Институт банковской тайны в системе российского права и законодательства
Садчиков Михаил Николаевич, преподаватель кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.
Статья посвящена вопросу институциональной принадлежности правовой общности, объединяющей нормы, регулирующие отношения в сфере банковской тайны.
Ключевые слова: банковская тайна, налоговая тайна, финансовая тайна.
Institute of banking secrecy in the Russian law and legislation
M.N. Sadchikov
Sadchikov Mikhail Nikolaevich, teacher of the department of finance banking and customs law (Saratov state law academy), candidate of law.
In article are considered the right to bank secrecy tax secrecy and financial secrecy.
Key words: the bank secrecy, tax secret, financial secret low.
"Богатство не кричит, а шепчет", "Деньги любят тишину, а большие деньги - мертвую тишину", "Не разбогатев, не узнаешь, сколько у тебя бедных родственников", а также некоторые другие афоризмы житейской мудрости ярко свидетельствуют о тесной связи финансов и информации. Цену имеют не только деньги и финансовые инструменты, но и информация о них.
Стремительное развитие информационных технологий и финансовых институтов во второй половине XX - начале XXI в. поставило перед государством задачу по организации эффективного регулирования отношений, связанных с оборотом информации в финансовой сфере. Не последнее место отводится по данному направлению правовому регулированию. Банковская тайна, налоговая тайна, коммерческая тайна и некоторые другие виды тайн находят свое законодательное закрепление и активно обсуждаются в научной и учебной литературе (см., например, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности" <1>, ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) <2>, ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) <3>, диссертационные исследования <4>).
<1> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.<2> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
<3> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
<4> См.: Колодезная М.А. Финансово-правовое регулирование отношений в сфере налоговой тайны: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012; Маркелова К.А. Банковская тайна: правовые аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010.
Вопросы об институциональной принадлежности правовых норм, регулирующих отношения, связанные с финансовой тайной, а также об их системе представляются достаточно актуальными в свете повышенного научного интереса и активного правотворчества по обозначенным темам.
Большинство исследователей рассматривают виды тайн по отдельности, иногда проводя сравнительно-правовую характеристику. Интересным представляется точка зрения, согласно которой тайны в финансовой сфере образуют некую правовую общность. Так, М.А. Максимова рассматривает отдельные финансово-правовые аспекты конфиденциальной информации как целостную правовую категорию и предлагает выделять правовой институт тайны <5>.
<5> См.: Максимова М.А. Вопросы правового регулирования конфиденциальной информации: финансово-правовой аспект // Финансовое право. 2013. N 2. С. 12 - 14.В теории права под институтом права принято понимать сравнительно небольшую, устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений <6>. Среди различных видов институтов права выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты, простые и комплексные.
<6> См., например: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. С. 351.Думается, что общность правовых норм, на которую указывает М.А. Максимова, обладает признаками комплексного межотраслевого института. В развитие предложенной идеи в системе финансового права представляется возможным выделять комплексный публично-правовой институт тайны, который объединяет в себе субинституты банковской и налоговой тайн. Аргументы в защиту приведенного довода следующие.
Во-первых, предметом регулирования правовых норм названной правовой общности являются общественные отношения, связанные с ограничением распространения (передачи) информации о финансах, помимо воли владельца такой информации.
Во-вторых, рассматриваемая правовая общность сформирована объективно, независимо от желания законодателя. Юридическая конструкция защиты интересов владельцев конфиденциальной информации в отношениях без участия государства предполагает запрет несанкционированной владельцем передачи информации под угрозой наступления гражданско-правовой ответственности. Воля государства направлена только на установление изъятий из общего правила: определения круга лиц, уполномоченных на получение конфиденциальной информации, оснований и порядка ее предоставления (или изъятий из правила открытости информации).
В-третьих, рассматриваемая правовая общность формально обособлена в статьях нормативно-правовых актов. Нормативно-правовое регулирование в данной сфере относительно устойчиво.
