Мудрый Юрист

Создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств: компетенция органов местного самоуправления

В практике муниципального управления иногда возникает вопрос, относится ли к компетенции органов местного самоуправления организация т.н. штрафстоянок - специализированных стоянок для хранения задержанных за нарушение Правил дорожного движения транспортных средств.

С одной стороны, данная деятельность является коммерческой и по логике вещей должна приносить прибыль, т.к. расходы на перемещение и содержание транспортного средства на спецстоянке оплачивает владелец машины, причем с 1 июля 2012 года за весь период пребывания автомобиля на стоянке: Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ из части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) было исключено положение о том, что плата за перемещение транспортного средства за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается. С другой стороны, как и в любой коммерческой деятельности, ее прибыльность зависит от востребованности услуг, т.е. в данном случае - от частоты помещения машин на штрафстоянку. При незначительном числе таких случаев спецстоянка может быть нерентабельным предприятием, когда неизбежные расходы на ее создание и эксплуатацию превышают доходы от ее функционирования.

В связи с этим на практике в зависимости от конкретных обстоятельств органами местного самоуправления ставятся два различных вопроса:

Правоприменительная, в т.ч. судебная, практика складывается в этом отношении противоречиво. В одних случаях создание спецстоянок признается обязанностью органов местного самоуправления, в других - отрицается не только такая обязанность, но даже их право заниматься данной деятельностью. Имеются даже случаи, когда такие противоположные выводы делаются одними и теми же судебными инстанциями. Так, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в Определении от 13 января 2001 года пришла к выводу, что обеспечение дорог спецстоянками не относится к полномочиям органов местного самоуправления, а также судебная инстанция в Определении от 8 ноября 2012 года обязала местную администрацию Отрадненского района Краснодарского края организовать на территории муниципального образования муниципальную специализированную стоянку <1>.

<1> Материалы по обращению главы муниципального образования Отрадненский район А.В. Волненко // Архив Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Попробуем разобраться в правовом регулировании по данной проблеме.

Задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания предусмотрены статьей 27.13 КоАП РФ. Согласно статье 27.1 КоАП РФ это является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, т.е. мерой, применяемой уполномоченными лицами в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Данная мера применяется при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

Таким образом, специализированные стоянки предназначены исключительно для хранения транспортных средств, задержанных в связи с совершением административного правонарушения в сфере дорожного движения.

Согласно части 10 статьи 27.13 КоАП РФ порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, определяется законами субъектов Российской Федерации.

При этом правовой статус и принадлежность самих стоянок остаются неопределенными. Из закона не ясно, кем именно должны или могут создаваться такие специализированные стоянки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок. Это давало почву для трактовки, что стоянки находятся в муниципальной собственности, а значит, именно органы местного самоуправления уполномочены на создание таковых. Во всяком случае, имеются прецеденты, когда, ссылаясь в том числе на эти положения, контролирующие органы требовали от органов местного самоуправления принимать меры по созданию стоянок. Руководствуясь этими же положениями, в некоторых субъектах Российской Федерации принимали правовые акты, предусматривавшие обращенные к органам местного самоуправления рекомендации либо требования осуществлять организацию таких стоянок.

