Мудрый Юрист

Определение саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг

Полежаева Наталья Александровна, младший научный сотрудник Центра экспертизы законодательства Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), аспирант юридического факультета имени М.М. Сперанского РАНХиГС.

В статье рассматриваются некоторые проблемы определения понятия саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, его соотношение с понятием саморегулирования и общим понятием "саморегулируемая организация".

Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемая организация, профессиональные участники рынка ценных бумаг, Федеральный закон "О саморегулируемых организациях", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", определение, отличительные признаки.

Definition of self-regulatory organizations of professional securities market participants

N.A. Polezhaeva

Polezhaeva Natal'ya Aleksandrovna, junior research fellow of the Center for Legislation Examination of the Institute of Applied Economic Research of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), postgraduate student of M.M. Speransky Department of Law of RANEPA.

The article examines some problems of the definition of the concept of a self-regulatory organization of professional securities market participants, its correlation with the concept of self-regulation and the "self-regulatory organization" basic concept.

Key words: self-regulation, self-regulatory organization, professional securities market participants, the Federal Law "On Self-regulatory Organizations", the Federal Law "On Securities Market", definition, identifying features.

Прежде чем дать определение саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг и вообще понятию "саморегулируемая организация", необходимо установить, что представляет собой само саморегулирование.

Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" 2007 г. <1> определяет саморегулирование как самостоятельную инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами профессиональной (предпринимательской) деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. При этом саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов профессиональной (предпринимательской) деятельности в саморегулируемые организации.

<1> Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" // Собрание законодательства РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6076.

Однако саморегулирование далеко не всегда осуществляется в рамках какой-либо организации и может принимать разнообразные формы (например, положения договоров, напрямую не установленные законодательством, являются проявлением саморегулирования).

В самом широком смысле саморегулирование характеризуется как регулирование без постороннего вмешательства <2>.

<2> Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1998. С. 693.

Некоторые науки приводят собственные определения саморегулирования со своими характерными особенностями. При этом общепринятого определения саморегулирования не существует ни на общенаучном уровне, ни в рамках какой-либо одной науки.

В юридических и экономических исследованиях можно обозначить четыре основных подхода к определению саморегулирования.

Во-первых, саморегулирование рассматривается как один из способов регулирования рынков. В зависимости от того, кто является регулятором, выделяют государственное регулирование, сорегулирование, саморегулирование, отсутствие регулирования. Более верной представляется точка зрения, согласно которой саморегулирование рассматривается как один из способов реализации государственного регулирующего воздействия, дополняющий и существующий при заданных требованиях, т.е. функционально субсидиарный (вспомогательный) по отношению к прямому государственному регулированию <3>. Даже в тех сферах деятельности, где влияние государства выражено в наименьшей степени, участники саморегулирования обязаны действовать в рамках законодательства, а почти полное отсутствие государственного регулирования является осознанным решением самого государства. Так, в случае если по какой-либо причине участники саморегулирования не справляются с выполнением установленных требований, государство может принять решение о замене саморегулирования регулированием государственным или подобным ему (например, как в случае с рынком ценных бумаг Великобритании).

<3> См.: Петров Д.А. Принципы саморегулирования: критерии систематизации и виды // Российская юстиция. 2012. N 3. С. 18 - 21; Петров Д.А. Саморегулирование в системе государственного регулирующего воздействия на общественно-экономические отношения // Юрист. 2013. N 11. С. 8 - 12; Егорова М.А. Место саморегулирования в системе социальных норм // Конкурентное право. 2013. N 2. С. 23.

Во-вторых, для юридических наук характерно определение саморегулирования как определенного набора правил, источником которых не является государство, или как процесса нормотворчества. При этом контроль за соблюдением требований стандартов и правил, включенный законодателем в определение саморегулирования, не рассматривается как соответствующий содержанию категории "саморегулирование", поскольку контрольная функция скорее отвечает целям Федерального закона "О саморегулируемых организациях" 2007 г. <4>.

