Мудрый Юрист

Конституционное право на охрану здоровья: понятие и структура

Савостьянова Н.В., аспирант НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

Устанавливая права человека, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми незапрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья.

Права человека - это субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах. Субъективное право как юридическая категория раскрывается через набор определенных признаков: возможность пользования данным социальным благом; полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; свобода поведения, поступков в границах, установленных нормой права; возможность обратиться к государству за защитой нарушенного права <*>.

<*> Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. С. 94 - 95.

Кроме того, существование права выражается в наличии как юридических норм, так и юридических отношений, каковыми являются определяемые юридическими нормами и слагаемые из прав и обязанностей отношения <*>.

<*> Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003. С. 154.

Механизм правового регулирования реализуется через правовые нормы, правовые отношения, правовую ответственность. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся от юридически властных предписаний поведение образует правонарушения.

Применительно к праву на охрану здоровья следует добавить, что оно относится к числу конституционных, то есть к числу основных прав человека, закрепленных в Конституции.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ). Это относится и к рассматриваемому праву. Провозглашая право на охрану здоровья, Конституция РФ определяет его как право любого человека, независимо от гражданства Российской Федерации. Право на охрану здоровья отнесено к социально-экономическим правам. Оно охватывает определенную область жизни человека, в отношении его допустимы рекомендательные формулировки базовых положений, его реализация во многом зависит от состояния экономики и ресурсов <*>.

<*> Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. С. 159.

Исходя из норм действующего законодательства, определим рамки правового регулирования, объектом охраны которого является здоровье человека.

В Уставе (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (1946) определено, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Далее следует отметить, что в рассматриваемом контексте охранять означает оберегать здоровье здорового человека, ограждать от вредного воздействия окружающей среды, защищать от неправомерных посягательств, а в случае необходимости обеспечить доступную медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В рамках определения содержания конституционного права нас интересуют правовые меры по обеспечению охраны здоровья.

Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (1948) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. На основании Устава (Конституции) Всемирной организации здравоохранения (1946) обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

Таким образом, здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств. В связи с этим достижения любого государства в области улучшения и охраны здоровья представляют ценность для всех, и предоставление возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук является необходимым условием достижения высшего уровня здоровья. Просвещенное общественное мнение и активное сотрудничество со стороны общества крайне важны для улучшения здоровья народа.

В Российской Федерации конституционное право на охрану здоровья, установленное ст. 41, предполагает наличие норм, содержащих гарантии реализации права на охрану здоровья (статьи 7, 20, 21, 37, 38, 39, 42 Конституции РФ), а также его защиты (статьи 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ).

Прежде всего, в соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Согласно ст. 21 Конституции РФ никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным и иным опытам. Из права на охрану здоровья вытекают и конституционные права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), на защиту материнства и детства (ст. 38), на социальное обеспечение в случае болезни (ст. 39), на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Анализируя конституции субъектов РФ, следует отметить наличие в большинстве случаев норм, отражающих право на охрану здоровья, аналогичных статье 41 Конституции РФ.

"Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь", - так записано в ст. 43 Конституции Республики Башкортостан, ст. 39 Конституции Республики Бурятия, ст. 40 Конституции Республики Дагестан, ст. 44 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, ст. 42 Конституции Республики Коми, ст. 41 Конституции Республики Марий Эл, ст. 40 Республики Мордовия, ст. 34 Конституции Республики Тыва, ст. 37 Конституции Республики Хакасия и т.д.

В ст. 25 Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия) подчеркнуто, что каждый имеет право на охрану здоровья, на бесплатное медицинское обслуживание в государственных учреждениях здравоохранения, организация которых осуществляется с учетом специфики жизни на Севере. Там же провозглашается, что государство финансирует, поддерживает и поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта.

Республика Адыгея в своей Конституции пошла еще дальше, определив охрану здоровья как обязанность государства, которое проводит и поддерживает мероприятия по предупреждению и лечению болезней, обеспечивает оказание общедоступной бесплатной медицинской помощи и развитие частной системы здравоохранения (ст. 39).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Более подробно изложена аналогичная норма в Конституции Республики Карелия, где в ст. 27 провозглашено, что в Республике Карелия осуществляются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения; принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения; поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

Следует отметить, что рассмотренная позиция законодателей субъектов Российской Федерации относительно закрепления конституционного права на охрану здоровья не единая. Так, согласно ст. 22 Степного уложения (Конституции) Республики Калмыкия признаны непосредственно действующими право на жизнь, свободу, честь и достоинство, личную неприкосновенность, безопасность; право на труд, образование, культуру, охрану здоровья, социальное обеспечение человека.

В ст. 6 Конституции Удмуртской Республики указано, что труд и здоровье людей охраняются. Права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, защищаются в Удмуртской Республике согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Удмуртской Республики (ст. 17).

Таким образом, конституционно закреплен лишь комплекс прав, требующий не просто признания и соблюдения, но и соответствующей деятельности государства по их воплощению в жизнь.

Стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <*>, с изменениями на 30 июня 2003 года) установлено, что охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

<*> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318.

В качестве основных принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации определяется следующее: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; приоритет профилактических мер; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за необеспечение прав граждан в области охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей <*>.

<*> Права человек: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1999. С. 168.

Согласно Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 1202-р <*>, для реализации указанных задач первоочередными мерами являются: обеспечение межведомственного и многоуровневого подходов в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни; создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний; создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом; обеспечение населения качественной бесплатной медицинской помощью в рамках программы государственных гарантий.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 37. Ст. 3734.

Дополнительно Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. N 113 <*> утверждена Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации, где при обосновании необходимости ее разработки оговорено, что анализ состояния проблемы охраны здоровья здоровых в Российской Федерации доказывает ее безусловную актуальность как фактора национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения. Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей.

<*> Здравоохранение. 2003. N 8.

Указанные концепции - это лишь основа для разработки комплекса мероприятий в области охраны и укрепления здоровья населения, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и самих граждан.

В соответствии со ст. 17 Основ законодательства об охране здоровья граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Расширяя рамки законодательного регулирования отношений в сфере охраны здоровья, в Российской Федерации кроме указанных нормативных актов приняты и действуют также ряд специальных законов, регламентирующих самостоятельные направления в сфере охраны здоровья. К ним относятся и Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", Федеральный закон от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Федеральный закон от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и т.д.

Таким образом, конституционное право на охрану здоровья - это комплекс правомочий в сфере охраны здоровья человека, включающий в себя:

  1. права граждан в сфере охраны здоровья (статьи 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции РФ);
  2. обязанность государства в лице органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (статьи 45, 46, 53, 55 Конституции РФ);
  3. установленную законом ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека.