Мудрый Юрист

Национальные стандарты экологической политики и стратегии экологического образования во франции, германии и США

Королев Сергей Викторович, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

Коровяковский Денис Геннадьевич, заведующий кафедрой "Организация и правовое регулирование таможенного дела" Юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), кандидат юридических наук, доцент.

Целями статьи являются анализ и сопоставление национальных экологических стандартов, а также национальных моделей экологического образования в зарубежных странах с учетом проблематики России. Статья раскрывает не только экологически безопасные, но и экологически комфортные модели организации пространства территориальных коллективов разного уровня, сравнивает модели административно-правового регулирования экологии пространства. Также анализируется соотношение экономических, политических, юридических и этических аспектов по теме статьи.

Ключевые слова: экология, экология пространства, национальные экологические стандарты, юридическое образование, управление территорией, планирование земель, переработка отходов, экологическое право Франции, Германии, США.

National standards of environmental policy and strategy of environmental education of France, Germany and the USA

S.V. Korolev, D.G. Korovyakovskij

The purpose of the article is the analysis and comparison of national environmental standards as well as national models of environmental education in foreign states taking into consideration of the Russian specifics. The article reveals not only environmentally secure but also environmentally comfort models of organization of the space of territorial collectives of different levels, compares models of administrative-law regulation of ecology of space. The article also analyses correlation of economic, political, legal and ethic aspects on the subject of the article.

Key words: ecology, ecology of space, national environmental standards, legal education, management of territory, planning of lands, processing of wastes, environmental law of France, Germany, the USA.

В отличие от других сфер социальной жизни людей, где, по словам Маркса, социальный базис реальных отношений имеет собственную идеальную (научную) "надстройку" (правопорядок и юриспруденция, экономика и экономическая наука, система школьного образования и педагогика), в области экологии неразвитость базиса фактически предопределяет аморфность или даже призрачность "надстройки". Другими словами, в зависимости от контекста слово "экология" может означать и фактическое поведение, и идеальную конструкцию такого поведения. Во многих странах об идеальных конструкциях в сфере экологии на данном этапе не может быть и речи. В этих странах даже понятие "экологические стандарты" не может иметь привязки к реальности в силу того, что можно назвать фактическими стандартами экологического нигилизма в этих странах.

Как бы то ни было, о существовании экологической науки пока еще говорить преждевременно, и прежде всего потому, что такая наука может сформироваться лишь как комплексная сфера знаний и научного анализа. Комплексность как характеристика будущей экологической науки предполагает прежде всего ее междисциплинарный характер. Трудно назвать сферу научного познания, которая бы вообще никак не была связана с экологической проблематикой. Даже современная астрофизика в ее прикладном назначении должна найти ответ на мальтузианскую проблему (Malthusian problem) <1> чрезмерной антропогенной нагрузки на нашу планету. Речь идет о поиске альтернативных планет для переселения человечества или того, что от него останется, если в национальных системах образования XXI века экологические стандарты не станут доминирующими над всеми другими стратегиями образования.

<1> Некоторыми экономистами высказываются опасения о том, что доходы на душу населения могут снижаться до уровня прожиточного минимума в результате опережения темпов роста населения над темпами роста производства. Проблема получила свое название по фамилии британского экономиста XVIII в. Т.Р. Мальтуса. На протяжении двух последних столетий в большей части мира эта проблема не возникала благодаря сочетанию географических открытий, технического прогресса и падающих показателей рождаемости. Однако опыт стран Африки в зоне Сахары в последние десятилетия показывает, что эта проблема не исчезла.

В некоторых странах государственные экологические стандарты сопоставимы в кроссграничном плане, но отличаются некоторой национальной спецификой. Сопоставимость достаточно легко проследить в том, что касается пространственных аспектов национальных экологических программ. Другими словами, экологическую проблематику в этих странах прежде всего можно опознать в сочетании экологических тем с вопросами территориальных коллективов. Так, во Франции экологические стандарты являются интегральной частью урбанизма, который, в свою очередь, представляет собой французскую версию концепции устойчивого развития в рамках идеологии глобализации.

Таким образом, во Франции государственные экологические стандарты и программы имеют не только национальный, но и ярко выраженный международно-правовой аспект. На уровне внутреннего права урбанизм нашел закрепление в целой серии французских кодексов: Кодекс урбанизма, Кодекс о транспорте, Кодекс об окружающей среде. Вместе с тем национальные экологические стандарты и программы во Франции в их практическом воплощении интегрированы в особую сферу государственного и муниципального управления, которая называется " du territoire" <2>. Интересно, что в традиции советского и постсоветского землеустройства применяется внешне похожий термин "организация территории", который, однако, ни по объему, ни по значению не совпадает с французским термином.

<2> Фр. "управление территорией".

