.
<10> См.: Крылов К.Д. Новейшие научные подходы к правовому регулированию и правовой защите в сфере труда. Выступление на Шестой ежегодной конференции Ассоциации НП "Юристы за трудовые права" // URL: http://cstp.trudprava.ru/ 95-noveyshie- nauchnie-podhodi- k-pravovomu- regulirovaniyu-i- pravovoy-zashite-v- sfere-truda.html.Дабы исключить подобные споры, на наш взгляд, необходимо внести изменения в Закон о профсоюзах, расширив возможности граждан по реализации своего конституционного права на объединение.
Прежде всего, само понятие профессионального союза, дано в ст. 2 Закона о профсоюзах. Пункт 1 данной статьи гласит: "Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов".
В п. 2 данной статьи указано, что каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность гражданин имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
Как видно, в этих пунктах не упоминаются пенсионеры, которые уже не работают, но продолжают оставаться на учете в первичной профсоюзной организации, нет ни слова о студентах, получающих профессиональное образование в колледжах и вузах, не говорится и о праве безработных вступать в профсоюз либо создавать свой собственный профессиональный союз.
Если сравнить понятие профсоюза, данное в российском Законе и в нормах международного права, то можно сделать вывод, что в них оно сформулировано в более общем виде и не привязывает право на создание профсоюзов к производственным интересам по роду деятельности.
В частности, ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах предусматривает, что участвующие в нем государства обязуются обеспечить:
а) право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору при единственном условии соблюдения правил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других <11>. Эта общая норма полностью соответствует положениям ст. 20 и п. 4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого человека на свободу ассоциаций и право создавать профессиональные союзы и входить в них для защиты своих интересов. В этой связи, на наш взгляд, было бы правильным объединить пункты 1 и 2 ст. 2 российского Закона, изложив их в следующей редакции:
<11> См.: Международный пакт принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., ратифицирован СССР 18 сентября 1973 г."Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Каждый достигший возраста 14 лет имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих прав и интересов в социально-трудовой сфере, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов".
В остальной части данной статьи изменить нумерацию пунктов, а содержание сохранить.
Такое определение профсоюза, по нашему мнению, позволит создавать профессиональный союз и среди безработных, и среди мигрантов, и даже объединить работников одной диаспоры для защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Нуждается в совершенствовании и понятийный аппарат, определенный в ст. 3 Закона о профсоюзах. Именно эта статья дает повод прокуратуре для обращения в суд с иском о признании уставов профсоюзов не соответствующими законодательству.
Прежде всего, о понятии первичной профсоюзной организации. Как известно, в прошлом году депутатами Государственной Думы ФС РФ М.В. Тарасенко, А.А. Андреевым внесен проект Закона об изменении Закона о профсоюзах. В первую очередь, обращает на себя внимание тот факт, что из ст. ст. 1, 3, 11 и ряда других предлагается либо исключить упоминание о первичных профсоюзных организациях, либо по-новому определить это понятие. Авторы законопроекта делают "вывод, что на уровне организации могут создаваться первичные профсоюзные организации (как правило), а могут создаваться и иные виды профсоюзных организаций" <12>.
<12> См.: Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 110460-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".С таким выводом согласиться трудно. Вряд ли работодатель предоставит помещение для работы профсоюзу, который объединяет работников, например, по территориальному признаку.
Авторами законопроекта предлагается следующим образом определить понятие первичной профсоюзной организации: "...первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов общероссийского, межрегионального профсоюза, работающих, как правило, в одной организации (в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, у работодателя - индивидуального предпринимателя) независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании устава общероссийского, межрегионального профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут быть образованы цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные профсоюзные организации".
На наш взгляд, это определение в корне меняет роль первичных профсоюзных организаций, которые являются основой профсоюзов. И идеологически, и практически такие изменения роли первички вряд ли целесообразны. Если дословно проанализировать понятие, данное в проекте Закона, то получается, что физические лица (люди), уже ранее вступившие в общероссийский или межрегиональный профсоюз, по своему решению создают первичную профсоюзную организацию. Таким образом, основой профсоюзов становятся общероссийские и межрегиональные профсоюзные организации.
