Мудрый Юрист

Разграничение предметов ведения и полномочий разных уровней публичной власти в области образования

Шугрина Екатерина Сергеевна - доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В статье рассматриваются основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере образования. Последовательно рассматривается реализация конституционных норм, содержащихся в 71 и 72 статьях Конституции РФ, в соответствии с которыми регулирование и защита конституционного права на образование отнесена к исключительному ведению Российской Федерации, а общие вопросы образования относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В статье дается общая характеристика полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления по созданию системы гарантий права граждан на получение бесплатного образования, поскольку право на образование останется очередной декларацией до тех пор, пока в России не будет функционировать эффективная система его гарантий. На основании проведенного анализа констатируется, что и на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований предоставляются дополнительные гарантии реализации права на образования, в том числе бесплатного.

Ключевые слова: образование, предметы ведения, полномочия, вопросы местного значения, совместное ведение, гарантии, конституционное право, система образования, органы власти, публичная власть.

Separation of objects of competence and competences of different levels of public authority in the sphere of education

E.S. Shugrina

The article concerns the fundamentals of distinction between the competences and objects of competences of the federal government bodies, government bodies of the constituent subjects of the Russian Federation and the municipal bodies in the sphere of education. The author provides consistent analysis of the implementation of constitutional provisions under the Art. 71 and 72 of the Constitution of the Russian Federation in accordance to which regulation and protection of the constitutional right to education is within the exclusive competence of the Russian Federation, while the general education issues are within the joint competence of the Russian Federation and its constituent subjects. The article provides general characteristics of competence of state government bodies and municipal bodies within the system of guarantees of the right of citizens to have free of charge education, since the right to education is merely declarative if no efficient system of its guarantees exists in Russia. Based upon the analysis, the author establishes that additional guarantees of education (including free of charge education) are provided at the levels of constituent subjects of the Russian Federation and the municipal bodies.

Key words: education, objects of competence, competence, local issues, joint competence, guarantees, constitutional law, education system, public authority, government bodies.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) право на образование является одним из основополагающих прав в Российской Федерации. Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Анализ указанных конституционных установлений позволяет сделать вывод о том, что роль органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования и обеспечения реализации прав граждан в этой сфере крайне велика.

Согласно ст. 71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе и конституционное право на образование (ст. 43 Конституции РФ) находится в исключительном ведении РФ. В соответствии с подп. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Данные положения конкретизированы в федеральных законах, законах субъектов РФ.

Поэтому представляется важным последовательный анализ не только особенностей разграничения предметов ведения и полномочий органов публичной власти в сфере образования, но и анализ гарантий конституционного права на образование.

1. Общая характеристика предметов ведения и полномочий органов публичной власти

Как уже говорилось выше, общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов РФ, вопросы местного значения в сфере образования перечислены в специальных федеральных законах, регулирующих особенности организации публичной власти в субъектах РФ и муниципальных образованиях соответственно. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. от 2 июля 2013 г.) к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

По данным вопросам органы государственной власти субъектов РФ имеют право принимать законы, иные нормативные правовые акты, в том числе региональные программы, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 2 июля 2013 г.) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В ст. ст. 6 - 9 нового Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ об образовании) перечислены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Причем следует особо обратить внимание на конструкцию ст. 7 Закона. В ней перечислены полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Особенность осуществления данных полномочий связана, в частности, с финансированием и ответственностью. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет субъекта РФ от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Рассмотрим полномочия органов власти с точки зрения отдельных элементов системы образования и разных уровней образования. Система образования включает в себя:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности.

Полномочия федеральных органов государственной власти:

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится:

Таким образом, основной объем по определению политики в области образования, стандартизации образовательной деятельности у федеральных органов государственной власти; органы государственной власти субъектов обладают лишь полномочиями по принятию региональных образовательных программ, отражающих особенности соответствующего региона.

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Полномочия федеральных органов государственной власти:

а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ;

в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ;

К полномочиям федеральных органов государственной власти, переданным органам государственной власти субъектов РФ, относятся:

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится:

К полномочиям органов местного самоуправления относятся:

Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г. Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Вышеприведенный перечень полномочий органов публичной власти показывает, что федеральные органы государственной власти обеспечивают создание федеральных образовательных организаций, лицензирование образовательной деятельности. С определенной долей условности можно сказать, что федеральные органы власти "отвечают" за получение дополнительного профессионального образования и общедоступного и бесплатного высшего образования; органы государственной власти субъектов - за общедоступное и бесплатное среднее профессиональное образование, дополнительное образование детей; органы местного самоуправления - за общедоступное и бесплатное школьное и дошкольное образование, дополнительное образование в муниципальных образовательных организациях, отдых детей в каникулярное время.

3. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы.

Согласно ч. 3 ст. 89 ФЗ об образовании государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и иных субъектов системы образования. В настоящее время таким органом является Министерство образования и науки РФ <1>.

<1> Указ Президента РФ от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации" (ред. от 21 мая 2012 г.); Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" (ред. от 9 августа 2013 г.).

