Мудрый Юрист

К вопросу о ценности российской конституции 1993 г.

Чиркин Вениамин Евгеньевич, доктор юридических наук, профессор кафедры сектора сравнительного права Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН).

В статье рассматриваются ценность факта принятия Конституции в условиях нестабильности и противоречий гражданского общества 1993 г.; ценность самой Конституции как непререкаемого Основного Закона государства, обладающего высшей юридической силой; ценности основного содержания Конституции (правового положения личности, общественного и государственного строя), выраженные в конституционных нормах. Среди последних выделяются наиболее важные базовые ценности, которые выражают современное понимание определенных общечеловеческих или солидарных ценностей, имеют непреходящее значение и сохраняются в обозримом будущем (возможно, в других формулировках) при принятии новой Конституции, когда это станет необходимым.

Ключевые слова: ценности человечества, ценность конституции, ценности конституции, базовые ценности, правовой статус личности, принятие конституции, основы общественного строя, основы государственного строя, статья конституции, Конституция РФ.

On the issue of value of the russian Constitution of 1993

V.E. Chirkin

Chirkin Veniamin Evgenievich - Doctor of Law, Professor of the Department of the Comparative Law Sector of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences.

The article contains evaluation of the fact of adoption of the Constitution of the Russian Federation of 1993 as a basic law of the state with supreme legal force in the situation of lack of stability and contradictions in the civil society, as well as of the constitutional values in its norms (legal position of an individual, social and state orders). Among the latter he singles out the foremost important basic values, expressing the modern understanding of the general human or solidarity values, which have continued importance and shall remain in the future (possibly with some changes in wording) when a new Constitution shall be adopted if necessary.

Key words: values of the humanity, values of the Constitution, basic values, legal status of a person, adoption of the Constitution, fundamentals of the social order, fundamentals of the state order, article of the Constitution, the Constitution of the Russian Federation.

Обычно под ценностью понимаются вещи, явления, события, процессы, которые являются или представляются особенно значимыми. Ценности существуют объективно, но воспринимаются субъективно, с разных позиций: личных, групповых, общечеловеческих. То, что для одних индивидов или слоев населения может быть особенно важным, значимым, не является таковым для других. Вместе с тем некоторые ценности издавна имели наиболее общее, универсальное значение (жизнь, свобода, справедливость, мир в обществе и между народами, общее согласие и др.). В Новое время к ним добавились другие ценности гуманитарного характера (права человека, равноправие, власть народа, разделение властей в управлении государством, парламентаризм, суды с участием "судей из народа" (присяжных заседателей, ассизов, шеффенов), и др.). Многие из них называют общечеловеческими ценностями, а иногда солидарными ценностями человечества. В наше время некоторым традиционным ценностям придается социальный характер (социальная справедливость, социальное партнерство, социальная ответственность).

Никакого признанного реестра, списка ценностей в политических документах, в актах внутреннего и международного права нет. Первоначально они имели моральный характер и многие из них сохраняют те или иные стороны такого значения теперь. Однако в наше время (начиная с Декларации о независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г. и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.) в конституциях (особенно во введениях, преамбулах) названы многие ценности (без использования этого слова) <1>. В мусульманских странах, особенно в странах мусульманского фундаментализма, считается, что все основные постулаты (а иногда и детали) содержатся в Коране (записи проповедей пророка Мухаммеда) и в Сунне (канонизированное жизнеописание пророка). Такие постулаты-ценности и их реализация понимаются как основные принципы положения человека, государственного строя, жизни общества. Следование им считается признаком истинности, правильности общественных, а иногда и личных (например, в мусульманском шариате) отношений.

<1> Правда, их истолкование и особенно практическое применение были в прошлом и являются теперь неодинаковыми. Вспомним о рабстве негров наряду с провозглашением принципа свободы в преамбуле Конституции США (рабство сохранялось еще 78 лет после принятия Конституции, а в штате Миссури - было юридически возможным до 2013 г., так как он только в этом году ратифицировал XIII поправку к Конституции США, отменившую рабовладение).

