Мудрый Юрист

Правовые средства создания благоприятного инвестиционного климата

Белицкая Анна Викторовна, доцент кафедры предпринимательского права факультета права НИУ "Высшая школа экономики", кандидат юридических наук.

В статье автор выявил те правовые средства, которые оказывают влияние на состояние инвестиционного климата страны, и предложил меры по совершенствованию законодательства в целях его улучшения.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиции, государственное регулирование инвестиционной деятельности, государственно-частное партнерство.

Legal means of creation of a congenial investment climate

A.V. Belickaya

Belickaya Anna Viktorovna, candidate of juridical sciences, assistant professor of the Chair of Entrepreneurial Law of the Law Faculty of National Research University - "Higher School of Economics".

The author of the article revealed the legal means which affect the state investment climate in the country and proposed the measures of legislative amelioration for the purpose of improvement thereof.

Key words: investment climate, investments, state regulation of investment activities, state-private partnership.

В научной литературе среди первоочередных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране часто называют необходимость борьбы с коррупцией, минимизацию политических рисков и снижение уровня инфляции. Вместе с тем правовая среда не менее важна для потенциальных инвесторов. Задача юриста выявить те правовые средства, которые оказывают влияние на состояние инвестиционного климата, и высказать предложение по их грамотному использованию.

Понятие "инвестиционный климат" в настоящее время однозначно не определено ни в законодательстве, ни в научной литературе. Н.Н. Вознесенская определяет его как совокупность политических, экономических, правовых, административных и других условий деятельности иностранного инвестора, существующих в конкретной стране, включая меры, предпринимаемые в целях привлечения иностранного капитала <1>. Полагаем, что данное определение необоснованно сужает понятие "инвестиционный климат", ограничивая его кругом иностранных инвесторов, и не учитывает, что инвестиционный климат в не меньшей степени затрагивает интересы инвесторов внутри страны. Н.Г. Доронина понимает инвестиционный климат как состояние условий для осуществления предпринимательской деятельности инвестора в той или иной стране <2>. Данное определение также содержит погрешность, так как инвестиционный климат имеет значение не только для инвесторов-предпринимателей, осуществляющих вложение с целью получения прибыли, но и для инвесторов-граждан, вкладывающих свои средства в инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды с целью их защиты от инфляции и сохранения сбережений. С учетом того что понятие "инвестиционный климат" не является правовым, мы предлагаем отталкиваться от определения, предложенного в экономической литературе, где инвестиционный климат понимается как совокупность политических, экономических, правовых, социальных и других факторов, определяющих возможности прибыльного вложения капитала и приемлемую степень инвестиционного риска, опосредованных состоянием инфраструктуры и комфортом жизнедеятельности <3>.

<1> Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 123.
<2> Доронина Н.Г. Инвестиционный климат: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 40 - 46.
<3> Инвестиционный климат и международный финансовый центр в Москве: тенденции и перспективы / Под ред. В.Н. Алексеева и В.В. Ильина. М.: Инфра-М, 2012. С. 7.

Инвестиционный климат в первую очередь определяется наличием адекватного правового обеспечения инвестирования, удовлетворительным состоянием нормативных правовых актов инвестиционного законодательства, определяющих правовые формы и специальные правовые режимы инвестиционной деятельности, а также государственное регулирование инвестирования, в частности гарантии защиты прав инвесторов и формы государственной поддержки инвестиций.

Необходимость законодательного регулирования инвестиционных отношений в России возникла в момент перехода к рыночной экономике, когда была переосмыслена роль частного инвестора в различных областях хозяйственной деятельности, и с тех пор становится все более очевидной. История законодательного регулирования институтов инвестиционного законодательства, таких, как концессионные соглашения, инвестиционные фонды, особые экономические зоны и др., в нашей стране насчитывает не более 15 лет. Попытки (хотя и на элементарном уровне) урегулировать инвестиционные отношения были предприняты еще в 1920-е годы <4>, однако вряд ли можно всерьез говорить о зарождении инвестиционного законодательства в тот период.

