Мудрый Юрист

Нормативно-правовые аспекты усыновления детей граждан Российской Федерации иностранными гражданами и изменения их гражданства

Миронов Михаил Алексеевич, профессор кафедры конституционного и муниципального права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, доктор юридических наук.

Червинская Анастасия Викторовна, аспирантка кафедры конституционного и муниципального права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

В статье рассматривается порядок и законодательное обеспечение прав и законных интересов детей при их усыновлении (удочерении) как внутри страны, так и гражданами иных государств. Отмечается, что особого внимания требуют вопросы гуманного отношения, оказания квалифицированной юридической помощи усыновленным детям, переданным на воспитание в приемные семьи иностранных граждан, а также изменения в этой связи их гражданства, имени и фамилии.

Ключевые слова: гражданство детей, усыновление детей, права и обязанности усыновителя, работа по защите прав и интересов детей.

Regulatory aspects of adoption of children of citizens of the Russian Federation by foreign citizens and change of citizenship thereof

M.A. Mironov, A.V. Chervinskaya

Mironov Mikhail Alekseevich, professor of the Chair of Constitutional and Municipal Law of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation, doctor of jurisprudence.

Chervinskaya Anastasiya Viktorovna, post-graduate student at the Chair of Constitutional and Municipal Law of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation.

In the article the order and legislative ensuring the rights and legitimate interests of children is considered at their adoption (adoption), as within the country, and citizens of other states. It is noted that special attention questions of the humane relation, rendering the qualified legal aid to the adopted children transferred to education in foster homes of foreign citizens, and also changes in this regard demand their nationality, a name and a surname.

Key words: nationality of children, adoptions, the rights and obligations of the adopter, work to protect the rights and interests of children.

В соответствии с принципами Конвенции о правах ребенка <1> в российском законодательстве (Федеральный закон "О правах ребенка в Российской Федерации", Гражданский процессуальный, Семейный кодексы Российской Федерации, другие федеральные законы и нормативно-правовые акты) определено, что ребенку для всестороннего и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, иметь имя, фамилию и гражданство.

<1> Конвенция о правах ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // СПС "КонсультантПлюс".

В этой связи решение вопросов усыновления (удочерения) детей, оставшихся без попечения родителей, требует к себе пристального внимания, строгого соблюдения как норм международного права, так и российского законодательства, особенно в отношении гражданства при передаче детей на воспитание в приемные семьи гражданам иностранных государств.

Обновленная Европейская конвенция об усыновлении детей <2>, действующая с сентября 2011 г., установила, что на усыновление необходимо обязательное получение согласия ребенка, если он находится в достаточно сознательном возрасте. В Семейном кодексе РФ этот возраст определяется десятью годами.

<2> Европейская конвенция об усыновлении детей (ETS N 58): принята государствами - членами Совета Европы 24 апреля 1967 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Договаривающаяся сторона, граждане которой являются усыновителями, обеспечивает ребенку упрощенный порядок получения гражданства. Прекращение гражданства усыновленного ребенка может произойти при условии, что ребенок имеет или приобретает гражданство иного государства.

В Российской Федерации усыновление (удочерение) детей осуществляется в соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 275 от 29.03.2000 <3>, с учетом внесенных в него изменений и дополнений, Правилами передачи на усыновление и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания в семье на территории страны и Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства.

<3> Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" N 275 от 29 марта 2000 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Принятие решений об установлении усыновления детей осуществляется судом в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством.

Иностранными гражданами или лицами без гражданства при усыновлении ребенка - гражданина РФ, проживающего за пределами России, необходимо получить разрешение на усыновление от соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда из России. В целях получения этого разрешения они должны представить через соответствующие консульское учреждение или дипломатическое представительство либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России, пакет документов, который включает в себя:

  1. копию свидетельства о рождении ребенка, заверенную в установленном российским законодательством порядке;
  2. согласие родителей (родителя) на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновление ребенка допускается без согласия родителей;
  3. согласие ребенка, достигшего десятилетнего возраста, на усыновление;
  4. заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка;
  5. иные документы, представляемые иностранными гражданами или лицами без гражданства для усыновления детей - граждан РФ, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

В случаях, когда ребенок и его родители являются российскими гражданами, но никогда не проживали в России, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки Российской Федерации.

Установление усыновления в таких случаях, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 123 <4>, осуществляется компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители. При усыновлении ребенка лицами без гражданства установление усыновления осуществляется компетентным органом государства, где эти лица имеют постоянное место жительства.

<4> Постановление Правительства Российской Федерации "О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи" N 123 от 10 марта 2005 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в силу решения суда либо, как в вышеизложенном случае, со дня принятия решения компетентным органом государства, гражданами которого являются усыновители.

Регистрация усыновленных детей в консульских учреждениях осуществляется в трехмесячный срок со дня въезда их в государство проживания приемных родителей. В паспорте ребенка делается отметка о постановке его на консульский учет. Подобную регистрацию можно сделать, не выезжая из России, через консульский департамент МИД РФ.

Минобрнауки России поручено раз в полугодие направлять в консульские учреждения России информацию об усыновленных детях. Консульские учреждения Российской Федерации в свою очередь обязаны в конце календарного года направлять Минобрнауки России списки детей, поставленных на консульский учет.

В соответствии с утвержденными правилами консульские учреждения обязаны информировать МИД России и Минобрнауки России о нарушении прав и законных интересов усыновленных российских детей, а также о неблагополучии в семьях усыновителей. К сожалению, эта работа не носит системного характера, не всегда сопровождается конкретными действиями по защите прав усыновленных иностранцами детей - граждан РФ.

Важное значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" <5>. Пленум отметил, что судебная практика по делам об усыновлении (удочерении) детей осуществляется в основном правильно, в соответствии с требованиями Семейного кодекса РФ (ст. 124 - 144 и 165) и Гражданского процессуального кодекса РФ (ст. 269 - 275), и дал судам в целях единообразного применения законодательства, регулирующего отношения по усыновлению (удочерению) детей, ряд конкретных разъяснений. Они направлены на то, чтобы повысить уровень правовой защиты усыновляемых детей.

<5> Постановление Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // Российская газета - федеральный выпуск. N 4058. 2006. 3 мая.

Дела об усыновлении ребенка гражданами РФ, кроме постоянно проживающих за ее пределами, подсудны районным судам по месту жительства или по месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 1 ст. 269 ГПК РФ).

Дела об усыновлении ребенка - гражданина РФ гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, подсудны соответственно Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ).

Дела об усыновлении ребенка - гражданина РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, в том числе постоянно проживающими в РФ, также подсудны соответственно Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ч. 2 ст. 269 ГПК РФ).

Если иностранный гражданин или лицо без гражданства состоит в браке с гражданином РФ, постоянно проживает на территории РФ и желает усыновить (удочерить) пасынка (падчерицу), являющегося гражданином РФ, либо желает совместно с мужем (женой) усыновить иного ребенка - гражданина РФ, и, поскольку один из усыновителей - иностранный гражданин или лицо без гражданства, эти дела также подсудны по ч. 2 ст. 269 ГПК РФ.

Статья 272 ГПК РФ "Подготовка дела об усыновлении к судебному разбирательству" определяет перечень документов и материалов, необходимых для проведения судебного разбирательства. В соответствии с ч. 3 ст. 272 ГПК РФ суд также может запросить и иные документы. Это, как видим, отдается на усмотрение суда и на усмотрение органа или должностного лица, кому направлен запрос. Подобный подход нередко приводит к тому, что запрос есть, а ответа на него нет. Это затрудняет, а порой приводит к ошибкам при принятии решений об усыновлении российских детей гражданами иностранных государств. В этой связи, на наш взгляд, в часть вторую ст. 272 ГПК РФ наряду с пунктами 1 - 7 следует внести пункты 8, 9 следующего содержания:

  1. документ МИД РФ и ФМС РФ о наличии или отсутствии в законодательстве иностранного государства по вопросам гражданства, опеки и попечительства норм об ответственности центральных и местных органов власти, а также приемных семей за соблюдение прав и законных интересов усыновленных детей;
  2. документ МИД РФ и ФМС РФ, содержащий сведения о наличии или отсутствии в законодательстве государства, граждане которого усыновляют ребенка - гражданина РФ, норм, обязывающих центральные и местные органы государственной власти этой страны обеспечивать возможность представителям компетентных органов России беспрепятственно посещать приемные семьи, где воспитываются усыновленные российские дети, участвовать в судебных процессах, в которых рассматриваются факты грубого нарушения их прав и законных интересов.

Подобные законодательные меры, на наш взгляд, позволят судам при подготовке дел об усыновлении российских детей иностранцами избежать ошибок, а также будут побуждать общественность и граждан, желающих усыновить российских детей, выдвигать перед правительствами и законодательными органами стран требования о внесении изменений в законодательство или принятии соответствующих законов.

Не следует пренебрегать требованиями Гаагской конвенции "О некоторых вопросах, касающихся конфликта между законами о гражданстве" <6> (ст. 4). Даже в условиях, когда Россия не ратифицировала ее, в рамках норм Конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и Конвенции о консульских сношениях (1963 г.) возникают трудности с дипломатической и международно-правовой защитой усыновленных российских детей. В чем состоят эти трудности: во-первых, это быстрое решение о выходе ребенка из российского гражданства и приобретение им гражданства усыновителей, а также изменение его имени и фамилии. Ребенок выходит из-под юрисдикции России. Здесь необходимо, на наш взгляд, установить, что требуется согласие ребенка о выходе из гражданства не с 14 лет, а с 10 лет. И что, на наш взгляд, более важно, закрепить в Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации" норму, в соответствии с которой ребенок - гражданин Российской Федерации, усыновленный иностранными гражданами, сохраняет российское гражданство до достижения им совершеннолетия. Во-вторых, при получении ребенком статуса бипатрида Россия не сможет в должной мере осуществлять дипломатическую защиту своего гражданина на территории другого государства, гражданством которого это лицо также обладает.

<6> Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве: принята 12 апреля 1930 г. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=860.

Работа по защите прав и законных интересов детей - граждан Российской Федерации, усыновленных гражданами иных государств, ведется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, российским законодательством. Особого внимания требуют вопросы гуманного отношения к детям и оказания им квалифицированной юридической помощи. Известны многочисленные факты грубого нарушения прав российских детей, воспитывающихся в приемных семьях зарубежных стран. Больше всего подобных фактов, в том числе со смертельным исходом, происходит в США, а также во Франции, Финляндии и ряде других государств. Наряду с объективными причинами, как мы уже отмечали (дипломатическая защита затруднена или невозможна, когда у российской стороны нет правовых оснований вмешиваться в происходящее), есть причины субъективные, зависящие от конкретных должностных лиц, представляющих Россию в международных организациях по правам человека и по правам ребенка. Это выражается в их пассивном отношении или неумении, а порой нежелании делать подобные факты достоянием гласности международной общественности, обращаться в международные суды по правам человека, рассказывать о нарушении приемными семьями прав усыновленных российских детей в печатных и электронных СМИ.

Денонсация в одностороннем порядке Российско-американского соглашения об усыновлении детей, подписанного в июле 2011 г., и принятие Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации" <7>, несмотря на имеющий место эмоциональный и политический аспект, - мера с правовой точки зрения своевременная.

<7> Федеральный закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации" N 272-ФЗ от 28 декабря 2012 г. URL: http://kremlin.ru/acts/17233.

Закон запретил передачу детей - граждан России на усыновление (удочерение) гражданам США, а также деятельность на территории России органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление гражданам США.

Вышеназванный Федеральный закон, именуемый за рубежом "Закон Димы Яковлева", и денонсация Российско-американского соглашения об усыновлении детей отчасти решают проблему усиления защиты их прав и законных интересов, предупреждают о недопустимости подобных явлений со стороны приемных семей, взявших на воспитание российских детей, и в других государствах. Одновременно данный Закон показал всему миру, что Россия, которую длительное время по поводу и без повода критиковали за положение дел в стране с правами человека, стала страной, предъявляющей законодательно требования к защите прав россиян за рубежом, а также вводящей санкции по отношению к официальным лицам других государств, допускающим нарушение прав и свобод человека и гражданина.

Введение запрета на усыновление российских детей гражданами Америки - мера вынужденная. Со стороны других государств такая работа по-прежнему ведется, и усыновление наших детей иностранными гражданами продолжается. Однако мы должны четко представлять, что это противоречит национальным интересам Российской Федерации. Уезжают из страны дети - наше будущее. Они должны вырасти в родной стране и быть ее гражданами. В целях достижения высокого уровня защиты прав российских детей, находящихся в приемных семьях и за рубежом, необходимо принять ряд правовых административных, организационно-методических мер. В этой связи в статье сформулированы предложения об изменениях и дополнениях в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", Гражданский процессуальный и Семейный кодексы Российской Федерации, что, на наш взгляд, позволит усовершенствовать нормативно-правовое регулирование общественных отношений, касающихся решения вопросов усыновления детей - граждан Российской Федерации гражданами иных государств.

Литература

  1. Конвенция о правах ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве: принята 12.04.1930. URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=860.
  3. Европейская конвенция об усыновлении детей (ETS N 58): принята государствами - членами Совета Европы 24.04.1967 // СПС "КонсультантПлюс".
  4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" N 275 от 29.03.2000 // СПС "КонсультантПлюс".
  5. Постановление Правительства Российской Федерации "О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи" N 123 от 10.03.2005 // СПС "КонсультантПлюс".
  6. Постановление Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" // Российская газета - федеральный выпуск. N 4058. 2006. 3 мая.