Мудрый Юрист

Общее собрание акционеров

Долинская Владимира Владимировна - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и семейного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

В статье рассмотрены вопросы: правовой статус общего собрания (ОСА); компетенция общего собрания акционеров; подготовка к проведению общего собрания акционеров; формы проведения общего собрания акционеров; сроки и время проведения общего собрания акционеров; место проведения общего собрания акционеров; дата составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА; повестка дня годового ОСА; сообщение акционерам о проведении ОСА; информация, подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в ОСА; бюллетени для голосования; созыв ОСА; кворум и его виды; проведение ОСА; регистрация лиц, явившихся для участия в ОСА; открытие ОСА; председательствующий на ОСА и секретарь собрания; голосование на ОСА; протокол общего собрания и протокол об итогах голосования на ОСА.

Ключевые слова: общее собрание акционеров; компетенция общего собрания акционеров; бюллетень; голосование; кворум.

Shareholders meeting

V.V. Dolinskaya

Dolinskaya Vladimira Vladimirovna, Doctor of Laws, Professor, Professor of the Civil and Family Law Department of Moscow State Law University by named of O.E. Kutafin (MSAL).

The article is concerned with the following questions: legal status of a shareholders meeting; authorities of a shareholders meeting; preparation for conducting a shareholders meeting; forms of conducting a shareholders meeting; dates and time of conducing a shareholders meeting; place of conducting a shareholders meeting; date of forming a list of persons with a right to participate in a shareholders meeting; agenda of an annual shareholders meeting; notice to shareholders on conducting a shareholders meeting; information disclosed to persons who have a right to participate in a shareholders meeting; ballots for voting. Calling of a shareholders meeting; quorum and its types; conducting a shareholders meeting; registration of persons participating in a shareholders meeting; opening of a shareholders meeting; chairman of a shareholders meeting and a secretary of a meeting; voting at a shareholders meeting; minutes of a shareholders meeting and minutes on the results of voting at a shareholders meeting.

Key words: shareholders meeting; authorities of a shareholders meeting; ballot; voting; quorum.

Формы проведения общего собрания акционеров

В ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <1> (далее - ФЗ) выделены две формы проведения общего собрания акционеров (далее - ОСА): 1) собрания - совместное присутствие акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование; 2) заочное голосование - направление заполненных бюллетеней для голосования (ст. 50, 54 и др. ФЗ, п. 1.1 и др. Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Приказом ФСФР от 2 февраля 2012 г. N 12-6/пз-н <2> (далее - Положение об ОСА)) <3>; а методом сопоставления и анализа можно выделить третью форму - очно-заочную (см. также п. 4.18 Положения об ОСА). Избрание совета директоров (далее - СД), ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждение аудитора, утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках, а также распределение прибыли и убытков общества по результатам финансового года (пп. 4, 9, 10, 11 п. 1 ст. 48 ФЗ, п. 2 ст. 50, п. 1 ст. 66 и др. ФЗ) входят в число вопросов, обязательных для рассмотрения на годовом ОСА. Но это не значит, что форма заочного голосования может использоваться учредительным и внеочередным собранием. Сложившаяся практика, причем не являющаяся предметом судебных споров, свидетельствует о том, что учредительное собрание предусматривает явку всех учредителей и (или) их представителей, а годовые собрания в силу большого числа рассматриваемых вопросов, организационных и финансовых трудностей, как правило, объединяют две формы проведения: очную и заочную. Более того, п. 4.18 Положения об ОСА, гласящий: "Если голосование на общем собрании, проводимом в форме собрания, может осуществляться путем направления в общество заполненных бюллетеней для голосования...", прямо указывает на существование и правомерность такой формы.

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
<2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 35.
<3> См. также: Положение о порядке проведения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования, утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 20 апреля 1998 г. N 8 (утратило силу) // Вестник ФКЦБ России. 1998. N 2.

Ранее мы уже отмечали неудачность и неэффективность правового регулирования, при котором решение ключевых вопросов "разбросано" по различным правовым актам, в том числе меньшей правовой силы, чем имеющийся специальный закон. В связи с этим предлагается исключить из ФЗ ст. 50 и включить в ФЗ и в Положение об ОСА норму следующего содержания:

"Общее собрание акционеров проводится в формах: 1) совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (очной), 2) направления заполненных бюллетеней для голосования (заочного голосования), 3) очно-заочной.

Учредительное собрание проводится исключительно в очной форме.

Вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора, а также вопросы, предусмотренные подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 настоящего Федерального закона (Закона об акционерных обществах - формулировка для Положения об ОСА) не могут решаться заочным голосованием".

Сроки и время проведения общего собрания акционеров

Годовое ОСА проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47 ФЗ).

Сроки проведения внеочередного ОСА установлены в ст. 55 ФЗ и зависят от инициирующего созыв лица, а также от повестки дня, причем нормы разобщены.

Внеочередное ОСА, созываемое по требованию ревизионной комиссии (ревизора) АО, аудитора или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10% голосующих акций общества, должно быть проведено в течение 40 дней с момента представления требования о проведении внеочередного ОСА (пп. 1 п. 2 ст. 55 ФЗ). В случаях, когда в соответствии со ст. 68 - 70 ФЗ СД обязан принять решение о проведении внеочередного ОСА, оно должно быть проведено в течение 40 дней с момента принятия решения о его проведении СД, если меньший срок не предусмотрен уставом общества (пп. 1 п. 3 ст. 55 ФЗ).