<4> Лисица В.Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения: Монография / Российская академия наук, Институт философии и права СО РАН; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2011. 467 с.

Первыми фундаментальными актами инвестиционного законодательства можно признать Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" <5> и Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 "Об иностранных инвестициях в РСФСР" <6>, пробелы в которых восполнялись многочисленными подзаконными нормативными правовыми актами.

<5> Ведомости РФ. 1991. N 29. Ст. 1005; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2397; 1999. N 9. Ст. 1096; 2003. N 2. Ст. 167; 2009. N 1. Ст. 17.
<6> Ведомости РФ. 1991. N 29. Ст. 1008.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов под влиянием сиюминутных потребностей экономики продолжилось активное нормотворчество, были подготовлены объемные нормативные правовые акты, в которых правовое регулирование отдельного института осуществлялось в отрыве от смежных институтов. За 15 лет истории современного инвестиционного законодательства в России было принято около 15 нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты инвестиционных отношений.

В настоящее время нормотворческий процесс в инвестиционной сфере не прекращается. Происходит планомерная реализация законодательных инициатив в сфере инвестиционных отношений. Предметом правового регулирования впервые становятся такие институты, как зоны территориального развития, инвестиционные товарищества, хозяйственные партнерства, государственно-частное партнерство. Проводя анализ инвестиционного законодательства на современном этапе, нельзя не сделать вывод о его и поныне существующей бессистемности, несогласованности и конъюнктурности, которая во многом обусловлена его генезисом.

Приведем наглядный пример продолжающейся тенденции бессистемности инвестиционного законодательства. В 2011 г. был принят Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7> (далее - Закон о ЗТР), который фактически дублирует концепцию Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <8> (далее - Закон об ОЭЗ). Незначительные отличия в целях создания зон, порядке их формирования и льготах для инвесторов вряд ли способны оправдать разработку отдельного федерального закона.

<7> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7070.
<8> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.

В качестве примера несогласованности нормативных правовых актов инвестиционного законодательства можно привести различия в терминологии, а также дублирование норм дефиниций в нормативных правовых актах (определение инвестиционного проекта, приоритетного инвестиционного проекта, иностранного инвестора и др.), которые приводят к ошибкам в их толковании.

Нельзя удержаться и от наглядного примера конъюнктурности современного инвестиционного законодательства. Так, проект Федерального закона N 238827-6 "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" <9>, который не вносит ничего принципиально нового в практику осуществления инвестиционных проектов в форме государственно-частного партнерства и имеет, на наш взгляд, чисто декларативный характер, всерьез обсуждается на самых высоких уровнях и, вероятно, будет принят. Между тем правовое регулирование государственно-частного партнерства нуждается в гораздо большей глубине и детализации, в выработке конкретного правового механизма осуществления проектного финансирования, которое в настоящее время по российскому законодательству практически неосуществимо. Именно проектное финансирование является основой осуществления любого проекта государственно-частного партнерства, о чем не раз говорили эксперты, однако законопроект обходит данный вопрос стороной.

<9> URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/24370.html.

Таким образом, необходимо констатировать наличие ряда проблем в инвестиционном законодательстве в настоящее время. Радикальным образом (принятие Инвестиционного кодекса) разрешить данные проблемы, на наш взгляд, не представляется возможным. В целях усовершенствования правового обеспечения осуществления инвестиционной деятельности на современном этапе необходимо, на наш взгляд, последовательно пройти ряд этапов на теоретическом и законодательном уровне. Прежде всего необходимо:

а) на теоретическом уровне:

  1. выработать общие принципы правового регулирования инвестиционных отношений;
  2. разработать понятийный аппарат, отвечающий современным потребностям экономики, при этом выделив те экономические категории, которые нуждаются в правовом закреплении, и те, правовое закрепление которых будет не столько полезно, сколько вредно;
  3. четко разграничить смежные институты в инвестиционной сфере, выявить общие места и различия, предложить механизм их комплексного правового регулирования;
  4. систематизировать правовые формы осуществления инвестиционной деятельности, выявить потенциальную общую часть в регулировании таких правовых форм или единые критерии их регулирования;
  5. определить границы государственного регулирования инвестиционной сферы, найти баланс частных и публичных интересов в правовом регулировании инвестиционных отношений;
  6. построить систему инвестиционного законодательства, осознать иерархию правовых актов, выявить пробелы в законодательном регулировании инвестиционных отношений;

б) на законодательном уровне:

  1. закрепить понятийный аппарат, общий для всех актов инвестиционного законодательства;
  2. устранить противоречия в действующих нормативных правовых актах и дублирование норм;
  3. консолидировать отдельные нормативные правовые акты инвестиционного законодательства.

