Мудрый Юрист

Институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства

Францифоров Ю.В., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса Саратовской государственной юридической академии.

Несмачная Н.В., аспирант кафедры уголовного процесса Саратовской государственной юридической академии.

В статье исследуется институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, который включает в себя международную и внутригосударственную правовые системы, основанные на принципах и нормах международного и национального права.

Ключевые слова: выдача лиц, совершивших преступление, институт выдачи лица для уголовного преследования, международное сотрудничество по борьбе с преступностью, оказание правовой помощи.

The article studies the institute of extradition of a person for criminal prosecution or execution of the sentence in the framework of international cooperation in criminal proceedings, which includes international and domestic legal systems based on the principles and norms of international and national law.

Key words: extradition of persons who committed a crime, institute for the extradition of persons for criminal prosecution, international cooperation in fighting crime, provide legal assistance.

Институт выдачи лица - это форма международного сотрудничества, осуществляемая для оказания правовой помощи по уголовным делам, затрагивающая государственный суверенитет и представляющая собой деятельность органов и должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства на основании международного договора или письменного обязательства Генерального прокурора РФ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Институт выдачи является комплексным правовым явлением, так как в основе его лежат две самостоятельные правовые системы: международное и внутригосударственное право, которые тесно взаимодействуют между собой.

Выдаче лиц, совершивших преступление на территории какого-либо государства, в рамках международного сотрудничества по борьбе с преступностью отводится особая роль: "Посредством подобной формы международного сотрудничества на практике достигается почти универсальная система защиты самых значимых общих ценностей и обеспечиваются серьезные гарантии того, что виновные в совершении тяжких преступлений будут наказаны независимо от того, где они находятся, и того, компетентно ли государство, в котором они скрываются... привлечь их к уголовной ответственности" <1>.

<1> Велчев Б. Политические преступления в международном уголовном праве // Международная жизнь. 1999. N 5. С. 79 - 80.

Институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора строится на принципе "aut dedere aut judicare", означающем, что лицо, совершившее преступление, должно понести суровое наказание в стране, где оно было задержано, либо в стране совершения преступления, либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления <2>.

<2> Михайлов В.А. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: Монография. М., 2011. С. 172.

Следует отметить, что на данный момент нет дефиниции "выдача лица" для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора. Однако ученые дискутируют на эту тему, предлагая разные научные определения данного словосочетания.

По мнению профессора М.Д. Шаргородского, "выдача - это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или применения к нему наказания" <3>.

<3> Шаргородский М.Д. Выдача преступников и право убежища в международном праве // Вестник Ленинградского университета. 1947. N 8. С. 24.

В.К. Звирбуль и В.П. Шупилов, в основном соглашаясь с М.Д. Шаргородским, дали свое определение: "Выдача преступников - это акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства, заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для приведения в исполнение вынесенного приговора" <4>.

<4> Звирбуль В.К., Шупилов В.П. Выдача уголовных преступников. М.: Юридическая литература, 1974. С. 6, 11.

Такое определение соответствует действительности, поскольку процедура выдачи всегда регламентируется совокупностью национальных норм уголовного, уголовно-процессуального и иных смежных отраслей права обеих договаривающихся стран, правил международного права и международными договорами.

Профессор Р.М. Валеев определяет институт выдачи как основанный на международных договорах и общепризнанных нормах и принципах международного права акт правовой помощи, состоящий в передаче обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, требующему его передачи государству, на территории которого требуемое лицо совершило преступление или гражданином которого оно является, или государству, потерпевшему от преступления, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения к исполнению приговора <5>. Точка зрения Р.М. Валеева, связанная с выдачей лица, дополняется и другими учеными. Так, по мнению профессора Т.Н. Москальковой, "под выдачей понимается возвращение лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству, на территории которого им было совершено преступление или гражданином которого оно является, в целях осуществления в отношении его расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест данного обвиняемого или подозреваемого" <6>.

<5> Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976; Международное уголовное право / Под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999. С. 28 - 29.

КонсультантПлюс: примечание.

Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева) включен в информационный банк согласно публикации - Спарк, 2002.

<6> Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 783 - 784.