В гуманитарных науках (первоначально в философии) теория ценностей стала разрабатываться в конце XIX - начале XX в. Будучи в основном историками, культурологами, немецкие ученые неокантианцы, В. Дильтей (1883 - 1911), В. Вильденбанд (1848 - 1915) и его ученик Г. Риккерт (1883 - 1936) положили начало аксиологии (греч. axios + logos). В их трактовке ценность представляла собой прежде всего смысл (часто - исторический смысл) события, явления, процесса, а иногда даже суть индивидуального осознания этого человеком.

В конституциях ценности получают особое преломление, обусловленное тем, что конституция - нормативный регуляционный документ. Она переводит понятия объективно существующих или должных ценностей на язык права, на уровень правил общего или конкретного характера. В статьях российской Конституции такие ценности получают свое выражение и в ее принципиальных положениях (например, человек как высшая ценность - ст. 2 или социальное государство - ст. 7), и в нормах, относящихся к тем или иным сторонам ценностей (например, в положениях о равноправии женщины и мужчины - ч. 3 ст. 19 как проявление общей ценности равноправия людей).

Наиболее значимые конституционные положения в литературе иногда называют базовыми ценностями: предполагается, что они сохранятся (возможно, в новой редакции) при изменениях Конституции РФ или принятии новых конституций.

В весьма объемных иностранных учебниках по конституционному праву и зарубежных монографиях по сравнительному конституционному праву, конечно, говорится о демократии, правах человека, разделении властей и т.д., но как ценностные явления они не рассматриваются <2>. В российской науке конституционные ценности изучались. В 2008 г. по вопросу о ценностях Конституции в России проводилась даже международная научная конференция. Однако эти проблемы еще ждут своих исследователей, причем нередко на первый план выдвигается вопрос о ценности самой Конституции 1993 г., принятой в сложных условиях нарушения гражданского мира и нестабильности, а также о возможности абсолютной ценности конституции (в том числе российской, предложения о принципиальных изменениях которой должны отвергаться) и о конкретных ценностях, названных в Конституции РФ. Вряд ли можно сказать, что в условиях 1993 г. были названы все ценности, и все из названных являются действительно ценностями, причем базовыми, но несомненно, что многие базовые ценности современности получили в ней свое юридическое закрепление.

<2> См., напр.: Bradley A.W., Ewing K.D. Constitutional and Administrative Law. 15-th ed. L., 2011. 804 pp.; Barnett H. Constitutional and Administrative Law. 7th ed. L., 2008. 826 pp.; Gicquel J., Gicquel J.-E. Droit constitutionnel et institutions politiques. 25-e ed. P., 2011. 806 pp.; Owona J. Droit constitutionnel et institutions politiques du monde contemporain. Etude comparative. P., 2010. 730 pp.

Прежде всего, ценность представляет собой само принятие Конституции РФ путем референдума (в нем участвовали 54,8% избирателей РФ, и 58,4% голосовали за принятие). Конституция закрепила политическую победу антитоталитарной демократической революции в России. Что бы мы ни говорили о недостатках процедуры разработки и принятия Конституции (а они имели место) <3>, она сыграла огромную роль в обеспечении сначала зыбкой, но затем укрепляющейся стабильности в обществе, в предотвращении братоубийственной гражданской войны, в переходе общества от конфронтации (в том числе с использованием вооруженных действий в октябре 1993 г.) к мирной состязательности. Теперь, по прошествии времени, мы более отчетливо видим это. В новых условиях Конституция 1993 г. выполняет задачи укрепления стабильности в иных формах, с использованием иных методов. Однако нужно помнить, что стабильность не исключает изменчивости, а последняя, изменяя условия стабильности, не разрушает, а укрепляет ее.

<3> В некоторых субъектах РФ референдум не проводился, в отдельных - большинство проголосовало "против". Однако такие факты в данном случае не имеют значения для констатации принятия Конституции РФ. Правовые требования для принятия (они были установлены Указом Президента РФ еще 21 сентября 1993 г. N 1400) были выполнены, а факты голосования субъектов Федерации "против" имели место и в других странах (например, в Баварии при принятии Основного Закона ФРГ 1949 г.), но федеральная конституция вступает в действие и на территории таких субъектов.

