Мудрый Юрист

Особенности формирования и развития профилактики преступлений, осуществляемой на стадии предварительного расследования, в советский период

Данилова Светлана Ивановна, ведущий научный сотрудник ФГКУ "ВНИИ МВД России", кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются особенности формирования и развития профилактической деятельности, осуществляемой в ходе предварительного расследования по уголовным делам, в советский период.

Ключевые слова: законодательство, профилактика преступлений, превентивная деятельность, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, представление профилактического характера.

Peculiarities of formation and development of prophylactics of crimes effectuated at the stage of preliminary investigation during the Soviet period

S.I. Danilova

The article considers the peculiarities of formation and development of the preventive activities carried out in the course of preliminary investigations in criminal cases, in the Soviet period.

Key words: legislation, a crime prevention, preventive activity, circumstances promoting to commission of crime, an act of preventive property.

В дореволюционной России профилактика преступлений относилась к одному из направлений деятельности правоохранительных структур, однако после событий 1917 г. прежнее законодательство, регламентирующее особенности ее реализации, было признано недействительным, Департамент полиции по решению Временного правительства был упразднен, а институт судебных следователей ликвидирован.

С момента организации советского суда расследование проводилось как органами предварительного следствия, так и следственными комиссиями, а также органами дознания (хотя законодательное оформление этого положения произошло позднее) и народными судьями. При этом в Декрете о суде от 24 ноября 1917 г. N 1 подчеркивалось, что эти обязанности местного судьи носят временный характер.

С этого времени профилактика преступлений начинает рассматриваться как одно из направлений деятельности правоохранительных органов советской власти. Так, в Протоколе N 61 заседания СНК от 31 января 1918 г. было указано, что "в Чрезвычайной комиссии концентрируется вся работа розыска, пресечения и предупреждения преступлений..." <1>.

<1> Из истории ВЧК (1917 - 1921 гг.): Сб. док. М., 1958. С. 91.

Перемена власти ознаменовала и формирование нового законодательства. Однако в первых Уголовно-процессуальных кодексах РСФСР 1922, 1923 гг., а также в Общесоюзном законе - Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1924 г. - не упоминалось о задаче предупреждения преступлений. Не вносились дополнения по этому вопросу и в официальный текст Уголовно-процессуального кодекса РСФСР с изменениями на 1 января 1952 г., хотя ведомственные циркуляры и инструкции ориентировали органы предварительного следствия, суд и прокурора на выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления <2>. Например, в Циркуляре Прокурора СССР от 5 апреля 1937 г. N 21/4 "Об усилении борьбы с преступностью среди несовершеннолетних" указывалось на необходимость обязательного уведомления местных руководящих органов о выявленных недостатках в работе школ, детдомов, комсомола и других организаций, явившихся причиной преступлений детей <3>.

<2> Сборник циркуляров Наркомюста РСФСР за 1922 - 1925 гг. М., 1926. С. 71.
<3> Сборник приказов Прокуратуры Союза ССР. М., 1939. С. 131 - 132.

Немалую роль в развитии профилактики преступлений сыграли созданные в 1928 г. общества содействия органам милиции и уголовного розыска <4>.

<4> Еженедельник советской юстиции. 1928. N 26. С. 751.

В середине 1940-х гг. появились первые научные труды, в которых обосновывалась необходимость выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления, в стадии предварительного расследования. Так, в 1935 г. В.У. Громов писал: "Органы расследования не могут ограничивать свои задачи только преследованием и изобличением преступников и принятием против них соответствующих мер. Охраняя пролетарское государство от преступлений, они обязаны заботиться и о принятии профилактических (предупредительных) мероприятий, направленных на устранение ближайших причин, способствующих или благоприятствующих совершению тех или других преступлений" <5>.

<5> Громов В.У. Предварительное расследование в советском уголовном процессе. М., 1935. С. 16.

В 1940-х - 50-х гг. о целесообразности научного исследования профилактики преступлений заговорили многие ученые-криминалисты. "Советская криминалистика не может быть полноценной, если ею не освоены такие важнейшие разделы, как методика расследований преступлений и методика предупреждения преступности" <6>, - писал Г.А. Александров.

<6> Александров Г.А. Совершенствование методов расследования - в центре внимания советской криминалистики // Социалистическая законность. 1948. N 2. С. 7.

Определяя предмет науки криминалистики, А.И. Винберг отмечал, что она изучает не только технические и тактические приемы и средства расследования преступлений, но и изыскивает способы предупреждения преступлений <7>.

<7> Винберг А.И. Предмет и метод советской криминалистики // Криминалистика. М., 1950. Ч. 1. С. 4.

Тогда же на практике следователи подготавливали материалы для представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, которые вносил соответствующим руководителям прокурор. Следователи же ограничивались "сигнализацией" через наблюдавшего прокурора в партийные и хозяйственные органы о выявленных в ходе предварительного расследования недостатках, которые способствовали совершению преступления.

В это время не менее важную роль в развитии профилактики преступлений сыграла участковая система организации предварительного следствия. Ее создание происходило в условиях массовой демобилизации, ввиду которой в стране сложилась неблагоприятная обстановка, связанная с усилением криминалитета. В результате был издан Приказ Генерального прокурора СССР от 28 июля 1949 г. N 131 "О введении участковой системы работы следователей", благодаря которой профилактическая деятельность стала более организованной.

Этим Приказом на следователей прокуратуры был возложен ряд должностных обязанностей, в т.ч. связанных с организацией превентивной функции на закрепленном за каждым из указанных должностных лиц участке.

Так, например, в соответствии с § 8 Приказа следователь был обязан:

Более того, в соответствии с Приказом в следственной практике получила распространение такая форма реагирования на выявленные причины и условия, способствовавшие совершению преступления, как внесение в соответствующие учреждения, предприятия и организации представлений о принятии мер по устранению этих обстоятельств <8>.

<8> Сборник действующих приказов и инструкций Генерального прокурора СССР. М., 1958. С. 102.

Таким образом, реагирование следователей на выявленные причины и условия, способствовавшие совершению преступления, посредством внесения представлений получило распространение на практике еще до издания соответствующего нормативного акта. Однако в силу отсутствия законодательного закрепления внесение таких представлений не являлось обязанностью лиц, производящих предварительное расследование, а было результатом их инициативы.

После того как Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. <9> было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, представление окончательно закрепилось в прокурорской и следственной практике как процессуальная форма реагирования на выявленные в ходе предварительного расследования причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

<9> Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. N 9.

В Приказе Генерального прокурора СССР от 19 июня 1955 г. N 69 отмечалось, что "по каждому делу о хищении государственного или общественного имущества необходимо выявлять причины, способствовавшие совершению хищений, и принимать меры к их устранению... путем внесения представлений местным руководящим органам и соответствующим хозяйственным организациям..." <10>.

<10> Цит. по: Зеленецкий В.С. Представление следователя об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления: (по материалам Украинской ССР): Дис. ... д-ра юрид. наук. Харьков, 1969. С. 113.

Позднее профилактика преступлений получила свое законодательное закрепление в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР 1958 г., а также в новых уголовно-процессуальных кодексах союзных республик 1959 - 1961 гг. В этих законодательных актах указывалось, что, производя расследование, следователь с помощью общественности должен выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению. Аналогичное положение содержалось также в ст. ст. 21, 21.1, 68, 112 - 114, 128, 140 УПК РСФСР.

В соответствии с Законом о прокуратуре СССР органы прокуратуры были призваны разработать совместно с другими государственными органами меры предупреждения преступлений и иных правонарушений, координировать деятельность правоохранительных органов (ст. 3).

Таким образом, в 1960-х гг. в советском уголовно-процессуальном законодательстве появляются юридические нормы, согласно которым выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступления, становится обязанностью органов предварительного расследования.

В дальнейшем советское правительство приняло ряд постановлений по вопросам борьбы с преступностью и совершенствованию профилактической деятельности правоохранительных органов (например, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 декабря 1965 г. "О мерах по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и охраны общественного порядка", в котором отмечалось, что активное выявление и устранение причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению, является одной из важнейших задач работников следственных органов <11>).

<11> Советское государство и право. 1966. N 4. С. 20.

Указанием Генеральной прокуратуры СССР от 18 декабря 1962 г. N 5/92 был введен институт помощников следователя, которые, наряду с выполнением прочих обязанностей, должны были оказывать содействие работникам органов предварительного следствия в осуществлении профилактики преступлений.

В это же время повышенное внимание уделялось проблеме обеспечения контроля за исполнением вносимых в соответствующие учреждения представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Впервые вопрос о необходимости включения в наблюдательное производство справочных данных о предупредительной работе следователя, органа дознания был поставлен в 1953 г. В.И. Теребиловым. Однако выдвинутое им предложение касалось лишь уголовных дел, связанных с расследованием преступных нарушений правил техники безопасности. В 1965 г. заместитель Генерального прокурора СССР поставил перед прокурорами задачу "обеспечить должный контроль за своевременным рассмотрением и принятием мер по представлениям" <12>. Таким образом, вышеуказанная проблема отчасти была разрешена на ведомственном уровне.

<12> Сборник действующих приказов и инструкций Генерального прокурора СССР. М., 1966. С. 101.

Впоследствии, в 1960 - 70-е гг., происходила активная теоретическая разработка вопросов, связанных с выявлением в процессе расследования и устранением обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Именно тогда были опубликованы научные труды Т.М. Арзуманяна, Е.В. Болдырева, Ю.Д. Блувштейна <13>, А.А. Герцензона, В.К. Звирбуля, И.Б. Кагановича, Г.Б. Карновича <14>, М.И. Кацука, Г.М. Миньковского, А.Б. Сахарова <15>, В.Ф. Статкуса, С.С. Степичева, В.Г. Танасевича, В.И. Шинда <16>, А.М. Яковлева, М.В. Яковлева <17> и др. При этом большинство ученых склонялось к мнению, что институт профилактики преступлений играет большую роль в практической деятельности органов предварительного расследования, поскольку, помимо обеспечения всестороннего и полного выявления обстоятельств дела, предусматривает конкретные процессуальные средства по ликвидации негативных факторов, обусловивших совершение того или иного преступления.

<13> Блувштейн Ю.Д. Изучение личности преступника и предупредительная работа следователя. М., 1969.
<14> Вопросы методики изучения и предупреждения преступлений / А.А. Герцензон, В.Г. Танасевич, Е.В. Болдырев, С.С. Степичев, А.М. Яковлев, Г.Б. Карнович. М., 1962.
<15> Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961.
<16> Деятельность органов расследования, прокурора и суда по предупреждению преступлений / Г.М. Миньковский, Т.М. Арзуманян, В.К. Звирбуль, М.И. Кацук, В.И. Шинд. М., 1962.
<17> Изучение преступности в районе / В.Г. Танасевич, В.К. Звирбуль, И.Б. Каганович, В.Ф. Статкус, М.В. Яковлев. М., 1962.

Однако в 1980-х гг. демонтаж профилактической системы в России, вызванный в большей степени причинами субъективного характера, привел к свертыванию многочисленных исследований в области предупреждения преступлений. Лишь в 90-х гг. интерес к проблемам выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления, и профилактической деятельности в целом начал постепенно возрождаться. Именно в это время, когда Советский Союз прекратил свое существование как единое государство, а вместе с ним отошел в прошлое и советский период формирования и развития отечественной превенции, на законодательном и научном уровнях произошла активизация разработок проблем профилактики преступлений. Так, в конце 90-х гг. было принято свыше ста ведомственных нормативных актов, регламентирующих предупредительную деятельность правоохранительных органов, появились научные исследования, посвященные профилактической функции органов предварительного расследования <18>.