Профессор И.И. Лукашук отмечает, что "под выдачей (или экстрадицией) в международном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора" <7>.

<7> Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997. С. 261.

Наиболее общим и распространенным определением выдачи лица является следующее: "Институт выдачи представляет собой совокупность нормативных предписаний, регламентирующих передачу лица, совершившего преступление, одним (запрашиваемым) государством другому (запрашивающему) государству для привлечения к уголовной ответственности и (или) отбывания наказания" <8>.

<8> Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // Законность. 2005. N 1. С. 24.

Рассмотрев различные точки зрения, касающиеся выдачи лица, для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, мы предлагаем авторское определение выдачи лица как основанную на принципах и нормах международного и национального права, в соответствии с международным договором или письменным обязательством Генерального прокурора РФ процедуру передачи для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора в отношении лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится данное лицо, государству, на территории которого было совершено преступление, либо государству, которое в наибольшей степени пострадало от преступного деяния, а также государству, гражданином которого является данное лицо, для осуществления в отношении его расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест данного лица.

Следует отметить, что вопросы, касающиеся выдачи лица, регулируются многосторонними и двусторонними международными конвенциями и договорами о правовой помощи, в которых договаривающимися сторонами определяются условия и порядок осуществления выдачи лиц, совершивших преступление. Таковыми являются, например, Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с двумя Дополнительными протоколами 1975 и 1978 гг., Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г., Минская конвенция 1993 г., Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче 1995 г., Кишиневская конвенция 2001 г., а также национальное законодательство договаривающихся государств. В Российской Федерации ими являются: ст. ст. 15, 61, 63 Конституции РФ, ст. 13 УК РФ, УПК РФ, в котором данному вопросу посвящена глава 54 "Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора". В этой главе определяются общие правила экстрадиции и полномочное учреждение или должностное лицо, которые решают вопросы, связанные с выдачей лица.

Нельзя не упомянуть о том, что наряду с указанными нормативно-правовыми документами на практике применяется международная вежливость, согласно которой удовлетворение запроса о выдаче является актом добровольного решения одного государства по отношению к другому, в том числе в расчете на взаимное оказание такого рода правовой помощи <9>.

<9> Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 137.

Целью выдачи лица, находящегося на территории иностранного государства, является уголовное преследование лица, обвиняемого в совершении преступления, за совершение которого предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года либо исполнение приговора, предусматривающего наказание в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкое наказание, в отношении лица, не отбывшего данное наказание.

Субъектами, в отношении которых Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче, являются: подозреваемый, который задержан по подозрению в совершении преступления, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения, либо который уведомлен о подозрении в совершении преступления; обвиняемый, в отношении которого на территории РФ по уголовному делу вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого; подсудимый, если он скрылся на территории иностранного государства в ходе рассмотрения уголовного дела судом РФ до вынесения приговора; а также осужденный, который покинул пределы РФ после вынесения российским судом обвинительного приговора и вступления его в силу.

Некоторые авторы, например А.Н. Косарева <10>, не относят подозреваемого к субъектам выдачи. Это суждение не соответствует действительности, поскольку процессуальный порядок выдачи включает в себя: основания выдачи и отказа в выдаче лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления либо осужденного за его совершение; процессуальную форму запроса о выдаче; процедуру направления и исполнения международного запроса о выдаче; основания и порядок задержания и заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого, осужденного, которые подлежат выдаче; процедуру передачи выдаваемого лица одним государством другому.

<10> Косарева А.Н. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском судопроизводстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 12.

Условия рассмотрения государством вопроса о выдаче лица включают в себя полномочия, закрепленные национальным законодательством запрашивающего государства, осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении лица, выдача которого необходима, а также выдача которого возможна лишь за совершенное уголовно наказуемое преступление, в соответствии с законодательством обоих государств. Лицо, выдаваемое государством, может быть гражданином того государства, на территории которого он совершил преступное деяние, государства, где он находится, третьего государства, а также лицом без гражданства.

Как международным, так и внутренним законодательством РФ определяется, что для направления запроса о выдаче подозреваемого, обвиняемого, осужденного органами расследования должны быть установлены событие преступления, время и место его совершения, полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, его личные данные; собраны достаточные доказательства, изобличающие лицо, подлежащее выдаче, в совершении преступления; вынесены постановление о привлечении подлежащего выдаче лица в качестве обвиняемого либо приговор, вступивший в законную силу (ч. 4 ст. 460 УПК РФ).

