Мудрый Юрист

Женский вопрос в римском праве

Илона Оськина, доктор юридических наук, г. Москва.

Александр Лупу, доктор юридических наук, г. Москва.

В римском праве существовал достаточно пестрый контингент субъектов, правовой статус которых регулировался как по вертикали, так и по горизонтали. Самым интересным является правовой статус женщины, который в каждой отрасли римского права имел свои особенности. Кроме того, правовой статус женщины в римском обществе постоянно эволюционировал и был различным на разных исторических этапах. Рассмотрим особенности правового регулирования правового статуса женщины в различных отраслях римского права в разные исторические периоды.

Два пола - два мира

Женский вопрос в римском праве может быть рассмотрен в нескольких направлениях, но обязательно в контексте конкретного исторического периода римской истории.

Согласно римскому праву быть человеком еще не означало быть его активным началом - субъектом права: естественная принадлежность к роду человеческому не предполагает наличия у индивида реальной совокупности неотъемлемых прав и возможностей.

Иерархически правовой мир Рима поражал своей многомерностью. В нем можно было различить как горизонтальные, так и вертикальные срезы. Горизонтальное измерение касалось всех людей, которые жили на территории Рима, оно четко устанавливало границы для различных категорий населения, то есть имело конкретные локальные рамки, выход за которые приводил к серьезным юридическим и правовым последствиям.

Место женщины в социуме, учитывая ее правовые возможности, определялось ее пассивно-активным правовым потенциалом, смещение акцентов в котором зависело от социокультурных условий. Пол человека признавался естественной данностью, которую невозможно изменить, но которая существенно влияла на место индивида в праве.

Эта данность требовала от человека соответствия своеобразному кодексу поведения, которое в зависимости от пола отличалось системой ценностей, требованиями, наличием определенной совокупности качеств и добродетелей, возможным полем социальной реализации и способностью участвовать в правовой жизни. Общественное мнение осуждало все проявления несвойственного поведения представителями различных половых групп, например, мужчины, проявлявшие женские черты, вызывали насмешки и презрение.

Существовали и особые, четко прописанные женские и мужские правовые практики, смешение которых находилось под строжайшим запретом.

Гражданка, мать семейства

В соответствии с концепцией естественного права все люди были равны независимо от пола, поскольку основой для естественного права является то, что все люди и все народы - часть единого рода человеческого и стремятся к согласию. Субъектом права провозглашался любой человек.

Римская гражданка как субъект права характеризовалась теми же признаками, что и мужчины-граждане (место жительства, социальное положение, статус свободы). Условия вступления в римское гражданство были одинаковыми для мужчин и женщин: рождение в законном браке, наследование гражданства от незамужней матери или матери, находящейся в незаконном браке, и т.д. Это же касается и возникновения правоспособности у конкретного индивида - в момент рождения.

Не отказывая женщине в правоспособности, римское право вместе с тем ограничивает ее в дееспособности. Древнеримская традиция замыкает женщину в пределах семьи (фамилии), где проходила вся ее жизнь, которая существенно отличалась от жизни мужа родом занятий, объектом труда, досугом, нормами поведения. Это отличие тонко подметил Колумена в I веке до н.э.: "Домашний труд был судьбой матроны, потому что отцы семейств возвращаются к домашним пенатам, от общественной деятельности, отложив все заботы, как для отдыха" <1>. Римская культура считала основным назначением женщин воспитание детей в римских традициях, что в целом повлияло на историко-культурную ситуацию и роль женщины в введении новых религиозных культов в тяжелые моменты римской истории.

<1> Лапустин Б.С. Женщины в ремесленных мастерских Помпеи // Быт и история в античности. М.: Наука, 1988.

В то же время женщина имела высокий статус жены в браке и матери в доме и почетно называлась матерью семейства (mater familias), матроной. Она пользовалась уважением: дети слушались мать не меньше, чем отца. На улице мужчины уступали матронам дорогу, на их похоронах произносились хвалебные речи, как на похоронах магистратов. По сравнению с греческими женами римлянки вели более открытый образ жизни: ходили с мужчинами в гости, присутствовали на банкетах <2>.

<2> Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие: конспект лекций. М.: Проспект, 2011.

Но римские женщины были лишены возможности участвовать в правотворчестве. По мнению известного итальянского исследователя римского права Л. Пеппе, устранение женщин из сферы публичного права и от занятия высоких государственных должностей объяснялось обычаями, а не природой или психологическими особенностями женщин <3>. Женщины, не обладая политическими правами, не имели и официального имени: они носили то имя, которое им присваивалось в быту, с присоединением в родительном падеже имени отца или мужа, под властью которого женщина находилась, то есть дочь или жена такого-то.

<3> Peppe L. Posizione giurudica e ruolo sociale della donna romana in eta republican. Milano: Giuffre, 1984.

Правовое положение женщины (как и других индивидов) можно было определить по одежде. Свободные римские гражданки отличались от женщин других категорий тем, что имели право носить специальную одежду, которая прямо указывала на их гражданство: длинная широкая туника, дважды подпоясанная - под грудью и ниже талии. Такую форму одежды (стол) запрещалось носить девушкам-подросткам (они носили мужскую одежду - тогу), незамужним женщинам, женщинам, уличенным в супружеской измене, женщинам легкого поведения (они должны были одеваться в тогу). Для женщин приличными считались все оттенки желто-коричневого и зеленого цветов, непристойными - красный, лиловый.

