Использование методики рефлексивного моделирования при изучении темы "тактика допроса подозреваемого в конфликтной ситуации"
Драпкин Леонид Яковлевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, почетный работник прокуратуры РФ, почетный профессор Уральской государственной юридической академии, профессор кафедры криминалистики Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).
Рассматриваются варианты преодоления конфликтных ситуаций при допросе подозреваемого. Основное внимание уделено принятию и реализации тактических решений, основанных не только на исходной информации, но и на результатах рефлексивных рассуждений следователя. На примере решения учебной задачи автор дает рекомендации по обучению студентов юридических вузов методике рефлексивного моделирования.
Ключевые слова: рефлексивное моделирование, конфликтная ситуация, допрос подозреваемого, планирование.
Use of reflexive modeling techniques in teaching the theme "Tactics of interrogation of a suspect in a conflict situation"
L.Ya. Drapkin
This article discusses options for overcoming conflict situation in the interrogation of the suspect. The author gives special attention to the adoption and implementation of tactical decisions based not only on the initial information, but also on the results of reflexive reasoning of investigator. By the example of learning task solution the author offers recommendations on teaching law students to use reflexive modeling techniques.
Key words: reflexive modeling, conflict situation, interrogation of the suspect, planning.
Одна из целей преподавания криминалистики - развитие у студентов творческого мышления. Она обусловлена особенностями как науки, так и практики, поскольку субъектам расследования (следователям, оперативным сотрудникам) довольно часто приходится преодолевать разнообразные сложные ситуации, в том числе конфликтные. Обобщенно конфликтом называют случай предельного обострения противоречий. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе расследования, необходимо конкретизировать и определить как особое состояние системы межличностных отношений двух или более участников уголовного процесса, имеющих несовпадающие интересы и стремящихся к достижению различных целей в условиях информационной (стратегической) неопределенности, возникающей в отношении планов и намерений соперника. При этом каждая из конфликтующих сторон старается замаскировать свою подлинную позицию <1>.
<1> Драпкин Л.Я. Основы криминалистической теории следственных ситуаций: Дис. ... д-ра юрид. наук. Свердловск, 1987. С. 25.Подготовка будущих следователей и сотрудников оперативно-розыскных служб, решающих сложные задачи по преодолению конфликтных ситуаций, требует обязательного развития рефлексивного мышления и выработки доминанты активного информационного поиска <1>.
<1> Методику рефлексивного рассуждения и управления целесообразно использовать при проведении практических занятий в магистратуре.Мышление следователя в конфликтной ситуации должно быть основано на своеобразной логико-вероятностной структуре интеллектуального взаимодействия конфликтующих сторон, природа которого состоит в полной или частичной синхронности рассуждений соперников, взаимной имитации этих рассуждений, направленных на рефлексивное управление действиями конфликтующей стороны.
Процесс рефлексивного управления заключается в гибкой латентной передаче противодействующему субъекту информационных, логических или эмоциональных оснований для формирования якобы своего, но в действительности предопределенного ("подсказанного") следователем и необходимого ему решения. Если следователь обладает преимуществом в уровне рефлексии, то он "переиграет" своего тактического противника в синхронных рефлексивных рассуждениях, что позволит ему не только успешно имитировать рассуждения (планы, намерения) конфликтующего субъекта, но и успешно управлять процессом принятия им решений.
Обобщение следственной практики показывает, что производство следователем процессуальных действий в конфликтных ситуациях осуществляется по двум основным схемам:
а) принятие и реализация тактических решений, основанных лишь на исходных (фактических) данных;
б) принятие и реализация тактических решений, основанных не только на исходной информации, но и на результатах рефлексивных рассуждений.