Органы государственной власти субъектов РФ муниципальных образований, осуществляющие управление в сфере образования, определяются самими субъектами РФ, муниципальными образованиями. Например, министерство образования <2>, комитет общего и профессионального образования <3>, комитет по образованию местной администрации (структурное подразделение местной администрации) <4>.

<2> См., напр.: Постановление Губернатора Новосибирской области от 26 мая 2010 г. N 162 "О Министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области" (ред. от 18 января 2013 г.).
<3> См., напр.: Постановление Правительства Ленинградской области от 11 августа 2008 г. N 238 "Об утверждении Положения о комитете общего и профессионального образования Ленинградской области" (ред. от 28 декабря 2012 г.).
<4> См., напр.: решение Совета Омского муниципального района Омской области от 27.08.2009 N 68 "Об утверждении Положения о Комитете по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области" (ред. от 20.06.2013).

4. Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.

Полномочия федеральных органов государственной власти:

К полномочиям федеральных органов государственной власти, переданным органам государственной власти субъектов РФ относятся:

К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится:

5. Объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Право на объединение является самостоятельным конституционным правом, предусмотренным в ст. 30 Конституции РФ. В этом смысле государство не может принуждать или обязывать к таким объединениям, но может создавать условия, стимулирующие объединения различных организаций в сфере образования.

Полномочия органов публичной власти реализуются опосредованно, в частности, при определении единой государственной политики в сфере образования, обеспечении мониторинга и контроля за качеством образовательной деятельности, обеспечения гарантий получения образования, принятия единых стандартов образовательной деятельности, лицензирования и аккредитации образовательных организаций.

Несмотря на достаточное разнообразие формулировок полномочий, можно выделить определенные категории полномочий:

Новый Федеральный закон об образовании выполняет роль кодификационного акта в сфере образования. С его вступлением в силу утратили силу многочисленные документы, регулировавшие отдельные отношения в сфере образования. Федеральные законы, регулирующие особенности организации публичной власти в субъектах РФ, муниципальных образованиях, приведены в полное соответствие с новым Законом об образовании.

Существующий механизм разграничения предметов ведения и полномочий органов публичной власти в сфере образования, содержащийся в федеральных законах, нацелен на устранение дублирования и пробельности, которая была характерна для этой сферы все последние годы <5>. Наступил этап разработки подзаконных актов, создающих механизмы реализации законодательных норм. Кроме того, в подавляющем большинстве субъектов РФ ситуация иная - не везде внесены необходимые изменения в региональные нормативные акты, нормативные правовые акты субъектов РФ не в полном объеме приведены в соответствие с федеральными. По тем полномочиям, в рамках которых должна быть предоставлена публичная услуга, отсутствует необходимый пакет административных регламентов - это касается всех трех уровней публичной власти.

<5> См., напр.: Нарутто С.В. О некоторых проблемах законодательства об образовании и его систематизации // Юридическое образование и наука. 2012. N 2. С. 22 - 26.

2. Особенности полномочий органов публичной власти по созданию системы гарантий права граждан на получение бесплатного образования

Гарантированность образования - это его неотъемлемый атрибут, который закреплен как в международном, так и в российском национальном праве. Гарантии служат тем мостиком, который обеспечивает переход от общего к частному, от прокламируемой возможности к действию. Иными словами, право на образование останется очередной декларацией до тех пор, пока в России не будет функционировать эффективная система его гарантий.

Гарантия (от фр. garantee) - "ручательство", "поручительство", "порука", "обеспечение", "заверение" и др. <6>. Очевидно, что право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица (органа) его обеспечить.

<6> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994. Т. 1. С. 344.

В перечень гарантий прав и свобод человека и гражданина входят: выявление фактов нарушений прав и свобод; средства их восстановления; меры юридической ответственности; меры пресечения действий, нарушающих права и свободы или создающих тому угрозу; процессуальные формы (процедуры) охраны прав и свобод. В большинстве случаев те или иные способы защиты используются в различных комбинациях. Причем поскольку нарушение или прочие посягательства на право или свободу в принципе могут иметь место в любой стадии их реализации, то необходимость в их охране может возникнуть в любой момент, а затем реализация продолжается в обычном порядке <7>. Система гарантий права на образование, закрепляемая действующим законодательством, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту.

<7> Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. М., 2006. С. 355.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Согласно ст. 10 ФЗ об образовании образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Федеральный законодатель подчеркивает, что система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Очевидно, что система гарантий должна обеспечивать определенный набор благ в отношении любого уровня образования; для отдельных видов образования либо для отдельных категорий обучающихся могут быть установлены дополнительные гарантии.

Государственные гарантии реализации права граждан на образование в Российской Федерации в общем виде перечислены в ст. 5 ФЗ об образовании. К таким гарантиям, в частности, отнесено следующее.

  1. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
  2. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
  3. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
  4. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:
  5. создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  6. оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
  7. осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования.