<4> Егорова М.А. Место саморегулирования в системе социальных норм. С. 22; Егорова М.А. Частно-публичные начала приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческой корпорацией // Предпринимательское право. 2013. N 1. С. 26.

Некоторые юристы под саморегулированием также понимают проявление гражданско-правовой диспозитивности <5> или принцип деятельности некоммерческой организации <6>.

<5> Максимович О.Н. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений: Автореф. дис. ... к.ю.н. Казань, 2007. С. 10.
<6> Валявина Е.Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях // Журнал российского права. 2009. N 1 (СПС "КонсультантПлюс").

В-третьих, саморегулирование рассматривается как набор функций, что в большей степени относится к определению саморегулируемых организаций.

Однако чаще всего саморегулирование определяется как институт. Саморегулирование - это особый институт регулирования рынков без вмешательства государства, который предусматривает установление формальных правил, регулирующих хозяйственную деятельность экономических агентов (субъектов) в конкретной сфере бизнеса, а также создание механизмов, направленных на обеспечение соблюдения этих правил, в рамках которого объекты регулирования имеют возможность легитимно управлять поведением регулятора <7>.

<7> Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ. М.: ТЕИС, 2005 (URL: http://www.smb.ru/analitics.html?id=samoreg_hoz_d_inst_analiz); Контексты саморегулирования. Передача государственных функций саморегулируемым организациям / С.П. Бабочкина, В.В. Буев, П.В. Крючкова, А.В. Лобанова, С.В. Мигин, Д.В. Соболь, А.А. Шамрай, А.Ю. Щербинина; Под ред. С.В. Мигина. М.: НИСИПП, 2009. 523 с. (URL: http://nisse.ru/work/projects/publications/publications_122.html); Энтов Р., Радыгин А., Межераупс И., Швецов П. Корпоративное управление и саморегулирование в системе институциональных изменений. М.: ИЭПП, 2006. С. 7 - 8; Андрианов В.Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции. М.: Экономика, 2008. С. 301.

Как институт саморегулирование реализуется различными способами:

а) в виде неофициальных соглашений экономических агентов;

б) как система формальных правил, разработанная участниками саморегулирования, и организация, осуществляющая контроль за соблюдением правил (участники саморегулирования присоединяются к правилам, а не к организации, как в случае с саморегулируемой организацией);

в) в виде саморегулируемых организаций.

Среди частных способов можно назвать, например, создание коллективного товарного знака группой экономических агентов, для продвижения которого устанавливаются определенные стандарты качества и процедур (в результате указанная группа имеет все признаки саморегулируемой организации) <8>.

<8> Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ.

Однако основным способом реализации саморегулирования являются саморегулируемые организации.

На законодательном уровне саморегулируемые организации определены в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях" 2007 г. как некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных указанным Законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов профессиональной (предпринимательской) деятельности. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой с момента ее регистрации в установленном законом порядке в качестве саморегулируемой организации <9> и утрачивает статус саморегулируемой организации с момента прекращения указанной регистрации.

<9> Внесение сведений об организации в реестр саморегулируемых организаций, выдача разрешения на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации.

Данное определение неоднократно подвергалось критике, так как ограничивает круг саморегулируемых организаций организациями зарегистрированными. Кроме того, Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" 2007 г. не единственный раскрывает понятие "саморегулируемая организация". Ряд отраслевых (межотраслевых) законов также содержит определения саморегулируемых организаций, которые могут отличаться от общего определения <10>.

<10> Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. N 50. Ст. 4870; Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3813; Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. N 43. Ст. 4190 и пр.

Так, саморегулируемой организацией на рынке ценных бумаг именуется добровольное объединение не менее чем десяти профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" 1996 г. <11> и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

<11> Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Собрание законодательства РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1918.

Но не все саморегулируемые организации являются объединениями добровольными. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства в саморегулируемых организациях <12>. При этом речи об отмене лицензирования деятельности, которое имеет смысл лишь при добровольном характере членства, не идет, что противоречит природе саморегулируемых организаций <13>.

