Мудрый Юрист

Проблемы развития высшего юридического образования в условиях финансово-экономической модернизации *

<*> Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета 2013 года.

Иванова Светлана Анатольевна, доктор юридических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Петровская Ольга Викторовна, кандидат юридических наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

В статье показана взаимосвязь финансово-экономической модернизации с проблемами развития высшего юридического образования. Выявлены ключевые проблемы, с которыми сталкивается высшее юридическое образование на современном этапе, предложены пути их решения.

Ключевые слова: модернизация, юридическое образование, магистратура, бакалавриат, законодательство.

Problems of development of higher legal education in conditions of financial-economy modernization

S.A. Ivanova

The article shows the relationship of financial and economic modernization with problems of higher legal education. Identified the key issues facing higher education in law at the present stage, the ways to solve them.

Key words: modernization, legal education, master's, bachelor's, legislation.

Модернизация экономики и финансовой сферы является в современных условиях главным вектором развития российского государства и общества. Модернизация представляет собой комплексный процесс, имеющий три основных составляющих: "1) модернизация экономики; 2) модернизация системы управления; 3) модернизация правовой системы" [1]. И в этих обстоятельствах роль высшего юридического образования сложно переоценить. Качественная подготовка квалифицированных юристов может и должна стать залогом успешного реформирования финансово-экономической системы, обеспечить адекватное стоящим задачам совершенствование права, в первую очередь гражданского и финансового, создать условия для реформирования правосудия по экономическим делам. Деятельность финансово-экономических структур в условиях предъявляющей к ним повышенные требования модернизации невозможна без грамотного юридического сопровождения.

Задача подготовки необходимого количества квалифицированных юридических кадров сталкивается сегодня с целым рядом сложностей. Не случайно именно юридическому образованию был посвящен специальный Указ Президента РФ от 26 мая 2009 года N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" [2]. В соответствии с данным Указом при содействии Ассоциации юристов России была предусмотрена разработка механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров. В сочетании с поставленной тем же Указом задачей упорядочения процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации государственных и негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также необходимостью выработки четких критериев оценки качества их деятельности общественная аккредитация должна была вывести на оптимальные показатели необходимого количества юридических вузов. Однако общественная аккредитация юридических вузов пока не дала сколько-нибудь заметных результатов, ни количественных, ни качественных.

Начавшийся в 90-е годы бурный рост юридических вузов не сопровождался сопоставимым усилением их кадрового потенциала и, соответственно, хотя бы сохранением достигнутого качественного уровня юридического образования. В итоге проявилась печальная закономерность современного развития юридического образования: профицитные количественные показатели количества юридических вузов оказались в своей основе обратно пропорциональными дефицитным показателям качества юридического образования.

С сегодняшним количеством юридических вузов (1165 вузов обучают по направлению и специальности "Юриспруденция") ассоциируется не решение проблемы обеспечения экономики и гражданского общества квалифицированными специалистами, столь необходимыми в условиях модернизации, а размывание качества образования, когда обучают всех желающих, практически без какого-либо конкурсного отбора. Можно констатировать превращение юридического образования исключительно в средство получения дохода, при обозначении лишь видимости реального учебного и воспитательного процесса.

Существование юридических факультетов и институтов по всей стране, практически в каждом вузе, остается реальностью, что объясняется лишь одним обстоятельством - юридическая специальность востребована и в силу этого позволяет многим вузам стабилизировать свое финансовое положение на рынке образовательных услуг. При этом необходимо также отметить излишнее количество бюджетных мест в государственных вузах и, соответственно, увеличение затрат государства на подготовку специалистов, которые после окончания обучения не устраиваются в государственные учреждения, куда, собственно, они предназначались. Массовая подготовка по специальности "Юриспруденция" в непрофильных вузах ведет не просто к снижению качества юридического образования, но и к понижению самих стандартов такого качества, что представляет серьезную угрозу, причем в долгосрочной перспективе.

Учитывая, что квалифицированный научно-педагогический состав юридических вузов ограничен по своему составу, как и ограничена его профессиональная и рыночная мобильность, чаще всего в качестве специалистов-преподавателей широкого профиля выступают практические работники, например, правоохранительных органов, которым нередко поручается читать несколько юридических дисциплин. Это, в свою очередь, ведет, наряду с другими негативными последствиями, еще к одному пока не до конца осознанному результату - к утрате традиционной для отечественного образования фундаментальности подготовки юридических кадров. Сегодня все рассуждения о фундаментальности юридического образования в России являются не более чем мифом [3]. Взамен принципа фундаментальности сейчас утверждается компетентностный подход, предполагающий индивидуальную подготовку студента в соответствии с запросами работодателей. Последствия подобного перехода скажутся позже, однако уже сейчас ясно, что в преобладающей части это будет качественно иной уровень юридического образования, что, надо полагать, ожидает как бакалавров, так и магистров права.