Представляется, что такие меры приведут к унификации и грамотной последовательной консолидации инвестиционного законодательства. В свою очередь, консолидация действующего инвестиционного законодательства и создание непротиворечивых прозрачных правил игры в инвестиционной сфере позволят обеспечить благоприятный инвестиционный климат в стране.

Отметим, что в настоящее время в российском инвестиционном законодательстве содержится широкий перечень правовых форм осуществления инвестиционной деятельности. В частности, договорные формы регулируют Федеральные законы от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" <10> (далее - Закон о концессионных соглашениях) и от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" <11>, а также Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" <12>. Инвесторы-граждане могут воспользоваться услугами институциональных инвесторов и положить свои сбережения в инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <13>, которым предусмотрена возможность создания в России акционерных и паевых инвестиционных фондов, и Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <14>. Иные инструменты коллективного инвестирования упоминаются в нормативных правовых актах, которые не относятся к инвестиционному законодательству, например в Федеральном законе от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" <15>, Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" <16> и др.

<10> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.
<11> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.
<12> СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394.
<13> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.
<14> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.
<15> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.
<16> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Два самостоятельных закона регулируют осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности. Речь идет о Законе о ЗТР и о Законе об ОЭЗ. Правовое регулирование инновационной деятельности в рамках особых территорий осуществляется Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" <17> (далее - Закон о Сколково). В рамках таких зон созданы более благоприятные по сравнению с остальной территорией страны условия для резидентов-инвесторов, а также для инвесторов, которые не являются резидентами указанных зон.

<17> СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.

Благоприятные условия для инвесторов в рамках таких территорий касаются прежде всего налогообложения. Так, например, для резидентов особой экономической зоны в Калининградской области предполагается льготная ставка (равная 0%) по налогу на прибыль при реализации инвестиционного проекта и налогу на имущество, которое создано или приобретено при реализации инвестиционного проекта в течение шести лет (ст. 288.1, 385.1 НК РФ). Для резидентов особой экономической зоны на время осуществления инвестиционного проекта предусмотрены гарантии от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах. Кроме того, резиденты получают земельные участки в аренду или в собственность, если такие участки необходимы им для реализации инвестиционного проекта. При этом важно отметить, что размер арендной платы за такой земельный участок остается неизменным на весь срок действия договора аренды. В отношении резидентов территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности применяются и меры прямой государственной поддержки. Так, в зонах территориального развития для реализации инвестиционных проектов с участием резидентов предоставляются бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации в качестве меры государственной поддержки (п. 2 ст. 13 Закона о ЗТР). Законом о Сколково установлены особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности, особенности технического регулирования, особенности организации местного самоуправления и иные особенности на территории инновационного центра, что предполагает снижение административных барьеров, в том числе и в отношении осуществления инвестиционных проектов.

К инвестиционному законодательству можно также отнести Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" <18> (далее - Закон о банке развития). Банк развития (Внешэкономбанк) действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, в том числе с участием иностранного капитала, направленных на развитие инфраструктуры, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, а также на поддержку малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 3 Закона о банке развития). Внешэкономбанк является инструментом государственной поддержки инвестиционных проектов. Инструменты, подобные Внешэкономбанку, являются эффективным правовым средством создания благоприятного инвестиционного климата.

<18> СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.

Нормы, регулирующие инвестиционные отношения, содержатся также в Гражданском кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации. Не являясь актами инвестиционного законодательства, они тем не менее оказывают большое влияние на состояние инвестиционного климата.