В Германии также очевиден пространственный аспект экологических стандартов. Однако в отличие от французского урбанизма как национальной версии международно-правовой концепции устойчивого развития экология пространства в Германии подчинена федеративному принципу государственного устройства. На федеральном уровне базовым понятием экологии пространства является термин "Raumordnung" <3>. Соответствующая подотрасль федерального административного права Германии называется "Raumordnungsrecht" <4>.

<3> Нем. (досл.) "ординация (упорядочение) пространства".
<4> Нем. "право ординации пространства".

В сфере экологии пространства федеральный законодатель в Германии вправе принимать только рамочные законы. Центр тяжести в части конкретизации и детализации федеральных экологических норм ложится на легислатуры земель. Соответствующая подотрасль регионального административного права называется "Landesplanungsrecht" <5>. Русский перевод этого термина ("право планирования земли") открыт для двусмысленного толкования. Однако под землей здесь понимаются не земельные участки и не почва, а земля в политико-юридическом смысле, т.е. как субъект федерации (например, земля Северный Рейн - Вестфалия).

<5> Нем. "право планирования земли (субъекта федерации)".

Как соотносятся федеральное право ординации, или упорядочения пространства, и региональное право планирования конкретной земли как субъекта федерации, можно продемонстрировать на таком примере: федеральная рамочная норма запрещает строительство многоэтажного жилья в сельской местности. Региональная норма планирования земли может конкретизировать и детализировать этот рамочный запрет. Например, "в сельской местности запрещается строительство двухэтажных домов, не считая мансарды, если высота мансарды в коньке более чем на две трети превышает высоту второго этажа. Данный запрет распространяется на дома как частного, так и публичного сектора". Экологические аспекты в сфере права земельных участков (Grundstuecksrecht) <6> представлены прежде всего в соседском праве Германии (Nachbarrecht) <7>.

<6> Нем. "право земельного участка".
<7> Нем. "соседское право".

По аналогии с немецким термином "планирование земли" в странах англо-американской правовой традиции применяется термин "land use planning". Однако, в отличие от Германии, английское слово "land" здесь означает прежде всего земельную поверхность в рамках юрисдикции того или иного территориального коллектива (например, Florida's Land Use Planning).

Особую экологическую тему представляет собой транспортировка, переработка и утилизация бытовых и промышленных отходов. Одним из признанных лидеров в этой области является Федеративная Республика Германия, где соответствующая подотрасль административного права называется "Abfallrecht" <8>. В странах англо-американской правовой традиции данная отрасль права называется "waste processing law" <9>. Именно с этой экологической темой тесно связаны и национальные модели экологического просвещения и образования в указанных странах.

<8> Нем. "право отходов".
<9> Англ. "право переработки отходов".

Для России и других стран СНГ анализ экологической политики и экологических стандартов в мире имеет первостепенное значение, прежде всего в силу крайне низкой экологической культуры. Обобщение указанного анализа в форме национальной модели экологического образования в России и других государствах СНГ позволит значительно расширить объем и тематику экологического образования в указанных странах.

Особое значение имеют исследования в области сравнительного экологического права с привлечением материалов т.н. дальнего зарубежья. Например, Е.В. Матвеевой в 2010 г. была защищена диссертация "Правовой механизм реализации экологических прав граждан в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия", и в этом же году опубликована аналогичная статья "Правовой механизм реализации экологических прав в России и Германии: вопросы терминологии" <10>.

<10> Матвеева Е.В. Правовой механизм реализации экологических прав в России и Германии: вопросы терминологии // Экологическое право. 2010. N 2. С. 22 - 27.

Тем не менее следует иметь в виду, что национальная (российская) школа экологического права формировалась в советское время, когда был принят гиперкритицизм в отношении всего капиталистического опыта. Тогда же возник и категориальный аппарат, а также тематический ряд данной отрасли отечественной юриспруденции. В настоящее время науку российского экологического права можно условно разделить на три направления:

  1. школа юридического факультета МГУ (проф. А.К. Голиченков);
  2. школа Института государства и права РАН (проф. М.М. Бринчук);
  3. школа Института сравнительного законодательства и правоведения (проф. С.А. Боголюбов).

Все три школы по понятным причинам генетически производны от науки советского экологического права, но отличаются существенными деталями и акцентами. Например, школа юридического факультета МГУ традиционно разрабатывает фундаментальные вопросы экологического права (М.А. Васильева, Г.А. Волков, А.К. Голиченков, О.И. Крассов). Школа ИГП РАН интересна своим прогностическим потенциалом, особенно в лице ее лидера М.М. Бринчука. Школа ИЗИСП под руководством проф. С.А. Боголюбова активно осваивает тему утилизации и переработки отходов (Н.В. Кичигин, М.В. Пономарев).