Переход к новому строю, как это всегда бывало в истории, повлек многие лишения для народа: упадок и даже разрушение ряда отраслей народного хозяйства, рост преступности, коррупцию, бюрократизм чиновников, появление на фоне обнищания населения олигархов, "новых русских", ставших за несколько лет долларовыми миллиардерами (в 2013 г. их насчитывается 133 человека) <4> и прячущих теперь свои капиталы за рубежом (преимущественно в офшорах), возникшие национальные противоречия, безответственность и правонарушения со стороны некоторых "слуг народа" (мы это видим теперь по судебным процессам), к другим негативным явлениям.

<4> См.: РГ. 2013. 18 февр. Больше таких лиц только в США.

Нельзя не видеть нового в положении человека, в общественном, политическом развитии и конституционном регулировании, которое реализуется на основе конституционных норм: свобода экономической деятельности, обладание собственностью, избавляющее человека от постоянного иждивенчества и зависимости от власти, ликвидация гнетущего дефицита товаров и услуг, упразднение тоталитаризма и введение демократических институтов, многообразие политической жизни, политическая, идеологическая, духовная, личная свобода человека <5> и т.д. При всех наших недостатках это тоже неоспоримые факты.

<5> В Конституции РФ, в отличие от прошлого, нет названия определенной идеологии. Однако она в ней присутствует, будучи выражена в ее содержании, особенно в принципиальных положениях (например, о многообразии собственности, о демократическом, социальном, правовом, светском федеративном государстве с республиканской формой правления, о разделении властей и т.д.). Такая идеология, на наш взгляд, будучи выражена в нормах Конституции, приобретает государственный характер. Важно лишь подчеркнуть, что "государственный" не означает "принудительный", "обязательный". Часть 2 ст. 13, гласящую, что "никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной", видимо, следует понимать так, что не может быть обязательной государственной идеологии. В ст. 15 Конституции Украины 1996 г. соответствующая формулировка более точна.

Конституция РФ не идеальна. Это признается и исследователями, и политическими деятелями России <6>. Она, как и любая конституция, не является абсолютной ценностью. В ней есть принципиальные положения (не говоря о частностях), которые вряд ли верны. Так, в ч. 2 ст. 5 республики в составе РФ названы государствами. Если это понимать буквально, то на территории России расположены 22 государства (21 республика и сама РФ). Неудачна характеристика собственной власти субъектов РФ (их народа) как государственной власти (государственная власть на их территориях осуществляется Российской Федерацией, у субъектов и муниципальных образований есть иного рода публичная власть), о земле в связи с проживающими на разных территориях отдельными народами - ч. 1 ст. 9, это общее достояние, основа жизни всего российского многонационального народа. При анализе видно, что ст. 10 (о трех ветвях государственной власти) не вполне согласуется со ст. 11. Неудачны положения о вхождении одного субъекта РФ в другой (они равноправны), в ст. 2 не вполне корректно объединение в понятии высшей ценности человека и его прав (для человека не менее важны и иные реалии). Сложности, установленные создателями ст. 135, понятные в условиях 1993 г., теперь исключают внесение даже стилистических поправок в гл. 1, 2 и 9, хотя, как мы видели выше, это иногда было бы целесообразно. Есть другие не вполне удачные формулировки, а многие принципиальные положения, причем некоторые из них рождены конституционной мыслью и практикой нашей страны (о роли труда, планировании, принципах распределения общественного продукта, социальной справедливости, о правомерности национализации, об объектах исключительной государственной собственности, о социальном партнерстве, социальной функции частной собственности, др.), в Конституции отсутствуют, и это отсутствие ощущается теперь в политике государства по социально-экономическим вопросам <7>.

<6> См.: РГ. 2008. 17 ноября.
<7> Правда, некоторые из таких формулировок содержатся в последующих российских законах об общественных объединениях, о партиях, в ст. 27 Трудового кодекса.

Вместе с тем в Конституции есть базовые ценности, на основе которых совершается прогрессивное развитие страны, и возможности Конституции в этом далеко не исчерпаны. Большинство базовых конституционных ценностей провозглашены в преамбуле Конституции РФ, на которую исследователи этого вопроса не всегда обращали должное внимание (правда, в преамбуле они не названы ценностями, хотя по отношению к некоторым из них использовано понятие "общепризнанные принципы"). Многие важнейшие ценности закреплены также в первой главе Конституции "Основы конституционного строя", но они названы и в иных главах (например, во второй главе о правах человека, в третьей - о верховенстве федерального права, в восьмой - о местном самоуправлении и др.).

Многие названные выше общечеловеческие ценности всегда присутствовали в менталитете российского народа, в том или ином виде, частично или в особых толкованиях, они находили свое выражение в различных правовых документах. Разрыв с прежними конституционными принципами тоталитарного строя не означает устранения правовой непрерывности, преемственности в праве, отказа от тех демократических, социальных, рациональных положений, которые были выработаны в прошлом. Некоторые элементы таких идей могут быть восприняты (часто в переосмысленном виде) в современных конституциях (например, идея социальной справедливости, планирование экономики, распределение по труду или принцип дружбы народов, о чем говорил Президент РФ В.В. Путин <8>, и др.). В Моральном кодексе строителя коммунизма, вошедшем в текст третьей Программы КПСС, принятой XXII съездом (1961 г.), наряду с неприемлемыми положениями (например, нетерпимость к врагам коммунизма) говорилось о честности и правдивости, нетерпимости к несправедливости, стяжательству, гуманных отношениях и взаимном уважении между людьми. Отражая преемственность менталитета многонационального российского народа и правовую преемственность, преамбула Конституции России упоминает о памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

<8> См.: Российская газета (далее - РГ). 2013. 20 февр.

Как говорилось, высшая ценность, названная в Конституции РФ, - сам человек, его права и свободы. Без человека нет общества, государства, других явлений современной жизни. До принятия Конституции РФ человек был назван ценностью (не высшей) также в ст. 3 Конституции Ирана 1978 г., но там этому понятию придан совсем иной смысл, связанный с творением Аллаха, ролью ислама и властью над обществом со стороны имамов.

Реальное признание ценности человека в обществе и государстве, в различных обществах и коллективах, в межличностном общении зависит от многих факторов, от возможностей общества и государства, их материальных ресурсов, от менталитета общества. В России (13% населения, а по иным данным - больше имеют доход ниже прожиточного минимума), низкий уровень материальной обеспеченности большинства остальных граждан (при баснословных доходах олигархов и высших чиновников, зарабатывающих в соответствии с поданными ими декларациями иногда почти по миллиону, а в иных случаях почти по два миллиона рублей в день) <9>, бюрократизм мелких и средних чиновников в России унижают простого человека. В связи с этим и другими факторами российской действительности, видимо, можно было бы в ст. 2 Конституции РФ упомянуть о воспитании в обществе понятия о высшей ценности человека, о негативных последствиях любого умаления этого, о толерантности.

<9> См.: РГ. 15, 16 апр. 2013 г. и др.; Аргументы и факты. 2013. N 21. С. 6 и др.

В системе юридических гарантий конституционных прав человека можно было бы учесть институты habeas corpus (идущий от англосаксонского права), amparo (от испанского), упомянуть о коллективных правах и назвать такой способ коллективной защиты, как actio popularis <10>. В некоторых зарубежных конституциях такие формулировки есть (кроме коллективных прав).

<10> О содержании этих правовых институтов см., например, в книге "Конституция XXI века. Сравнительно-правовое исследование". М., 2011.

В преамбуле Конституции РФ нет слова "свобода". Однако эта ценность пронизывает все содержание Основного Закона, она наряду с вопросом о власти и собственности была одной из главных целей изменения общественного и государственного строя прежней России, статуса личности. Особенно детально о разных сторонах свободы как общечеловеческой ценности говорится в гл. 2. Многие элементы свободы нашли свое выражение в этой и других главах Конституции: от свободных выборов, свободы экономической деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы религии в первой главе (ст. 3, 8), свободы труда (ст. 37), свободы слова, собраний, митингов, демонстраций, вероисповедания (ст. 28, 29, 31) до свободы субъектов РФ изменять свое наименование - в последней 137 статье Конституции (в этой статье нет слова "свобода", но содержание статьи свидетельствует об этом).