Первый способ (схема А) вполне допустим в простых (бесконфликтных) ситуациях, например при допросе добросовестного свидетеля или обвиняемого, занимающего объективную позицию или даже сотрудничающего со следствием. Однако необходимо иметь в виду, что ситуация может в действительности оказаться мнимо простой, хорошо замаскированной конфликтной ситуацией, когда противостоящий следователю субъект, обладая более высоким уровнем рефлексии, применяет эффективную контртактику и не позволяет распознать свои планы и намерения. Поэтому следователь должен всесторонне оценить ситуацию, мысленно проникнуть в ее суть, выявить подлинное состояние расследования.
Второй способ (схема Б) реализуется в ситуации конфликта, когда без использования рефлексивных рассуждений и рефлексивного управления деятельность следователя малоэффективна, а при более высоком уровне рефлексии противостоящего субъекта и отсутствии так называемых решающих доказательств <1> обречена на поражение.
<1> Под решающими доказательствами понимается комплекс достоверных и достаточных процессуальных доказательств, обладающих свойствами редкости, конкретности, разнообразия, надлежащей вероятностной характеристикой.Применение рефлексивных методик производства следственных действий дает широкие возможности для мысленного моделирования тактики производства отдельных процессуальных действий и их тактических комплексов на практических занятиях по криминалистике, создает оптимальную обстановку не только для закрепления знаний и их трансформации в умения, но и для выработки некоторых основных навыков, необходимых студенту (магистранту) для будущей следственной деятельности.
Для иллюстрации приведенных теоретических положений выберем одну из тем учебного курса криминалистики - "Тактика допроса подозреваемого" - и рассмотрим эффективность методики рефлексивного мышления и возможности формирования у студентов соответствующих навыков.
В начале занятия преподаватель предлагает студентам фабулу (исходную информацию): 15 октября около 23 ч в районе железнодорожного моста по ул. Восточной на Колесова было совершено разбойное нападение. Неизвестный преступник, угрожая ножом, отобрал у потерпевшего часы марки "Командирские" и 30000 руб. (6 купюр по 5000 руб.). Потерпевший немедленно сообщил о нападении в районный отдел полиции, назвал приметы преступника, одежду, в которой он был, а также особую примету - незначительную картавость. Утром 16 октября на основании оперативных данных о приметах, способе совершения преступления был задержан подозреваемый Носков, ранее дважды судимый за разбойные нападения, работающий автослесарем автобазы геологоуправления. При личном обыске у Носкова были обнаружены 6 купюр по 5000 руб. Несмотря на тщательный обыск в квартире и на рабочем месте, часы "Командирские" и нож обнаружены не были. Подозреваемому сообщили о результатах обыска. Кроме того, ему были объявлены основания задержания и производства обыска <1>. В ходе производства первоначальных следственных действий были получены показания кассира автобазы о том, что днем 15 октября Носков просил выдать ему в счет аванса 15000 руб. Кассир отказалась и заявила, что заработная плата будет выдаваться на следующий день после обеденного перерыва. Вечером того же дня Носков просил у слесарей Ипатова и Рыжкова хотя бы по 10000 руб. взаймы "до получки", но они оба отказали. Корнеева, знакомая Носкова, показала на допросе, что 15 октября около 20 ч Носков заходил к ней в общежитие и сообщил, что денег он не достал и посещение ресторана, о котором они договаривались ранее, придется отложить. Около 22 ч Носков покинул общежитие, сказав, что пойдет домой.
<1> В некоторых сложных следственных ситуациях целесообразно проводить обыск в отсутствие подозреваемого (обвиняемого) в соответствии с ч. 11 ст. 182 УПК РФ и использовать его неосведомленность о результатах этого следственного действия в ходе последующих допросов.После ознакомления с исходными данными студентам предлагается подготовиться к допросу подозреваемого Носкова с составлением подробного плана проведения этого следственного действия. При этом студентам разъясняется негативная позиция подозреваемого (на первоначальном допросе Носков категорически отрицал причастность к преступлению, следователь из тактических соображений прервал допрос). Для сведения студентам сообщается, что ранее при привлечении к уголовной ответственности за разбойные нападения Носков также не признавал свою вину.