<12> Например, Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 05.01.2009. N 1. Ст. 15; Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009. N 29. Ст. 3627; Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 30.11.2009. N 48. Ст. 5711.
<13> См.: Полежаева Н.А. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг // Закон и право. 2013. N 8. С. 52.

Следует отметить, что обязательный характер членства относится только к содержанию деятельности саморегулируемых организаций. Добровольность вступления в члены таких организаций законодательством не ограничена <14>.

<14> См.: Егорова М.А. Частно-публичные начала приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческой корпорацией. С. 28.

В отличие от саморегулируемых организаций с добровольным характером членства, являющихся субъектами гражданского (частного) права и дополняющих государственное регулирование, саморегулируемая организация с обязательным характером членства в результате расширения ее правоспособности за счет добавления в ее содержание публичных правомочий, предусмотренных федеральными законами, представляет собой субъект смешанного (частно-публичного) права, который выступает в роли посредника между государством и участниками соответствующей сферы деятельности.

Цели деятельности обязательных объединений направлены на удовлетворение публичных (общественных) интересов, а интересы членов отодвигаются на второй план. Характер членства сказывается и на функциях организаций. Саморегулируемые организации с обязательным характером членства выполняют не только функции по регулированию деятельности своих членов, но и некоторые функции, осуществляемые в порядке субординации (властеотношений) <15>.

<15> Егорова М.А. Частно-публичные начала приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческой корпорацией. С. 25 - 32.

Как уже было сказано, саморегулируемая организация является организацией некоммерческой. Она не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между членами.

В то же время саморегулируемые организации не отнесены российским законодательством к формам некоммерческой организации. Некоммерческая организация, созданная в одной из установленных форм (некоммерческое партнерство, ассоциация и пр.), может приобрести статус саморегулируемой организации.

Некоторые авторы придерживаются иного мнения, говоря о саморегулируемой организации как о самостоятельной форме некоммерческой организации <16>. Однако большинство авторов <17> не рассматривают саморегулируемую организацию как организационно-правовую форму юридического лица, поскольку некоммерческая организация, утратив статус саморегулируемой с момента прекращения регистрации в качестве саморегулируемой организации, продолжает свою деятельность в одной из установленных форм некоммерческой организации. По сути, организация лишь теряет право использовать в своем наименовании слово "саморегулируемая", не лишаясь при этом возможности осуществлять большинство функций саморегулируемой организации, хотя и несколько иными путями (например, функция саморегулируемой организации по представлению интересов своих членов может осуществляться некоммерческой организацией на основании доверенностей, выданных ее членами).

<16> Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3 (СПС "КонсультантПлюс").
<17> Салин П.Б. Некоторые проблемы правового регулирования саморегулируемых организаций // Право и политика. 2006. N 7. С. 36; Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. 2003. N 3 (СПС "КонсультантПлюс"); Талапина Э.В. О правовом статусе саморегулируемых организаций // Право и экономика. 2003. N 11 (СПС "КонсультантПлюс"); проект Концепции развития законодательства о юридических лицах / Е.А. Суханов, О.М. Козырь, С.А. Денисов, А.В. Егоров и др. URL: http://www.privlaw.ru/vs_info2.html; Герасимов А.А. Понятие и правовая природа саморегулируемых организаций в гражданском праве России: сущность и содержание // Государство и право. 2010. N 5. С. 35 и мн. др.

Таким образом, саморегулируемая организация - это один из возможных статусов некоммерческой организации.

Чем некоммерческая организация, созданная в одной из установленных форм и обладающая статусом саморегулируемой, отличается от других некоммерческих организаций?

Как и любая некоммерческая организация, саморегулируемая организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. В то же время, в отличие от некоммерческих организаций, созданных в целях, направленных на достижение общественных благ, в качестве основной цели деятельности саморегулируемых организаций установлены регулирование (разработка и установление стандартов и правил деятельности членов) и контроль деятельности членов, т.е. саморегулирование.

Некоторые авторы приводят иные критерии разграничения рассматриваемых организаций.