Конституционная ценность - развернутые положения о власти народа (ст. 3). В современных условиях власть народа осуществляется в общегосударственном масштабе и как власть территориального публичного коллектива граждан (жителей) в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании. На основе и в рамках Конституции РФ у них есть собственные полномочия. Это не государственная, но публичная власть. Существует единая публичная власть народа в ее разных территориальных моделях публично-правовых образований. Государственная власть - высшая, суверенная разновидность публичной власти. В новых конституциях, видимо, целесообразно воспринять современную концепцию публичной власти, а не то отождествление государственной и публичной власти, которое утвердилось в нашей литературе под влиянием известной работы Ф. Энгельса 1884 г.

В преамбуле Конституции РФ особо отмечается значение, ценность гражданского мира и согласия, что, в частности, связано с условиями ее принятия. Любое общество асимметрично. Существуют различные социальные слои, интересы которых (как и составляющих их индивидов) совпадают в одном отношении (например, не допустить братоубийственной гражданской войны и распада общества) и расходятся в другом (по вопросу о доле общественного продукта, оплаты труда, налоговой политики и др.). Поэтому отношения различных социально-политических сил - это "союз и борьба одновременно", союз - на основе общих интересов и борьба, состязательность, соперничество для защиты своих частных, групповых интересов. Это нужно признать. Важно лишь, чтобы такая состязательность велась в мирных формах, на основе Конституции и в правовых рамках.

Вместе с тем в любом обществе существует экономический, социальный, политический и идеологический доминирующий социальный слой (слои) населения. Это тоже объективная реальность. Поэтому, хотя соглашение достигнуто, оно достигается прежде всего в интересах такого слоя. Это мы можем увидеть, анализируя некоторые положения российской Конституции и законодательства (отказ от прогрессивного налогообложения, от конфискации имущества, нажитого преступным путем, от ратификации ст. 20 Конвенции ООН 2003 г. об уголовном преследовании неосновательного обогащения, полуторадесятилетняя задержка законов о коррупции, а когда они были приняты, их сила была ослаблена, правовое регулирование положения природных ресурсов и доходов от них, не всегда понятные меры власти против некоторых общественных объединений и т.д.).

Ситуация единства и состязательности разных сил в обществе - непреходящее явление. Этого не нужно скрывать. Напротив, включение соответствующих формулировок в Конституцию (их еще нужно разработать) придает необходимое понимание диалектике отношений в обществе и необходимую ориентацию действий общественным силам. Сказанное не противоречит конституционным положениям о власти народа, которая реализуется в сотрудничестве и состязательности различных сил.

Общее благо не упоминается в Конституции РФ, но идея общего блага в Конституции РФ все же отчетливо представлена. Она выражена в целях социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), в положениях о защите прав коренных народов, о задачах поддержки инвалидов, детей, матерей, о сохранении исторически сложившегося государственного единства. Идея общего блага выражена в словах преамбулы о народах, соединенных на своей земле общей судьбой, о стремлении обеспечить благополучие и процветание России. Понимание общего блага еще не достаточно развито среди всех слоев российского общества. Это демонстрирует поведение олигархов, прячущих свои доходы в офшорах, чтобы не платить налогов для развития собственной страны.

С идеей общего блага связаны положения преамбулы о вере в добро и справедливость. В персональном качестве добро представлено, например, ч. 3 ст. 17: осуществление прав и свобод одного (одних) не должно нарушать прав и свобод другого (других). Общественные, социальные качества этого постулата находят свое выражение в упомянутых выше нормах о защите менее обеспеченных слоев населения, о государственной социальной помощи, в положениях о бесплатном общем образовании, здравоохранении, государственных пенсиях, пособиях по безработице и т.д.

Конституционные ценности - демократия и демократическое, социальное, правовое, светское государство, республиканская форма правления, федеративная форма государственно-территориального устройства (ст. 1, 7, 14). Эти положения развиваются, они пронизывают все содержание Конституции.

Для многонационального общества и государства, каким является Россия, особую ценность представляют равноправие и самоопределение народов. Об этом говорится в преамбуле, в ст. 5 Конституции РФ. Вместе с тем в Конституции РФ важно было бы указать не только на юридическое равенство, но и на необходимость фактического выравнивания материального положения населения различных публично-правовых образований.