За рубежом первостепенное значение по данной теме имеют прежде всего французские авторы. В отличие от России экологическая тема во Франции возникла не в рамках юриспруденции, а в рамках национальной географической науки. Первым французским географом, который исследовал пространство в качестве не только географической, но и политической категории, был Жан-Пьер Гравье <11>. В монографии "Париж и французская пустыня" Гравье на примере Парижа выдвинул тезис о том, что всякий мегаполис развивается не только за счет своей ближайшей периферии, но и за счет весьма отдаленных территориальных коллективов.

<11> Gravier J.-P. Paris et le . Paris: Flammarion, 1947.

В радикальном виде тезис Гравье означает, что национальная столица, например Париж, в силу своего пространственного расположения способна эксплуатировать всю остальную национальную территорию. Относительную концептуальную завершенность тема политики пространства получила в многочисленных трудах известного французского социолога Анри Лефевра <12>. Среди современных авторов, разрабатывающих тему управления пространством территориальных коллективов, следует отметить Ж.-П. Лаказа, Кристель Альвернь, Франсуа Толлеля и Пьера Мерлена <13>.

<12> Lefebre H. Le Droit la ville. Paris: Anthropos (2nd ed.) Paris: Ed. du Seuil, 1968; Lefebre H. La urbaine. Paris: Gallimard, 1970; Lefebre H. La production de l'espace. Paris: Anthropos, 1974.
<13> Lacaze J.-P. du territoire. Paris: Flammarion, 1995; Alvergne Chr. et Fr. Taulelle, Du local l'Europe: les nouvelles politiques du territoire. Paris: PUF. 2002; Merlin P. du territoire en France // La Documentation . Paris, 2007.

В Германии тема экологии пространства, как сказано выше, плодотворно разрабатывается учеными из Центрального института ординации (упорядочения) пространства Вестфальского университета им. Вильгельма (Мюнстер, Северный Рейн - Вестфалия). Признанными классиками в этой области науки административного права Германии являются основатель этого центра профессор Хоппе и его нынешний руководитель профессор Ярасс. Среди третьего поколения ученых этого института следует выделить исследования Кристин Ламе и Мартина Кмента.

В странах англо-американской правовой традиции тема экологии пространства также разрабатывается прежде всего географами марксистского типа, которые фактически продолжают линию вышеназванного Анри Лефевра. Речь идет о работах Дэвида Харви <14>, Эдварда Соджа <15>. Указанные авторы развивают тему справедливости в пространстве (spatial justice). Термин "spatial justice" они понимают прежде всего как пересечение пространства и социальной справедливости <16>. Такое пересечение можно фиксировать едва ли не каждый день. Самый банальный пример: водитель паркует свой автомобиль поперек границы двух парковочных мест и, следовательно, нарушает субъективное право парковки другого потенциального парковщика, который теперь уже не сможет припарковаться рядом.

<14> Harvey D. Social Justice and the City, 1973; Harvey D. The Urbanization of Capital, 1985; Harvey D. Justice, Nature and the Geography of Difference, 1996; Harvey D. Spaces of Capital: Towards a Critical Geography, 2001; Harvey D. Rebel Cities: From the Right to the City to the Urban Revolution, 2012.
<15> Soja E. Thirdspace: Journeys to Los Angeles and Other Real-and-Imagined Places. Oxford: Basil Blackwell, 1996.
<16> См.: Lefebre H. Le Droit la ville. Paris: Anthropos (2nd ed.) Paris: Ed. du Seuil, 1968; Harvey D. Social Justice and the City, 1973.

Тем не менее, на наш взгляд, указанные авторы не уделяют достаточного внимания соотношению понятия "территориальное поведение" и термина "справедливость в пространстве". Территориальное поведение человека характеризует дарвинистский аспект человеческой природы, поскольку контроль над определенной территорией до сих пор может играть критически важную роль для выживаемости того или иного коллектива. Однако проблематика территориального поведения заключается в том, что оно, во-первых, может осуществляться за счет вытеснения за рамки жизненного пространства других людей, что резко подрывает их ресурс выживаемости. Во-вторых, территориальное поведение как предмет правового регулирования может быть вытеснено из сферы публичного права в сферу частного права. В таком случае интересы частного собственника ставятся выше публичных потребностей. Данное обстоятельство порождает вроде бы парадоксальную дивергенцию справедливости на индивидуальную справедливость и социальную справедливость. В результате юристы-цивилисты в контексте защиты частных интересов своих клиентов по необходимости встают на защиту индивидуальной справедливости, а социальную справедливость в гражданском процессе защищать некому, поскольку прокурор не является участником частноправового спора. Однако справедливость перевеса индивидуальной справедливости над социальной вряд ли совместима с базовыми принципами права.