Так, в частности, ст. 79 Бюджетного кодекса посвящена бюджетным инвестициям в объекты государственной и муниципальной собственности, а ст. 80 предоставлению бюджетных инвестиций юридическим лицам частной формы собственности. Отдельные статьи Бюджетного кодекса регулируют инвестирование средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Среди нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные инвестиции, также следует выделить Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. N 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" <19>. Бюджетное регулирование, под которое подпадает осуществление бюджетных инвестиций, а также государственная поддержка инвестиционных проектов, являются важным элементом формирования инвестиционного климата.

<19> СЗ РФ. 2008. N 10 (ч. 2). Ст. 932.

Сфера налогового регулирования также является одной из наиболее важных сфер для создания благоприятного инвестиционного климата, в частности, имеет значение использование различных правовых средств налогового регулирования - налоговых льгот, инвестиционных налоговых кредитов, специальных налоговых режимов, налоговых каникул. В Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся статьи, посвященные инвестиционному налоговому кредиту, нормы о налогообложении участников инвестиционного товарищества, другие нормы. Однако налоговое регулирование инвестиционных отношений оставляет желать лучшего. В юридической литературе предлагаются определенные шаги по совершенствованию правового регулирования налогообложения инвестиционной деятельности, в частности разработка проекта Федерального закона "О механизме налогового стимулирования инвестиционной деятельности организаций в Российской Федерации" <20>. Отметим также, что важны стабильность и прозрачность налогового законодательства и правоприменительной практики. Неполнота и противоречивость отдельных положений налогового законодательства создают зоны правовой неопределенности. В этой связи предлагается на каждый инвестиционный проект распространить действие "дедушкиной оговорки" о неухудшении налогового режима на время осуществления проекта <21>.

<20> Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации // Финансовое право. 2013. N 3. С. 11 - 16.
<21> Инвестиционный климат и международный финансовый центр в Москве: тенденции и перспективы / Под ред. В.Н. Алексеева и В.В. Ильина. С. 35, 40.

Ключевым вопросом при принятии решения об осуществлении инвестиций является вопрос о праве собственности инвестора на объект инвестирования. В законодательстве Российской Федерации фундаментальный принцип неприкосновенности собственности является конституционным. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 3 ст. 35 Конституции РФ).

При этом возможность получения объекта инвестирования в собственность является одним из наиболее сложных вопросов, в котором необходимо в полной мере принимать во внимание не только частные интересы инвестора, но и публичные интересы и найти баланс между ними.

В 2013 - 2015 гг. планируется значительное повышение темпов приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики <22>. Потенциальные объекты инвестирования, которые в настоящее время находятся в государственной и муниципальной собственности, могут быть приватизированы в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" <23>, а также рядом других нормативных правовых актов приватизационного законодательства (в частности, в отношении приватизации природных ресурсов и др.). А.Н. Козырин отмечает высокую степень зависимости законодательства о приватизации от политического фактора, что делает нормативно-правовую базу приватизации крайне нестабильной и негативно отражается на инвестиционной привлекательности российской экономики <24>. Полагаем, что прозрачность и стабильность норм и правоприменительной практики в отношении порядка приватизации значительно улучшат инвестиционный климат.

<22> Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов // Администратор образования. 2012. N 20 (извлечение).
<23> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
<24> Приватизация и право: Учеб. пособие / А.А. Бельтюкова, Ю.В. Гинзбург, В.О. Денисов и др.; Под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 210 с.

Между тем не все привлекательные для инвестора объекты могут быть приватизированы ввиду их высокой государственной и общественной значимости. Так, концессионная схема, предусмотренная Законом о концессионных соглашениях, не предполагает передачу объекта инвестирования в собственность инвестору по окончании срока действия концессионного соглашения, как предусмотрено в ряде зарубежных стран. Также невозможен залог такого имущества, что порой не устраивает банки. Подобные ограничения снижают инвестиционную привлекательность, в частности, многих инфраструктурных объектов, однако, с нашей точки зрения, являются оправданной мерой в целях защиты публичных интересов. Отметим, что цель концессионного соглашения не приобретение имущества в собственность, а возможность его эксплуатации в целях извлечения прибыли или достижения иного полезного эффекта, что вполне покрывается российским законом. Так, например, продукция и доходы, полученные инвестором в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, по общему правилу являются собственностью инвестора, а также движимое имущество и недвижимое имущество, которое создано с согласия концедента, если такое имущество не входит в состав имущества, передаваемого концедентом инвестору, и создано и (или) приобретено инвестором при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, также по общему правилу является собственностью инвестора (п. 7 и 10 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях).