Одним из главных вопросов, которые подлежат тщательному выяснению при рассмотрении полученного запроса о выдаче или при направлении запроса, является установление гражданской принадлежности запрошенного к выдаче лица, так как в большинстве государств запрещена выдача своих граждан, хотя в некоторых странах она и допускается. В Российской Федерации в соответствии со ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству.

Но невыдача своего гражданина не означает, что он останется безнаказанным. В таких случаях запрашивающее государство может потребовать у Генерального прокурора РФ поставить перед соответствующим следственным органом вопрос о возбуждении уголовного дела или об осуществлении уголовного преследования в отношении данного лица. При этом запрашивающее государство должно предоставить в Генеральную прокуратуру РФ все имеющиеся у них вещественные доказательства, документы и другую информацию, которая имеет значение по расследуемому уголовному делу. После проведения расследования и разрешения уголовного дела в суде Генеральная прокуратура РФ должна проинформировать запрашивающее государство о результатах.

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ст. 65 Конституции РФ). Аналогичная норма о политическом убежище закреплена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и в Декларации о территориальном убежище 1967 г. Следовательно, выдача лица, которому государством предоставлено политическое убежище, не допускается.

Существуют случаи, когда поступают запросы от нескольких договаривающихся государств о выдаче одного и того же лица. В этом случае запрашиваемое государство самостоятельно принимает решение о том, чей запрос подлежит удовлетворению. При этом для принятия решения оно должно учитывать все обстоятельства, указанные в ст. 17 Европейской конвенции о выдаче, а именно: тяжесть преступления, место его совершения, дата поступления запросов, гражданство лица, возможность его последующей выдачи другому государству.

Право на выдачу является суверенным правом каждого государства. В соответствии с общепризнанной точкой зрения выдача лица - это именно право государства, а не его обязанность. Поэтому в договорах, а также внутреннем законодательстве содержатся основания, при наличии которых выдача производиться не будет.

Ученые различают два вида оснований отказа в выдаче: абсолютные (при наличии которых выдача не производится) и относительные (когда вопрос оставлен на усмотрение правоохранительных органов запрашиваемого государства) <11>.

<11> Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. М.: Статут, 2010. С. 235.

Выдача не допускается: в случаях, указанных выше (если лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином запрашиваемого государства; лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище); в отношении указанного в запросе лица на территории запрашиваемого государства за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу; имеется вступившее в законную силу решение суда о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с внутренним законодательством и международными договорами; уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию; деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением.

Таким образом, институт выдачи лица, для уголовного преследования или исполнения приговора в рамках международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является комплексным правовым явлением, поскольку включает в себя международную и внутригосударственную правовые системы, основанные на принципах и нормах международного и национального права, в основе которых лежит процедура передачи для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора в отношении лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится данное лицо, государству, на территории которого было совершено преступление, либо государству, которое в наибольшей степени пострадало от преступного деяния, а также государству, гражданином которого является данное лицо, для осуществления в отношении его расследования и правосудия, а также предшествующие передаче розыск, задержание и арест данного лица.

Список использованной литературы

  1. Велчев Б. Политические преступления в международном уголовном праве // Международная жизнь. 1999. N 5.
  2. Михайлов В.А. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: Монография. М., 2011.
  3. Шаргородский М.Д. Выдача преступников и право убежища в международном праве // Вестник Ленинградского университета. 1947. N 8.
  4. Звирбуль В.К., Шупилов В.П. Выдача уголовных преступников. М.: Юридическая литература, 1974.
  5. Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976; Международное уголовное право / Под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999.

КонсультантПлюс: примечание.

Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева) включен в информационный банк согласно публикации - Спарк, 2002.

  1. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2004.
  2. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997.
  3. Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // Законность. 2005. N 1.
  4. Волженкина В.М. Применение норм международного права в российском уголовном процессе (проблемы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
  5. Косарева А.Н. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском судопроизводстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.
  6. Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право. М.: Статут, 2010.