Мудрый Юрист

Конституционные ценности как особая форма выражения права

Абрамова Ольга Кузьминична, доцент кафедры конституционного и муниципального права Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Конституционные ценности в Российской Федерации, наполнив научным юридическим содержанием гуманистические идеи, позволяют строить по-настоящему правовое государство.

Ключевые слова: конституционный строй; конституционная ценность; конституционные нормы; юридические категории; право; наука.

Constitutional values as a special form of expression of law

O.K. Abramova

Abramova Ol'ga Kuz'minichna, assistant professor of the chair of constitutional and municipal law of the Vladimir state university named after A.G. Stoletov and N.G. Stoletov.

The constitutional values in the Russian Federation, having filled with the scientific legal contents humanistic ideas, allow to build rather constitutional state.

Key words: constitutional order; constitutional value; constitutional rules, legal category; law; science.

В современных правоотношениях часто встречаются такие понятия и термины, как ценности, приоритеты, цели, принципы и проч. Они отражают запрос общества на построение гуманистического правового поля, где эти понятия и термины обретут свое юридическое наполнение и приобретут статус научных и юридических. Преодолев хаос распада СССР, Российская Федерация, будучи частью мирового сообщества, в принятой 12 декабря 1993 г. Конституции по-новому определила пути развития страны, общества, каждой личности, обозначив круг конституционных ценностей, определяющих их жизнь и развитие.

Трудно переоценить значение этих положений Основного Закона; ведь именно конституционные ценности связывают собственно юридическое и морально-этическое содержание принципов формирования нового правопорядка и государства. Уже в первом разделе Конституции Российской Федерации определены главные из них. Так, в главе 1 закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2), а в главе 2 указывается: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". А далее уточняется: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими" (ст. 17 - 18).

Такие нормы Конституции действительно определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, и именно их защита обеспечивается как организационными усилиями государства и общества, так и правосудием. Именно из них в дальнейшем вытекают субъективные права и юридические обязанности человека, как, впрочем, и других участников общественных отношений. Справедливо утверждение В.И. Крусса о том, что "ценностно-идентифицирующее значение имеет большинство положений первой и второй глав и некоторые положения последующих глав Конституции" <1>.

<1> Крусс В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Государство и право. 2010. N 7. С. 18.

В этом основополагающем законе перечислены и иные нормы-цели, к примеру конституционная защита как основа конституционного строя, нравственность, право на защиту здоровья, право на образование, благоприятную окружающую среду, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ и т.д. Все они, несомненно, являются конституционными ценностями в Российской Федерации и фактически востребованными юридическими категориями. Именно поэтому следует поддержать мнение ученого, полагающего, что "с учетом положений о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ, а равно и непосредственно действующих в России правах и свободах человека категория конституционной ценности должна занять свое место в системе средств и механизме конституционно-правового упорядочения социальной жизни" <2>.

<2> Там же.

Важно не только то, что положения главы 1 Конституции РФ формируют основы конституционного строя нашего государства, составляют систему основополагающих начал развития современных общественных отношений. Не меньшее значение имеет тот фактор, что положения главы 1 характеризуются стабильностью, которая обеспечивается как объективной реальностью, т.е. отражением в жизни конституционных предписаний, так и собственным конституционным гарантированием этих ценностей.

Закрепление такого гарантирования мы находим в ст. 16 главы 1 Конституции РФ - здесь закреплено, что "положения настоящей главы составляют основы конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ".

Гарантированность незыблемости конституционного строя обеспечивается и ст. 135 Конституции Российской Федерации, ее предписаниями о том, что палаты Федерального Собрания вправе лишь на начальном этапе обсуждать предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. Если они поддержат предложения, в том числе о реформировании главы 1 Конституции (основы конституционного строя), то дальнейшая судьба Конституции и соответствующих изменений конституционного строя будет уже в руках другого органа - Конституционного Собрания.