Для повышения инвестиционной привлекательности объектов, которые в силу ряда причин не могут быть приватизированы, с нашей точки зрения, необходимо развивать правовое регулирование государственно-частного партнерства как вида инвестиционной деятельности, которое хорошо зарекомендовало себя в зарубежных странах, в частности, в отношении осуществления инфраструктурных проектов. Как уже было сказано ранее, урегулирование правом основ проектного финансирования существенным образом поднимет инвестиционную привлекательность проектов государственно-частного партнерства, в особенности в глазах зарубежных инвесторов, привыкших к использованию данного инструмента.

Среди недостатков правового регулирования государственно-частного партнерства в Российской Федерации отметим также непрозрачность соотношения норм федерального и регионального законодательства. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты специальные законы о государственно-частном партнерстве, которые предполагают наличие более гибких схем осуществления таких проектов, чем Закон о концессионных соглашениях на федеральном уровне. Между тем на практике применение данных Законов осложнено непониманием со стороны инвестора возможности использования форм осуществления проектов государственно-частного партнерства, не предусмотренных федеральным законодательством.

Валютное регулирование и контроль имеют решающее значение для иностранного инвестора. Колебание национальной валюты, протекционистские меры, условия репатриации капиталов и прибылей, регулирование импорта, перевод дивидендов и процентов - вопросы, которые беспокоят зарубежного предпринимателя <25>.

<25> Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 124.

Таможенное законодательство также подвергается анализу со стороны иностранного инвестора - предпринимателя. Возможность и доступность быстрого ввоза в страну необходимого оборудования, дополнительных деталей и запчастей являются необходимым условием бесперебойного осуществления бизнеса на территории другой страны.

Для иностранного инвестора-предпринимателя также имеют значение нормы трудового права для привлечения работников граждан страны вложения инвестиций, а также возможность привлечения иностранных работников.

Большое значение имеет состояние конкуренции на рынке, на котором инвестор собирается осуществлять инвестиции. Наличие большого количества государственных и естественных монополий, в сфере которых государственное регулирование превалирует, может отпугнуть инвестора. Отметим, что в последние годы в России наметилась тенденция к демонополизации определенных сфер экономики, в частности, например, в сфере электроэнергетики.

Инвестор обращает внимание и на стабильность банковской системы, так как заемные средства являются одним из источников финансирования инвестиционных проектов.

Важную роль для инвестора играют также земельные вопросы. Так, для инвесторов имеет значение порядок установления ставок арендной платы за землю <26>.

<26> Инвестиционный климат и международный финансовый центр в Москве: тенденции и перспективы / Под ред. В.Н. Алексеева и В.В. Ильина. С. 10.

Существенным негативным фактором, влияющим на состояние инвестиционного климата, является наличие административных барьеров. Необходимо наличие четкой прозрачной процедуры регистрации юридических лиц, в том числе с участием иностранного капитала, понятные процедуры получения разрешений, лицензирования. Важно соблюдение принципа "одного окна" при работе с инвесторами.

Огромное значение для инвестора имеют гарантии защиты его прав. При этом важен не только факт провозглашения гарантий, но и их реальное соблюдение. Среди гарантий, которые необходимы для создания благоприятного инвестиционного климата:

Отметим, что ряд гарантий, в частности, для иностранных инвесторов содержится в российском законодательстве. Так, в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <27> закреплены: гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ, гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ, гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором, гарантия использования на территории РФ перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм, гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в РФ в качестве иностранной инвестиции, гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг, гарантия участия иностранного инвестора в приватизации, гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

<27> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

В научной литературе высказывается позиция о том, что для создания благоприятного инвестиционного климата необходимо наличие двусторонних инвестиционных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которые четко соблюдаются, а также участие в международных многосторонних соглашениях <28>, в частности в Вашингтонской и Сеульской конвенциях.

