Мудрый Юрист

Офшорные зоны и теневая экономическая деятельность

Термин "офшорная зона" в общем виде подразумевает любую страну с низкой или нулевой налоговой ставкой на все или отдельные категории доходов, определенный уровень банковской или коммерческой секретности. Кроме того, большинство офшорных зон имеют относительно простые требования по лицензированию и регулированию финансовых и иных компаний и фирм.

В современной литературе термин "офшорная зона" часто ассоциируется с такими понятиями, как "налоговое убежище", "налоговая гавань". Данные понятия, на наш взгляд, относятся к различным объектам, и их отождествление нецелесообразно. В строгом смысле почти любая страна мира может рассматриваться в качестве налогового убежища в том отношении, в каком она предоставляет стимулы нерезидентным (неместным) компаниям в инвестировании капитала. Особенностью офшорной юрисдикции является не только низкий уровень налогообложения, но и распространение льготного режима на нерезидентные компании, не осуществляющие деятельность на территории юрисдикции, и, что наиболее важно, обеспечение эффективного режима финансовой секретности. Именно эти признаки являются определяющими для характеристики офшорных зон. Термин "юрисдикция финансовой секретности" более удачен для описания сочетания корпоративной и банковской секретности с налоговыми льготами.

Таким образом, отличительной особенностью офшорных зон по сравнению со многими государствами, имеющими низкую или нулевую налоговую ставку на все или определенные категории дохода и обеспечивающие определенный уровень банковской и коммерческой секретности, является наличие особых законодательных гарантий финансовой секретности и возможностей для налогового планирования.

В современной экономике важнейшей целью создания офшорных юрисдикций является привлечение финансового бизнеса. Швейцария представляет собой первую современную модель юрисдикции финансовой секретности, созданную в качестве убежища для иностранного капитала и являющуюся центром обмена денег. В XVIII в. Городской совет Женевы (Швейцария) принял закон, который требовал от банкиров вести учет счетов своих клиентов, но запрещал им раскрывать этот учет кому бы то ни было без четко выраженного согласия Городского совета. Введение в силу швейцарского Закона о банковской секретности в 1934 г. (пересмотренного в 1971 г.) обеспечило Швейцарии место в мировой финансовой секретности. Миллиарды долларов европейского богатства хранились в безопасности в швейцарских банках во время Второй мировой войны.

В последнее время другие страны ввели в силу законы о секретности по образу и подобию швейцарских и стали конкурировать за привлечение международных капиталов. Многие страны налоговых убежищ рассматривают финансовый бизнес в качестве относительно стабильного источника доходов и активно развивают его. Для многих островных государств, не располагающих конкурентными преимуществами, данный вид деятельности является доступным способом привлечения ресурсов для экономического развития.

Каймановы острова, например, являются в последнее время самыми быстрорастущими и наиболее выдающимися среди новых юрисдикций финансовой секретности. Они превратились в одно из крупнейших налоговых убежищ мира. Сегодня там зарегистрировано 18000 корпораций, что превышает количество местных жителей. Кайманские правительственные должностные лица считают, что через конфиденциальные банковские счета ежегодно проходят 10 миллиардов долларов.

Не секрет, что офшорные юрисдикции представляют широкие возможности для достижения как законных, так и незаконных целей практически неограниченному кругу лиц в любом регионе мира. Наиболее типичные мотивы использования этих возможностей следующие:

Наиболее важным фактором, благоприятствующим совершению преступлений, является режим финансовой секретности. Он создает благоприятные условия для эффективной маскировки следов совершения преступлений. В распоряжении преступников появляются эффективные инструменты противодействия деятельности правоохранительных органов по документированию фактов сокрытия доходов, анализу денежных потоков и выявлению источников финансовых фондов. Офшорные юрисдикции используются для придания законности незаконной экономической деятельности. В структуре мотивов криминального использования офшорных зон можно условно выделить две группы: имеющие целью совершение или сокрытие налоговых преступлений и связанные с совершением и сокрытием иных экономических преступлений.

Офшорные юрисдикции открывают возможности для бесчисленного множества схем уклонения от налогов. Большинство их предполагает использование в основном различных типов общих компаний, а также офшорных трастов, офшорных банков, офшорных страховых компаний и других специализированных компаний.

Простейшая схема офшорных операций, имеющих налоговую мотивировку, основывается на использовании универсального принципа налогового законодательства, в соответствии с которым обязательному налогообложению подлежат те доходы, источник которых находится на территории данного государства. В тех случаях, когда источник дохода находится за рубежом или локализован недостаточно определенно, он может исключаться из сферы налоговой ответственности в данной юрисдикции.

Мотивы, связанные с совершением экономических неналоговых преступлений, - контрабанда наркотиков, накопление и отмывание нелегальных доходов.

