Мудрый Юрист

К истории формирования института выдачи в российском законодательстве

Нигматуллин Р.В., заместитель начальника Уфимского юридического института МВД России по научной работе, кандидат юридических наук, доцент.

Первые примеры выдачи в истории русского государства относятся к глубокой древности. Сохранились упоминания о трех международных договорах Руси с Византией. В Повести временных лет говорится о договоре с Византией князей Игоря (945 г.) и Святослава (971 г.), в которых предусматривалась выдача <*>.

<*> Российское законодательство Х - ХХ вв.: В 9 т. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 142.

По мнению многих авторов, наибольшей активности сотрудничество Российской империи по вопросам выдачи достигло в XIX веке <*>. При этом А.М. Тесленко выделяет две группы конвенций: 1) о высылке бродяг, нищих и преступников и 2) о взаимной выдаче преступников <**>. Причем все конвенции были двусторонними.

<*> Чирикин В.А. Международное сотрудничество правоохранительных органов России по борьбе с преступностью (1861 - 1917 гг.): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999; Тесленко А.М. Выдача иностранцев в России (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Российский юридический журнал. 2000. N 3; Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном процессе. М., 2002.
<**> Тесленко А.М. Указ. соч. С. 155.

По вопросам выдачи Россия заключила двусторонние договоры с Данией в 1866 и 1909 годах, с Великим Герцогством Гессенским в 1869 году, с Баварией в 1869 и в 1885 годах, с Италией в 1871 году, с Бельгией в 1872 году, с Швейцарией в 1873 году, с Австро-Венгрией в 1874 году, с Испанией в 1877 и в 1888 годах, с Монако в 1883 году, с Пруссией в 1885 году, с Великобританией в 1886 году, с Португалией в 1887 году, с Североамериканскими Соединенными Штатами в 1887 году и дополнительный протокол в 1893 году, с Испанией в 1888 году, с Люксембургом в 1892 году, с Нидерландами в 1893 году, с Японией и Болгарией в 1911 году.

Всего с середины 60-х годов XIX века до 1917 года по вопросам выдачи Россией было заключено 25 договоров с 19 государствами.

Анализ этих договоров, сделанный историками права, позволил им прийти к выводу, что некоторые положения, выработанные в XIX веке, успешно применяются в договорной практике государств и в XXI веке. Так, в одной из первых конвенций, заключенных Россией, а именно с Данией от 2(14) октября 1866 года, было закреплено положение о нераспространении выдачи на собственных подданных.

Выдача осуществлялась в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и осужденных лиц.

По ряду конвенций выдача могла иметь место, если виновный по законам запрашивающей стороны подлежал наказанию свыше одного года тюремного заключения. А по Конвенции с Португалией 1887 года предусматривалось, что "лица, обвиняемые или осужденные за преступления, к коим по законам требующей страны применима смертная казнь, будут выдаваться лишь под условием неприменения к ним помянутого наказания".

В большинстве заключенных Россией конвенций выдача не допускалась, если вменяемое преступление носило политический характер <*>.

<*> Тесленко А.М. Указ. соч. С. 157 - 158; Волженкина В.М. Указ. соч. С. 44 - 137.

Вместе с тем вопрос выдачи лиц, обвиняемых в совершении политических преступлений, был чрезвычайно сложным и в разные периоды истории России решался неоднозначно. Так, В.А. Чирикин, ссылаясь на дореволюционных юристов, называет первой конвенцией, предусматривающей выдачу политических преступников, договор, заключенный со Швецией 20 ноября 1810 года.

После Судебных реформ 1864 года по большинству конвенций, заключенных Россией, стало невозможно требовать выдачи за политические преступления. Вместе с тем в целом ряде договоров имелась норма, по которой не признавались политическими преступные деяния против "особ иностранного государя или членов его семейства".

После убийства Александра II 1 марта 1881 года началась работа по изменению этого положения. Последующие конвенции, заключенные Россией, имели статьи, гласившие, что преступные деяния, совершенные с политической целью, не могут служить причиной отказа в выдаче <*>. Оценивая в целом дореволюционную договорную практику, регламентирующую в т.ч. вопросы выдачи, следует согласиться с В.М. Волженкиной, что дореволюционная Россия обладала развитой правовой системой регулирования уголовного судопроизводства во внешней сфере <**>.