В Конституции РФ нет слов "справедливость" и "социальная справедливость", но эти ценности, идущие из глубин тысячелетий и обогащенные позитивным и негативным опытом последних десятилетий истории страны, свойственны менталитету российского народа. Идея ценности справедливости находит свое выражение в названных выше положениях о равноправии индивидов, народов, субъектов РФ, о защите прав коренных малочисленных народов, в заботе о социально и материально слабых слоях населения. Задачей соблюдения справедливости со стороны органов государства, должностных лиц в судебном процессе проникнуты ст. 45 - 53. Говорится и о праве обращаться в международный суд с жалобой на государство для защиты основных прав и свобод человека (если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты). Это право широко используется российскими гражданами, и Российское государство выплачивает пострадавшим большие суммы (например, по делу о террористическом акте в театре на Дубровке в целом более 1 млн. евро).

Преамбула Конституции РФ, ст. 5 провозглашают ценности равноправия и самоопределение народов России. Формы реализации этого могут быть многообразными, включая не только и не главным образом обособление, но и объединение путем федерирования, самоорганизацию этносов <11>.

<11> Подробнее см.: Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов. Сравнительно-правовое исследование. М., 2010. С. 90, 137, 213 и др.

Особые положения в преамбуле Конституции посвящены ценностям суверенной демократической государственности России, государственному единству. Эти положения развиваются во многих других нормах, в том числе в положениях о представительной и непосредственной демократии (этих терминов нет, но в ст. 3 сказано о непосредственном осуществлении власти народа, о референдуме и свободных выборах, в гл. 3 - о представительных органах субъектов РФ, в гл. 5 о парламенте, в гл. 8 о представительных органах муниципальных образований, о формах прямого волеизъявления их жителей).

Осознание своей ответственности за Родину перед нынешним и будущими поколениями - тоже ценностная черта менталитета индивидов и народа. В России принимаются для этого необходимые меры: укрепляется обороноспособность страны, созданы особые фонды развития и стабилизации, куда отчисляется определенный процент от доходов углеводородного сырья и т.д. Однако все же в бюджете преобладают доходы не от производственной деятельности, а от продажи сырья (более 60% в 2012 г.).

Российский народ, говорится в преамбуле Конституции, осознает себя как равноправную часть международного сообщества, представленного прежде всего государствами. Принцип мира и дружбы народов - важнейшая конституционная ценность. Он всегда был ведущим в международной и внутренней политике Российского государства.

Мы попытались в нормах Конституции выделить (видимо, не всегда успешно) базовые ценности наиболее общего характера. Есть и иные ценности, относящиеся к определенным сферам общественной жизни (например, единство экономического пространства в сфере экономических отношений, многопартийность - в политике, социальное партнерство в социальных отношениях, единство государственной власти и разделение ее ветвей в управлении государством и др.). Многие из них еще не исследовались специально и заслуживают детального анализа.

Библиография

  1. Конституция XXI века. Сравнительно-правовое исследование. М., 2011.
  2. Программа Коммунистической партии Советского Союза // Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961.
  3. Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов. Сравнительно-правовое исследование. М., 2010.
  4. Barnett H. Constitutional and Administrative Law. 7th ed. L., 2008. 826 pp.
  5. Bradley A.W., Ewing K.D. Constitutional and Administrative Law. 15-th ed. L., 2011. 804 pp.
  6. Gicquel J., Gicquel J.-E. Droit constitutionnel et institutions politiques. 25-e ed. P., 2011. 806 pp.
  7. Owona J. Droit constitutionnel et institutions politiques du monde contemporain. Etude comparative. P., 2010. 730 pp.

References (transliteration)

  1. Konstitutsiya XXI veka. Sravnitel'no-pravovoe issledovanie. M., 2011.
  2. Programma Kommunisticheskoi partii Sovetskogo Soyuza // Materialy XXII s'ezda KPSS. M., 1961.
  3. Khabrieva T.Ya. Sovremennye problemy samoopredeleniya etnosov. Sravnitel'no-pravovoe issledovanie. M., 2010.