Мудрый Юрист

Переход на мсфо в России: особенности оценки активов и обязательств

Чибисов Роман Викторович, генеральный директор Swiss Appraisal, Russia & CIS, MBA (г. Москва).

Автор статьи анализирует мировую практику перехода с национальных стандартов финансовой отчетности на международные, в частности этапы перехода на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в России и процесс адаптации МСФО к российской действительности. Рассматривает особенности МСФО (IFRS) 13 - обновленную трактовку понятия "справедливая стоимость" и дополнительные требования к раскрытию информации. Описывает процесс взаимодействия заказчика, оценщика и аудитора, по результатам которого подготавливается отчет об оценке справедливой стоимости активов и обязательств, необходимый для их постановки на баланс. Для снижения трудозатрат бухгалтеров и аудиторов полагает целесообразным привлекать независимого оценщика при переходе компании на МСФО.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, МСФО, справедливая стоимость, раскрытие информации.

Adoption of IFRS in Russia: aspects of assets and liabilities valuation

R.V. Chibisov

The author analyzes the worldwide practice of transition from national standards to international financial reporting, in particular, the stages of transition to International Financial Reporting Standards (IFRS) in Russia and the adaptation of IFRS to the Russian reality. Considers features of IFRS (IFRS) 13 - an updated interpretation of the concept of "fair value" and requires additional disclosures. Describes the process of interaction between the customer, the appraiser and the auditor, the results of which prepared a report on the fair value of assets and liabilities necessary for them on the balance sheet. To reduce the labor costs of Accountants and Auditors considers appropriate to engage an independent appraiser of the transition to IFRS.

Key words: International Financial Reporting Standards, IFRS, fair value, disclosures.

Датой принятия международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) в России можно считать 25 ноября 2011 года, когда был подписан и опубликован Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 года N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации". Согласно этому Приказу и Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" годовую финансовую отчетность по МСФО обязаны предоставлять все кредитные и страховые организации, а также публичные компании, ценные бумаги которых участвуют в торгах, а отчетность за 2012 год должна быть предоставлена не позднее 30 апреля 2013 года и опубликована не позднее 31 мая 2013 года. Изменение финансовой политики компаний предполагает решение множества задач, влияющих на результаты отчетности, среди которых важное значение имеют проведение качественной справедливой оценки активов и обязательств и их постановка на баланс в соответствии с МСФО.

За последние полтора десятка лет мировая система регулирования бухгалтерского учета претерпевала серьезные изменения. Россия - не первая страна, переходящая с национальных стандартов на международные. Так, например, в 2005 году на МСФО перешел Европейский союз (далее - ЕС), в 2006 году - Китай, в 2008 году - Япония (в ряде небольших стран ЕС - Латвия, Мальта и другие - МСФО являются и национальными стандартами). С 2012 года отчетность по МСФО начинают вводить в России, а с 2013 года - в Тайване и Казахстане. Российские компании могут смело пользоваться опытом перехода на МСФО зарубежных стран, а именно учитывать особенности применения стандартов, подходов к взаимодействию между заказчиками, оценщиками и аудиторами, а также особенности оценки справедливой стоимости активов и обязательств по Международным стандартам оценки (МСО) [3].

Обращаясь к опыту перехода на МСФО в Европе, необходимо отметить, что период формирования стандартов, их интерпретации для европейского рынка, согласования финансовыми институтами был довольно длительным и не всегда простым. Так, в 2000 году Европейская комиссия выступила с инициативой, одобренной в том же году Европарламентом, о переходе к 2005 году всех европейских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на биржах, к составлению и представлению консолидированной (сводной) отчетности по МСФО. В мае 2002 года Европейский совет по экономическим и финансовым делам и Комитет по регулированию финансовой отчетности обсуждали рекомендации по переходу на МСФО, выпущенные Европейской консультативной группой по финансовой отчетности (далее - ЕКГФО), и, наконец, к ноябрю 2005 года приняли МСФО. Это означало, что по крайней мере 7000 крупнейших европейских компаний стали применять МСФО. Кроме того, в 1999 году Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Security Commission, IOSCO) рекомендовала МСФО для применения в целях листинга на биржах, что также способствовало существенному укреплению авторитета Комитета по международным стандартам финансовой отчетности и появлению новых приоритетов в его деятельности.

Переход европейских компаний на международные стандарты финансовой отчетности не обошелся без сложностей. В Европе достаточно серьезное затруднение вызвало принятие МСФО 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации" и МСФО 39 "Финансовые инструменты. Порядок учета и оценки финансовых инструментов", которые потенциально могли оказать негативное влияние на Европу. На согласование двух стандартов потребовались около двух лет, и в 2004 году, после заявления HSBC о намерении принять стандарты МСФО 39 в полном объеме, ЕКГФО выпустила финальные рекомендации.

В Китае выбрали другую схему перехода на МСФО. Принимая эти стандарты, органы финансового регулирования КНР не внедряли большое количество рекомендаций с жесткими требованиями применения стандартов, а опубликовали лишь несколько интерпретационных документов, что позволяет финансистам более "творчески" подходить к составлению финансовой отчетности. А это, в свою очередь, приводит к тому, что МСФО незначительно отличаются от китайских национальных стандартов. Кроме того, КНР - едва ли не единственная страна, министерство финансов которой организовало обучение сотрудников финансовых департаментов компаний работе по МСФО.