<*> Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1888. N 65. Ст. 4.
<**> Волженкина В.М. Указ. соч. С. 137.

Многие ее достижения использовались в международно-правовом сотрудничестве СССР, а также используются в настоящее время. И этот процесс, на наш взгляд, должен быть более активным.

Проблема выдачи преступников как одна из форм оказания правовой помощи, по мнению ученых и практиков, является самой сложной, так как непосредственно затрагивает суверенитет государств.

По мнению Л.Н. Галенской, выдача - это "процесс передачи преступника в соответствии с нормами международного права другому государству для применения уголовного наказания" <*>.

<*> Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972. С. 122.

Следует согласиться с Р.М. Валеевым в том, что выдача преступников относится к тем институтам международного права, которые находятся на стыке международного и внутригосударственного права. В связи с этим выдача понимается им как основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству, где выдаваемое лицо совершило преступление или гражданином которого он является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора <*>.

<*> Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976. С. 28 - 29.

Известный дореволюционный юрист Н.С. Таганцев считал, что выдача является дополнением права суда в интересах правосудия, в интересах лучшего осуществления карательной государственной деятельности <*>.

<*> Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 134 - 135.

Мнение зарубежной науки концентрированно выражено в доктринальной позиции профессора Университета Де Поль М.Ш. Бассиуни. Он считает, что экстрадиция означает формальный процесс, посредством которого определенное лицо передается одним государством другому посредством договора, взаимности или вежливости в том, что касается взаимоотношений соответствующих государств <*>.

<*> Цит. по: Васильев Ю.Г. Институт выдачи преступников (экстрадиция) как отдельный институт права // Государство и право. 2003. N 3. С. 70.

Проанализировав мнение различных ученых, можно согласиться с Е.Г. Ляховым относительно характерных черт экстрадиции:

а) комплексный характер норм, лежащих в основе процесса выдачи, ибо в том случае взаимодействуют нормы двух самостоятельных правовых систем - международного права и внутригосударственного права;

б) компетенцию государства как главного субъекта международного права и суверенного образования решать эти вопросы;

в) выдача производится только в отношении физических лиц, совершивших уголовные преступления;

г) выдаваемое лицо подвергается судебному преследованию либо несет наказание, которое было определено выдающим государством <*>.

<*> Ляхов Е.Г. Институт выдачи и борьба с международным терроризмом // Российский ежегодник международного права. 1996 - 1997. СПб., 1998. С. 186.

Исторически сложилось, что выдачу применяют в отношении лиц, совершивших особо опасные преступления. Как отмечает Е.Г. Ляхов, впервые вопрос о выдаче лиц, совершивших международные преступления против лиц (группы лиц) - преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, - был поставлен после Первой мировой войны (в отношении, например, германского императора Вильгельма) <*>.

<*> Там же.

Правовыми основаниями выдачи преступников являются многосторонние конвенции по борьбе с отдельными видами преступлений, региональные и двусторонние соглашения о правовой помощи или выдаче преступников и национальное законодательство. Субъектами выдачи являются физические лица.

Различают три вида выдачи: выдача лица для привлечения к уголовной ответственности; выдача лица для приведения приговора в исполнение; выдача на время.

Согласно конвенциям о борьбе с отдельными видами преступлений международного характера, основаниями выдачи лица для привлечения к уголовной ответственности являются: совершение лицом деяния, предусмотренного международным договором в качестве основания выдачи; просьба соответствующего государства о выдаче преступника. При этом просьба о выдаче может быть не удовлетворена, если у запрашиваемого государства имеются основания полагать, что просьба о выдаче направлена с целью преследования лица по признаку национальной, расовой, этнической принадлежности или по политическим взглядам <*>.

<*> Ст. 9 Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г.

В конвенциях подобного рода закреплена норма о том, что стороны обязуются включать рассматриваемые правонарушения в качестве правонарушений, влекущих выдачу, в любой договор о выдаче, который будет заключен между ними. При отсутствии между государствами договора о выдаче, они могут рассматривать данные конвенции в качестве основания для выдачи в связи с любым правонарушением, зафиксированным в конвенции <*>.

<*> См., например: Ст. 6 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Ст. 16 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.