Если повестка дня внеочередного ОСА содержит вопрос об избрании членов СД, то при созыве его:

по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) АО, аудитора или акционеров такое собрание должно быть проведено в течение 70 дней с момента представления требования о проведении внеочередного ОСА, если меньший срок не предусмотрен уставом общества (пп. 2 п. 2 ст. 55 ФЗ);

по инициативе СД такое собрание должно быть проведено в течение 90 дней с момента принятия решения о его проведении СД, если более ранний срок не предусмотрен уставом общества (пп. 2 п. 3 ст. 55 ФЗ).

Кодекс корпоративного поведения рекомендует проводить ОСА не ранее 9 и не позднее 22 часов местного времени <4>.

<4> См.: пункт 1.6.3 главы "Общее собрание акционеров" Кодекса корпоративного поведения // Вестник ФКЦБ России. 2002. N 4.

ОСА должно проводиться в поселении (городе, поселке, селе), являющемся местом нахождения общества, если иное место его проведения не установлено уставом АО (п. 2.9 Положения об ОСА). По сравнению с ранее действовавшим Положением об ОСА в новом сужены права АО: изменить место проведения ОСА иным внутренним документом теперь нельзя. Возможно, это объясняется тем, что утверждение устава и внесение в него изменений и дополнений, безусловно, относятся к компетенции ОСА (ст. 48 ФЗ) и, следовательно, эта информация доступна всем акционерам (в идеале - все акционеры имеют право на участие в ОСА) с момента утверждения повестки дня собрания, а утверждение иных внутренних документов общества может относиться как к компетенции ОСА - если это документы, регулирующие деятельность органов общества (пп. 19 п. 1 ст. 48 ФЗ), так и к компетенции СД - все остальные, кроме иных внутренних документов АО, утверждение которых отнесено его уставом к компетенции исполнительных органов общества (пп. 13 п. 1 ст. 65 ФЗ). В то же время АО согласно п. 1 ст. 89, ст. 90, п. 1 ст. 91 ФЗ обязано обеспечить акционерам доступ как к уставу, так и к иным внутренним документам.

Кодекс корпоративного поведения рекомендует при определении места, даты и времени проведения ОСА исходить из необходимости предоставить акционерам реальную и необременительную возможность принять в нем участие. Поэтому не следует выбирать для проведения собрания такое место или время, которые могут создать акционерам затруднения для участия в ОСА или привести к неоправданным расходам <5>.

<5> См.: пункты 1.6 - 1.6.2 гл. "Общее собрание акционеров" Кодекса корпоративного поведения.

Дата составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА

Дата составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, или сведения о датах закрытия реестра эмитента являются существенным фактом для АО и для его акционеров. Раскрытие информации о таком факте осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР от 4 октября 2011 г. N 11-46/пз-н <6>.

<6> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012. N 8.

Дата составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении ОСА и более чем за 50 дней, а в случае, предусмотренном п. 2 ст. 53 ФЗ (если предлагаемая повестка дня внеочередного ОСА содержит вопрос об избрании членов СД, об образовании единоличного исполнительного органа общества и (или) о досрочном прекращении полномочий этого органа), - более чем за 85 дней до даты проведения ОСА (пп. 2 п. 1 ст. 51 ФЗ).

В случае проведения ОСА, в определении кворума которого и голосовании участвуют бюллетени, полученные обществом в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 58 ФЗ, дата составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, устанавливается не менее чем за 35 дней до даты проведения собрания (пп. 3 п. 1 ст. 51 ФЗ).

Требования к самому списку лиц, имеющих право на участие в ОСА, предусмотрены в ст. 51 ФЗ и п. 2.11 Положения об ОСА.

В п. 2.13 Положения об ОСА исключено упоминание случаев, когда доверительный управляющий не вправе осуществлять право голоса по акциям, находящимся в доверительном управлении. По-прежнему отсутствует ссылка на п. 2 ст. 1021 ГК об ограниченных возможностях передачи функций доверительного управляющего другому лицу. Эти пробелы рекомендуется восполнить в локальном правовом акте.

Пункт 2.14 Положения об ОСА, к сожалению, содержит правовую неопределенность. Несмотря на то что для АО превалирующее значение имеет акция, а не ее владелец, понятие "неустановленные лица" как владельцы акций в рассматриваемом списке противоречит требованиям к нему п. 3 ст. 51 ФЗ. Аналогична наша оценка п. 2.15 Положения об ОСА. Кроме того, п. 4.9 Положения об ОСА условием регистрации лиц, имеющих право на участие в собрании, ставит идентификацию явившихся путем сравнения данных, содержащихся в списке лиц, имеющих право на участие в ОСА, с данными документов, предъявляемых (представляемых) указанными лицами. Таким образом, категория "неустановленные лица" не подлежит допуску на ОСА и тем самым теряет значение.

Нарушение требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов к составлению списков лиц, имеющих право на участие в ОСА, согласно ч. 3 ст. 15.23.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до одного года; на юридических лиц - от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

Повестка дня годового ОСА

В повестку дня годового ОСА должны быть обязательно включены вопросы:

об избрании СД;

об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества;

об утверждении его аудитора;

об утверждении годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) АО, а также о распределении прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года (пп. 11 п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 54 ФЗ).

Помимо вопросов, предложенных для включения в повестку дня ОСА акционерами, а также в случае отсутствия таких предложений, отсутствия или недостаточного количества кандидатов, предложенных акционерами для образования соответствующего органа, СД вправе включать в повестку дня собрания вопросы или кандидатов в список кандидатур по своему усмотрению (п. 7 ст. 53 ФЗ).

