Мудрый Юрист

Проблемы формирования профессиональной мотивации будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы

Бубнова Юлия Геннадьевна, старший преподаватель кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук, майор внутренней службы.

На основе анализа результатов социологических исследований автором выявлены проблемы формирования профессиональной мотивации будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы и предложены возможные пути их решения.

Ключевые слова: мотивация, сотрудник, профессионализм, уголовно-исполнительная система, проблема, личность.

Problems of formation of professional motivation of future workers of criminal-executory system

Yu.G. Bubnova

Bubnova Yuliya Gennad'evna, Senior teacher of the Chair of Management and Administrative-law Disciplines, candidate of juridical sciences, mayor of internal service.

Based on the analysis of the results of sociological research the author reveals the problems of formation of professional motivation of the future employees of the penal system and possible ways of their solution.

Key words: motivation, worker, professionalism, criminal-law system, problem, personality.

В период реформирования пенитенциарной системы России решение проблем совершенствования ее кадрового обеспечения является непременным условием и важнейшим резервом повышения эффективности служебной деятельности как уголовно-исполнительной системы в целом, так и ее отдельных служб и учреждений. Большую роль в подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов играет обучение в образовательных учреждениях, которое требует знания о профессионально важных качествах сотрудников правоохранительных органов. Д.А. Медведев, отвечая на вопросы журналистов "Российской газеты" 8 ноября 2010 г., обращал внимание на то, что высшее образование подверглось девальвации и особенно это относится к учебным заведениям, которые готовят юристов.

Изучение профессионально важных качеств личности специалиста правоохранительных органов и мотивационных механизмов нарушений дисциплины и законности сотрудниками необходимо с целью прогнозирования возможных девиаций в ходе служебной деятельности еще на этапе профессионально-психологического отбора кандидатов на обучение в образовательные учреждения России.

Благодаря комплексу мер, предпринятых в соответствии с Приказами ФСИН России от 24 мая 2010 г. N 240 "Об утверждении Свода профессиональных этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы", от 28 декабря 2010 г. N 555 "Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы", от 11 января 2012 г. N 5 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы", а также Программы мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников уголовно-исполнительной системы на 2011 - 2015 годы, утвержденной директором ФСИН России 30 декабря 2010 г., удалось несколько снизить негативную тенденцию в несоблюдении требований законности среди личного состава. Тем не менее в социальной системе, призванной бороться с преступностью, остро стоит проблема нарушений дисциплинарных требований и несоблюдения норм материального или процессуального права сотрудниками при исполнении своих служебных обязанностей, что влечет за собой дисциплинарную и юридическую ответственность. Подводя итоги работы ФСИН России за 2012 г., Г.А. Корниенко отметил, что в 2012 г. было возбуждено 12 уголовных дел в отношении персонала УИС, что на 33,3% больше, чем в 2011 г. В целом же число преступлений, совершенных работниками системы, увеличилось на 23%, причем 71% из них - при исполнении обязанностей. В отношении 475 сотрудников возбуждено 414 уголовных дел. Основными нарушениями являются запрещенные связи со спецконтингентом (33,5% - 195 случаев), необоснованное водворение в штрафные изоляторы (180 случаев), а также преступления коррупционной направленности, которых в 2012 г. в системе было зарегистрировано более 280 случаев.

Совершенные деяния вызывают многочисленные дискуссии на тему ответственности и поведения сотрудников правоохранительных органов как в обществе, так и в официальных кругах.

Однако преступления и нарушения служебной дисциплины объясняются не только с точки зрения права и социологических процессов, но и психологическими закономерностями, механизмами человеческого поведения.

Так, в основе любого поведенческого проявления, в т.ч. и девиантного, лежит мотив (фран. motif - побуждение). Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов [3]. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей, следовательно, мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности [5].

Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий либо его очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не формируется.

Формирование мотива труда происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека.