Немного иначе решается вопрос о выдаче в договорах о правовой помощи. Правовой основой в этом случае являются Европейская конвенция о выдаче 1957 года с Дополнительными протоколами 1975 и 1978 годов; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с Дополнительным протоколом 1978 года; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года (в рамках СНГ). При подписании Европейской конвенции 1957 года Россией был сделан ряд заявлений и оговорок, в том числе касающихся отказа выдачи в определенных ситуациях <*>.

<*> См. подробнее: Васильев Ю.Г. Указ. соч. С. 72 - 75.

Для привлечения к ответственности лицо может быть выдано за совершение любых преступлений, а не только конкретных уголовных преступлений международного характера. При этом выдача производится лишь за деяния, наказуемые по законам и запрашивающего, и запрашиваемого государств, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на определенный срок (как правило, свыше одного года) или более тяжкое наказание.

При выдаче соблюдаются следующие правила:

а) не подлежат выдаче собственные граждане (ст. 61 Конституции РФ), а также лица, которым предоставлено убежище;

б) не подлежат выдаче лица за политические преступления;

в) не выдаются лица, совершившие преступления на территории запрашиваемого государства, если в отношении их уже вынесен вступивший в силу приговор;

г) не выдаются лица, если совершенное ими деяние по законодательству обоих государств отнесено к делам частного производства и если истек срок давности по законодательству запрашиваемого государства;

д) выдача может быть отсрочена, если лицо привлечено к уголовной ответственности или отбывает наказание за другое преступление, совершенное на территории запрашиваемой стороны;

е) выданное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и подвергнуто наказанию только за преступление, которое вызвало его выдачу;

ж) без согласия выдавшего государства лицо не может быть передано третьей стороне.

Однако это правило не действует, если выданное лицо по истечении месяца после окончания производства по делу, а в случае осуждения - по истечении месяца после отбытия наказания или освобождения не покинет территорию запрашивающего государства.

В международно-правовой практике бывают случаи, когда государства отступают от вышеизложенных правил. Так, в исключительных случаях возможна выдача своих граждан. Обычно это делается на основе принципа взаимности. В.П. Зимин считает, что в договорной практике стран СНГ могла бы быть закреплена такая форма сотрудничества, как выдача (на условиях взаимности) своих граждан, обвиняемых в совершении преступлений на территории запрашивающего государства, для суда над ними и последующей их репатриации для исполнения вынесенного приговора <*>. Это содействовало бы более полному исполнению принципа неотвратимости наказания. Так поступают США и Нидерланды на основе двустороннего договора о выдаче 1983 года. При этом необходимо иметь в виду, что США, Великобритания и Канада в принципе допускают выдачу собственных граждан <**>.

<*> Зимин В.П. Международное сотрудничество правоохранительных органов. М., 1990. С. 7.
<**> Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник. М.: БЕК, 1997. С. 263.

После принятия решения о запросе преступника компетентными органами государства оформляется требование о выдаче. Оно должно иметь следующие обязательные реквизиты: наименование запрашивающего учреждения; текст закона, на основании которого деяние квалифицируется как преступление; описание внешности преступника, его фотографию, сведения о личности, гражданство, местожительство и местопребывание; размер материального ущерба, причиненного преступлением; заверенная копия постановления о заключении под стражу с описанием фактических обстоятельств дела. Все необходимые документы оформляются на языке государства, в которое они направляются.

В тех случаях, когда выдача необходима для приведения в исполнение приговора, прилагается копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст уголовного закона, по которому назначено наказание. Выдача лица для приведения приговора в исполнение состоит в передаче лица, осужденного иностранным судом и скрывшегося от отбывания наказания, но задержанного на территории другого государства.

Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством сторон являются наказуемыми и за совершение которых гражданин был приговорен к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию.

Выдача на время осуществляется в тех случаях, когда лицо, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства уже привлечено к ответственности или осуждено. В этом случае оно может быть выдано на срок расследования конкретного преступления. Выданное на время лицо после проведения следствия по делу должно быть возвращено. Например, по Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (в рамках СНГ) не позднее чем через три месяца со дня передачи лица <*>.

<*> Международно-правовые акты о сотрудничестве России с иностранными государствами по оказанию правовой взаимопомощи. М.: НОРМА, 2003. С. 30.