<28> Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовые условия формирования благоприятного инвестиционного климата и информационной среды в Российской Федерации // Журнал российского права. 2012. N 10. С. 5 - 13.

Российская Федерация в настоящее время является участницей многих двусторонних инвестиционных соглашений, которые гарантируют основные права иностранных инвесторов, в том числе на защиту инвестиций и безопасность <29>. Россия также является участницей международных инвестиционных соглашений. Так, Россией была подписана и ратифицирована Сеульская конвенция, которая учредила Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. Россия также подписала Вашингтонскую конвенцию, которая предполагает возможность разрешения инвестиционного спора созданным ею Международным центром по разрешению инвестиционных споров, однако данная Конвенция пока не ратифицирована. Нельзя также не упомянуть двусторонние соглашения об отсутствии двойного налогообложения, которые подписаны Россией с некоторыми странами и оказывают благоприятное влияние на привлечение иностранного капитала в страну.

<29> Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 212 - 249.

Между тем, как отмечает А.Г. Богатырев, регулирование инвестиционной деятельности носит национальный государственно-правовой характер, а международно-правовое регулирование является составной и неотъемлемой частью национального регулирования <30>. Также И.З. Фархутдинов указывает, что международно-правовые механизмы никак не заменяют национальные механизмы гарантий защиты прав инвестора, а только дополняют их <31>.

<30> Богатырев А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений (вопросы теории): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 10.
<31> Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс. М., 2010. С. 236.

Таким образом, ограничение рассмотрения вопроса формирования инвестиционного климата только инвестиционным законодательством, даже с учетом международных двусторонних и многосторонних инвестиционных соглашений, является сужением понятия "инвестиционный климат". Для его улучшения можно использовать широкий арсенал правовых средств, в частности налогового, бюджетного, валютного, административного и иных отраслей законодательства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богатырев А.Г. Государственно-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений (вопросы теории): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996.
  2. Ведомости РФ. 1991. N 29. Ст. 1005.
  3. Ведомости РФ. 1991. N 29. Ст. 1008.
  4. Вознесенская Н.Н. Правовое регулирование и защита иностранных инвестиций в России. М.: Волтерс Клувер, 2011.
  5. Доронина Н.Г. Инвестиционный климат: вопросы правового регулирования // Журнал российского права. 2012. N 1.
  6. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовые условия формирования благоприятного инвестиционного климата и информационной среды в Российской Федерации // Журнал российского права. 2012. N 10.
  7. Инвестиционный климат и международный финансовый центр в Москве: тенденции и перспективы / Под ред. В.Н. Алексеева и В.В. Ильина. М.: Инфра-М, 2012.
  8. Кобзарь-Фролова М.Н. К вопросу о дальнейшем развитии инвестиционного законодательства Российской Федерации // Финансовое право. 2013. N 3.
  9. Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. М.: Волтерс Клувер, 2008.
  10. Лисица В.Н. Правовое регулирование инвестиционных отношений: теория, законодательство и практика применения: Монография / Российская академия наук, Институт философии и права СО РАН; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2011.
  11. Приватизация и право: Учеб. пособие / А.А. Бельтюкова, Ю.В. Гинзбург, В.О. Денисов и др.; Под ред. А.Н. Козырина. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
  12. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов // Администратор образования. 2012. N 20 (извлечение).
  13. СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2397; 1999. N 9. Ст. 1096; 2003. N 2. Ст. 167; 2009. N 1.
  14. СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
  15. СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.
  16. СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127.
  17. СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.
  18. СЗ РФ. 2008. N 10 (ч. 2). Ст. 932.
  19. СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.
  20. СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7070.
  21. СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.
  22. СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.
  23. СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5394.
  24. СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.
  25. СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.
  26. СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126.
  27. СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
  28. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс. М., 2010.