Рекомендуется включать в повестку дня вопросы об избрании счетной комиссии, о чем будет сказано позднее, и организационные вопросы (избрание председательствующего в случае отсутствия лиц, председательствующих на основании ФЗ или устава; назначение (избрание) секретаря ОСА, если это предусмотрено уставом или внутренним документом АО, регулирующим деятельность ОСА, - п. 4.14 Положения об ОСА).

Сообщение акционерам о проведении ОСА

Согласно п. 1 ст. 52 ФЗ сообщение о проведении ОСА должно быть сделано не позднее чем за 20 дней; сообщение о проведении ОСА, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения. Если предлагаемая повестка дня внеочередного ОСА содержит вопрос об избрании членов СД, об образовании единоличного исполнительного органа общества и (или) о досрочном прекращении полномочий этого органа (п. 2 ст. 53 ФЗ) - не позднее чем за 70 дней до дня проведения собрания. Если предлагаемая повестка дня ОСА содержит вопрос о реорганизации общества в форме слияния, выделения или разделения и вопрос об избрании СД создаваемого общества (п. 8 ст. 53 ФЗ) - не позднее чем за 70 дней до дня проведения ОСА.

В указанные сроки сообщение о проведении ОСА должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в собрании, заказным письмом, если уставом АО не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в определенном уставом общества печатном издании. В пп. 2 п. 1 ст. 52 ФЗ содержалось требование доступности такого издания для всех акционеров, с 1 января 2014 г. оно исчезло, но добавилось требование о размещении сообщения на определенном уставом АО сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет одновременно с публикацией в печатном издании или вместо нее. АО вправе дополнительно информировать акционеров о проведении ОСА через иные средства массовой информации (телевидение, радио).

Извещение акционеров о проведении ОСА не менее чем за 30 дней до его проведения, если законодательством не предусмотрен больший срок, входит в число положений Кодекса корпоративного поведения, соблюдение которых является условием включения ценных бумаг в котировальный список организатора торговли на рынке ценных бумаг, указанных в приложении к Методическим рекомендациям по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса корпоративного поведения, утв. распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 18 июня 2003 г. N 03-1169/р <7>.

<7> Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 2003. N 9.

Информация, подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в ОСА

Согласно п. 1 ст. 52 ФЗ к информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в ОСА, при подготовке к проведению собрания относятся:

годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) АО по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности;

сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы, СД, ревизионную комиссию (ревизоры), счетную комиссию общества;

проект изменений и дополнений, вносимых в устав АО, или проект его устава в новой редакции;

проекты внутренних документов общества;

проекты решений ОСА;

предусмотренная п. 5 ст. 32.1 ФЗ информация об акционерных соглашениях, заключенных в течение года до даты проведения ОСА <8>;

<8> См. об этой информации подробнее: Долинская В.В., Фалеев В.В. Миноритарные акционеры: статус, права и их осуществление / Отв. ред. В.В. Долинская. Серия "Право корпораций: теория и практика". М.: Волтерс Клувер, 2010.

информация (материалы), предусмотренная уставом АО.

В п. 3.2 Положения об ОСА установлен перечень дополнительной информации:

годовой отчет общества;

заключение ревизионной комиссии о достоверности данных, содержащихся в годовом отчете АО;

рекомендации СД по распределению прибыли, в том числе по размеру дивиденда по акциям общества и порядку его выплаты, и убытков АО по результатам финансового года.

При этом в п. 3 ст. 52 ФЗ формально входит только заключение ревизионной комиссии.

Годовой отчет АО, выносимый на утверждение годового ОСА, должен содержать сведения о соблюдении АО Кодекса корпоративного поведения <9>.

<9> См.: Приказ Федерального агентства по промышленности от 6 февраля 2006 г. N 36 "Об утверждении рекомендаций по оформлению годового отчета акционерного общества, акции которого находятся в собственности Российской Федерации"; Методические рекомендации по осуществлению организаторами торговли на рынке ценных бумаг контроля за соблюдением акционерными обществами положений Кодекса корпоративного поведения, утв. распоряжением ФКЦБ от 18 июня 2003 г. N 03-1169/р; распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 30 апреля 2003 г. N 03-849/р "О Методических рекомендациях по составу и форме представления сведений о соблюдении Кодекса корпоративного поведения в годовых отчетах акционерных обществ".

Если повестка дня ОСА содержит вопрос об избрании членов СД, ревизионной комиссии (ревизора), счетной комиссии, коллегиального исполнительного органа, об образовании единоличного исполнительного органа, то этот перечень пополняется информацией о наличии либо отсутствии письменного согласия выдвинутых кандидатов на избрание в соответствующий орган общества (п. 3.3 Положения об ОСА).

В п. 3.4 Положения об ОСА дано толкование ст. 75 - 77 ФЗ: если повестка дня ОСА включает вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требования выкупа обществом акций, то к дополнительной информации относятся:

отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены АО;

расчет стоимости чистых активов общества по данным бухгалтерской отчетности АО за последний завершенный отчетный период;

протокол (выписка из протокола) заседания СД, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием такой цены.