Правовое положение женщины в частном праве менялось в связи с изменением социокультурных и экономических периодов римского государства от недееспособности в архаичные времена до дееспособности во времена поздней республики и империи.

Имущественная правоспособность

Интересным является вопрос об активной и пассивной завещательной правоспособности римских гражданок. Известно, что еще в 169 году до н.э. был принят закон Вокония, который запрещал назначение женщин, кроме весталок, наследницами тех граждан, удел которых превышал 100 тысяч сестерциев. И только весталки - жрицы богини Весты, хранительницы государственного очага - имели право самостоятельно распоряжаться своим имуществом <4>.

<4> Оськина И.Ю., Лупу А.А. Указ. соч.

Пределы имущественной правоспособности женщины также зависели от форм брака. Имущественная правоспособность женщины росла по мере того, как становилась слабее агнатская опека и признавался равноправный характер мужской и женской составляющих экономической основы семьи <5>.

<5> Peppe L. Указ. соч.

Существование института bona recepticia свидетельствовало о наличии у женщины имущества из ее приданого, которое находилось в ее собственности и которым она управляла. В классическом римском семейном праве существуют особые имущественные нормы, которые действуют в интересах жены, образуя традиционное "право жен" (ius uxorium): имущество мужа, которым владеет только жена и на которое не может рассчитывать сожительница.

Освобождение женщин из-под опеки агнатов произошло в период принципата и связано с принятием закона Клавдия, который отменил этот институт (tutela mulieris). Хотя еще в конце эпохи республики для ряда сделок, которые совершались женщинами, формальным было одобрение опекуна. Для республиканских времен характерным было предоставление мужем жене права выбора опекуна (optio tutoris) в завещании.

Юридическая практика того времени разработала способ достижения того же результата через посредничество покупки для обхода опеки.

Законодательство времен империи содержит ряд положений, направленных на нивелирование института опеки над женщинами. Август освободил из-под опеки женщин с "правом трех детей", а Клавдий отменил опеку по закону. Хотя опека сохранилась для защиты женщин, которые были упомянуты в завещании отца, она носила формальный характер.

Римский юрист Гай отмечал, что нет достаточных оснований для установления опеки над совершеннолетними женщинами, поскольку они сами занимаются своими делами, а в некоторых случаях опекун только для формы обнаруживает свое согласие <6>.

<6> Там же.

Статус женщин в семейном праве

Семейное право в Риме длительное время сохраняло свою автономность от государственного регулирования и подпадало под контроль моралистов-цензоров. Особенностью семейно-брачных отношений было также и наличие так называемого семейного суда: в пределах своей фамилии домовладелец был и судьей.

Следует отметить, что правовая активность женщины в семье, закрепленная в римском праве, зависела от формы брака. Положение женщины под властью мужа в архаичной семье приравнивало ее к положению дочери (loco filiae) и определялось как persona alieni iuris - неправоспособная в сфере частного права.

Особенно это касалось наследственных прав жены. Имущественные последствия мужской власти были такие: имущество жены полностью переходило мужчине, в чьей власти она находилась. Пребывание жены под властью мужа (manus) характерно для архаических времен, а в период императоров исчезает, поэтому в Corpus iuris Юстиниана мы не находим упоминания о manus.

В браке без мужской власти женщина была наделена большей правовой активностью. Наиболее ярко это проявляется в институте trinoctium (право женщины в браке без мужской власти три ночи в год ночевать не дома, избегая таким образом перехода под власть мужа). По мнению Л. Пеппе, реализация этой нормы позволяла учитывать различные группы интересов - самой женщины и ее агнатов. Но важнейшими были воля и согласие самой женщины <7>.

<7> Там же.

Правовая активность женщины в браке без мужской власти выражалась в наличии обязанностей и прав жены, хотя всегда сохранялась свобода не выполнять их или не пользоваться ими. В браке без мужской власти жена должна была уважать мужа и повиноваться ему; быть ему верной; помогать в его заботах о благе семьи, следовать за мужем, если он менял место жительства (если жена этого не делала, то брак разрывался). Женщина имела право получать звания и гражданский статус мужа, требовать возврата имущества, имела право на 1/2 клада, найденного мужем.

В Древнем Риме разводы были довольно редким явлением, поскольку институт брака имел магически-религиозные черты. В конце эпохи республики разводы стали довольно частыми. Для этого не нужно было соблюдать формальности, достаточным считалось поведение, которое свидетельствовало о нежелании сохранить брак. В этот период брак зависел только от взаимного желания супругов находиться в нем, исчезновение желания было основанием для прекращения брачных отношений.

В постклассическом праве брак трактуется как первоначальное волеизъявление мужчины и женщины. Законодательство императорских времен было направлено против разводов, чем существенно отличалось от классического законодательства. Император Константин в 331 году н.э. сделал попытку ввести новые правила для разводов, особенно для разводов в одностороннем порядке, ограничив возможность бракоразводной инициативы тремя моментами (как для женщины, так и для мужчины). Жена могла развестись с мужем, если он был виновен в убийстве, отравлении или осквернении могил.

Законодательство Юстиниана тоже оставляло за женщиной право инициировать развод на законных основаниях, к которым относились: оставление мужем дома, ложное обвинение в супружеской неверности, сводничество либо связь мужа с другой женщиной в доме супругов или вне его.

Таким образом, правовое положение женщин в Древнем Риме в определенной степени обусловливалось ее ролью в обществе. В то же время оно менялось в зависимости от телесно-половых конфигураций, которые складывались в реальности.