Мудрый Юрист

Доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела

Стригунова Наталья Юрьевна, Уполномоченный отделения административных расследований Московской областной таможни, старший лейтенант таможенной службы.

Статья посвящена вопросу о специфике доказывания при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. Автором анализируются сущность, особенности и проблемные вопросы доказывания по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела. В статье автором определяются предмет и пределы доказывания при производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Ключевые слова: доказывание, доказательства, предмет доказывания, административное расследование, таможенные органы.

Proving on the cases on administrative law violations in the sphere of customs affairs

N.Yu. Strigunova

Strigunova Natal'ya Yur'evna, authorized representative of the division of administrative investigations of the Moscow Regional Customs, senior lieutenant of the customs affairs.

The article deals with specific criteria of proof in investigating administrative offenses in customs sphere. There are examined essence, specific and problem questions of proofs on affairs about administrative offenses in customs sphere. The article considers the subject of proof in proceedings on administrative offences in customs sphere.

Key words: proof, evidence, subject of proof, administrative investigation, customs authorities.

Совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов РФ, усиление борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела направлены на повышение уровня экономической безопасности государства. Согласно Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года, основной задачей в этой области является повышение качества административного производства по делам об административных правонарушениях <1>.

<1> Распоряжение Правительства РФ от 28 дек. 2012 г. N 2575-р "О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 109.

Административные правонарушения в сфере таможенного дела обладают высокой степенью вреда по сравнению с другими видами проступков, что следует из установленного законодательством повышенного размера штрафа за правонарушения в названной сфере (ч. 3 ст. 3.5 КоАП РФ), а также более продолжительного срока давности привлечения к административной ответственности за их совершение (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) содержит исчерпывающий перечень составов административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), за совершение которых может наступить административная ответственность, а также виды и размер соответствующих санкций. Указанная глава состоит из 24 статей, большинство из которых содержит несколько самостоятельных составов правонарушения. С вступлением в законную силу Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в главу 16 КоАП РФ были внесены соответствующие изменения, расширен перечень составов административных правонарушений, появился ряд новых норм об ответственности <2>.

<2> Федеральный закон от 6 дек. 2011 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7351.

Так, в 2012 г. в таможнях Центрального таможенного управления (в составе Управления 19 таможен) было возбуждено 11 831 дело об административном правонарушении, что свидетельствует об увеличении количества возбужденных дел об административных правонарушениях по сравнению с 2011 г. на 479 дел (в 2011 г. - 11 352). При этом в 2012 г. в таможни региона деятельности Центрального таможенного управления из органов прокуратуры поступило 69 актов прокурорского реагирования, что на 19 актов меньше, чем в 2011 г. <3>. Основной причиной принесения протестов и представлений прокуратуры являлись отсутствие события или состава административного правонарушения, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

<3> Письмо Центральной оперативной таможни от 1 февр. 2013 г. N 17-09/917 "О направлении обзора по актам прокурорского реагирования" // Архив Московской областной таможни.

На основании результатов деятельности таможенных органов отметим, что борьба с административными правонарушениями в области таможенного дела является одним из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства. В связи с этим первоочередной задачей, направленной на повышение эффективности функционирования правоохранительной деятельности таможенных органов РФ по линии административного расследования, является совершенствование механизма установления имевших место фактов, обстоятельств, их сущности, оценки значения для установления истины по делу об административном правонарушении.

Административно-процессуальное расследование осуществляется исключительно посредством доказывания, состоящего как отдельная отраслевая процессуальная деятельность из органически связанных между собой этапов доказывания, которые предполагают их сменяемость.

В качестве элементов доказательственной деятельности чаще всего называют три стадии (этапа) доказывания: собирание, исследование, оценка доказательств. Особое место в процессе доказывания принадлежит оценке доказательств. Это сложная процессуальная деятельность суда, в результате которой делается вывод об относимости, допустимости, достоверности, достаточности доказательств и о наличии взаимосвязи доказательств между собой.

Доказательственная деятельность в производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела отличается выраженной активной ролью должностного лица таможенного органа, в производстве которого находится дело, которая заключается в установлении предмета доказывания по делу, определении средств доказывания и источников информации, необходимых для разрешения конкретного дела.

Доказательственная деятельность должностного лица таможенного органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, заключается в том, что оно, во-первых, по результатам административного расследования аргументирует в протоколе об административном правонарушении свои выводы о наличии события административного правонарушения, причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) лица и наступившими негативными последствиями. Во-вторых, должностное лицо таможенного органа как субъект доказывания, заинтересованный в установлении действительных обстоятельств дела, проводит всестороннее и полное исследование доказательств, анализирует приведенные факты и доводы участников производства по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по делу по своему внутреннему убеждению.

В юридической литературе предмет доказывания по делу об административном правонарушении определяется как совокупность фактических обстоятельств дела, установление которых необходимо для правильного его разрешения. КоАП РФ детально определяет предмет доказывания по делу об административном правонарушении. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат следующие обстоятельства <4>:

<4> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 30 дек. 2012 г., с изм. от 17 янв. 2013 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 13 февр. 2013 г.) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
  1. наличие события административного правонарушения, т.е. фактического противоправного действия (бездействия), совершенного в определенное время, в определенном месте, определенным способом, с использованием определенных средств;
  2. лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), - физическое лицо, юридическое лицо либо должностное лицо. При этом, устанавливая лицо, совершившее административное правонарушение, должностное лицо таможенного органа определяет: обязано ли было юридическое лицо (физическое лицо) совершить конкретные действия или воздержаться от их совершения, возложена ли на него законом (иным нормативным правовым актом) обязанность выполнить определенные действия, обязано ли оно в данной конкретной ситуации совершить определенные действия, за неисполнение которых привлекается к административной ответственности;
  3. виновность лица в совершении административного правонарушения. В силу того что в соответствии с прим. 1 к ст. 16.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица, их виновность определяется в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом, согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10, в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат <5>;
<5> Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 (в ред. от 10 нояб. 2011 г.) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.
  1. обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ);
  2. характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, входит в предмет доказывания только для материальных составов, предусматривающих в качестве признаков объективной стороны наличие материального ущерба (например, ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ "Недостоверное декларирование товаров"). Однако ущерб или угроза охраняемым общественным отношениям может быть выражена не только в наступлении материальных последствий, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Например, состав административного правонарушения по ст. 16.15 КоАП РФ, устанавливающий административную ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, является формальным, т.е. объективная сторона правонарушения ограничена самим действием (бездействием) лица и не требует наступления каких-либо последствий. Несмотря на это, административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.15 КоАП России, посягает на установленный государством порядок представления в таможенный орган отчетности уполномоченными лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела. Совершение такого административного правонарушения в дальнейшем может затруднить контроль таможенных органов за товарами, находящимися на временном хранении, может повлиять на полноту и достоверность представления таможенным органом отчетности о помещенном на временное хранение товаре в регионе деятельности таможенного органа;
  3. обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, перечень которых содержится в ст. 24.5 КоАП РФ. Это означает, что при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению независимо от стадии производства по делу;
  4. иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Так, согласно ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитывается его имущественное положение, а юридическому лицу - его имущественное и финансовое положение. К иным обстоятельствам, необходимым для правильного разрешения дела, относятся также условия совершения административного правонарушения <6>;
<6> Кизилов В.В. Предмет доказывания, доказательства и пределы доказывания по делам об административных правонарушениях гражданских служащих // Административное право и процесс. 2011. N 8. С. 28 - 30.
  1. причины и условия совершения административного правонарушения, выяснение которых необходимо в целях предупреждения правонарушений. В силу этого в ст. 29.13 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, при установлении указанных причин и условий вносят в соответствующие организации (соответствующим должностным лицам) представление о принятии мер по устранению таких причин и условий <7>.
<7> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011.

Круг доказательств, устанавливающих факт совершения административного правонарушения, достаточно широк. Наиболее распространенными, часто используемыми, необходимыми для правильного расследования и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела являются следующие виды доказательств:

<8> Приказ ФТС России от 1 марта 2012 г. N 368 "О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" // Российская газета. 2012. 20 апр.

Подводя итог, следует сказать, что профессионально расследовать правонарушение, решить все остальные задачи производства по делам об административных правонарушениях, определенные КоАП РФ, в установленные им сроки практически невозможно, не руководствуясь при этом специальными научно разработанными системами методики и тактики ведения расследования и предупреждения правонарушений.

Для надлежащей организации проведения административного расследования и его правового обеспечения в таможенных органах Управлением таможенных расследований и дознания Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России) разработано Методическое пособие по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела и проведению административного расследования (письмо ФТС России от 7 апр. 2011 г. N 18-12/15831, письмо ФТС России от 31 марта 2011 г. N 18-12/14365).

В Методическом пособии раскрывается тактика и цель административного расследования, указаны основные процессуальные действия и мероприятия, необходимые для выяснения всех обстоятельств дела применительно к наиболее типичным ситуациям совершения правонарушений. Это помогает при составлении плана процессуальных действий и мероприятий по делу, а также позволяет руководству подразделений административных расследований таможенных органов осуществлять более действенный контроль за проведением административного расследования.

Методика и тактика расследования отдельных видов правонарушений имеет своей основной и главной задачей вооружить лиц, осуществляющих административное расследование, необходимым для их профессиональной деятельности научно-методическим комплексом знаний и навыков расследования и предупреждения отдельных видов правонарушений в разных ситуациях, возникающих в процессе указанного вида правоприменительной деятельности <9>.

<9> Пятикова Е.А. Административное расследование по делам о нарушении таможенных правил: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 119.

Таким образом, доказывание по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела состоит в собирании, исследовании и процессуальном закреплении доказательств путем совершения практической и мыслительной деятельности должностным лицом таможенного органа, осуществляемой в установленных действующим законодательством пределах с целью установления объективной и правдоподобной истины по делу об административном правонарушении.

Недостаточная научная разработанность теории доказывания не способствует укреплению законности и становлению единообразной практики проведения административного расследования по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Список литературы:

  1. Кизилов В.В. Предмет доказывания, доказательства и пределы доказывания по делам об административных правонарушениях гражданских служащих // Административное право и процесс. 2011. N 8. С. 28 - 30.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 30 дек. 2012 г., с изм. от 17 янв. 2013 г.) (с изм. и доп., вступившими в силу с 13 февр. 2013 г.) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011.
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 6 дек. 2011 г. N 409-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7351.
  5. О должностных лицах таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание: Приказ ФТС России от 1 марта 2012 г. N 368 // Российская газета. 2012. 20 апр.
  6. О направлении обзора по актам прокурорского реагирования: письмо Центральной оперативной таможни от 1 февр. 2013 г. N 17-09/917 // Архив Московской областной таможни.
  7. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях: Постановление Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 (в ред. от 10 нояб. 2011 г.) // Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.
  8. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 28 дек. 2012 г. N 2575-р // СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 109.
  9. Пятикова Е.А. Административное расследование по делам о нарушении таможенных правил: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.