Например, Е.А. Павлодский среди целей института саморегулируемых организаций называет защиту предпринимателей от избыточного государственного регулирования путем передачи ряда функций государственных органов саморегулируемым организациям <18>. То есть речь здесь идет о делегированном саморегулировании. В то же время передача государственных функций не является ключевой характеристикой саморегулирования добровольного. Кроме того, такие не имеющие членства некоммерческие организации, как, например, государственные корпорации и компании, также могут осуществлять функции государственных органов.

<18> См.: Павлодский Е.А. Указ. соч.

Указанные цели не позволяют в полной мере ограничить саморегулируемые организации от других некоммерческих организаций.

Основываясь на законодательстве о саморегулируемых организациях и на соответствующей научной литературе, можно определить основные отличительные признаки саморегулируемой организации:

Для реализации перечисленных требований саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

  1. Разработка и установление стандартов и правил профессиональной (предпринимательской) деятельности.
  2. Разработка и установление мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов.
  3. Осуществление контроля за профессиональной (предпринимательской) деятельностью своих членов в части соблюдения требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
  4. Применение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов.
  5. Создание механизмов внесудебного разрешения споров (образование третейских судов), возникающих между членами саморегулируемой организации, членами и организацией.
  6. Рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о нарушении ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.
  7. Создание механизмов внесудебного разрешения споров (образование третейских судов), возникающих между членами саморегулируемой организации и потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг), иными лицами. Возмещение вреда, причиненного указанным лицам.

Согласно распространенному определению некоммерческая организация считается саморегулируемой, если она выполняет первые пять функций <19>. Отсутствие какой-либо из них свидетельствует о том, что организация не является саморегулируемой. Шестая и седьмая функции позволяют учитывать интересы третьих лиц.

<19> Контексты саморегулирования. Передача государственных функций саморегулируемым организациям / С.П. Бабочкина, В.В. Буев, П.В. Крючкова, А.В. Лобанова, С.В. Мигин, Д.В. Соболь, А.А. Шамрай, А.Ю. Щербинина / Под ред. С.В. Мигина; Обыденов А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса // Вопросы экономики. 2003. N 11. С. 88 - 89.

Также с экономической точки зрения под саморегулируемой организацией может пониматься:

Саморегулируемая организация может рассматриваться как сеть контрактов, связывающих участников саморегулирования, и как центральный агент, с которым заключают контракты такие участники. Возможно рассмотрение организации как производственной функции <20>.

<20> См.: Обыденов А. Указ. соч. С. 94; Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ.

В большинстве случаев саморегулируемая организация представляет собой зонтичный контракт, когда экономические агенты заключают контракты не между собой, а с центральным агентом.

Саморегулируемую организацию можно охарактеризовать как производителя трех типов благ: общественных, коллективных (для отрасли, рынка) и частных (для членов организации) <21>. Ее также можно рассматривать в качестве универсального инструмента согласования интересов участников рынка и государства <22>.

<21> Подробнее см.: Крючкова П. Саморегулирование бизнеса как способ управления контрактными отношениями // Вопросы экономики. 2001. N 6. С. 136 - 141.
<22> См.: Андрианов В.Д. Указ. соч. С. 315.

Следует отметить, что помимо саморегулируемых организаций существуют многочисленные объединения, имеющие отдельные признаки саморегулирования.

Так, спорным является вопрос отнесения к саморегулируемым организациям торгово-промышленных палат <23> и объединений предпринимателей, например, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и "Деловой России".

<23> Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" // Российская газета. N 154. 12.08.1993.

Закон не наделил торгово-промышленные палаты и указанные объединения предпринимателей статусом саморегулируемых организаций. Несмотря на наличие некоторых элементов саморегулирования (Хартия корпоративной и деловой этики, Объединенная комиссия по корпоративной этике при РСПП и пр.), само по себе саморегулирование (разработка и установление стандартов и правил деятельности членов, контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил) целью их деятельности не является <24>. Следовательно, такие объединения не относятся к саморегулируемым организациям.

<24> Основная цель - представление и защита интересов деловых кругов.

