Мудрый Юрист

Некоторые актуальные вопросы применения лишения права управления транспортными средствами за административные правонарушения в области дорожного движения

Паньшин Денис Леонидович - старший преподаватель кафедры специальных дисциплин филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Набережные Челны).

Причиной для изучения проблемы определения субъекта административного правонарушения в области дорожного движения послужил пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями от 11 ноября 2008 г.) в котором указано, что назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. Анализ правил части 1 статьи 3.8 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что лишение специального права, т.е. лишение права управления транспортными средствами, назначается только физическим лицам, которым соответствующим государственным органом предоставлено такое право виде выдачи водительского удостоверения.

Ключевые слова: субъект, лицо, собственник, право, управление, пользователь, правонарушение, пленум, суд, конституция.

Some topical issues regarding use of disqualification from driving vehicles as a penalty for administrative offences in the sphere of road traffic

D.L. Panshin

The cause for the study of the problem of defining the subject of administrative offences in the sphere of road traffic was paragraph 2 of the Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of October 24, 2006 N 18 "On some issues arising before the courts when applying Special Part of the Administrative Offences Code of the Russian Federation" (with amendments of November 11, 2008), where it is stated that the administrative punishment in form of disqualification from driving vehicles under Art. 2.8 of the said Code may be assigned only to those person, having such a right, or those persons, who have lost this right before in accordance with the law. Analysis of the provisions of part 1 of the Article 3.8 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation allows to draw a conclusion that deprivation of special right, such as a right to drive vehicles may be applied only to physical persons, who have previously gained such a right by being provided a driver's permit by the competent state bodies.

Key words: subject, person, owner, right, driving, user, offence, Plenum, court, Constitution.

Положение с аварийностью в Российской Федерации вызывает серьезную обеспокоенность не только у правоведов, но и у обыкновенных граждан, поскольку в результате нарушения Правил дорожного движения водителями, не имеющими права управления транспортными средствами, гибнет подрастающее поколение, можно сказать, на глазах самоуничтожается.

Сложившаяся ситуация с аварийностью, на наш взгляд, обусловлена несовершенством законодательного регулирования в понимании сущности предоставленного специального права на управление транспортными средствами, а также нежелание граждан исполнять законодательство, ограничивающее допуск к управлению транспортными средствами лиц, не имеющих такого специального права, поскольку ответственность за такие правонарушения несоразмерно мала, чем причиненный ими ущерб.

В настоящее время водители, управляющие транспортными средствами и не имеющие такого права, а это, как правило, несовершеннолетние лица в возрасте от 16 до 18 лет, остаются безнаказанными и продолжают совершать правонарушения.

Отправной точкой нашего исследования данной проблемы послужил пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в котором указано, что назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ), возможно только лицам, имеющим такое специальное право, либо лишенным его в установленном законом порядке.

<1> Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получило право управления транспортными средствами, необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не применяется (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 12).

Анализ правил части 1 ст. 3.8 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что лишение специального права, то есть права на управление транспортными средствами, устанавливается только физическим лицам, которым ранее было предоставлено такое право, за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

Таким образом, если несовершеннолетнее лицо, то есть в возрасте от 16 до 18 лет, не имеющее водительского удостоверения, а именно специального права управления транспортными средствами, совершило административное правонарушение, предусматривающее лишение права управления транспортными средствами, то оно освобождается от административной ответственности, тем самым не является субъектом данного вида правонарушений.

Субъектом административного правонарушения в области дорожного движения, на наш взгляд, является физическое лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него водительское удостоверение всех категорий или только определенной категории либо такой документ отсутствует вообще, и достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет, а соответственно, и несет ответственность за совершенное правонарушение.

Данный подход к назначению административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами не в полной мере урегулирован, поскольку необходимо разграничить понятия "право управления транспортным средством", как основание для допуска у управлению транспортным средством соответствующей категории, и понятие "право управления транспортным средством", как один из элементов права собственности на транспортное средство - право пользования.

В сфере определения правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения действуют различные международные договоры РФ. Среди которых международное значение имеет Конвенция о дорожном движении, подписанная 8 ноября 1968 г. в г. Вене. Названная Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII <2>.

<2> Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.). От имени СССР Конвенция подписана 8 ноября 1968 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII с оговорками и заявлениями. Ратификационная грамота СССР сдана на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций 7 июня 1974 г. Настоящая Конвенция вступила в силу 21 мая 1977 г.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 385.

На основании п. 1 ст. 41 данной Конвенции о дорожном движении каждый водитель автомобиля должен иметь водительское удостоверение. Российская Федерация приняла на себя обязательство обеспечить, чтобы водительские удостоверения выдавались только после проверки компетентными органами наличия у водителя необходимых знаний и навыков; лица, уполномоченные проводить эту проверку, должны иметь надлежащую квалификацию; содержание и порядок проведения как теоретических, так и практических экзаменов регламентируются национальным законодательством.

В национальном законодательстве должны быть предусмотрены требования для получения водительского удостоверения. В частности, в нем должны определяться минимальный возраст для получения водительского удостоверения, требующееся состояние здоровья и условия для успешной сдачи теоретического и практического экзаменов.

Статьей 8 выше указанной Конвенции признается, что каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя. Водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством. Водитель механического транспортного средства должен иметь знания и навыки, необходимые для управления транспортным средством.

Из изложенного в Конвенции постулата, следует, что водительское удостоверение выдается физическому лицу, обладающему необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Внесенные изменения в ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" <3> предусматривают, что в Российской Федерации устанавливаются категории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право управления транспортными средствами (ч. 1). Данное специальное право предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при условии, что лицо достигло установленного возраста, не имеет медицинских противопоказаний и прошло соответствующее профессиональное обучение (ч. 2).

