Мудрый Юрист

Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета

Рылов Дмитрий Николаевич, судья Четвертого арбитражного апелляционного суда.

Новикова Юлия Васильевна, помощник судьи Четвертого арбитражного апелляционного суда.

Данная статья посвящена общим вопросам незаконной миграции, раскрывает понятия представления подложных документов, заведомо ложных сведений. В ней указывается на последствия несоблюдения нормативно-правовых актов, приводятся примеры судебной практики по ст. 19.27 КоАП РФ.

Ключевые слова: незаконная миграция, ложные сведения, достоверная информация, негативные последствия, посредники, административная ответственность.

Provision of false information in effectuation of migration record

D.N. Ry'lov, Yu.V. Novikova

Ry'lov Dmitrij Nikolaevich, judge of the Forth Arbitrazh Appellate Court.

Novikova Yuliya Vasil'evna, assistant to the judge of the Forth Arbitrazh Appellate Court.

This article is devoted to General issues of illegal migration, reveals the concept of providing false documents, deliberately false information. It referred to the consequences of non-compliance of normative legal acts are examples of judicial practice on an item 19.27 of the administrative code.

Key words: illegal migration, false information, and accurate information, the negative consequences, intermediaries, administrative responsibility.

Мировые миграционные процессы представляют собой территориальные перемещения групп мигрантов из одного государства в другое. С точки зрения развития мирового сообщества миграция - положительное общественное явление, т.к. с ее помощью происходит преодоление различий в уровне жизни, культурное духовное взаимообогащение народов, удовлетворяются потребности мировой и национальной экономики. Миграция способствует развитию стран происхождения мигрантов и повышению благосостояния принимающих государств. По данным Международной организации по миграции, общее количество мигрантов в мире составляет около 175 млн. человек, т.е. почти 3% населения планеты проживает в странах, не являющихся родиной.

В то же время миграционные процессы, или миграция населения, - одна из проблем мирового развития общества. Серьезной угрозой безопасности многих стран стали неконтролируемые миграционные потоки. Наличие большого количества мигрантов, пребывающих в миграционно привлекательных государствах с нарушением норм национальных миграционных законодательств, влечет нарастание социальной напряженности и представляет собой проблему, требующую постоянного правового воздействия и контроля со стороны государства <1>.

<1> Смашникова Т.Б. Административно-правовое противодействие незаконной миграции в Российской Федерации и Республике Беларусь: Сравн.-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012.

Международные миграционные процессы составляют неотъемлемую часть современных экономических, политических, культурных и иных взаимоотношений государств. Процесс глобализации и, прежде всего, формирование мирового рынка труда и капитала привели к тому, что в настоящее время ни одно государство не может позволить себе находиться в изоляции от других стран. Трудовая, вынужденная, этническая, незаконная и иные виды миграции, сложным образом переплетаясь, охватывают все регионы мира, в то же время в каждом из них приобретая определенные особенности.

Миграционные процессы воздействуют на все стороны общественной жизни. Такое воздействие требует оценки со стороны общества и выработки миграционной политики государства, чтобы эффективно использовать преимущества, предоставляемые международной миграцией населения, и по возможности смягчить ее негативные последствия. Последнее особенно справедливо в отношении незаконной международной миграции, которая не без оснований рассматривается многими государствами как одна из наиболее серьезных угроз их национальной безопасности <2>.

<2> Подшивалов В.Е. Международно-правовые проблемы предупреждения и пресечения незаконной миграции: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.

Незаконная миграция - это добровольное или вынужденное перемещение населения через государственные границы с целью перемены места пребывания или проживания, совершаемое с нарушениями законодательства, действующего на территории государства миграции.

В самом общем виде к незаконной международной миграции может быть отнесено такое перемещение лица через государственную границу, которое нарушает порядок въезда, выезда или пребывания, установленный законодательством хотя бы одного из государств, затронутых этим перемещением, - государства происхождения мигранта, государства транзита или принимающего государства.