Таким образом, в Конституции Российской Федерации закреплены юридические нормы-цели Российского государства, они сформулированы предельно четко. Однако помимо этих норм в Основном Законе присутствуют и нормы-принципы, наличие которых имеет другое предназначение, однако некоторые политики пытаются поставить между ними знак равенства. Что понимать под конституционными принципами с юридической позиции? В современной конституционной аксиологии и правоведении нет единого мнения относительно этого понятия, как нет их перечня и классификации. В философии понятие "принцип" означает руководящую идею. У государствоведов более конкретные подходы, связь принципов с нормативной базой. Например, Л.Д. Воеводин под конституционными принципами подразумевал "закрепленные Конституцией определяющие, руководящие идеи и установки, концентрированно выражающие содержание Конституции, ее учредительную природу" <3>. Ю.А. Юдин выделял "нормы-принципы, представляющие собой нормативное закрепление принципов организации общественного и государственного строя, и принципы организации и деятельности отдельных государственных органов" <4>. Следовательно, систему конституционных ценностей в Российской Федерации можно толковать как определенное их единство, охватывающее: экономический фундамент конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, их равную защиту, политический плюрализм и т.д. Наряду с этим есть и конституционные нормы-принципы, определяющие организацию власти через такие элементы, как демократическое государство, федерализм, республиканская форма правления, разделение ветвей власти, суверенитет РФ и т.д.

<3> Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Норма, 1997. С. 38.
<4> Юдин Ю.А. Сравнительное конституционное право. М., 2008. С. 67.

Однако, говоря о конституционных ценностях, нельзя забывать и про нравственную сторону: неотъемлемым условием дальнейшего развития должно быть и совершенствование общества, его гуманистических ориентиров. Гражданское общество, которое мы пытаемся развивать уже практически 20 лет, должно отличаться не только высоким уровнем развития, но и высокой культурой вообще, а в первую очередь правовой культурой. Поэтому Конституция позволяет говорить о категориях этического и эстетического устройства общества и государства, о необходимости их наполнения объективным содержанием, общеобязательным авторитетным значением, характерным для правового установления базисных конституционно-правовых ценностей в РФ. Только гуманистическая насыщенность конституционных ценностей позволяет каждому индивиду с еще большим пониманием воспринимать свой Основной Закон.

Вне сомнения, не может быть безграничного расширения нравственных аспектов в конституционных ценностях. Все же они в первую очередь служат укреплению государства как основного субъекта политической системы, а также консолидации общества и его составляющих элементов, включая политические партии, общественные движения, которые сейчас набирают силу и, по всей вероятности, станут в ближайшее время активными участниками политических процессов.

Для комплексного обеспечения повышения эффективности их реализации требуется объединение всех ресурсов юридической науки и практики, инновационных подходов, идеологических, политических, правовых, финансовых, информационных и организационных возможностей государства и общественных институтов. Несомненно, целевым назначением норм Основного Закона является внесение единообразия и стабильности в социальную жизнь страны, закрепление основ конституционного строя РФ, основ правового статуса личности, федеративного устройства и закрепление системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Важно заметить, что конституционные ценности не исключают выбора вариантов их претворения в жизнь. А это означает, что не следует успокаиваться на достаточности того, что существует как воплощение той или иной конституционной ценности. Например, наличие альтернативности на выборах - это сам по себе хороший путь реализации демократизма избирательной системы. И все же никто не может с уверенностью сказать, что отказ от мажоритарной избирательной системы в пользу пропорциональной - лучший, а главное - окончательный путь формирования представительных органов публичной власти.

Кроме того, многие ценности могут существовать эффективно только тогда, когда они поддерживаются изо дня в день. Так, гласность в государстве и обществе не одномоментная задача, соответствующими проблемами надо заниматься постоянно.

Итак, за 20 лет своего существования Конституция РФ не утратила своей значимости и актуальности. Развивая и соблюдая общечеловеческие ценности, содержащиеся в конституционных нормах и принципах, мы можем построить по-настоящему правовое государство, научившись наполнять научным юридическим содержанием гуманистические идеи устройства нашей жизни.

Литература

  1. Крусс В.И. Актуальные аспекты проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Государство и право. 2010. N 7.
  2. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Норма, 1997.
  3. Юдин Ю.А. Сравнительное конституционное право. М., 2008.