В-четвертых, юридическая конструкция механизма правового регулирования отношений в области тайны в финансовой сфере основана на следующих приемах: закрепление содержания конфиденциальной информации, круга лиц, имеющих право доступа к ней, оснований и порядка ее передачи компетентным лицам, а также юридической ответственности за нарушение правового режима конфиденциальной информации.
В-пятых, исследуемая совокупность правовых норм самодостаточна для решения задачи правового регулирования.
От частноправового института рассматриваемая правовая общность отличается по следующим признакам:
- изъятия из правила конфиденциальности информации обусловлены публично значимыми целями;
- обязательным участником возникающих правоотношений является государство, государственный орган или должностное лицо;
- преобладание обязывающих и запрещающих норм;
- императивность метода воздействия на поведение участников возникающих правоотношений.
Наполнение возникающих властеотношений имущественным содержанием позволяет отнести рассматриваемый институт к системе финансового права.
Представляется возможным именовать выделяемую правовую общность правовым институтом финансовой тайны (данный термин используется с разным содержанием в финансовой и правовой науке, а также законодательстве <7>).
<7> См., например: Закон США "О праве на финансовую тайну" (1978). Right to Financial Privacy Act of 1978 (RFPA), Pub. L. No. 95-630, § 1114, codified at 12 U.S.C. § 3401 et seq. (1978).Думается, что институт финансовой тайны также охватывает отношения в сфере защиты секретных статей федерального бюджета, а также отношения по обязательному раскрытию информации.
Однако отнесение института банковской тайны к системе финансового права не является бесспорным, так как предполагает включение банковского права в систему финансового права, что является отдельным дискуссионным вопросом. Думается, что каждая точка зрения в отношении места института банковской тайны в системе российского права имеет определенное прикладное значение. Публично-правовой аспект банковской тайны определяет реализацию принципов финансового права в рассматриваемом институте. Так, ограничение частных интересов при раскрытии банковской тайны в пользу компетентных органов обусловлено принципом приоритета публичных задач в правовом регулировании финансовых отношений. Принцип плановости и законности финансовой деятельности в институте банковской тайны предполагает, что раскрытие конфиденциальной информации осуществляется в установленном законом порядке, что позволяет владельцу сведений учитывать риски, связанные с раскрытием информации, в планировании финансовой деятельности.
При другой точке зрения, согласно которой банковское право является комплексной отраслью законодательства, институт банковской тайны представляет собой элемент системы российского законодательства.
Анализ института банковской тайны как института российского законодательства имеет определенное практическое значение. При реализации норм различной правоотраслевой принадлежности одним из приемов преодоления конкуренции норм права является определение цели правового регулирования. Так, реализация норм института банковской тайны тесно связана с реализацией норм институтов коммерческой, служебной и налоговой тайн. Если налоговая и банковская тайны являются подынститутами финансового права как отрасли законодательства, то институт коммерческой тайны относится к гражданскому законодательству, а служебной - к административному. Уяснение предмета и цели регулирования правовых норм различной правоотраслевой принадлежности направлено на их согласованную реализацию как элементов единой правовой системы.
Думается, что вопросы, изложенные в настоящей статье, являются достаточно дискуссионными и требуют дальнейшего обсуждения. "Качество" правового регулирования в сфере финансовой, в том числе банковской, тайны во многом зависит от научных исследований по соответствующим направлениям.
Литература
- СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
- СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
- СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
- Закон США "О праве на финансовую тайну" (1978). Right to Financial Privacy Act of 1978 (RFPA), Pub. L. No. 95-630, § 1114, codified at 12 U.S.C. § 3401 et seq. (1978).
- Колодезная М.А. Финансово-правовое регулирование отношений в сфере налоговой тайны: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2012.
- Максимова М.А. Вопросы правового регулирования конфиденциальной информации: финансово-правовой аспект // Финансовое право. 2013. N 2.
- Маркелова К.А. Банковская тайна: правовые аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. 2004.
- Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.