Законная и незаконная международная миграция - две стороны одного процесса. Эти две формы международной миграции тесно переплетены между собой и в некоторых случаях могут превращаться друг в друга. Так, лицо, законно въехавшее в иностранное государство, но отказывающееся покинуть его по истечении срока действия визы, становится незаконным мигрантом. Напротив, в ряде государств успешно проведены программы легализации незаконных мигрантов, когда последние получают разрешение на пребывание и трудовую деятельность. Подчас оценка законности нахождения мигранта на территории иностранного государства требует специального исследования, сопряженного с известными трудностями, как, например, в случае рассмотрения просьбы о предоставлении убежища <3>.

<3> Нелегальная миграция в Россию / Е.С. Красинец, Е.С. Кубишин, Е.В. Тюрюканова. М., 2000.

Вместе с тем между законной и незаконной международной миграцией имеются важные различия, которые наделяют последнюю рядом специфических черт. Эти черты включают в себя, в частности, особо существенную связь с вопросами национальной и международной безопасности, борьбы с преступностью, обеспечения прав и свобод человека. Как справедливо подчеркивается рядом ученых, серьезность проблемы незаконной миграции связана и с другими моментами. Во-первых, со сложностью определения количественных параметров явления, значительно превосходящих официально регистрируемые данные о миграции. Во-вторых, с неоднозначностью и неопределенностью вызываемых ею последствий. В-третьих, с концептуальной непроработанностью проблемы незаконной миграции в условиях глобальной реструктуризации мировой экономики. И наконец, с чрезвычайной сложностью борьбы с указанным явлением.

Важными элементами государственной миграционной политики Российской Федерации являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Решение этих проблем затрудняется неоправданной сложностью получения статуса постоянно проживающего в Российской Федерации, а также неурегулированностью правового положения иностранных граждан. Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов.

Административно-правовое противодействие незаконной миграции представляет собой систему организационных действий компетентных органов власти, осуществляемых в соответствии с правовыми нормами, регулирующими миграционные правоотношения, возникающие при: 1) незаконных: въезде, транзитном проезде, пребывании (проживании) мигрантов на территории принимающего государства; 2) различных видах деятельности, осуществляемых мигрантами с нарушением установленных законами принимающего и иностранного государств правил; 3) ненадлежащем оформлении или неоформлении мигрантом необходимых документов, определенных законодательством.

Реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее.

В российском законодательстве также используются определенные меры для регулирования въезда и нахождения иностранных граждан в Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства характеризуется системой специальных законодательных актов, принятых Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, регулирующих миграционные отношения.

Так, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ) является базовым нормативным правовым актом, регулирующим вопросы выезда из РФ и въезда в РФ.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации.

Непосредственно правовой статус трудящихся-мигрантов на территории России устанавливает Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Данный Закон определяет лишь общие вопросы правового статуса иностранных граждан, в т.ч. связанные с осуществлением ими на территории нашего государства трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Понятия "мигрант" или "миграция" этот Федеральный закон не раскрывает, хотя содержит понятие "законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин" (ст. 2 Закона) <4>.

<4> Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Нормативные положения, затрагивающие конкретные вопросы въезда и выезда, содержатся в ряде нормативных правовых актов. Например: в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"; в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"; в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"; в Постановлении Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; в Постановлении Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"; в Приказе ФМС России от 28 июня 2010 г. N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации"; в Указе Президента Российской Федерации от 15 января 2013 г. N 30 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы"; в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).

Миграционный учет осуществляется в т.ч. в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции, следовательно, при осуществлении миграционного учета сведения об иностранном гражданине или о лице без гражданства должны быть представлены в миграционную службу своевременно и достоверно.

Миграционный учет включает в себя: 1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных федеральным законом; 2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и других характеристиках миграционных процессов; 3) ведение государственной и информационной системы миграционного учета.

Миграционный учет и контроль за соблюдением правил этого учета осуществляют Федеральная миграционная служба (ФМС России) и ее территориальные органы.

Перечень основных сведений и документов, необходимых для миграционного учета, определяется Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9. Это: а) документ, удостоверяющий личность и признаваемый РФ; б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.