Основными элементами допроса, которые студенты отражают в плане, являются вопросы, которые они будут ставить перед подозреваемым (нужно определить их оптимальную последовательность).
Действуя по схеме А, когда планирование допроса и его реализация осуществляются лишь на основе исходной информации, без применения метода рефлексивных рассуждений и управления, студенты с помощью преподавателя определяют содержание и последовательность вопросов, а также порядок и конкретный момент предъявления доказательств.
- Когда Вы должны получить заработную плату? (а)
- Просили ли Вы кассира автобазы выдать в счет заработной платы 15000 руб. днем 15 октября? Получили ли Вы эти деньги? (б)
- Просили ли Вы вечером 15 октября у слесарей Ипатова и Рыжкова дать Вам деньги взаймы? Получили ли Вы эти деньги? (в)
- По какой причине Вы не пошли вечером 15 октября в ресторан, хотя ранее договаривались об этом с Вашей знакомой Корнеевой? (г)
- В какое время Вы расстались с Корнеевой вечером 15 октября? (д)
- Оглашаются показания потерпевшего Колесова о том, что в 23 ч 15 октября у него были отняты деньги в сумме 30000 руб. (6 купюр по 5000 руб.) (е)
- Предъявляются деньги в сумме 30000 руб. (6 купюр по 5000 руб.), изъятые у Вас во время личного обыска, проведенного в 8 ч 16 октября. (ж)
- Если в течение 15 октября Вы трижды безрезультатно пытались достать деньги, а вечером того же дня, когда Вы около 22 ч расстались с Корнеевой, у Вас также не было денег для посещения ресторана, то как у Вас оказались деньги в той же сумме и теми же купюрами, что и деньги, отнятые у потерпевшего Колесова? (з)
Выработанный студентами с помощью преподавателя план допроса подозреваемого Носкова можно закодировать, используя буквенные обозначения. В этом случае его можно представить следующей формулой: а - б - в - г - д - е - ж - з. Студенты убеждены, что в ходе допроса подобный план обязательно приведет к успеху и подозреваемый Носков не только признает себя виновным в нападении на Колесова, но и выдаст следователю часы и нож, поскольку рассмотренный план обладает такими достоинствами, как внутренняя логика, внешняя четкая последовательность пунктов, нарастающая психологическая напряженность допроса и своевременная постановка заключительного обобщающего вопроса. Действительно, если обвиняемый (подозреваемый) не обладает навыками рефлексивных рассуждений, то допрос, проведенный следователем по схеме А, может привести к успеху.
После констатации этого обстоятельства преподаватель предлагает студентам найти контртактические линии поведения подозреваемого Носкова при ответе на каждый из пунктов плана допроса, сформулированного по схеме А. При этом преподаватель отмечает, что подозреваемый использует методику рефлексивного мышления.
Всесторонне проанализировав ситуацию, студенты довольно быстро приходят к выводу о недостаточной эффективности выбранной следователем тактики допроса и сравнительно легко (в случае необходимости - с помощью преподавателя) находят выход, и даже не один, из созданной следователем ситуации, которая ранее казалась им безупречной.
Подозреваемый может выдвинуть ряд контрдоводов:
во-первых, заявить, что деньги у него были, что он отложил их для определенной цели и не хотел тратить на посещение ресторана, поэтому пытался вначале получить аванс у кассира, а затем занять деньги у Ипатова и Рыжкова (позиция первая - П-1);
во-вторых, сказать, что нашел деньги по пути домой (он проживает на ул. Генеральской, а Корнеева - на ул. Мичурина, и он должен был пройти невдалеке от места происшествия) (П-2);
в-третьих, утверждать, что между 23 ч 15 октября и 8 ч 16 октября он занял 30000 руб. у родителей, вместе с которыми проживает (П-3);
в-четвертых, заявить, что вечером 15 октября ему отдал долг в размере 30000 руб. один из его знакомых (П-4).