Как показывает исследование, эти проблемы существенно обостряются также с включением нашего юридического образования в так называемый Болонский процесс. Введение системы Единого государственного экзамена и создание трехступенчатой модели высшего образования предполагают сближение с образовательными системами европейских стран и создание единого европейского образовательного пространства путем присоединения России к Болонскому процессу.

Новая модель высшего образования, закрепленная Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", предусматривает, что подготовка юристов будет осуществляться в две ступени: бакалавриат и магистратура [4].

Что касается системы бакалавриата, то теперь, как известно, именно по этим усеченным программам 4-летнего обучения будет готовиться в России основная часть юристов: в магистратуре продолжат обучение, по оптимистичным оценкам, около 20 - 25% бакалавров. Известно, что это первая ступень высшего юридического образования. Но может ли она считаться полностью самостоятельной и завершенной, если уже сейчас работодатели (наниматели) не воспринимают бакалавров в качестве работников с полноценным (надлежащим) высшим образованием, а государство в лице законодателя по этому поводу просто молчит, не принимает номенклатуру юридических должностей, которые могли бы замещаться бакалаврами. Зато уже появились ведомственные нормативные документы, запрещающие профессиональное вторжение юристов-бакалавров в такие сферы квалифицированной юридической деятельности, как правосудие, прокурорская работа и т.п. И это оправданно, если иметь в виду достаточно слабый уровень юридической подготовки бакалавров права. Кстати, об этом свидетельствует и опыт западноевропейских стран - участниц Болонского процесса, которые для своего внутреннего потребления готовят в преобладающей части юристов по полной программе подготовки юридических кадров.

С подготовкой магистров ожидается не меньше проблем, многие из которых проявились уже достаточно остро. Первый опыт реализации магистерских программ по юриспруденции свидетельствует, что подготовка магистров во многих вузах превращается в профанацию, ведь в соответствии с нашим действующим законодательством степень "магистр юриспруденции" доступна для обладателя любого диплома бакалавра или специалиста, независимо от базового образования. Врач, математик или физик в течение 2-х лет могут приобрести диплом магистра юриспруденции. А ведь еще до недавнего времени наши юридические вузы давали второе высшее (юридическое) образование по 4-летним программам обучения! Не ведут ли такие новации к подрыву самих основ национального юридического образования? Ведь в этой ситуации профессора и доценты вынуждены заниматься в рамках магистерских курсов юридическим ликбезом, чтоб дать хоть какие-то основы знаний о праве (например, основополагающая учебная дисциплина "Теория государства и права", а также отраслевые учебные курсы магистерскими стандартами, естественно, не предусмотрены) в рамках псевдоюридической подготовки. В тех же вузах, где переход на двухуровневую систему юридической подготовки состоялся несколько лет назад и, таким образом, имеется возможность набора на магистерские программы бакалавров с базовым (юридическим) образованием, такая подготовка происходит в рамках государственных стандартов, основу которых составляют так называемые болонские кредиты. При этом магистерское обучение в силу самой специфики его образовательных стандартов (как относительно самостоятельного уровня юридического образования), а также с учетом узко-кафедральной "прописки" каждой в отдельности магистерской программы и объективной необходимости для кафедры решать собственные проблемы, например учебной нагрузки в условиях перехода к двухуровневой системе обучения, является, мягко говоря, не всегда значимым для углубления профессиональных знаний, навыков и умений завтрашнего юриста высшей квалификации.

Одним словом, присущие обоим уровням юридического образования проблемы, включая законодательное регулирование, объективно ведут к снижению ранее установленных и реально достигнутых стандартов подготовки юристов: очевидно, что внедряемый бакалавриат существенно уступает нашему специалитету. Соответственно, эти процессы объективно порождают люмпенизацию юридической сферы профессиональной деятельности; имеется в виду, что в этих новых условиях естественным образом возникает образовательный провал в подготовке юридических кадров.

Указанные проблемы сопровождаются определенными законодательными пробелами и недоработками. В этой связи все чаще на форумах юридической общественности слышны выступления об ошибочном введении бакалавриата в области юриспруденции и несовпадении предусмотренного законодательством содержания профессиональной и образовательной деятельности с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Такое сочетание системно-структурных и нормативно-правовых просчетов сопровождается наличием внутривузовских проблем. К наиболее значимым из них можно отнести следующие:

Чтобы успешно продвинуться по пути решения указанных проблем, необходимо отказаться от слепого заимствования европейской модели подготовки юридических кадров. Следует выработать модель, отвечающую культурным, историческим и духовно-образовательным традициям России, так как сегодня главными проблемами в области юридического образования являются не технологические, не организационно-методические, а философско-мировоззренческие проблемы.

Литература

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 22. Ст. 2698.
  3. Немытина М.В. Миф о фундаментальном юридическом образовании // Вестник МГПУ. Серия "Юридические науки". 2011. N 2.
  4. Пашенцев Д.А. Модернизация и право в современной России // Евразийский юридический журнал. 2010. N 11.