Таким образом, тема "справедливость в пространстве" характеризует социокультурный аспект человеческого поведения. В тех правовых культурах (Тропическая Африка, Южная Азия), где субъектом пространства является человеческий коллектив, а не индивидуальный частный собственник, индивидуальная справедливость является в лучшем случае лишь рефлексом социальной справедливости, а не ее антагонистом, что, впрочем, не мешает традиционной политической элите в этих странах направлять коллективные интересы к личной выгоде.

Среди немарксистских направлений по анализу экологии пространства следует отметить теорию разумного роста городов (smart growth) <17>. В строгом смысле речь идет о североамериканской концепции противодействия вымиранию предместий мегаполисов и т.н. малых городов. Согласно этой концепции разумный рост городов можно обеспечить, если городское пространство превратить в территорию малого и среднего бизнеса, который специализируется в первую очередь на обслуживании ежедневных потребностей местного населения (кафе, небольшие магазины, аптеки и т.п.), а не является лишь элементом аутсорсинга крупных компаний.

<17> Lewis R., Knaap G.-J., and Jungyul Sohn, Managing Growth With Priority Funding Areas // Journal of the American Planning Association. 75:4; Bagley M.N. and Mokhtarian P.L. The impact of residential neighborhood type on travel behavior: a structural equations modeling approach. Annals of Regional Science (2002) 36(2).

Калифорнийский Институт городских земель (The Urban Land Institute) разработал девять стратегических целей разумного роста городов: <18>

<18> URL: http://planning.calpoly.edu/sites/smartgrowth/case_studies.pdf.

К этому перечню Крейг У. Кельзей <19> добавляет задачу компактного строительного дизайна, при котором строительство ведется скорее вертикально, чем горизонтально. На наш взгляд, как самостоятельная стратегия данная задача может вступить в противоречие с задачей сохранения открытых пространств. В частности, в российских пригородных пространствах мы уже наблюдаем фактический коллапс самой идеи открытого пространства как регулятивного принципа, когда собственники "шести соток" возводят на своих территориях трех- и четырехэтажные коттеджи, блокируя друг другу комфортную ландшафтную перспективу.

<19> URL: http://www.play-safe.com/Documents/Magazines/SmartGrowthPlanningPrinciples.pdf.

Тем не менее принцип компактного строительного дизайна, подчиненный принципу малоэтажности городского, а не загородного пространства, вполне может послужить в том числе и идее открытого пространства, если речь идет о террасном расположении объектов по принципу матрешки, например магазинов, развлекательного центра и подземного паркинга в одном и том же здании. Более того, принципу компактного строительного дизайна следует отдать предпочтение во всех случаях, когда концепции террасного надземного паркинга противостоит альтернатива простого плоского паркинга, многократно поглощающего горизонтальную площадь будущего террасного здания.

Литература

  1. Матвеева Е.В. Правовой механизм реализации экологических прав в России и Германии // Экологическое право. 2010. N 2.
  2. Gravier J.-P. Paris et le . Paris: Flammarion, 1947.
  3. Lacaze J.-P. du territoire. Paris: Flammarion, 1995.
  4. Alvergne Chr. et Fr. Taulelle, Du local l'Europe: les nouvelles politiques du territoire. Paris: PUF, 2002.
  5. Merlin P. du territoire en France // La Documentation . Paris, 2007.
  6. Lefebre H. Le Droit la ville. Paris: Anthropos (2nd ed.) Paris: Ed. du Seuil, 1968.
  7. Lefebre H. La urbaine. Paris: Gallimard, 1970.
  8. Lefebre H. La production de l'espace. Paris: Anthropos, 1974.
  9. Harvey D. Social Justice and the City, 1973; Harvey D. The Urbanization of Capital, 1985.
  10. Harvey D. Justice, Nature and the Geography of Difference, 1996; Harvey D. Spaces of Capital: Towards a Critical Geography, 2001.
  11. Harvey D. Rebel Cities: From the Right to the City to the Urban Revolution, 2012.
  12. Soja E. Thirdspace: Journeys to Los Angeles and Other Real-and-Imagined Places. Oxford: Basil Blackwell, 1996.
  13. Lefebre H. Le Droit la ville. Paris: Anthropos (2nd ed.) Paris: Ed. du Seuil, 1968; Harvey D. Social Justice and the City, 1973.
  14. Lewis R., Knaap G.-J., and Jungyul Sohn, Managing Growth With Priority Funding Areas // Journal of the American Planning Association. 75:4.
  15. Bagley M.N. and Mokhtarian P.L. The impact of residential neighborhood type on travel behavior: a structural equations modeling approach. Annals of Regional Science (2002) 36(2).
  16. URL: http://planning.calpoly.edu/sites/smartgrowth/case_studies.pdf.
  17. URL: http://www.play-safe.com/Documents/Magazines/SmartGrowthPlanningPrinciples.pdf.