Возможны и другие различного уровня рефлексии варианты контртактики подозреваемого. Разумеется, все его доводы должны тщательно проверяться и опровергаться, но на это уходит много времени, что предоставляет ему возможность для подготовки новых контрдоводов. Кроме того, такие контртактические позиции, как П-1, П-2 и П-3, следователю трудно опровергнуть, особенно на первоначальном этапе расследования.
Используя рефлексивный метод, рассуждая за следователя и подозреваемого, анализируя конкретную конфликтную ситуацию, студенты с помощью преподавателя должны разработать новый тактический план допроса, соответствующий схеме Б, который, по их мнению (и по мнению преподавателя), позволит эффективно преодолеть противодействие подозреваемого. При этом достаточно изменить последовательность уже приведенных вопросов и добавить несколько новых. Дополнительный вопрос "и" логически связывает две части системы рефлексивного управления. Новый план допроса отражает рефлексивную тактику следователям и его более высокий, чем у подозреваемого, уровень рефлексивного мышления.
- Оглашаются показания потерпевшего Колесова о том, что в 23 ч 15 октября у него были отняты 30000 руб. (6 купюр по 5000 руб.). (е)
- Предъявляются деньги в сумме 30000 руб. (6 купюр по 5000 руб.), изъятые у Вас во время личного обыска, проведенного в 8 ч утра 16 октября. (ж)
- Откуда у Вас эти деньги, когда и при каких обстоятельствах они у Вас появились? (и)
Вероятнее всего, после постановки вопросов (е - ж - и), которые составляют первую часть системы рефлексивных рассуждений следователя, подозреваемый Носков, не зная об информации, имеющейся у следователя, будет утверждать, что изъятые у него деньги принадлежат ему и находились у него длительное время (например, после получения заработной платы и т.п.), никакого отношения к деньгам потерпевшего, несмотря на совпадение общей суммы, количества купюр и их достоинства, они не имеют. Подозреваемый избирает наиболее реальную после трех заданных ему вопросов контртактическую позицию (П-5). Но на самом деле следователь, применяя рефлексивную методику, сам поставил подозреваемого перед необходимостью выбора именно этой позиции. Тем более в представленной внешне благоприятной ситуации подозреваемый вряд ли обратится к другим, более сложным и менее удобным вариантам тактического поведения (П-1, П-2, П-3, П-4).
После выбора Носковым выигрышной, по его мнению, позиции П-5 следователь ставит перед ним вопросы, последовательность которых определена рефлексивными рассуждениями и имитацией возможной контртактики подозреваемого.
- Когда Вы должны получить заработную плату? (а)
- Просили ли Вы кассира автобазы выдать в счет заработной платы 15000 руб. днем 15 октября? Получили ли Вы эти деньги? (б)
- Просили ли Вы вечером 15 октября у слесарей Ипатова и Рыжкова дать Вам деньги взаймы? Получили ли Вы эти деньги? (в)
- По какой причине Вы не пошли вечером 15 октября в ресторан, хотя ранее договаривались об этом с Вашей знакомой Корнеевой? (г)
- Зачем Вы трижды просили деньги (у кассира, Ипатова и Рыжкова), если у Вас были свои деньги в сумме значительно большей, чем Вы просили в долг? (к)
- В какое время Вы пришли в общежитие к Корнеевой? (л)
- В какое время Вы расстались с Корнеевой вечером 15 октября? (д)
- Если в течение 15 октября Вы трижды безрезультатно пытались достать деньги, а вечером того же дня, когда Вы около 22 ч расстались с Корнеевой, у Вас также не было денег для посещения ресторана, то как у Вас оказались деньги в той же сумме и теми же купюрами, что и деньги, отнятые у потерпевшего Колесова? (з)
Во второй части системы рефлексивного управления использованы два дополнительных вопроса ("к" и "л"), которые оптимизируют тактику допроса подозреваемого.