Принимающая сторона обязана: 1) представить непосредственно либо направить почтовым отправлением в органы миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания; 2) вручить этому лицу отрывную часть бланка уведомления с отметкой органа миграционного учета либо организации федеральной почтовой связи, подтверждающей выполнение принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания.

При этом в соответствии со ст. 2 (п. 7 ч. 1) вышеуказанного Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ в качестве стороны, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (принимающей стороны), понимаются: гражданин Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства; юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица; федеральный орган государственной власти; орган государственной власти субъекта Российской Федерации; орган местного самоуправления; дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации; международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.

В соответствии со ст. 7 Закона о миграционном учете постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания (ч. 2); временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания (ч. 3).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете под местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно положениям ст. 21 Закона о миграционном учете, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства (ч. 1); учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета (ч. 2).

В силу ч. 3 ст. 20 Закона о миграционном учете уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной <5>.

<5> Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285.

В соответствии с п. 23 и 24 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии указываются, в частности, следующие сведения:

Для организации, принимающей иностранного гражданина, достоверность представленных сведений, а также согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина подтверждается подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии и скрепляется печатью указанной организации (п. 25 Правил) <6>.

<6> Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 27 янв. Федер. вып.

За представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об адресе места пребывания иностранных граждан организацию и ее руководителей могут привлечь к административной ответственности в соответствии со ст. 19.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.27 КоАП Российской Федерации.

Негативным последствием при несоблюдении ст. 19.27 КоАП РФ является наложение штрафа: на организацию - от 350 000 до 800 000 руб.; на руководителя организации и предпринимателя - от 35 000 до 50 000 руб.; на граждан - от 2000 до 5000 руб.; на иностранных граждан - от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы РФ или без него.

Объектом данного правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Данная статья обеспечивает охрану отношений, урегулированных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изм. и доп.).

Объективную сторону правонарушения составляет действие, связанное с представлением иностранным гражданином или лицом без гражданства заведомо ложных сведений либо подложных документов для постановки на миграционный учет.

При этом следует учитывать, что данная статья Кодекса является специальной по отношению к ст. 19.18 Кодекса со сходным предметом регулирования. Кроме того, при наличии объективных данных о том, что заведомо ложные сведения, предусмотренные ч. 2 данной статьи, представлены должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, из корыстной или иной личной заинтересованности, указанные деяния могут быть квалифицированы по ст. 292 УК РФ.

Субъектом административного правонарушения являются физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а также должностное лицо и юридическое лицо, представляющие заведомо ложные сведения либо подложные документы для получения постановки на миграционный учет.

С субъективной стороны данное правонарушение признается совершенным умышленно, т.е. лицо, совершившее правонарушение, осознавало противоправный характер своего действия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2).

Дела, предусмотренные ст. 19.27 КоАП РФ, рассматриваются: 1) судьями - в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о данном правонарушении по ч. 1 данной статьи, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1); 2) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).

Протоколы по таким делам составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3).

Что же входит в понятия "поддельные или подложные документы" либо "сообщение заведомо ложных сведений"?

Под документом понимается материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"). В административных отношениях в основном используются текстовые документы и комбинированные, например паспорта, содержащие текст и изображение в виде фотографии.

Характеристики "поддельный" или "подложный" применимы в отношении официальных документов, т.е. правоустанавливающих, уполномочивающих или имеющих иное юридическое значение документов, принятых органами законодательной, судебной или исполнительной власти. В качестве официальных в административных отношениях также следует расценивать документы, созданные юридическими или физическими лицами (не являющимися органами государственной или муниципальной власти и ее должностными лицами) в рамках их профессиональной или служебной деятельности в целях документирования информации о правах, обязанностях гражданина или об определенных юридических фактах, обычно предназначенные для демонстрации внешним пользователям.

Надлежащим образом изготовленный документ должен иметь реквизиты, позволяющие его идентифицировать, а также реквизиты, предусмотренные нормативными правовыми актами (например, обязательным реквизитом большинства официальных правоустанавливающих документов, требующих особого удостоверения их подлинности, является оттиск печати с изображением Государственного герба РФ).