В п. 3.5 Положения об ОСА дано толкование ст. 15 - 20 ФЗ: если повестка дня ОСА включает вопрос о реорганизации АО, то к дополнительной информации относятся:

а) проект решения о разделении, выделении или преобразовании либо договор (проект договора) о слиянии или присоединении, заключаемый между обществами, участвующими в слиянии или присоединении;

б) обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о разделении, выделении или преобразовании либо в договоре о слиянии или присоединении, утвержденное (принятое) уполномоченным органом АО;

в) проект передаточного акта (разделительного баланса);

г) годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность всех организаций, участвующих в реорганизации, за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения ОСА, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования юридического лица, если оно осуществляет свою деятельность менее трех лет;

д) квартальная бухгалтерская отчетность всех юридических лиц, участвующих в реорганизации, за последний завершенный квартал, предшествующий дате проведения ОСА.

Этот перечень расширен по сравнению с ранее действовавшим Положением за счет п. "а" и "в". Пункт "б" означает необходимость обоснования не только самого факта реорганизации, но и ее формы. Пункт "г" содержит условие, не фигурирующее ни в ФЗ, ни в ГК, но рациональное для объективной оценки имущественного состояния юридических лиц, участвующих в реорганизации, с позиции общего срока исковой давности.

Информация (материалы), предусмотренная ст. 52 ФЗ, должна быть доступна:

лицам, имеющим право на участие в ОСА, в течение 20 дней, а в случае проведения ОСА, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - в течение 30 дней до проведения собрания для ознакомления в помещении исполнительного органа (единоличного, по уточнению в п. 3.6 Положения об ОСА) АО и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении ОСА;

лицам, принимающим участие в ОСА, во время его проведения (п. 3 ст. 52 ФЗ).

АО обязано по требованию лица, имеющего право на участие в ОСА, предоставить ему копии указанных документов в течение семи дней с даты поступления в общество соответствующего требования (с даты наступления срока, в течение которого информация (материалы), подлежащая предоставлению лицам, имеющим право на участие в ОСА, должна быть доступна таким лицам, если соответствующее требование поступило в АО до начала течения указанного срока), если более короткий срок не предусмотрен уставом общества или его внутренним документом, регулирующим деятельность ОСА (п. 3 ст. 52 ФЗ, п. 3.6 Положения об ОСА).

По сравнению с ранее действовавшим Положением срок увеличен с пяти до семи дней. Начало отсчета этого срока - для предоставления копий - будет определяться в зависимости от момента поступления требования:

если требование поступило в АО до даты, с которой начинается течение сроков, указанных в пп. 3 п. 3 ст. 52 ФЗ, - то с даты наступления этих сроков;

если требование поступило в АО после даты наступления сроков, указанных в ч. 3 п. 3 ст. 52 ФЗ, - то с даты поступления требования в АО.

Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление (п. 3 ст. 52 ФЗ, п. 3.6 Положения об ОСА) <10>.

<10> См. также: информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18 января 2011 г. N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" // Вестник ВАС РФ. 2011. N 3; Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2011 г. N 8-О-П "По жалобе открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" на нарушение конституционных прав и свобод положением абзаца первого пункта 1 статьи 91 Федерального закона "Об акционерных обществах" // СЗ РФ. 2011. N 8. Ст. 1202.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 51 ФЗ и п. 3.7 Положения об ОСА в порядке, установленном Положением об ОСА для предоставления информации (материалов) при подготовке к проведению собрания, по требованию лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в ОСА и обладающих не менее чем 1% голосов по любому вопросу повестки дня собрания, предоставляются обществом для ознакомления указанный список и его копии.

Бюллетени для голосования

Голосование по вопросам повестки дня ОСА может, а в АО с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 100 и на ОСА, проводимом в форме заочного голосования, должно осуществляться бюллетенями для голосования (п. 1 ст. 60 ФЗ).

В бюллетене для голосования должны быть указаны:

полное фирменное наименование и место нахождения АО;

форма проведения ОСА (собрание или заочное голосование);

дата, место, время проведения ОСА и в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 60 ФЗ заполненные бюллетени могут быть направлены в общество, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения ОСА в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;

формулировки решений по каждому вопросу (имя каждого кандидата), голосование по которому осуществляется данным бюллетенем;

варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался";

упоминание о том, что бюллетень для голосования должен быть подписан акционером (п. 4 ст. 60 ФЗ).

В п. 2.18 и 2.19 нового Положения об ОСА требования к форме бюллетеня раскрыты более подробно, чем в ФЗ и в старом Положении. В бюллетене для голосования напротив каждого варианта голосования должны содержаться поля для проставления числа голосов, отданных за каждый вариант голосования, а также может содержаться указание числа голосов, принадлежащих лицу, имеющему право на участие в ОСА. При этом если таким бюллетенем осуществляется голосование по двум или более вопросам повестки дня ОСА и число голосов, которыми может голосовать лицо, имеющее право на участие в собрании, по разным вопросам повестки дня не совпадает, в таком бюллетене должно быть указано число голосов, которыми может голосовать лицо, имеющее право на участие в ОСА, по каждому вопросу повестки дня (п. 2.18 Положения об ОСА).

В бюллетене для голосования должны содержаться разъяснения о том, что:

голосующий вправе выбрать только один вариант голосования, кроме случаев голосования в соответствии с указаниями лиц, которые приобрели акции после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, или в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг;

если в бюллетене оставлено более одного варианта голосования, то в полях для проставления числа голосов, отданных за каждый вариант голосования, должно быть указано число голосов, отданных за соответствующий вариант голосования, и сделана отметка о том, что голосование осуществляется в соответствии с указаниями приобретателей акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, и (или) в соответствии с указаниями владельцев депозитарных ценных бумаг;

голосующий по доверенности, выданной в отношении акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, в поле для проставления числа голосов, находящемся напротив оставленного варианта голосования, должен указать число голосов, отданных за оставленный вариант голосования, и сделать отметку о том, что голосование осуществляется по доверенности, выданной в отношении акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА;

если после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, переданы не все акции, голосующий в поле для проставления числа голосов, находящемся напротив оставленного варианта голосования, должен указать число голосов, отданных за оставленный вариант голосования, и сделать отметку о том, что часть акций передана после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании. Если в отношении акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, получены указания приобретателей таких акций, совпадающие с оставленным вариантом голосования, то такие голоса суммируются (п. 2.19 Положения об ОСА).