<18> См., например: Абашеева Ф.А. Профилактика (предупреждение) преступлений как уголовно-процессуальная функция: Дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1991; Веренчиков И.Р. Профилактическая деятельность следователя: (криминалист. аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 1990; и др.

В настоящее время профилактика преступлений официально является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов.

Об этом неоднократно заявляли и Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии Р.Г. Нургалиев <19>, и Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, и Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка <20>. Однако, несмотря на это, многие проблемы процессуальной превенции остаются неразрешенными.

<19> Текст выступления Р.Г. Нургалиева на торжественном совещании руководителей органов предварительного следствия при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. М., 2008.
<20> Тексты выступлений Д.А. Медведева и Ю.Я. Чайки на коллегии МВД России. М., 2009.

В связи с этим, на наш взгляд, весьма важно пересмотреть опыт отечественной правоохранительной системы, который был накоплен ею на предыдущих этапах исторического развития. Это необходимо для того, чтобы использовать то положительное, что позволило бы активизировать профилактику преступлений, осуществляемую в ходе предварительного расследования по уголовным делам.

Так, например, несмотря на то, что становление и функционирование участковой системы организации предварительного следствия происходило в иных социально-экономических и политико-правовых условиях, полагаем, что ее реабилитация и постепенное внедрение с учетом нынешних реалий в организацию деятельности следователей и дознавателей на современном этапе развития российского общества могли бы иметь весьма положительный эффект.

В качестве обоснования указанного вывода отметим следующее.

  1. Наличие серьезных проблем в материальной сфере, а также в сфере борьбы с преступностью как в послевоенный советский период, так и на современном этапе развития Российского государства обусловливает актуализацию вопроса о целесообразности внедрения отдельных положений этой системы в отечественную правоприменительную деятельность.
  2. Такая модель организации деятельности органов предварительного расследования, на наш взгляд, является наиболее эффективной, поскольку способствует тому, что в этом случае именно профилактическая функция становится приоритетной.

Список литературы

  1. Абашеева Ф.А. Профилактика (предупреждение) преступлений как уголовно-процессуальная функция: Дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1991.
  2. Александров Г.А. Совершенствование методов расследования - в центре внимания советской криминалистики // Социалистическая законность. 1948. N 2.
  3. Блувштейн Ю.Д. Изучение личности преступника и предупредительная работа следователя. М., 1969.
  4. Веренчиков И.Р. Профилактическая деятельность следователя: (криминалист. аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 1990.
  5. Винберг А.И. Предмет и метод советской криминалистики // Криминалистика. М., 1950. Ч. 1.
  6. Вопросы методики изучения и предупреждения преступлений / А.А. Герцензон, В.Г. Танасевич, Е.В. Болдырев, С.С. Степичев, А.М. Яковлев, Г.Б. Карнович. М., 1962.
  7. Громов В.У. Предварительное расследование в советском уголовном процессе. М., 1935.
  8. Деятельность органов расследования, прокурора и суда по предупреждению преступлений / Г.М. Миньковский, Т.М. Арзуманян, В.К. Звирбуль, М.И. Кацук, В.И. Шинд. М., 1962.
  9. Зеленецкий В.С. Представление следователя об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления: (по материалам Украинской ССР): Дис. ... д-ра юрид. наук. Харьков, 1969.
  10. Из истории ВЧК (1917 - 1921 гг.): Сб. док. М., 1958.
  11. Изучение преступности в районе / В.Г. Танасевич, В.К. Звирбуль, И.Б. Каганович, В.Ф. Статкус, М.В. Яковлев. М., 1962.
  12. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 дек. 1965 г. "О мерах по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и охраны общественного порядка" // Советское государство и право. 1966. N 4.
  13. Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961.
  14. Сборник действующих приказов и инструкций Генерального прокурора СССР. М., 1958.
  15. Сборник действующих приказов и инструкций Генерального прокурора СССР. М., 1966.
  16. Сборник приказов Прокуратуры Союза ССР. М., 1939.
  17. Сборник циркуляров Наркомюста РСФСР за 1922 - 1925 гг. М., 1926.