Мудрый Юрист

Теория конституционных реформ и динамика конституционного развития чечни

Гумашвили Лабаз Элиозович, заведующий кафедрой правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического института, доцент, кандидат юридических наук.

В предлагаемой статье дается анализ поправок и изменений текста Конституции Чеченской Республики с позиций теории конституционных реформ. Их принятие было предопределено воздействием требований федерального законодательства, а также динамикой социально-политических процессов в Республике.

Ключевые слова: конституция; реформа; поправки; изменения; федерация; субъект; законодательство; Чеченская Республика.

Theory of constitutional reforms and dynamics of constitutional development of Chechnya

L.E. Gumashvili

Gumashvili Lobaz Ehliozovich, head of the Chair of Legal Disciplines of the Chechen State Pedagogical Institute, assistant professor, candidate of juridical sciences.

The proposed article provides an analysis of the amendments and modifications of the text of the Constitution of the Chechen Republic from the point of view of theory of constitutional reforms. They were predetermined by the requirements of federal law, due to the dynamics of socio-political processes in the Republic.

Key words: constitution; reform; corrections; the federation; the entity; legislation; the Chechen Republic.

В соответствии с требованиями законодательства единой страны и логики функционирования федеративного государства составной частью теории конституционных реформ должна стать теория и практика реформирования, осуществляемые в основных законах субъектов Российской Федерации. С позиций теории конституционных реформ единого федеративного государства весьма актуальными выглядят усилия по конституционному оформлению соответствия Конституции Чеченской Республики Конституции России. Дело в том, что Основной Закон Чеченской Республики принимался в сложное время действия на территории Республики контртеррористической операции (КТО), активного противостояния проявлениям сепаратизма и терроризма в регионе.

Динамичный характер экономических, политических и других социальных процессов, имевших место в послевоенной Чечне, обусловил здесь остроту конституционного развития. Известно, что конституционное развитие любого общества и государства предполагает определение форм, способов и динамики такого прогресса. Закономерно, что одним из аспектов этой проблематики является обсуждение проблем и перспектив конституционной реформы как процесса, обладающего сложными содержательными, структурными и процедурными характеристиками, затрагивающего наиболее фундаментальные основы существования и развития Чеченской Республики и нашей страны в целом.

В связи с отмеченным представляется, что следует согласиться с автором, указывающим на то, что Конституция интегрирует в себе и возводит на высший нормативно-правовой уровень основные направления и в определенной степени результаты демократического развития общества и государства в их ценностном проявлении, определяет механизмы нормативной интеграции получающих высшее признание демократических ценностей в политическую, экономическую, социально-культурную жизнь общества, его социальных групп, территориальных общностей и отдельных граждан <1>.

<1> См.: Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма, 2008. С. 18.

Неоспорима высокая социальная значимость стабильности Конституции. В связи с этим разделяем мнение о том, что "следует признать, что как сохранение существующего Основного Закона, так и конъюнктурные изменения могут быть в равной степени опасными" <2>.

<2> Киреев В.В. Политико-правовые проблемы развития теории конституционных реформ // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы Международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 10 - 13 марта 2010 г. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Издательский дом "РоЛиКС", 2010. С. 45.

Вместе с тем за относительно короткий период времени с момента принятия Конституции Чеченской Республики в нее были внесены ряд изменений. Хотелось бы остановиться на их содержании.

  1. Первые поправки к Конституции Чеченской Республики <3> были внесены по результатам референдума от 2 декабря 2007 г., оформленного Конституционным законом Чеченской Республики от 2 декабря 2007 г. N 2-РКЗ.
<3> Конституция Чеченской Республики. Гудермес: ООО "Мика", 2003.

В Предложении о поправках и пересмотре отдельных положений Конституции Чеченской Республики Президента (так называлось тогда высшее должностное лицо) Чеченской Республики указывалось: "...в целях приведения Конституции Чеченской Республики в соответствие с действующим федеральным законодательством и совершенствования органов государственной власти Чеченской Республики вношу предложения внести в Конституцию Чеченской Республики следующие поправки и пересмотреть отдельные ее положения" <4>.

<4> Вести Республики. 2007. 13 декабря.

Конституционные поправки и изменения коснулись всех разделов и глав Конституции Чеченской Республики, всего 59 статей. По сути дела, лишь преамбула Конституции осталась без изменений.

В главе 1 "Основы конституционного строя" был изменен текст ч. 1 ст. 1 редакцией: "Чеченская Республика (Нохчийн Республика) есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации". Этим самым было устранено двойственное толкование предыдущей редакции данной статьи, в которой говорилось о суверенитете Чеченской Республики, вызвавшей неоднозначное восприятие в научных кругах. Кроме того, в данной редакции отчетливо можно было определить связь названного положения с положениями ст. 5 и 65 Конституции Российской Федерации.