В случае осуществления кумулятивного голосования бюллетень для голосования должен содержать указание на это и разъяснение существа кумулятивного голосования (п. 4 ст. 60 ФЗ).

В бюллетене для голосования, которым осуществляется кумулятивное голосование по вопросу об избрании членов СД, помимо разъяснения существа кумулятивного голосования должно содержаться также разъяснение о том, что дробная часть голоса, полученная в результате умножения числа голосов, принадлежащих акционеру - владельцу дробной акции, на число лиц, которые должны быть избраны в СД, может быть отдана только за одного кандидата (п. 2.20 Положения об ОСА).

В бюллетене для голосования, которым осуществляется кумулятивное голосование, варианты голосования "за", "против", "воздержался" указываются один раз в отношении всех кандидатов, включенных в список кандидатур для избрания в СД, а напротив каждого кандидата, включенного в указанный список, должно содержаться поле для проставления числа голосов, отданных за этого кандидата (п. 2.21 Положения об ОСА).

Новеллой является указание в ч. 2 п. 2.21 Положения об ОСА на возможность превышения числа кандидатов, между которыми распределяются голоса при кумулятивном голосовании, над числом лиц, которые должны быть избраны в СД.

Определенные организационные сложности возникают при участии в ОСА с правом голоса акционеров - владельцев привилегированных акций. Это находит отражение в круге вопросов, которые решает СД (п. 2.10 Положения об ОСА), в раздельном подсчете голосов, при поглощении.

Привилегированные акции наделяют своих владельцев правом голоса:

в случаях, предусмотренных в уставе (ст. 84.10 ФЗ);

при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества (пп. 1 п. 4 ст. 32 ФЗ);

при решении вопросов об обращении в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением об освобождении АО от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации, предусмотренной законодательством РФ о ценных бумагах (пп. 1 п. 4 ст. 32, ст. 92.1 ФЗ);

при решении вопросов о внесении изменений и дополнений в устав АО, ограничивающих права акционеров - владельцев привилегированных акций определенного типа, включая случаи определения или увеличения размера дивиденда и (или) определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам - владельцам привилегированных акций иного типа преимуществ в очередности выплаты дивиденда и (или) ликвидационной стоимости акций (только акционеров и владельцев привилегированных акций этого типа; пп. 2 п. 4 ст. 32 ФЗ);

при решении вопросов об обращении с заявлением о листинге или делистинге привилегированных акций определенного типа (только акционеров - владельцев привилегированных акций этого типа; пп. 3 п. 4 ст. 32 ФЗ);

по всем вопросам, начиная с собрания, следующего за годовым ОСА, на котором независимо от причин не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям определенного типа, до момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере (только акционеров - владельцев привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением акционеров - владельцев кумулятивных привилегированных акций; п. 1 п. 5 ст. 32 ФЗ);

по всем вопросам, начиная с собрания, следующего за годовым ОСА, на котором должно было быть принято решение о выплате по кумулятивным привилегированным акциям определенного типа в полном размере накопленных дивидендов, если такое решение не было принято или было принято решение о неполной выплате дивидендов, до момента выплаты всех накопленных по указанным акциям дивидендов в полном размере (только акционеров - владельцев кумулятивных привилегированных акций определенного типа; пп. 2 п. 5 ст. 32 ФЗ).

Созыв ОСА

Из текста ФЗ следует, что ОСА созывается:

  1. учредителями (ст. 9);
  2. СД:

а) во исполнение закона (ст. 47);

б) по собственной инициативе;

в) по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования (п. 1 ст. 55);

  1. по решению суда - в случае непринятия СД в установленный законом срок решения о созыве внеочередного ОСА или отказе в его созыве (п. 8, 9 ст. 55);
  2. указанным в уставе АО лицом или органом общества - в АО с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 в отсутствие СД (п. 10 ст. 55, п. 1 ст. 64 ФЗ).

Приятно, что в действующей редакции п. 8 ст. 55 ФЗ учтены рекомендации автора <11>. Отечественная норма имеет отдаленную аналогию в законодательстве ряда американских штатов, где собрание акционеров может созвать суд: по требованию любого акционера, если ежегодное собрание акционеров не будет проведено в ближайшие 6 месяцев со дня окончания финансового года или через 15 месяцев после проведения последнего собрания; по требованию акционера, который имеет право требовать проведения внеочередного собрания акционеров, если он не получил письменного извещения о проведении такого собрания в течение 30 дней после того, как было направлено требование секретарю корпорации либо если внеочередное собрание было проведено не в соответствии с уведомлением.

<11> См.: Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006.

По российскому законодательству в случае, если в течение установленного ФЗ срока СД не принял решение о созыве внеочередного ОСА или принял решение об отказе в его созыве, орган АО или лица, требующие его созыва, вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества провести внеочередное ОСА. Помимо очень интересного вопроса о правосубъектности органа юридического лица, которую гражданское законодательство в отличие от корпоративного и процессуального не признает <12>, обращаем внимание на следующие моменты.