Скрытая мотивация является механизмом достижения целей, которых люди пытаются добиться любым путем, совершая те или иные действия. Изучению мотивационных структур личности кандидата на службу в правоохранительных органах с целью диагностики и прогнозирования его будущей профессиональной деятельности в настоящее время не уделяется должного внимания. При отборе кандидатов на обучение в специализированные высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов для дальнейшего прохождения службы в правоохранительных органах, используют традиционный набор психодиагностических процедур и устное собеседование с кандидатом, которые не дают представления об истинных мотивах, которыми руководствуется человек, поступающий в специализированное образовательное учреждение. Для выявления мотивационных аспектов профориентации и анализа результатов нами было проведено социологическое исследование среди курсантов 1 и 3 курсов Владимирского юридического института ФСИН России [2]. В исследовании принимали участие 84 первокурсника, основными мотивами при поступлении в данное учебное заведение были: желание получить высшее юридическое образование - 81%, следование семейным традициям - 20%, совет родственников или знакомых - 40%, возможность получить бесплатное образование - 36%, нежелание служить в армии - 22%, наличие социальных гарантий, в т.ч. обеспеченность рабочим местом, - 31%, романтика службы - 8%, желание служить Родине - 12%, желание работать в силовых структурах - 34%, возможность заниматься спортом - 8%, возможность самореализации - 22%. Анализ исследования, проведенного через два года с той же категорией респондентов, имел незначительные расхождения с первоначальными показателями. В опросе приняли участие 79 человек. Основным мотивом обучения в данном учебном заведении оставалось желание получить высшее юридическое образование - 85%. Остальные показатели распределились следующим образом: следование семейным традициям - 19%, совет родственников или знакомых - 35%, возможность получить бесплатное образование, - 40%, нежелание служить в армии - 15%, наличие социальных гарантий, в т.ч. обеспеченность рабочим местом - 40%, романтика службы - 10%, желание служить Родине - 15%, желание работать в силовых структурах - 37%, возможность заниматься спортом - 6%, возможность самореализации - 28%.

Аналогичные опросы проводились среди курсантов других учебных заведений, например Тюменского юридического института МВД РФ, и результаты, к сожалению, оказались очень похожими. Такую поверхностную, осознаваемую мотивацию поступления в специализированные вузы нельзя считать объективной [4]. И все же важнейшим аспектом анализа следует признать персональный выбор - полностью или едва осознанный выбор человека, в котором он определяется, как ему себя вести, каким он склонен себя видеть и за что готов нести ответственность.

При подготовке высококвалифицированных сотрудников правоохранительных органов необходимо также помнить, что мы готовим профессиональных юристов, которые будут обладать необходимым минимумом навыков и умений по работе как с законопослушным населением, так и с преступной средой, применять правовые нормы как средство, инструмент, регулирующий социальную жизнь и защиту прав граждан. Действия сотрудника-юриста даже потенциально не должны вызывать сомнений в их законности, ибо от этого зависит престиж власти и государства в целом [1].

Таким образом, профориентационная роль мотивационного поведения, соответствующего облику сотрудника правоохранительных органов, зависит от следующих факторов. Во-первых, деятельность сотрудников существенно зависит от мотивации труда, увлеченности и склонности к правоохранительной деятельности. Поэтому формирование устойчивых положительных мотивов деятельности будущих сотрудников правоохранительных органов можно вести в четырех направлениях: формирование непосредственных мотивов труда посредством раскрытия интересных и творческих сторон профессиональной деятельности; развитие интереса к деятельности опосредованным воздействием на мотивы путем воспитания у курсантов и слушателей чувства профессионального долга и гордости за принадлежность к уголовно-исполнительной системе; раскрытие перед обучающимися перспектив служебного роста, продвижения по службе и повышения профессиональной квалификации как работника органов правопорядка; создание в учебных коллективах благоприятного морально-психологического климата.

Во-вторых, мотивация деятельности сотрудника должна носить перспективный и текущий характер. Наличие перспективной мотивации помогает человеку преодолевать временные трудности в работе, ибо он устремлен в будущее. Если же у сотрудника снижена либо отсутствует текущая мотивация деятельности, то трудности или неудачи в труде могут снизить его служебную активность или даже вызвать желание перейти на другую работу.

В-третьих, мотивационная составляющая профориентации сотрудников правоохранительных органов занимает важное место при формировании установок на деятельность по обеспечению правопорядка и обеспечению исполнения наказания.

Литература

  1. Абдрашитов Э.Е. Правосознание современного сотрудника милиции // Социологические исследования. 2009. N 5. С. 146 - 152.
  2. Использованы материалы исследования, проведенного отделением психологического обеспечения ВЮИ ФСИН России, а также результаты тестирования, которое было проведено на кафедре управления и административно-правовых дисциплин в рамках изучения дисциплины "Основы управления" с курсантами 3 курса. Материалы обсуждены и одобрены на заседании кафедры, протокол N 9 от 03.12.2012.
  3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2008.
  4. Осинцева А.В. Мотивационные механизмы нарушений дисциплины и законности сотрудников милиции // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. N 5. С. 161 - 167.
  5. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2000. С. 108.