Часть 1 ст. 4 Конституции изложена в редакции, по которой можно определить понятие чеченского народа, под которым подразумевались граждане Российской Федерации, проживающие в Чеченской Республике. В части 4 данной статьи с учетом исключительной федеральной подведомственности закреплено положение о том, что "ответственность за присвоение властных полномочий или захват власти наступает в соответствии с федеральным законодательством". В текст ст. 5 Конституции внесено изменение с учетом отказа от бикамерализма законодательного (представительного) органа Чеченской Республики и перехода на однопалатный Парламент Чеченской Республики. Весьма четко было показано разграничение вопросов ведения федерального центра и субъекта Российской Федерации на три основные группы, а также закрепление в Конституции названия видов законов Чеченской Республики в тексте ст. 6. Представляется, что их месторасположение в структуре Конституции Чеченской Республики правильно определяет акцент конституционализма в Основном Законе субъекта в условиях федеративной государственности.

В тексте ст. 8 исключены части 3 и 4, требования которых вытекали из положений частей 3 и 4 Конституции Российской Федерации и относились к вопросам исключительного ведения федерального центра. В ст. 9 слово "закон" заменено на "законодательство". В ст. 10 исключено указание на язык межнационального общения и официального делопроизводства - русский язык. Статья 12 предлагается в более точной редакции.

В главе 2 "Права и свободы человека и гражданина", в ст. 29, 30, 36 и 56, словосочетания "граждане Российской Федерации, проживающие в Чеченской Республике" и "граждане Чеченской Республики" заменены словом "граждане". Текст ч. 3 ст. 37 предлагается в более конкретной редакции.

В главе 3 "Государственное устройство Чеченской Республики", в ч. 5 ст. 59, изъяты названия районов "Старо-Юртовский", "Галанчожский" и "Чеберлоевский". Дело в том, что большинство сел бывших районов с такими названиями и сами районные центры в ходе боевых действий оказались настолько разрушенными, что восстанавливать их в прежнем состоянии в ближайшее время не представляется возможным.

Существенные изменения были внесены в текст главы 4 "Президент Чеченской Республики". Содержание ст. 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77 отредактировано с учетом изменений, произошедших в федеральном законодательстве со времени принятия первой редакции Конституции Чеченской Республики 23 марта 2003 г. Высшее должностное лицо субъекта Федерации наделялось соответствующими полномочиями решением законодательного (представительного) органа субъекта Федерации по предложению Президента Российской Федерации.

Глава 5 "Парламент Чеченской Республики" претерпела существенные изменения, как нами отмечалось выше, в связи с переходом от бикамерализма к однопалатному Парламенту Чеченской Республики, а также в связи с уточнением названий законов Чеченской Республики, расширением полномочий Парламента Чеченской Республики по принятию Конституции Чеченской Республики. Прежняя редакция данной главы не предусматривала подобные полномочия. В соответствии с прежней редакцией текста был установлен усложненный порядок принятия Конституции Чеченской Республики - после обращения палат Парламента Чеченской Республики (Народного Собрания и Совета Республики) к Конституционному Собранию Чеченской Республики и вынесения данного вопроса на референдум Чеченской Республики, по результатам референдума. Таким образом, поправки и изменения коснулись ст. 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91.

Изменено наименование главы 6. Она названа "Правительство Чеченской Республики", что и предопределило изменения в виде надлежащего содержания ст. 92, 93, 94 и 95 данной главы.

В главе 7 "Судебная власть, прокуратура, адвокатура и нотариат" внесены изменения в ч. 3 ст. 96, ч. 3 ст. 97, п. "а" ч. 2 ст. 100 и ч. 1 ст. 104. Их тексты приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В главе 8 "Местное самоуправление" изменения коснулись ч. 1 ст. 108, ст. 109 и ч. 2 ст. 110 Конституции. В ст. 111 после слова "законами" перед словом "Республики" добавлено слово "Чеченской".

Наименование главы 9 предлагалось изменить, переименовав ее "Внесение изменений и поправок в Конституцию Чеченской Республики". Предложено новое содержание текста ст. 112.

Была дана новая редакция раздела второго "Заключительные и переходные положения".

  1. Конституционным законом Чеченской Республики от 23 июля 2010 г. N 3-РКЗ были внесены уточнения в текст нескольких статей Конституции Чеченской Республики <5> с отменой заключительных и переходных положений.
<5> Конституция Чеченской Республики (в ред. референдума Чеченской Республики от 2 декабря 2007 г.). Официальный текст. Грозный, 2008.