Подложным документом в криминалистике считается надлежаще изготовленный документ, содержащий ложные сведения и представленный для подтверждения якобы имеющихся фактов. Так, документ может являться фактически подлинным, но содержать сведения, не соответствующие действительности (например, быть изготовленным на официальном бланке, содержать надлежащие реквизиты, отвечать иным нормативно установленным требованиям, однако сведения, содержащиеся в нем, являются ложными, подтверждающими (удостоверяющими) несуществующий факт или искажающими характеристики имевшего место факта).

Под поддельным документом понимается документ, содержащий ложную информацию (в полном объеме или в определенной части), изготовленный ненадлежащим субъектом с применением средств и способов, позволяющих выдать документ за подлинный, а информацию, содержащуюся в нем, за соответствующую действительности, например, путем:

Таким образом, в качестве поддельных расцениваются документы, изготовленные (созданные) незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим гражданам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В числе основных подделок документов, представляемых для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации, - исправление дат (например, с целью продления срока документа и, соответственно, придания ему статуса действительного), фамилий, имен, отчеств (например, с целью сокрыть имевшие место юридические факты (случаи административного выдворения или депортации, др.)).

Факт представления иностранным гражданином поддельного или подложного документа может быть установлен при приеме от него заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и пакета необходимых документов и (или) в процессе рассмотрения представленных заявления и документов. Поскольку применение характеристик "подложный" и "поддельный" возможно только при наличии достоверных данных, то выводы о том, что представленный документ является поддельным или подлинным, должны основываться на заключении соответствующих экспертов, ответах на запросы из правоохранительных органов, направленные в порядке, установленном п. 5 ст. 6 Закона.

Согласно п. 55 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. N 40, при наличии оснований предполагать, что заявитель представил поддельные или подложные документы, указанные документы могут направляться в органы внутренних дел для проведения их криминалистического исследования в установленном порядке. В целях проверки обстоятельств выдачи документа, вызывающего сомнения в его подлинности, сотрудник, рассматривающий заявление, может направить письменный запрос в полномочный орган государства, где данный документ был выдан.

Результаты исследования или запроса, подтвердившие подложность или поддельность представленных иностранным гражданином документов, являются основанием для уголовного преследования за преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ. Формальным основанием для возбуждения уголовного дела и начала уголовного преследования в такой ситуации будет являться рапорт сотрудника, принявшего и рассматривавшего заявление иностранного гражданина, который должен быть составлен в силу ст. 143 Уголовно-процессуального кодекса РФ <7>.

<7> Щур-Труханович Л.В. Основания отказа в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание либо аннулирования выданного разрешения (материал подготовлен для СПС "КонсультантПлюс").

Необходимо особо подчеркнуть, что обязательным признаком рассматриваемого юридического факта является намеренное искажение иностранным гражданином данных о себе. Термин "заведомо", использованный в пп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ и ст. 19.27 КоАП РФ для уточнения характеристики ложных сведений, означает, что сообщающий эти сведения иностранный гражданин осведомлен об их ложности. Поэтому в каждом случае выявления расхождений между сообщенными иностранным гражданином сведениями и действительными обстоятельствами (фактами) сотрудники территориального органа Федеральной миграционной службы должны установить, имело ли место сознательное искажение или утаивание иностранным гражданином истинной информации или несоответствие данных объясняется допущенной иностранным гражданином ошибкой, неверным пониманием им содержания вопроса и т.д. (тем более что Закон не требует от иностранного гражданина обязательного знания русского языка).

Негативные последствия не ограничиваются только штрафными санкциями. Нередко случается, что граждане не хотят оформлять документы в установленном законом порядке, а предпочитают довериться нечестным посредникам, приобретая поддельные миграционные карты, вступая в фиктивные браки, указывают в качестве мест проживания адреса, где никогда не проживали. При выявлении таких фактов гражданину, получившему разрешение на временное проживание, аннулируют данное разрешение и отказывают в приеме в гражданство Российской Федерации.