<12> См. подробнее: Долинская В.В. Изменения в арбитражном процессуальном законодательстве и право корпораций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 10.

В исковом заявлении рекомендуется указывать, на кого просят возложить обязанности по проведению (подготовке и созыву) ОСА. Исполнение решения суда возлагается на истца либо по его ходатайству на орган общества или иное лицо при условии их согласия. Таким органом не может быть СД (п. 9 ст. 55 ФЗ).

Также в случае проведения ОСА по решению суда истцу рекомендуется заявлять исковое требование о возмещении АО расходов и включать этот вопрос в повестку дня собрания. В противном случае вопрос о возмещении расходов на подготовку и проведение этого собрания решается по усмотрению ОСА или при невключении его в повестку дня не рассматривается вовсе.

В решении суда о понуждении общества провести внеочередное ОСА указываются сроки и порядок его проведения.

Кворум и его виды

В зависимости от вида ОСА и характера решаемого вопроса в ФЗ установлены различные виды кворума. Во-первых, кворум для действительности, правомочности заседания. Во-вторых, кворум для принятия решений по вопросам. Каждый из них имеет подвиды.

Кворум для правомочности заседания установлен: 1) для первого созыва собрания - более половины голосов размещенных голосующих акций общества (пп. 1 п. 1 ст. 58 ФЗ); 2) для повторного ОСА - не менее 30% голосов размещенных голосующих акций общества (пп. 2 п. 3 ст. 58 ФЗ).

Во втором случае ФЗ воспринял позицию не российского, а союзного Положения об акционерных обществах. Кроме того, в исключении для сверхкрупных акционерных обществ (с числом акционеров - а не голосующих акций! - более 500 тыс.), которые могут в уставе предусмотреть меньший кворум (пп. 2 п. 3 ст. 58 ФЗ), допускается неоправданное, на наш взгляд, смешение корпоративного и обычного принципов подсчета голосов. Во многих юрисдикциях для повторного собрания, проводимого в случае неправомочности первого, требование наличия кворума отсутствует. Это объясняется его недостижимостью, если мелкие акционеры не заинтересованы в управлении компанией.

В отличие от ранее действовавших актов <13> четко не зафиксирован кворум для правомочности учредительного собрания.

<13> См.: пункт 22 Положения об акционерных обществах.

Кворум для принятия решений по вопросам различается по степени важности этих вопросов. Постатейный анализ ФЗ позволяет выделить следующие подвиды кворума <14>:

<14> Без учета кворума на учредительном собрании.

Кворум (голоса, принимающие участие в общем собрании акционеров)

Вопросы

Единогласно

Преобразование в некоммерческое партнерство (пп. 2 п. 1 ст. 20, пп. 2 п. 1 ст. 48 ФЗ)

Квалифицированное большинство голосов в 3/4

  • внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции (ст. 12, п. 2 ст. 27, пп. 1 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 ФЗ);
  • реорганизация общества (ст. 15 - 20, пп. 2 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 ФЗ);
  • ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов (ст. 21, 22, пп. 3 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 ФЗ);
  • определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями (п. 1 ст. 27, пп. 5 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49 ФЗ);
  • приобретение обществом размещенных акций в случаях, предусмотренных ФЗ (пп. 17 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49, ст. 72 ФЗ);
  • одобрение крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества (пп. 16 п. 1 ст. 48, пп. 1 п. 2 ст. 49, п. 3 ст. 79 ФЗ)

Квалифицированное большинство голосов в 3/4, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества

  • увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) посредством закрытой подписки (п. 3 ст. 39, пп. 6 п. 1 ст. 48, пп. 1 п. 2 ст. 49 ФЗ);
  • размещение посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25% ранее размещенных обыкновенных акций (пп. 1 п. 4 ст. 39, пп. 6 п. 1 ст. 48, пп. 1 п. 2 ст. 49 ФЗ);
  • размещение посредством открытой подписки конвертируемых в обыкновенные акции эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25% ранее размещенных обыкновенных акций (пп. 2 п. 4 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 49 ФЗ)

Простое большинство голосов

Презумпция для вопросов, поставленных на голосование (пп. 1 п. 2 ст. 49 ФЗ)

Любой, устанавливаемый уставом общества или внутренними документами общества, утвержденными решением общего собрания акционеров

Порядок ведения общего собрания акционеров (п. 5 ст. 49 ФЗ)

Приятно, что в ФЗ учтены рекомендации по вопросу правомочности ежегодного ОСА и по установлению различных кворумов по степени важности вопросов, которые были даны автором еще в 1992 - 1993 гг. <15>, а также в 1994 - 1995 гг. в экспертных оценках на проекты ФЗ, но хотелось бы большей четкости в легальных формулировках, системности и единообразия в правовом регулировании.

<15> См.: Долинская В.В. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ. М., 1993.

В этих целях необходимо легальное установление кворума для правомочности заседания всех видов ОСА. Предлагается закрепить в ФЗ норму, в соответствии с которой учредительное собрание является правомочным только при участии всех учредителей. Не стоит отдавать принципиальное решение вопроса о кворуме для повторного ОСА на усмотрение самих АО вне зависимости ни от количества голосующих акций, ни тем более от числа акционеров. В то же время полный отказ от кворума представляется недопустимым. Лучше найти единообразное решение для всех АО, например "привязать" его к так называемому блокирующему пакету акций - 25% голосующих акций. Таким образом, предлагается изменить пп. 2 п. 3 ст. 58 ФЗ и изложить его в следующей редакции: "Повторное общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 25 процентами голосов размещенных голосующих акций общества".