<3> Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2319.

В силу п. 1.2 Правил дорожного движения РФ <4> водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством.

<4> Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

Таким образом, международные договоры РФ и Правила дорожного движения РФ предусматривают, что водитель - это лицо которое управляет каким-либо транспортным средством, тем самым, на наш взгляд, уже наделен правом управления транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него водительское удостоверение либо оно отсутствует.

Вышеуказанная точка зрения выражена в Определении Конституционного Суда России от 8 июля 1999 г. N 118-О, где указано, что приобретение права на управление транспортными средствами и основания его прекращения являются условием реализации конституционного права собственности, в данном случае - на транспортное средство.

Согласно Конституции РФ <5> в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом все формы собственности; право частной собственности относится к основным правам человека и подлежит защите со стороны государства наряду с другими правами и свободами человека и гражданина.

<5> Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

Исходя из этого ст. 35 Конституции РФ предписывает, что право частной собственности охраняется законом (ч. 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3) <6>.

<6> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г., 13 мая 2004 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Приведенным положениям Конституции РФ, выражающим один из основополагающих аспектов верховенства права - общепризнанный в демократических государствах принцип неприкосновенности собственности, выступающий гарантией права собственности во всех его составляющих.

Обращаясь к вопросу о защите права собственности лиц, лишенных возможности пользоваться и распоряжаться своим имуществом в связи с ограничениями, возлагаемыми на них как на собственников федеральным законом, Конституционный Суд РФ сформулировал следующие правовые позиции <7>.

<7> Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона РФ от 28 декабря 2010 г. N 8-ФКЗ) // СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

Кроме этого, в силу п. 1 ст. 223 Гражданского кодекса РФ <8> право собственности у приобретателя вещи (транспортное средство) по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

<8> Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Данная норма в полной мере распространяется на транспортные средства, поскольку их отчуждение не подлежит государственной регистрации (п. 2 указанной выше статьи). Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 <9> предусмотрена регистрация собственниками или владельцами автотранспортных средств в целях обеспечения полноты их учета. Отсутствие регистрации транспортного средства в органах ГИБДД, за тем или иным лицом, или отсутствие водительского удостоверения само по себе не свидетельствует об отсутствии у лица конституционного права собственности, то есть владения, пользования и распоряжения транспортным средством.

<9> Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 февраля 2002 г., 7 мая 2003 г., 12 августа 2004 г., 26 июля 2008 г., 20 августа 2009 г.) // СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1999.

Таким образом, право управления транспортным средством как одно из составляющих права собственности является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения.

Представляется, что речь, прежде всего, идет о восприятии естественно-правовых представлений о правах человека на право управления транспортным средством, под которыми изначально, как нам представляется, понимается право собственности, принадлежащие каждому человеку как члену гражданского общества.

Соответственно, принимая во внимание вышеизложенное, можно с уверенностью говорить о реализации принципа административного права о неотвратимости наказания. А также норм международного права о том, что за грубое злоупотребление своим правом на управление транспортным средством, лицо может быть лишено этого права <10>.

<10> Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.). От имени СССР Конвенция подписана 8 ноября 1968 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII с оговорками и заявлениями. Ратификационная грамота СССР сдана на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций 7 июня 1974 г. Настоящая Конвенция вступила в силу 21 мая 1977 г. / Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 385.

Таким образом, применение нормы, изложенной в ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ не соответствует международным конвенциям и Конституции РФ, поскольку в правоприменительной практике идет отождествление специального права управления транспортным средством соответствующей категории с конституционным правом человека и гражданина РФ на владение, пользование и распоряжение транспортными средствами, что, на наш взгляд, недопустимо.

Необходимо также иметь в виду, что применение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами предполагает не только лишения специального права управления транспортными средствами именно этой категории, но и иных категорий транспортных средств, а также тракторов, самоходных и иных машин.

Соответственно, назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством должно применяться ко всем лицам, вне зависимости от того, предоставлено ли ему специальное право управления именно этой категории транспортных средств или иной категории, поскольку право управления транспортными средствами является неотъемлемым правом гражданина.

Библиографический список

  1. Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.). От имени СССР Конвенция подписана 8 ноября 1968 г. и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII с оговорками и заявлениями. Ратификационная грамота СССР сдана на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций 7 июня 1974 г. Настоящая Конвенция вступила в силу 21 мая 1977 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 385.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
  3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.

References (transliteration)

  1. Konventsiya o dorozhnom dvizhenii (Vena, 8 noyabrya 1968 g.). Ot imeni SSSR Konventsiya podpisana 8 noyabrya 1968 g. i ratifitsirovana Ukazom Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 29 aprelya 1974 g. N 5938-VIII s ogovorkami i zayavleniyami. Ratifikatsionnaya gramota SSSR sdana na khranenie General'nomu sekretaryu Organizatsii Ob'edinennykh Natsii 7 iyunya 1974 g. Nastoyashchaya Konventsiya vstupila v silu 21 maya 1977 g. // Sbornik deistvuyushchikh dogovorov, soglashenii i konventsii, zaklyuchennykh s inostrannymi gosudarstvami. Vyp. XXXIII. M., 1979. S. 385.
  2. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30 dekabrya 2001 g. N 195-FZ (v red. Federal'nogo zakona ot 7 maya 2013 g. N 98-FZ) // SZ RF. 2002. N 1 (ch. I). St. 1.
  3. Federal'nyi zakon ot 10 dekabrya 1995 g. N 196-FZ "O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya" // SZ RF. 1995. N 50. St. 4873.