В судебной практике по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 19.27 КоАП РФ, встречаются разные случаи представления ложных сведений либо подложных документов.

Рассмотрим некоторые из них.

Принимающей стороной в уведомлении о прибытии иностранного гражданина Турции вместо фактического срока истечения действия паспорта (07.06.2011) указано 07.06.2010 (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 мая 2011 г. по делу N А01-1797/2010).

Гражданин Республики *** при оформлении регистрации по месту жительства представил подложный документ - общегражданский паспорт гражданина Республики *** с поддельной печатью и записью о продлении срока действия паспорта (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 82-АД10-1).

Гражданин Республики *** при осуществлении миграционного учета представил подложный документ - поддельную миграционную карту, которая данному гражданину в установленном законом порядке не выдавалась (решение Московского городского суда от 26 апреля 2013 г. по делу N 7-1026/13).

Гражданин Республики *** приобрел у знакомого бланк уведомления о постановке на миграционный учет за 1200 рублей. Сам в органы УФМС не обращался, к указанному в уведомлении адресу отношения не имеет, принимающую сторону не знает (решение Московского городского суда от 4 июля 2013 г. по делу N 7-1604).

Самая распространенная ситуация - постановка на миграционный учет по адресу, по которому мигрант не находится, не проживает и не работает.

Например, предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по сдаче внаем жилого дома (квартиры), принадлежащего ему на праве собственности, ставит на миграционный учет иностранного гражданина (иногда - граждан в неограниченном количестве), заведомо зная, что данный иностранный гражданин проживать по указанному адресу не будет, трудовую деятельность осуществлять с предпринимателем не будет (Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июня 2013 г. N ВАС-7543/13).

Также встречаются и организации, осуществляющие "помощь" мигрантам за определенную плату, которые выражают свое согласие на временное пребывание по адресу юридического лица иностранного гражданина, который по месту постановки на учет не проживает, не находится и не работает.

Но в случае, если организация имеет иностранных работников, работающих в ее обособленных подразделениях (например, каждый из работников работает в одном из двух и более ее обособленных подразделений), но иностранные работники зарегистрированы по адресу лишь одного из этих обособленных подразделений, то работодатель имеет право указать свой офис в качестве места пребывания иностранных граждан, несмотря на то что проживают они по другому адресу.

Указанная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 25 октября 2011 г. N 5417/11 по делу N А01-878/2010.

Из изложенного следует, что иностранный гражданин, принимающей стороной которого выступило юридическое лицо - работодатель, подлежит постановке на миграционный учет по месту пребывания, которым может выступать адрес организации-работодателя.

В таких ситуациях с целью недопущения неправомерных действий рекомендуется гражданам, желающим получить в Российской Федерации право на временное или постоянное проживание, не обращаться за услугами к посредникам и не искать незаконных путей решения вопросов получения разрешения на временное проживание и вида на жительство.

Ни на федеральном, ни на региональном уровне для миграционной службы не предусмотрены действия (в т.ч. по ускоренному оформлению документов), совершаемые за дополнительную плату, т.е. сверх установленной законодательством государственной пошлины. Таким образом, отдавая посредникам деньги взамен на обещание "помочь" с оформлением документов, иностранные граждане не вправе впоследствии апеллировать к законодательству.

Одним из условий для законного мигрирования является предоставление государственной службой компетентной и бесплатной помощи трудящимся мигрантам.

Список литературы

  1. Нелегальная миграция в Россию / Е.С. Красинец, Е.С. Кубишин, Е.В. Тюрюканова. М., 2000.
  2. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 30. Ст. 3285.
  3. О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 // Российская газета. 2007. 27 янв. Федер. вып.
  4. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.
  5. Подшивалов В.Е. Международно-правовые проблемы предупреждения и пресечения незаконной миграции: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.
  6. Смашникова Т.Б. Административно-правовое противодействие незаконной миграции в Российской Федерации и Республике Беларусь: Сравн.-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012.
  7. Щур-Труханович Л.В. Основания отказа в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание либо аннулирования выданного разрешения (материал подготовлен для СПС "КонсультантПлюс").