Раздел первый был исключен.

Важно отметить, что ч. 1 ст. 2 изложена в следующей редакции: "Источником государственной власти в Чеченской Республике является ее народ, являющийся частью многонационального народа Российской Федерации".

Произведено уточнение редакции ч. 2 ст. 4; ст. 5 - ч. 1, ч. 2; статьи 6 - в абзаце первом ч. 1, абзац второй ч. 1; ч. 2. Часть 3 ст. 6 изложена в следующей редакции: "Споры о полномочиях между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чеченской Республики, между высшими органами государственной власти Чеченской Республики, между иными органами власти Чеченской Республики решаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией, законами Чеченской Республики либо в судебном порядке". При этом часть 4 данной статьи утратила силу, а часть 6 приближена была к требованиям федерального законодательства.

Внесены редакционные уточнения в ч. 1 ст. 8, в ст. 22. В ч. 3 ст. 33 сказано: "Условия и порядок приобретения права собственности на землю и другие природные ресурсы устанавливаются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Чеченской Республики".

В ч. 3 ст. 37 указано: "Малоимущим гражданам и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации и законом Чеченской Республики категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами и порядком".

Произведены уточнения в ч. 5 ст. 40; в ч. 2 ст. 43; в ст. 50; в ч. 1 ст. 51. А ст. 58 изложена в следующей редакции: "Отношения между Российской Федерацией и Чеченской Республикой определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Чеченской Республики, а также заключенными в соответствии с федеральным законом договорами между органами государственной власти Российской Федерации и Чеченской Республики о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Чеченской Республики".

Уточнены ч. 4 ст. 59; ст. 93; ч. 2 ст. 97; ст. 98; ст. 100; ч. 1 ст. 101; ч. 1 ст. 104; ст. 109. Статья 112 содержит указания о том, что "изменения в части 5 статьи 59 Конституции Чеченской Республики, определяющие состав Чеченской Республики, вносятся на основании соответствующего конституционного закона Чеченской Республики об изменении наименования административно-территориальной единицы, статуса административно-территориальной единицы или образовании новой административно-территориальной единицы", а ч. 6 данной статьи дополнена следующим: "Конституция Чеченской Республики и конституционные законы о внесении изменений и поправок в Конституцию Чеченской Республики вступают в силу после их официального опубликования".

Раздел второй "Заключительные и переходные положения", как об этом было сказано выше, был признан утратившим силу.

  1. Конституционным законом Чеченской Республики от 2 сентября 2010 г. N 4-РКЗ <6> произведено изменение названия руководителя субъекта Российской Федерации - "Глава Чеченской Республики".
<6> Вести Республики. 2010. 2 сентября.

Таким образом, конституционные поправки и изменения в Чеченской Республике в значительной степени осуществлены под воздействием требований федерального законодательства, обусловлены динамикой социально-политических процессов в Республике. Они отражают содержательную сторону конституционных реформ в субъекте Российской Федерации и содержат богатый материал для развития теории и практики конституционных реформ нашей страны. Словом, в Чеченской Республике накоплен достаточный практический материал эволюционных конституционных изменений, и предстоит решить задачу оценки формирования специальной теоретической платформы, комплекса знаний, объясняющих суть, назначение, содержание и другие характеристики поправок и изменений Конституции, вырабатываемых в рамках теории конституционных реформ <7>.

<7> См.: Бутько Л.В. Теория конституционных реформ как научное направление // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы Международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 10 - 13 марта 2010 г. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Издательский дом "РоЛиКС", 2010. С. 49.

Литература

  1. Конституция Чеченской Республики (в ред. референдума Чеченской Республики от 2 декабря 2007 г.). Официальный текст. Грозный, 2008.
  2. Конституционный закон Чеченской Республики от 2 декабря 2007 г. N 2-РКЗ // Вести Республики. 2007. 13 декабря.
  3. Конституционный закон Чеченской Республики от 2 сентября 2010 г. N 4-РКЗ // Вести Республики. 2010. 2 сентября.
  4. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма, 2008.
  5. Бутько Л.В. Теория конституционных реформ как научное направление // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы Международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 10 - 13 марта 2010 г. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Издательский дом "РоЛиКС", 2010.
  6. Киреев В.В. Политико-правовые проблемы развития теории конституционных реформ // Современные проблемы конституционного и муниципального строительства: опыт России и зарубежных стран: Материалы международной научной конференции. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 10 - 13 марты 2010 г. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Издательский дом "РоЛиКС", 2010.