Что касается кворума для принятия решений, для нас важнее не круг вопросов, по степени важности которых он различается, а объединение их перечня и установленного кворума в ст. 48, 49 ФЗ вне зависимости от вида общего собрания акционеров без разброса по другим нормам.

Изменение кворума должно допускаться законом в исключительных случаях и при соблюдении условия об усилении защиты мелких акционеров, т.е. а) только в сторону ужесточения в уставе по сравнению с законодательством, б) по вопросам, имеющим существенное значение для прав акционеров.

Представляется некорректным смешение корпоративного и обычного принципов подсчета голосов на учредительном собрании, в связи с чем предлагается отказаться от корпоративного принципа и изложить п. 4 ст. 9 ФЗ в следующей редакции (с учетом высказанного ранее предложения по п. 2 ст. 9 ФЗ): "Избрание органов общества осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, рассчитываемых по принципу "один учредитель - один голос".

Проведение ОСА

Регистрация лиц, участвующих в общем собрании, проводимом в форме собрания, осуществляется по адресу места проведения ОСА счетной комиссией, лицом, осуществляющим ее функции в отсутствие в АО такого органа, в том числе регистратором или от его имени его работником(ами) (п. 4.3 - 4.6 Положения об ОСА). С учетом того, что количественный и персональный состав счетной комиссии утверждается ОСА (п. 1 ст. 56 ФЗ), а начинает она свою работу (проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в ОСА, определяет его кворум - п. 4 ст. 56 ФЗ) до открытия ОСА, рекомендуется на годовом ОСА избирать счетную комиссию на следующий год.

Регистрации для участия в ОСА подлежат лица, имеющие право на участие в собрании (в том числе приобретатели акций, переданных после даты составления списка лиц, имеющих право на участие в ОСА, которым прежний акционер выдал доверенность на голосование), за исключением лиц, бюллетени которых получены не позднее чем за два дня до даты проведения ОСА, в случае если голосование по вопросам повестки дня может осуществляться путем направления в АО заполненных бюллетеней для голосования (ч. 4 п. 2.16, ч. 1 п. 4.7 Положения об ОСА). Регистрация должна осуществляться при условии идентификации лиц, явившихся для участия в ОСА, путем сравнения данных, содержащихся в списке лиц, имеющих право на участие в нем, с данными документов, предъявляемых (представляемых) указанными лицами (п. 4.7 Положения об ОСА).

Регистрация лиц, имеющих право на участие в ОСА, не зарегистрировавшихся для участия в собрании до его открытия, заканчивается после завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня ОСА (последнего вопроса повестки дня, по которому имеется кворум) и до начала времени, которое предоставляется для голосования лицам, не проголосовавшим до этого момента (ч. 1 п. 4.10 Положения об ОСА). Эта норма довольно опасна, так как может служить средством саботажа принятия решения <16>.

<16> См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 8 сентября 1998 г. N 5167/98 // СПС "КонсультантПлюс".

Лица, имеющие право на участие в ОСА, проводимом в форме собрания, бюллетени которых получены не позднее чем за два дня до даты проведения ОСА, вправе присутствовать на нем (ч. 2 п. 4.7 Положения об ОСА).

ОСА, проводимое в форме собрания, открывается, если ко времени начала его проведения имеется кворум хотя бы по одному из вопросов, включенных в повестку дня ОСА. Если ко времени начала проведения ОСА нет кворума ни по одному из вопросов, включенных в повестку дня, открытие собрания переносится на срок, установленный уставом АО или внутренним документом общества, регулирующим деятельность ОСА, но не более чем на два часа. В случае отсутствия такой нормы открытие общего собрания переносится на один час. Перенос открытия общего собрания более одного раза не допускается. Целесообразно в сообщении о проведении ОСА указывать не только на первичное время проведения ОСА, но и на время проведения при переносе открытия.

Председательствует на ОСА, если иное не предусмотрено уставом АО, председатель СД (п. 2 ст. 67 ФЗ). По сложившейся корпоративной практике (правовой обычай) в его отсутствие председательствует его заместитель, в отсутствие обоих - старейший из членов СД. В случае если на внеочередном ОСА, проводимом во исполнение решения суда, отсутствуют лица, которые председательствуют на ОСА в соответствии с ФЗ, председателем собрания является орган (председатель органа) АО или лицо, которое в соответствии с решением суда проводит такое внеочередное общее собрание (п. 4.19 Положения об ОСА).

Секретарь ОСА назначается председательствующим на общем собрании, если уставом или внутренним документом АО, регулирующим деятельность ОСА, не установлен иной порядок его назначения (избрания) (п. 4.14 Положения об ОСА).

Голосование на ОСА

После завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня ОСА, по которому имеется кворум, и до начала времени, которое предоставляется для голосования лицам, не проголосовавшим до этого момента, до лиц, присутствующих на собрании, должна быть доведена информация о числе голосов, которым обладают лица, зарегистрировавшиеся и (или) принявшие участие в ОСА к этому моменту (п. 4.16 Положения об ОСА).

Голосование на ОСА осуществляется по принципу "одна голосующая акция общества - один голос", за исключением проведения кумулятивного голосования (ст. 59 ФЗ). При определении наличия кворума и подсчете голосов части голосов, предоставляемые дробными акциями, суммируются без округления (абз. 9 п. 4.20 Положения об ОСА).