Однако, как видно из текста, приведенное положение содержало лишь рекомендацию (а не обязательное к исполнению требование), причем обращенную к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (а не к органам местного самоуправления). В силу базового конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления органы государственной власти субъектов Российской Федерации не обладают административными полномочиями в отношении органов местного самоуправления и не вправе создавать какие-либо объекты, принадлежащие муниципальным образованиям, но они вправе создавать собственные объекты, располагающиеся на территории муниципального образования. Следовательно, в приведенной норме слова "муниципальные стоянки" не могут трактоваться как "принадлежащие муниципальным образованиям", а лишь как "находящиеся на территории муниципальных образований". Иное толкование означало бы признание того факта, что данным Постановлением Правительства Российской Федерации грубо нарушается Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство. Кроме того, полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться только федеральными законами и не могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации (часть 1.1 статьи 17, статьи 18, 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Таким образом, нет оснований рассматривать указанное Постановление Правительства Российской Федерации (к тому же утратившее силу к настоящему моменту) как правовую базу закрепления за органами местного самоуправления полномочий по созданию специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ положений статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" показывает, что они не могут быть отнесены ни к одному из объектов, входящих в состав автомобильных дорог (земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог). Так, защитные дорожные сооружения - сооружения, к которым относятся элементы озеленения, имеющие защитное значение; заборы; устройства, предназначенные для защиты автомобильных дорог от снежных лавин; шумозащитные и ветрозащитные устройства; подобные сооружения; искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения); производственные объекты - сооружения, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. При этом дорожная деятельность понимается в данном Федеральном законе как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог как таковых. Специализированные стоянки трудно отнести к каким-либо видам объектов в составе автомобильных дорог, включая "иные сооружения, предназначенные для безопасности дорожного движения", поскольку сами по себе, напрямую, они не влияют на уровень безопасности при движении по дороге, в отличие, например, от освещения, пешеходных переходов и даже дорожных метеостанций (см. п. 4.1.13.7 Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог (взамен ВСН 6-90). Основные положения. ОДН 218.0.006-2002, утвержденных распоряжением Минтранса РФ от 3 октября 2002 года N ИС-840-р). Соответственно, создание штрафстоянок не может рассматриваться в рамках дорожной деятельности.

Далее, понятие использования автомобильной дороги в законодательстве не дается, однако оно подразумевает применение ее по прямому назначению, т.е. для движения транспортных средств (пункт 1 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Спецстоянки, в отличие, например, от парковок (парковочных мест), по своему целевому назначению не связаны с организацией дорожного движения. Таким образом, создание специализированных стоянок не может быть включено в содержание деятельности по использованию автомобильных дорог.

Что касается безопасности дорожного движения, то в принципе спецстоянки в широком, профилактическом смысле могли бы рассматриваться как фактор, способствующий обеспечению таковой, в той мере, в какой пресечение дорожно-транспортных правонарушений создает условия для безопасности на дорогах. Безопасность дорожного движения определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"). Назначение спецстоянок, как указывалось выше, - хранение транспортных средств, задержанных за определенные нарушения правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, цель помещения на спецстоянку - исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов и хранение до устранения причины задержания (часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ). Установление административной ответственности за указанные нарушения направлено на обеспечение безопасности дорожного движения, а задержание транспортного средства нарушителя путем помещения на спецстоянку призвано пресечь правонарушающее и, следовательно, угрожающее безопасности поведение участника дорожного движения.

Вместе с тем, когда речь идет о полномочиях органов власти по обеспечению безопасности дорожного движения, то это понимается весьма конкретно, как меры по оборудованию самих дорог средствами обеспечения безопасности в процессе движения транспортных средств. Согласно статье 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности. Как видно, обеспечение безопасности дорожного движения возлагается на органы местного самоуправлении исключительно в рамках их полномочий по осуществлению дорожной деятельности. Поскольку создание спецстоянок не относится к дорожной деятельности, постольку оно не может быть отнесено и к обеспечению безопасности при осуществлении таковой.

Из вышеизложенного следует, что создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств выходит за рамки вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу специфического назначения штрафстоянок они не могут быть отнесены и к объектам благоустройства. Согласно статье 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" объекты благоустройства направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Спецстоянки предназначены для хранения задержанных за нарушение Правил дорожного движения транспортных средств, что не имеет никакого отношения к указанным выше целям благоустройства. Соответственно, нет оснований рассматривать создание специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств в рамках вопросов местного значения по благоустройству территории поселения, городского округа (пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Итак, исходя из указанного выше назначения специализированных стоянок полномочия по их созданию необходимо рассматривать в рамках законодательства об административных правонарушениях. Последнее находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления какими-либо собственными полномочиями в данной сфере не обладают и могут наделяться лишь отдельными государственными полномочиями (статьи 1.3, 1.3.1 КоАП РФ).