Офшорные юрисдикции стали сегодня важным компонентом процесса отмывания денег. Отмывание денег через офшорные банковские убежища позволяет многочисленным компаниям конвертировать преступную прибыль в легальные доллары. Миллионы наркодолларов и доходов от другой теневой деятельности отмываются через офшорные организации, а затем переводятся через трасты, фиктивных лиц и так далее для приобретения недвижимости и законного бизнеса. А всего, по оценкам Международного валютного фонда, ежегодно отмывается около 600 млрд. долл., полученных незаконным путем <*>.

<*> См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право. М., 2000. С. 174.

Сама природа офшорных юрисдикций, стремление к обеспечению анонимности, конфиденциальности, безопасности бизнеса и гарантий капиталовложений, к сожалению, становится благодатной почвой для процветания мошенничества. Для нашей страны эта проблема стала актуальной в 1990-х гг., когда с началом рыночных реформ экономика России стала открытой для воздействия со стороны всех факторов развития мировой экономики, в том числе офшорного бизнеса.

В недалеком прошлом основной офшорной зоной для российских бизнесменов был Кипр. Так, по данным Счетной палаты России, на Кипре было создано около 4 тыс. предприятий, из которых лишь 40 внесены в реестр Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики России. Всего же, по оценкам специалистов этого Министерства, в офшорных зонах создано около 60 тыс. предприятий с российским участием, на счетах которых концентрируется нелегально вывезенный из России капитал.

Еще десять лет назад проблемы офшорного бизнеса практически были совершенно неактуальны для нашей страны: экономическая система в целом была закрытой, государство обладало монополией на все внешнеэкономические операции, о свободной конвертации валют не было и речи. В 1990-х гг. ситуация кардинально изменилась: сегодня практика использования офшорных юрисдикций и ведение операций с вовлечением офшорных зон - каждодневное дело для многих российских предприятий и бизнесменов.

Специального законодательства, регулирующего офшорное направление, в России нет. Что же касается регистрации офшорных компаний и самих финансовых потоков в офшорные финансовые центры, то эти процедуры предусмотрены определениями валютных операций, сформулированными в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Так, регистрация резидентами компаний в странах со льготным режимом налогообложения, покупка акций и взносы в уставные капиталы иностранных предприятий, открытие счетов в банках за пределами РФ являются валютными операциями, связанными с движением капитала, и должны осуществляться в порядке, устанавливаемом Банком России. Им в целях ограничения вывоза капитала из страны установлен разрешительный порядок на совершение указанных операций. Такой же порядок определен Банком России на основании п. 2 ст. 5 указанного Закона и для открытия счетов в банках за пределами РФ российскими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами (последними - за исключением открытия счетов на время пребывания за границей).

Таким образом, все вышеуказанные операции являются законными только при наличии у российского предприятия, учреждения, организации или гражданина соответствующего разрешения (лицензии) Банка России.

На протяжении последних лет государство предпринимало также иные меры для ограничения использования офшорных схем для нелегального вывоза капитала. С конца 90-х гг. Центральный банк РФ ужесточает контроль за деятельностью офшорных структур на территории России. Основная цель предпринимаемых действий - ограничить возможности нелегального вывоза капитала из России. Важно отметить, что бесконтрольная утечка капитала из страны затрагивает проблему экономической безопасности государства. Офшорные схемы играют в этом процессе важную, если не определяющую роль.

В соответствии с указанием ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. N 500-У установлен список признаков, согласно которым валютная операция должна относиться к разряду подозрительных. К ним относятся, в частности, следующие:

Информация о подобных операциях должна передаваться в ЦБ.

Поставляемая банками информация может быть использована правоохранительными органами.

Таким образом, нынешнее развитие офшорного бизнеса тесно связано с проблемами уклонения от налогов, отмывания незаконно полученных доходов, вывоза капитала, сокрытия и накопления его в офшорных зонах.

Вводимые в России и других странах ограничения не смогут искоренить офшорный бизнес. Будут появляться новые офшорные зоны и новые схемы работы. В последнее время внимание к офшорному бизнесу все более возрастает в связи с проблемой безопасности государств перед лицом транснациональной экономической преступности.

Офшорная индустрия развилась в глобальный бизнес, проникший во все уголки мира, охватывающий, так или иначе, примерно половину объема мировых финансовых сделок. Противостоять этому крайне сложно. Любая предлагаемая программа оказывается "преодолимой", а ее реализация крайне конфликтной. За офшорами стоит многомиллиардное лобби, и ведущаяся за изменение режима их функционирования борьба нередко является не столько борьбой за "обуздание", сколько за "оседлание" офшорных зон.