Мудрый Юрист

Приобретение внешних ценных бумаг

Алексей Родионов, адвокат Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

В последнее время российские компании активно участвуют в покупке иностранных активов (например, существует большой интерес к предприятиям Украины). Однако большинство таких сделок идет через офшорные компании, в том числе и потому, что отсутствует понимание валютного регулирования таких операций.

Новые возможности

С середины 2004 года на территории Российской Федерации действует (за исключением ряда положений) новый Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), который значительно изменил ранее действовавший порядок совершения валютных операций, в том числе в части порядка приобретения российскими юридическими и физическими лицами (резидентами) внешних ценных бумаг.

Имеющаяся практика свидетельствует о том, что в настоящий момент в российском бизнес-сообществе нет единого понимания тех возможностей, которые появились со вступлением в силу Закона. В частности, большинство сделок с внешними ценными бумагами до сих пор совершаются через иностранные аффилированные структуры российских компаний.

Более того, на состоявшейся 24 марта 2005 г. встрече Президента РФ с представителями крупного бизнеса поднимался вопрос о необходимости отмены индивидуальных разрешений Центрального банка РФ (ЦБ РФ) на совершение российскими организациями валютных операций при приобретении долей участия (или акций) в уставных капиталах иностранных компаний, в то время как обязанность по получению указанных разрешений ЦБ РФ утратила свою силу с момента вступления в силу Закона (Закон о валютном регулировании в принципе не предусматривает возможности их получения).

Каковы же в настоящее время ограничения валютного законодательства РФ на совершение сделок резидентов РФ с нерезидентами по приобретению внешних ценных бумаг, эмитентом которых выступают иностранные компании <*>?

<*> Регулирование валютных операций между резидентами, а также операций с внешними ценными бумагами, эмитентами которых являются резиденты, имеет свою специфику и не является предметом рассмотрения в данной статье.

В соответствии со ст. 1 Закона внешние ценные бумаги относятся к валютным ценностям, а сделки с внешними ценными бумагами - к валютным операциям, правовое регулирование которых подчиняется следующим основным принципам, установленным в ст. 4 - 5 Закона:

Из указанных выше норм следует один очень важный для приобретателя внешних ценных бумаг вывод: даже если в соответствии с Законом предусмотрена возможность установления специального порядка совершения сделок с внешними ценными бумагами, но такой порядок не установлен соответствующим нормативным актом Правительства РФ и (или) ЦБ РФ, то операция с внешними ценными бумагами совершается без каких-либо ограничений; однако даже если такой специальный порядок установлен, то он в любом случае не может предусматривать обязанность по получению какого-либо индивидуального разрешения.

По сравнению с ранее действовавшим Законом РФ от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" новый Закон о валютном регулировании предусматривает (при совершении сделки с внешними ценными бумагами) выполнение определенных универсальных правил, которые в основном могут сводиться к следующему:

Указанные выше специальные требования к порядку совершения валютных операций с внешними ценными бумагами в соответствии со ст. 26 Закона должны утратить силу с 1 января 2007 г.

Принятие нормативных актов, регулирующих порядок использования специальных счетов и резервирования денежных средств при совершении операций с внешними ценными бумагами, осуществляется ЦБ РФ, который, однако, при установлении указанных требований не вправе выходить за пределы предусмотренной Законом компетенции.

В силу п. 8 ст. 8 Закона расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внешними ценными бумагами могут осуществляться как в валюте Российской Федерации, так и иностранной валюте (если иное не установлено ЦБ РФ).

Порядок расчетов

Основными нормативными актами по данному вопросу сейчас являются Инструкция ЦБ РФ от 07.06.2004 N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов", Указание ЦБ РФ от 29.06.2004 N 1465-р "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и списании денежных средств со специальных банковских счетов" и Инструкция ЦБ РФ от 01.06.2004 N 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций".

В соответствии с ними порядок выполнения требований об использовании специальных счетов и резервировании при проведении расчетов в иностранной валюте по сделкам с внешними ценными бумагами зависит от правового статуса резидента - покупателя внешних ценных бумаг.