Подводя итоги, можно сказать, что, как и в случае с саморегулированием, общепринятого определения саморегулируемой организации нет. Понятие саморегулируемой организации, как и понятие "саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг", следует рассматривать в узком и широком смысле. В первом случае под саморегулируемыми организациями понимаются только те некоммерческие организации, которые соответствуют требованиям законодательства и которые приобрели статус саморегулируемых. Определение таких организаций приведено в законодательстве.

Во втором случае любая некоммерческая организация, соответствующая всем основным отличительным признакам, но не зарегистрированная в установленном законом порядке в качестве саморегулируемой, по сути, является саморегулируемой организацией. Однако в данном случае мы не можем говорить о саморегулируемой организации с точки зрения законодательства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" // Собрание законодательства РФ. 03.12.2007. N 49. Ст. 6076.
  2. Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. N 50. Ст. 4870.
  3. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3813.
  4. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // Собрание законодательства РФ. 28.10.2002. N 43. Ст. 4190.
  5. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // Собрание законодательства РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1918.
  6. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 05.01.2009. N 1. Ст. 15.
  7. Федеральный закон от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" // Собрание законодательства РФ. 20.07.2009. N 29. Ст. 3627.
  8. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 30.11.2009. N 48. Ст. 5711.
  9. Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" // Российская газета. N 154. 12.08.1993.
  10. Андрианов В.Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции. М.: Экономика, 2008. С. 301.
  11. Валявина Е.Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях // Журнал российского права. 2009. N 1.
  12. Герасимов А.А. Понятие и правовая природа саморегулируемых организаций в гражданском праве России: сущность и содержание // Государство и право. 2010. N 5. С. 35 и мн. др.
  13. Егорова М.А. Место саморегулирования в системе социальных норм // Конкурентное право. 2013. N 2.
  14. Егорова М.А. Частно-публичные начала приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческой корпорацией // Предпринимательское право. 2013. N 1.
  15. Контексты саморегулирования. Передача государственных функций саморегулируемым организациям / С.П. Бабочкина, В.В. Буев, П.В. Крючкова, А.В. Лобанова, С.В. Мигин, Д.В. Соболь, А.А. Шамрай, А.Ю. Щербинина; Под ред. С.В. Мигина. М.: НИСИПП, 2009. 523 с. URL: http://nisse.ru/work/projects/publications/publications_122.html.
  16. Крючкова П. Саморегулирование бизнеса как способ управления контрактными отношениями // Вопросы экономики. 2001. N 6.
  17. Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности: институциональный анализ. М.: ТЕИС, 2005. URL: http://www.smb.ru/analitics.html?id=samoreghoz_d_inst_analiz.
  18. Максимович О.Н. Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений: Автореф. дис. ... к.ю.н. Казань, 2007.
  19. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3 (СПС "КонсультантПлюс").
  20. Обыденов А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса // Вопросы экономики. 2003. N 11.
  21. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1998.
  22. Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. 2003. N 3 (СПС "КонсультантПлюс").
  23. Петров Д.А. Принципы саморегулирования: критерии систематизации и виды // Российская юстиция. 2012. N 3.
  24. Петров Д.А. Саморегулирование в системе государственного регулирующего воздействия на общественно-экономические отношения // Юрист. 2013. N 11.
  25. Полежаева Н.А. Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг // Закон и право. 2013. N 8.
  26. Проект Концепции развития законодательства о юридических лицах / Е.А. Суханов, О.М. Козырь, С.А. Денисов, А.В. Егоров и др. URL: http://www.privlaw.ru/vs_info2.html.
  27. Салин П.Б. Некоторые проблемы правового регулирования саморегулируемых организаций // Право и политика. 2006. N 7.
  28. Талапина Э.В. О правовом статусе саморегулируемых организаций // Право и экономика. 2003. N 11 (СПС "КонсультантПлюс").
  29. Энтов Р., Радыгин А., Межераупс И., Швецов П. Корпоративное управление и саморегулирование в системе институциональных изменений. М.: ИЭПП, 2006.