В Тайване компании первого эшелона, к которым относятся листинговые компании и финансовые учреждения, подконтрольные Комиссии по финансовому надзору этой страны, за исключением кредитных кооперативов, компаний - эмитентов кредитных карт и страховых посредников, обязаны составлять отчетность по МСФО с 1 января 2013 года. Компании второго эшелона (частные публичные компании, кредитные кооперативы и компании - эмитенты кредитных карт) обязаны предоставлять отчетность по МСФО с 1 января 2019 года, хотя допуск к применению МСФО уже есть с 2013 года. Для реализации перехода на МСФО компании должны подготовить и представить планы перехода на МСФО и план результата такого перехода. Также создается специализированный внутренний регулирующий орган для подготовки к переходу на МСФО.

В условиях современной глобализации переход на Международные стандарты финансовой отчетности видится неизбежным. Очевидно, что в таких условиях применение общих стандартов во всем мире будет иметь следующие положительные последствия:

В России также разработан поэтапный план перехода на МСФО, принятый регуляторами финансовых рынков, в частности Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной службой по финансовым рынкам, Центральным банком Российской Федерации и экспертным органом по МСФО. Этапы перехода на МСФО включали перевод стандартов МСФО, разъяснений к ним, определение возможности применения международных стандартов к российским компаниям, работу с возражениями по стандартам и в итоге их принятие и опубликование, что и было сделано в 2011 году.

Переход на МСФО в России, как и за рубежом, не всегда предполагает полный отказ от ведения отчетности по Российскими стандартами бухгалтерского учета (далее - РСБУ) или по национальным стандартам той или иной страны. Существуют два способа получения отчетности по МСФО:

Чтобы вести отчетность по международным стандартам, компаниям зачастую необходимо прибегать к помощи финансовых консультантов - аудиторов, оценщиков, налоговых экспертов и т.п. Привлекая профессиональных оценщиков при переходе на МСФО, заказчик решает основную задачу - оценку основных средств (ОС) при первом применении МСФО (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности". Регулируется такая оценка МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (в этом документе стандартизируются вопросы оценки активов и обязательств).

Главная особенность МСФО (IFRS) 13 - обновленная трактовка понятия "справедливая стоимость". До принятия МСФО (IFRS) 13 определение справедливой стоимости было следующим: "сумма, за которую можно приобрести актив или погасить обязательство в результате сделки между хорошо осведомленными, не зависящими друг от друга сторонами, желающими совершить такую сделку". После принятия МСФО (IFRS) 13 справедливая стоимость - это "сумма, которая была бы получена от продажи актива или уплачена при передаче обязательства при обычной сделке между участниками рынка на дату оценки".

Нюансы определения справедливой стоимости состоят в следующем:

Существуют некоторые особенности оценки справедливой стоимости, которые отличаются от определения рыночной стоимости в федеральных стандартах оценки или отсутствуют в них, в частности:

Руководство, представленное в стандарте МСФО (IFRS) 13, включает расширенные требования к раскрытию информации, что может значительно увеличить объем работы для компаний, готовящих отчетность.

МСФО (IFRS) 13 устанавливает иерархию справедливой стоимости, которая распределяет по трем уровням исходные данные для методов оценки, используемых для оценки справедливой стоимости. Иерархия справедливой стоимости отдает наивысший приоритет котируемым ценам (без поправок) на активных рынках для идентичных активов или обязательств (исходные данные 1-го уровня) и низший приоритет - ненаблюдаемым исходным данным (исходные данные 3-го уровня) (см. [4]).

Информация, подлежащая раскрытию:

Как уже было сказано, обращение к финансовым консультантам практически неизбежно. Когда дело касается оценки для целей МСФО, то чаще всего независимые оценщики ведут переговоры не только непосредственно с заказчиками, но и с их аудиторами. Процесс взаимодействия заказчика, оценщика и аудитора включает 5 этапов:

  1. выбор оценщика одним из двух способов:
  1. анализ объема работы, включающий количество и вид оцениваемых активов и обязательств, выбор методологии и согласование подходов к оценке с заказчиком и его аудитором;
  2. проведение оценки;
  3. согласование предварительных результатов оценки, включающее обсуждение основных выводов и предварительных результатов с заказчиком и его аудитором;
  4. подготовка отчета об оценке, соответствующего международным и федеральным стандартам оценки. При необходимости презентация результатов оценки перед заказчиком и его аудитором.

В результате оценки основных средств при переходе на МСФО компании получают справедливую стоимость своих активов и обязательств, постановка на баланс которых осуществляется уже на основе международных принципов бухгалтерского учета. Это способствует успешной интеграции российских компаний в мировую экономику, а прозрачность корпоративной отчетности приводит к надлежащему раскрытию информации перед акционерами и большей инвестиционной привлекательности для зарубежных инвесторов.

В заключение необходимо отметить, что привлечение независимого оценщика не всегда является обязательным этапом перехода компаний на МСФО, но всегда целесообразно с точки зрения снижения трудозатрат как бухгалтеров, так и аудиторов. Оценка основных средств при переходе на МСФО независимым оценщиком наиболее эффективно отражает стоимость активов и обязательств, что является необходимым для ведения объективно отражающей финансовое состояние и стоимость основных средств отчетности.

Литература и информационные источники

  1. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2011 года N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" // URL: http://www.minfin.ru/ common/img/uploaded/ library/2012/08/ 106n_ot_18.07.12.PDF.
  2. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" // URL: http://www.rg.ru/ 2010/07/30/ finotchet-dok.html.
  3. Международные стандарты оценки 2007 / Пер. И. Артеменкова, А. Артеменкова, Г. Микерина, Н. Павлова. М.: Российское общество оценщиков, 2007.
  4. Валеев А. Пособие по МСФО для специалистов в области бухгалтерского учета и отчетности // URL: www.bankir.ru/ technology/ vestnik/ uchebnye-posobiya-po-msfo.