В случае если покупателем внешних ценных бумаг будет являться юридическое лицо (или физическое - индивидуальный предприниматель), то:

Особый интерес представляет тот факт, что первоначально при вступлении в силу Указания ЦБ РФ от 29.06.2004 N 1465-У размер резервирования по данной операции составлял 50% от суммы платежа, однако Указанием ЦБ РФ от 29.12.2004 N 1540-У был значительно уменьшен, что может свидетельствовать о либерализации подхода ЦБ РФ к регулированию валютных операций.

Физические лица вправе приобретать и отчуждать без каких-либо вышеуказанных ограничений внешние ценные бумаги на сумму до 150000 долларов США в течение календарного года (п. 9 ст. 8 Закона о валютном регулировании); для осуществления расчетов по сделкам с внешними ценными бумагами на сумму от 150000 долларов США физическое лицо обязано открыть специальный счет типа "Ф" (п. 2.1.1 и п. 2.4 Инструкции ЦБ РФ от 07.06.2004 N 116-И), при этом в настоящее время требование о резервировании для данной категории покупателей не установлено.

Условие об использовании специального счета и выполнении требования о резервировании (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) подлежит исполнению независимо от того, будет ли валютная операция по приобретению внешних ценных бумаг осуществляться непосредственно между покупателем и продавцом внешних ценных бумаг или при посредничестве брокера, поскольку согласно Инструкции ЦБ РФ от 07.06.2004 N 116-И специальные счета используются как в случае перечисления с них иностранной валюты непосредственно нерезиденту - продавцу внешних ценных бумаг, так и в случае перечисления указанных средств на счет брокера-резидента при брокерских операциях с внешними ценными бумагами.

Выполнение требования о резервировании осуществляется резидентом, приобретающим внешние ценные бумаги, путем перечисления денежной суммы, соответствующей размеру резервирования, в российских рублях по курсу ЦБ РФ на день внесения суммы резервирования (днем внесения является день принятия банком к исполнению заявления о резервировании и платежного поручения клиента). Соответствующая сумма вносится на отдельный счет в банке резидента, приобретающего внешние ценные бумаги, после чего указанный банк осуществляет перечисление суммы резервирования на счет в ЦБ РФ по учету средств резервирования (непосредственно перед истечением срока резервирования ЦБ РФ осуществляет возврат поступивших средств).

До истечения срока резервирования совершение валютных операций с внешними ценными бумагами на основании п. 7 ст. 16 Закона запрещено.

Возврат суммы резервирования осуществляется в день истечения срока резервирования путем перечисления соответствующей суммы на счет, с которого вносилась сумма резервирования, либо на иной банковский счет на основании заявления резидента.

Помимо выполнения требований об использовании специальных счетов и резервировании денежных средств на основании п. 4 ст. 23 Закона при приобретении внешних ценных бумаг резидент представляет в уполномоченный банк, через который осуществляются расчеты, относящиеся к данной валютной операции документы (порядок представления регулируется Инструкцией ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И). Как правило, в уполномоченный банк будут представляться: справка о валютных операциях, соответствующий договор, документы, идентифицирующие стороны сделки, и т.п.

Порядок приобретения внешних ценных бумаг касается исключительно случаев проведения расчетов в иностранной валюте, в то время как ст. 8 Закона допускает проведение расчетов при приобретении внешних ценных бумаг в валюте Российской Федерации.

В силу того что в настоящий момент отсутствует прямой запрет ЦБ РФ на осуществление расчетов в российских рублях при приобретении внешних ценных бумаг, можно утверждать, что указанная форма расчетов является допустимой с точки зрения действующего валютного законодательства. Более того, в силу того что ЦБ РФ не установлены требования и порядок использования специальных счетов и резервирования денежных средств при осуществлении расчетов по сделкам с внешними ценными бумагами в российской валюте, есть все основания полагать, что в указанном случае соответствующие операции совершаются без ограничений.

Однако практическая целесообразность применения названной формы расчетов является достаточно спорной, поскольку как минимум связана с необходимостью открытия нерезидентом соответствующих счетов в валюте Российской Федерации, а также, как правило, потребностью нерезидента в конвертации поступивших денежных средств в иностранную валюту.

С учетом изложенного можно сделать однозначный вывод о том, что действующий Закон (и принятые во исполнение нормативные акты) позволяет резидентам с достаточной степенью эффективности осуществлять расчеты с нерезидентами по сделкам, направленным на приобретение внешних ценных бумаг, и является значительным шагом вперед по либерализации валютного законодательства РФ.