Чтобы не допустить разрушения сложившейся структуры профсоюзов, первичную профсоюзную организацию в Законе о профсоюзах было бы целесообразно определить следующим образом:
"Первичная профсоюзная организация - структурное подразделение общероссийского (межрегионального), регионального или территориального профсоюза, объединяющее на добровольной основе лиц, работающих в одной или нескольких организациях (в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, у работодателя - индивидуального предпринимателя) независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании устава общероссийского, межрегионального, регионального или территориального профсоюза либо положения о первичной профсоюзной организации, утвержденного в установленном уставом профсоюза порядке. В структуре первичной профсоюзной организации могут быть образованы цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения первичной профсоюзной организации".
Таким определением, как нам представляется, будет установлена неразрывная связь между первичной и вышестоящей профсоюзной организацией, что должно обеспечить единство профсоюзов, сохранение системы профсоюзных органов снизу доверху. Слабые, разрозненные профсоюзы, как бы они ни назывались, вряд ли смогут в полном объеме обеспечить представительство и защиту прав и свобод членов профсоюза в сфере труда.
Если согласиться с идеей создания профсоюза безработных, то, на наш взгляд, их первичная профсоюзная организация может быть создана в центрах занятости, по месту регистрации безработных.
В ст. 3 Закона о профсоюзах было бы целесообразным обозначить основные понятия профсоюзных структур, соотнеся их с определениями, имеющимися в Трудовом кодексе РФ, в частности в ст. ст. 29, 30, 45 ТК РФ. Кроме первичной профсоюзной организации необходимо определить понятия общероссийского, межрегионального, регионального и территориального профсоюза, а также понятия профсоюзных объединений, которые представляют интересы работников на соответствующем уровне социального партнерства.
Из ст. 3, на наш взгляд, целесообразно исключить понятия, которые определены нормами других федеральных законов и не относятся к понятиям профсоюзов. В частности, понятие организации дает Гражданский кодекс, работодателя и работника определяет Трудовой кодекс РФ. А что касается члена профсоюза, то его было бы правильным определить как физическое лицо не моложе 14 лет, вступившее добровольно в профессиональный союз, признающее и соблюдающее устав соответствующего профсоюза.
Литература
- Конституция (Основной Закон) Российской Советской Социалистической Республики (принята Верховным Советом РСФСР 12.04.1978) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. N 15. Ст. 407.
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (ред. от 28.12.2010) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 16.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
- Определение Московского городского суда от 02.03.2012 по делу N 33-6645: "Исковые требования о признании положений норм устава профессионального союза противоречащими нормам законодательства РФ удовлетворены, поскольку материалами дела установлено, что оспариваемые нормы содержат определения объединенных первичных организаций, которые не предусмотрены законом" // СПС "КонсультантПлюс".
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., ратифицирован СССР 18 сентября 1973 г.).
- Пояснительная записка к проекту Федерального закона N 110460-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".
- Франгулян М.Г. Правовой статус профсоюзов Канады: Дис. ... к.ю.н. М., 2009.
- Маирова Л.М. Защита профсоюзами трудовых прав работников: Дис. ... к.ю.н. М., 2007.
- Костина Н.И. Правовые основы деятельности профсоюзов в условиях глобализации // Социальное и пенсионное право. 2010. N 3.
- Сойфер Т.В. Профессиональные союзы как субъекты гражданского права // Трудовое право для кадровика. 2011. N 8.
- Васильев В.А., Васильева Е.В. Профсоюз безработных: утопия или реальность? // Трудовое право. 2006. N 8.
- Крылов К.Д. Новейшие научные подходы к правовому регулированию и правовой защите в сфере труда. Выступление на Шестой ежегодной конференции Ассоциации НП "Юристы за трудовые права" // URL: http://cstp.trudprava.ru/ 95-noveyshie-nauchnie- podhodi-k-pravovomu- regulirovani-yu-i- pravovoy-zashite-v- sfere-truda.html.