Голосование по вопросам повестки дня ОСА может, а в АО с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 100 и по вопросам повестки дня ОСА, проводимого в форме заочного голосования, должно осуществляться бюллетенями для голосования (п. 1 ст. 60 ФЗ).

Счетная комиссия разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на ОСА, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования (п. 4 ст. 56 ФЗ).

При голосовании, осуществляемом бюллетенями для голосования, засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим оставлен только один из возможных вариантов голосования. Бюллетени для голосования, заполненные с нарушением вышеуказанного требования, признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются (ч. 1 ст. 61 ФЗ, п. 4.21 Положения об ОСА).

В случае если бюллетень для голосования содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение вышеуказанного требования в отношении одного или нескольких вопросов влечет за собой признание бюллетеня для голосования недействительным только в части голосования по вопросу, в отношении которого оставлено более одного варианта голосования (ч. 2 ст. 61 ФЗ, ч. 3 п. 4.22 Положения об ОСА). Детально порядок признания бюллетеней недействительными описан в п. 4.21 - 4.24 Положения об ОСА, которые представляют собой гарантию от махинаций акционеров, ошибок и одновременно гарантию сохранения кворума. Но - проблема п. 4.23 Положения об ОСА - кворума для чего? Проведения ОСА? Бесспорно. Для принятия решений? Но норма п. 4.23 Положения об ОСА: "Признание бюллетеня для голосования недействительным в части голосования по одному, нескольким или всем вопросам, голосование по которым осуществляется данным бюллетенем, не является основанием для исключения голосов по указанному бюллетеню при определении наличия кворума" - невыгодна АО. Например, кворум должен быть 3/4 от присутствующих, а 1/2 бюллетеней недействительна. Это еще одно средство саботажа работы ОСА.

Интересна новелла Положения об ОСА - п. 4.26, которая означает снятие ряда корпоративных конфликтов и споров, но только в отношении СД. В локальном правовом акте целесообразно включение аналогичной нормы в отношении исполнительных органов.

Противоречит положениям ГК о сроках и п. 6 ст. 85 ФЗ п. 4.27 Положения об ОСА - не учитываться должны голоса действующих членов органов управления.

Протокол общего собрания и протокол об итогах голосования

По итогам проведения и голосования на общем собрании составляются протокол общего собрания и протокол об итогах голосования на общем собрании, а если решения, принятые общим собранием, и итоги голосования не оглашались в ходе собрания, на котором проводилось голосование, - также отчет об итогах голосования (п. 4.28 Положения об ОСА).

Протокол ОСА составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия собрания акционеров в двух экземплярах, подписываемых председательствующим на ОСА и секретарем собрания (п. 1 ст. 63 ФЗ).

Пункт 2 ст. 63 ФЗ и п. 4.29, 4.35, 4.36 Положения об ОСА подробно освещают содержание протокола ОСА.

К нему приобщаются: а) протокол об итогах голосования на общем собрании; б) документы, принятые или утвержденные решениями ОСА (п. 4.30 Положения об ОСА).

Протокол об итогах голосования составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия ОСА или даты окончания приема бюллетеней при проведении ОСА в форме заочного голосования и подписывается членами счетной комиссии или лицом, выполняющим ее функции (п. 1 ст. 62 ФЗ).

Этой норме не коррелирует и выходит за пределы нормы п. 4 ст. 62 ФЗ п. 4.34 Положения об ОСА, так как половина отчета (решения) находится в ведении именно председателя и секретаря собрания, а половина - в ведении счетной комиссии. Доводится же он до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в ОСА, в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении ОСА, которое в лучшем случае может подписать председатель СД, не всегда, как мы выяснили, совпадающий с фигурой председательствующего на ОСА.

Содержание протокола и отчета об итогах голосования подробно освещено в ст. 62 ФЗ, п. 4.33, 4.35, 4.36 Положения об ОСА. Как видно из сравнительного анализа этих норм, содержание двух документов не совпадает.

Решения, принятые ОСА, а также итоги голосования оглашаются на собрании, в ходе которого проводилось голосование, или доводятся не позднее 10 дней после составления протокола об итогах голосования в форме отчета об итогах голосования до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в ОСА, в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении ОСА (ст. 52, п. 4 ст. 62 ФЗ).

* * *

Юридическая сила решений ОСА и возможность их обжалования в судебном порядке являются самостоятельными вопросами. Применительно же к статусу ОСА отметим, что это единственный орган управления, члены которого не несут юридической ответственности за его деятельность. Признание решения ОСА недействительным выступает санкцией для АО в целом, а не для его участников, которые и призваны составлять этот орган управления.

Нормы об ОСА размещены в различных правовых актах, которые не до конца приведены в соответствие друг с другом и с ГК, несколько хаотичны, в ряде случаев имеют пробелы. В связи с этим АО необходимо разрабатывать локальный правовой акт - положение об ОСА конкретного АО, а предусмотренные в ФЗ и Положении об ОСА вопросы урегулировать на уровне устава.

Библиографический список

  1. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006.
  2. Долинская В.В. Изменения в арбитражном процессуальном законодательстве и право корпораций // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. N 10.
  3. Долинская В.В. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ. М., 1993.
  4. Долинская В.В., Фалеев В.В. Миноритарные акционеры: статус, права и их осуществление / Отв. ред. В.В. Долинская. Серия "Право корпораций: теория и практика". М.: Волтерс Клувер, 2010.