Мудрый Юрист

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Воробьев Сергей Дмитриевич, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации.

В статье говорится о состоянии работы и эффективности принимаемых мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Ключевые слова: профилактика, несовершеннолетние, прокуратура, предупреждение.

Prevention of neglect and offences by minors

S.D. Vorobyev

The article tells about the state of work and efficiency of measures taken to prevent neglect and offences by minors.

Key words: prevention, minors, the public prosecutor's office, caution.

Детство - важный этап жизни человека, когда происходят его подготовка к полноценной жизни в обществе, развитие его общественной и творческой активности, воспитание нравственных качеств и патриотизма.

В связи с этим одним из государственных приоритетов является обеспечение благополучного и защищенного детства, защита детей и подростков от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Значимость этих вопросов неоднократно обозначалась Президентом России в посланиях Федеральному Собранию РФ. Основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации нашли свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденной в июне 2012 года Указом Президента России.

Для решения поставленных задач учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Аналогичные институты уполномоченных созданы в субъектах Федерации в Южном федеральном округе.

В Генеральной прокуратуре РФ под председательством Генерального прокурора России состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов, на котором в числе прочих обсуждены вопросы состояния законности в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними и в отношении их.

В Южном федеральном округе проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, также сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.

В сентябре 2013 года проведено межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов округа "О состоянии законности в сфере борьбы с преступлениями и правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними и в отношении их". На этом совещании подняты наиболее болезненные вопросы, в том числе касающиеся профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По статистике, в округе насчитывается более 2,5 млн. детей и подростков. Среди них свыше 50 тыс. - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

На профилактическом учете в органах внутренних дел состоят почти 10 тыс. несовершеннолетних правонарушителей и около 6 тыс. родителей, отрицательно влияющих на детей. Наибольшее число приходится на Краснодарский край, Волгоградскую и Ростовскую области.

В округе только за последние полтора года несовершеннолетними и при их участии совершено более 7 тыс. преступлений. Наряду с этим зарегистрировано свыше 8,5 тыс. преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Причем повсеместно преступления в отношении детей и подростков совершают их родители или иные лица, на которых возложены обязанности по их воспитанию. В 2012 г. судами рассмотрено почти 3,5 тыс. уголовных дел, возбужденных в отношении перечисленных лиц.

В связи с этим особое значение приобретает деятельность комиссий по делам несовершеннолетних, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, учреждений образования и здравоохранения, органов опеки и попечительства и др., которые образуют единую систему органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений.

Их непосредственные задачи - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей, выявление и пресечение случаев их вовлечения в совершение преступлений. Достижение этих задач во многом зависит от комплексного подхода к оказанию помощи ребенку и семье, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Однако со своими непосредственными обязанностями названные органы далеко не всегда справляются эффективно. Нередки факты безответственного отношения к службе, а иногда и откровенного бездействия должностных лиц. Как результат - дети и семьи, находящиеся в социально опасном положении, лишены необходимой заботы.

На состоявшемся межведомственном совещании проанализированы причины сложившейся ситуации.

Одна из них в том, что заинтересованные ведомства работают отдельно друг от друга, между ними нет должного взаимодействия, нет необходимого обмена информацией.

Вместо активных действий, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иногда демонстрируется лишь их видимость.

В Республике Адыгея в органах внутренних дел установлены факты фальсификации учетно-профилактических дел. В рамках прокурорских проверок, проведенных в третьем квартале 2012 года, в материалах указанных дел обнаружены рапорты участковых уполномоченных полиции о проведении профилактической работы, датированные четвертым кварталом. Эти нарушения в числе других послужили основанием для принятия мер реагирования.

В некоторых случаях уполномоченные органы и учреждения бездействовали и не принимали мер по фактам семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми, а также безнадзорности несовершеннолетних.

В одной из средних школ г. Астрахани педагогические работники, зная о неоднократном нанесении отцом побоев своей 11-летней дочери, вовремя тревогу не забили и не поставили в известность об этом органы системы профилактики.

В г. Волжском Волгоградской области учащийся общеобразовательной школы, оставшийся без попечения родителей, вел асоциальный образ жизни и в результате совершил несколько преступлений. Лишь после того, как в ситуацию вмешался прокурор, подросток был временно помещен в учреждение социальной защиты населения для дальнейшего направления в интернат. Администрация школы при этом бездействовала.

Фиксируются случаи, когда меры, направленные на пресечение преступных действий родителей в отношении своих детей, принимаются органами профилактики несвоевременно.

В г. Астрахани мать, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нанесла побои новорожденной дочери. А спустя непродолжительное время в общественном месте избила своего четырехмесячного ребенка, высказывая намерение лишить его жизни. Надлежащее исполнение органами опеки и попечительства, органами внутренних дел своих обязанностей позволило бы предотвратить причинение ребенку непоправимого вреда. Впоследствии за халатность к уголовной ответственности привлечены заведующая сектором опеки и попечительства Центра защиты прав детей, своевременно не изъявшая ребенка, и участковый уполномоченный полиции, дважды принимавший незаконные решения по сообщению о причинении побоев малолетнему.

Есть нарекания к организации деятельности органов опеки и попечительства.

В Кагальницком районе Ростовской области с одобрения органа опеки и попечительства, давшего положительное заключение, опекуном малолетнего ребенка назначена обвиняемая в покушении на сбыт наркотических средств. По результатам рассмотрения актов реагирования, внесенных прокуратурой района, два должностных лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

В г. Камышине Волгоградской области только по требованию прокурора малолетние дети, которые длительное время находились в помещении с антисанитарными условиями и контактировали с лицами, злоупотреблявшими алкогольными напитками, были устроены органом опеки в учреждение здравоохранения.

Почти во всех субъектах Федерации округа отмечена слабая координирующая роль комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в отношении деятельности органов системы профилактики.

Допускаются факты сокрытия совершения воспитанниками образовательных учреждений для детей-сирот правонарушений и преступлений и случаев их самовольного ухода. Не обеспечивается надлежащий учет несовершеннолетних, не посещающих занятия, употребляющих алкоголь и наркотики.

В регионах округа сохраняется проблема, связанная с употреблением детьми спиртных напитков и наркотических средств, что является одним из условий, способствующих совершению ими правонарушений.

В течение последних полутора лет почти 500 преступлений совершено несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, 21 - в состоянии наркотического опьянения. Органами внутренних дел выявлено более 3,5 тыс. таких административных правонарушений, как продажа несовершеннолетним спиртных напитков. В то же время субъекты системы профилактики не всегда устанавливают обстоятельства приобретения подростками алкогольной продукции и наркотических средств. В результате лица, неправомерно их распространяющие, остаются вне поля зрения правоохранительных органов.

В целом в Южном федеральном округе в 2012 г. и в первом полугодии 2013 года в ходе прокурорских проверок выявлено свыше 10 тыс. нарушений законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В целях их устранения внесено более 3 тыс. представлений, по ним к дисциплинарной ответственности привлечены свыше 3 тыс. должностных лиц. По постановлениям прокуроров в административном порядке наказаны 713 виновных лиц. По материалам прокурорских проверок следственные органы возбудили 342 уголовных дела.

Подводя итоги, следует отметить, что для эффективного решения обозначенных проблем в первую очередь необходимы качественное взаимодействие между заинтересованными ведомствами, комплексный анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, надлежащая реализация профилактических мер.

При этом деятельность органов прокуратуры нацелена на корректировку работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что в итоге позволит исключить факты нарушений прав детей и подростков.