Не нужно путать выдачу преступников (экстрадицию) с возвращением преступников, совершивших угон воздушного судна, государству его регистрации. Вместе с угонщиками возвращаются воздушное судно, документы, оружие, личные вещи и багаж, а также другие имеющиеся доказательства.

Кроме экстрадиции осуществляется и передача осужденных лиц. В 1978 году в Берлине социалистические страны заключили Конвенцию о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются. По Конвенции передача осужденного возможна после вступления приговора в законную силу. Передача осуществляется по инициативе государства, судом которого вынесен приговор, при согласии государства, гражданство которого имеет осужденный. Реализация этой Конвенции способствовала сокращению числа иностранцев в местах лишения свободы в СССР. До 1955 г. в СССР было одиннадцать мест заключения для содержания иностранцев, в 1994 году - всего одно.

На начало 2003 года Российская Федерация заключила двусторонние договоры о выдаче с тремя государствами: с Китайской Народной Республикой - 26 июня 1995 года, с Республикой Индией - 21 декабря 1998 года, с Федеративной Республикой Бразилией - 14 января 2002 года. В 2002 году иностранным государствам было выдано Россией 1237 человек (в 2001 году - 1275) и принято из-за рубежа 280 выданных России лиц (в 2001 году - 267) <*>.

<*> Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2003. N 2. С. 17.

Упростило бы осуществление этого вида правовой помощи принятие Федерального закона "О выдаче (экстрадиции)", отвечающего требованиям международных конвенций.

Как справедливо отмечает В.М. Волженкина, доверительное, не обремененное формальностями экстрадиционное взаимодействие происходит, как правило, между странами, где действуют специальные законы о выдаче, создающие благоприятные условия для реализации интересов сторон <*>. Необходимо отметить, что в дореволюционной России действовал специальный Закон о выдаче преступников по требованию иностранных государств от 15 декабря 1911 года <**>.

<*> Волженкина В.М. Указ. соч. С. 44.
<**> Собрание Узаконений и распоряжений правительства. 1911. N 4.

Как уже говорилось, мировое сообщество однозначно высказалось за отмену смертной казни, но еще многие государства не исключили ее из своих уголовных законов. Такое обстоятельство, как применение в одном из государств смертной казни в виде наказания, усложняет ситуацию использования института выдачи при сотрудничестве. В подобной ситуации соблюдение международно-правовых норм, регламентирующих институт выдачи, приобретает в буквальном смысле жизненно важное значение. По Европейской конвенции о выдаче 1957 года запрашиваемая сторона может отказать в выдаче, если запрашивающая сторона не представит гарантий, которые можно считать достаточными о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение <*>.

<*> Международно-правовые аспекты экстрадиции: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 2000. С. 254.

На практике встречаются случаи, когда после выдачи выданному лицу предъявляются новые обвинения, предусматривающие в виде наказания смертную казнь <*>. Поэтому некоторые государства стараются не выдавать преступника в государство, где сохранен этот вид наказания.

<*> Мезяев А.Б. Международные договоры об экстрадиции и проблема смертной казни // Государство и право. 2003. N 3. С. 86 - 87.

В связи с этим П.Н. Бирюков предлагает законодательно закрепить норму о том, что в выдаче может быть отказано, если "...преступление, в связи с которым запрошена выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающего государства и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается УК России" <*>.

<*> Бирюков П.Н. Российское законодательство о выдаче преступников: проблемы и перспективы // Московский журнал международного права. 2000. N 4. С. 191.

Как нам кажется, в данном случае необходимо исходить из того обстоятельства, что, несмотря на сохранение смертной казни в УК России, фактически после вступления в Совет Европы на данный вид наказания в Российской Федерации наложен мораторий.

Как мы видим, проблема выдачи сложна и в силу того, что затрагиваются многие вопросы, входящие во внутреннюю компетенцию государств. Именно поэтому необходимо скорейшее принятие Закона "О выдаче (экстрадиции)". Безусловно, задача эта трудная, ответственная <*>. Однако опыт других государств мира и исторический опыт России подтверждают необходимость ее решения.

<*> См. подробнее: Волженкина В. К вопросу о разработке Закона "О выдаче (экстрадиции)" // Уголовное право. 2002. N 1. С. 6 - 9; Ее же. Продолжая дискуссию о проекте закона о выдаче (экстрадиции) // Уголовное право. 2002. N 2. С. 11 - 13.