Выработанный студентами (с помощью преподавателя) новый тактический план допроса подозреваемого, основанный на рефлексивных рассуждениях и учитывающий все возможные позиции подозреваемого, можно описать следующей формулой: е - ж - и - а - б - в - г - к - л - д - з. Таким образом, изменение последовательности пунктов плана, дополнение его новыми вопросами, имитация возможных вариантов тактического поведения подозреваемого и спектра его вероятных тактических позиций (П-1, П-2, П-3, П-4, П-5) позволяют оптимизировать рефлексивное управление ответами подозреваемого. Не зная о полученной следователем дополнительной информации (а, б, в, г, д, л), но зная об изъятии у него 30000 руб. и об основании его задержания (е, ж), подозреваемый сразу же при ответе на три пункта плана (е, ж, и), вероятнее всего, будет вынужден воспользоваться наиболее слабой в тактическом отношении и легко опровергаемой позицией (П-5), утверждая, что изъятые у него при обыске деньги в сумме 30000 руб. принадлежат ему и находятся у него давно.
Выбрать иную тактическую позицию Носков фактически не может, так как переданная ему информация (е, ж, и) латентно, но неизбежно подводит подозреваемого к выбору тактической позиции П-5. Поэтому более сильные тактические позиции подозреваемого (П-1, П-2, П-3, П-4) остаются нереализованными, поскольку они "отсекаются" рефлексивным управлением следователя. Более того, если даже в поисках выхода из тупиковой ситуации подозреваемый попытается обратиться к одной из названных позиций, то опровержение предшествующей позиции (П-5) лишит его тактической инициативы и сделает все его доводы с логической точки зрения совершенно неубедительными и легко опровержимыми.
После выбора основного тактического плана преподаватель, отметив высокий рефлексивный уровень тактической позиции следователя, ставит перед студентами задачу по моделированию других возможных вариантов допроса подозреваемого в острой конфликтной ситуации.
Рефлексивное моделирование позволяет не только обнаружить и использовать слабые места в позиции подозреваемого, но и выявить недостатки в тактике следствия, в неполном использовании следователем возможностей рефлексивного метода, его тактико-психологических приемов.
Создание на практических занятиях по криминалистике учебных конфликтных ситуаций, их творческое разрешение с помощью рефлексивного моделирования позволяют успешно формировать и закреплять навыки рефлексивного мышления, которые крайне необходимы в следственной и оперативно-розыскной работе.
Важнейшая задача преподавателя заключается в том, чтобы ввести студентов в творческую атмосферу принятия и реализации тактических решений, привить будущим сотрудникам правоохранительных органов умение правильно ориентироваться в сложной ситуации конфликта, применяя для его успешного разрешения эффективный метод рефлексивных рассуждений и рефлексивного управления.
Тактика допроса подозреваемых в конфликтных ситуациях во многом схожа с реализацией этого следственного действия в ситуации тактического риска, поскольку в обоих случаях следователь использует методику рефлексивного управления с тем, чтобы предвосхитить наиболее вероятные действия тактического соперника и в соответствии с результатами рефлексивных рассуждений выбрать оптимальную тактику своего поведения и добиться успеха. Однако есть и ситуационные различия, обусловленные в основном двумя важными факторами:
- в ситуации тактического риска значительную роль играют непредсказуемые случайные помехи, в результате действия которых даже оптимальный тактический вариант допроса может оказаться неэффективным и не привести к планируемому позитивному результату;
- кроме выбранного оптимального варианта допроса следователь должен разработать еще один, а в наиболее острых ситуациях риска - даже несколько резервных, подстраховывающих вариантов допроса, которые должны быть реализованы в случае неудачного производства допроса подозреваемого по основному варианту. Такой тактический прием позволит предотвратить негативное воздействие случайных помех и успешно решить тактическую задачу.
References
Drapkin L.Ya. Osnovy kriminalisticheskoj teorii sledstvennyx situacij: Dis. ... d-ra yurid. nauk. Sverdlovsk, 1987.