В Законе установлены дополнительные гарантии для:

Как уже говорилось ранее, федеральным законодательством установлены и государственные гарантии реализации права на образование (в т.ч. бесплатного), которые должны обеспечиваться органами государственной власти субъектов РФ путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на (нормативы расходов устанавливаются законами субъекта РФ):

Очевидно, что все органы публичной власти обязаны обеспечивать реализацию федеральных гарантий. Для этого в субъектах РФ, муниципальных образованиях принимаются свои нормативные правовые акты. Например, в Административном регламенте по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям" на территории муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области, утвержденном Постановлением администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области от 25 марта 2013 г. N 258 прямо указывается, что одним из результатов предоставления муниципальной услуги "Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования детям" является обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. В Ульяновской области принято Постановление Правительства Ульяновской обл. от 18 июля 2013 г. N 303-П "Об обеспечении государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях Ульяновской области, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках) Ульяновской области".

Вместе с тем в нормативных правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований могут быть установлены дополнительные гарантии реализации права на образование, в том числе бесплатное. Например, в Москве принят Закон от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" (ред. от 25 июня 2008 г.). Хотя, как правило, статьи, содержащие гарантии права на образования, содержатся в законах субъектов РФ об образовании. Так, в ст. 16 Закона Московской области от 27 июля 2013 г. N 94/2013-ОЗ "Об образовании" предусматриваются дополнительные меры по реализации в Московской области прав граждан на образование; одной из таких мер является предоставление студентам образовательных организаций высшего образования возможности овладения квалифицированными рабочими профессиями.

В докладе Тульской областной Думы "О состоянии законодательства Тульской области в 2010 г.", утвержденном Постановлением Тульской областной Думы от 16 декабря 2010 г. N 18/815, отмечалось, что впервые Законом области <8> закреплено право за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающимися в опекунских и приемных семьях, на получение путевок в загородные оздоровительные лагеря и иные организации отдыха детей и их оздоровления за счет средств бюджета области.

<8> Речь идет о Законе Тульской области от 7 октября 2009 г. N 1336-ЗTO "О защите прав ребенка".

В докладе "О состоянии законодательства Республики Башкортостан в 2012 г.", утвержденном Постановлением Государственного Собрания - Курултая РБ от 31 января 2013 г. N ГС-2764, констатируется, что Законом Республики Башкортостан от 7 марта 2012 г. N 519-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учетом новаций федерального законодательства уточнены дополнительные гарантии права указанной категории детей на образование. Данным Законом предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

В ст. 12 Устава города Ростова-на-Дону от 9 апреля 1996 г. N 211 (ред. от 18 июня 2013 г.) предусматривается, что детям, получающим начальное общее и основное общее образование, обеспечивается льготное или бесплатное питание, бесплатное медицинское обслуживание, льготный проезд на транспорте. Дети из малообеспеченных семей пользуются дополнительными гарантиями социальной защиты. Органы самоуправления оказывают содействие в создании условий для получения в городе элитарного образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством поощрения организации и деятельности нетиповых образовательных учреждений высшей категории, учреждения специальных муниципальных стипендий для особо одаренных. Аналогичные нормы есть и в уставах других муниципальных образований Ростовской области.

Можно приводить и другие аналогичные примеры. Таким образом, и на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований предоставляются дополнительные гарантии реализации права на образования, в том числе бесплатного. Вместе с тем следует констатировать, что большинство действующих в субъектах РФ и муниципальных образованиях нормативных правовых актах соответствует скорее букве и духе утратившего силу Закона РФ "Об образовании", чем нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Библиографический список

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994. Т. 1.
  2. Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под ред. Ф.М. Рудинского. М., 2006.
  3. Нарутто С.В. О некоторых проблемах законодательства об образовании и его систематизации // Юридическое образование и наука. 2012. N 2. С. 22 - 26.
  4. Нарутто С.В. Действие и реализация образовательного законодательства // Административное и муниципальное право. 2012. N 8. С. 42 - 49.
  5. Шугрина Е.С. Автономия вуза и академические свободы: соотношение международного и национального правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 8. С. 1041 - 1049.
  6. Шугрина Е.С., Нарутто С.В. Особенности управления системой образования в правоприменительной деятельности // Административное и муниципальное право. 2012. N 6. С. 43 - 58.

References (transliteration)

  1. Dal' V. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: V 4 t. M., 1994. T. 1.
  2. Grazhdanskie prava cheloveka: sovremennye problemy teorii i praktiki / Pod red. F.M. Rudinskogo. M., 2006.
  3. Narutto S.V. O nekotoryh problemah zakonodatel'stva ob obrazovanii i ego sistematizacii // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. N 2. S. 22 - 26.
  4. Narutto S.V. Deistvie i realizaciya obrazovatel'nogo zakonodatel'stva // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2012. N 8. S. 42 - 49.
  5. Shugrina E.S. Avtonomiya vuza i akademicheskie svobody: sootnoshenie mezhdunarodnogo i nacional'nogo pravovogo regulirovaniya // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2013. N 8. S. 1041 - 1049.
  6. Shugrina E.S., Narutto S.V. Osobennosti upravleniya sistemoi obrazovaniya v pravoprimenitel'noi deyatel'nosti // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2012. N 6. S. 43 - 58.