Поскольку создание специализированных стоянок необходимо для применения такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортных средств, постольку представляется, что полномочия в сфере функционирования штрафстоянок закономерно рассматривать именно в рамках организации административного производства. Административно-процессуальным законодательством к компетенции субъектов Российской Федерации отнесена организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ). Однако задержание транспортных средств и помещение на специализированную стоянку применяются по делам об административных правонарушениях, предусмотренных федеральным законом. Логично предположить, что организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных федеральными законами, относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Однако в числе предметов ведения Российской Федерации напрямую это не закреплено (статья 1.3 КоАП РФ).

Частью 10 статьи 27.13 КоАП РФ закреплено, что порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, устанавливается законами субъектов Российской Федерации. А упомянутым Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано организовать работу по созданию специализированных муниципальных стоянок.

Рассматривать вопросы организации спецстоянок в рамках компетенции субъектов Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения также не представляется возможным. Так же, как и в случае с органами местного самоуправления, полномочия субъектов Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения увязаны с осуществлением ими дорожной деятельности (пункт 3 статьи 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"), а создание спецстоянок, как было проанализировано выше, не относится к таковой.

Таким образом, с одной стороны, вопросы организации спецстоянок тяготеют к сфере ведения субъектов Российской Федерации, с другой - их создание напрямую к компетенции региональных органов государственной власти не отнесено, из приведенных положений вытекают лишь регулятивные полномочия в отношении функционирования штрафстоянок.

Так или иначе, из изложенного видно, что нет оснований относить создание специализированных стоянок к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Неясность может быть лишь в том, к компетенции каких государственных органов власти относится это полномочие - федеральных или региональных.

Надо сказать, что в ряде субъектов Российской Федерации при принятии законов, регулирующих порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, создание спецстоянок возлагалось на органы местного самоуправления. Однако подобное регулирование совершенно неправомерно, явным образом выходит за рамки указанных выше полномочий субъектов Российской Федерации по регулированию порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам.

Полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения не могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации (пункт 9 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). А полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (часть 1 статьи 19 того же Федерального закона). Таким образом, субъекты Российской Федерации могут закреплять своими законами за органами местного самоуправления какие-либо полномочия только в порядке делегирования государственных полномочий (наделения государственными полномочиями) <2>.

<2> По указанным же причинам неправомерно закрепление законами субъектов Российской Федерации и иных полномочий органов местного самоуправления в сфере организации спецстоянок, как-то: организация функционирования специализированных стоянок на территории муниципального образования и проведения квалификационного отбора уполномоченных организаций, создание комиссии муниципального образования по вопросам функционирования специализированных стоянок (Закон Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2013 года 1163-З N 1221-IV "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Республики Саха (Якутия)"); создание диспетчерского центра и обеспечение его взаимодействия с уполномоченными организациями и органами внутренних дел, размещение в актуальном режиме перечня адресов специализированных стоянок (Закон Краснодарского края от 4 июня 2012 года N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств").

Что же касается вопроса о признании за органами местного самоуправления права организовывать специальные стоянки для хранения задержанных транспортных средств, в т.ч. создавать муниципальные стоянки, то ответ на него зависит от того, к чьей сфере компетенции относить эту функцию в настоящее время.

В силу частей вторых статей 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе решать кроме вопросов местного значения также иные вопросы лишь при условии, что таковые не отнесены к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключены из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий возможно только в случае, если такое участие предусмотрено федеральными законами. Поэтому если признавать создание специализированных стоянок государственным полномочием Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, то следует констатировать, что органы местного самоуправления в настоящее время не вправе создавать спецстоянки, поскольку ни в КоАП РФ, ни в других федеральных законах право муниципального участия в осуществлении данного полномочия не предусмотрено.

Если же исходить из того, что отнесение данной функции к полномочиям субъектов Российской Федерации не является общепризнанным и можно говорить о том, что сейчас создание спецстоянок законодательством не отнесено однозначно к компетенции каких-либо органов власти (а в действительности, как представляется, в настоящее время дело обстоит именно так), то за органами местного самоуправления можно признать право на организацию штрафстоянок, включая муниципальные (по форме собственности). Это подразумевает факультативную, исключительно добровольную природу данной деятельности, т.е. органы местного самоуправления не могут быть ни при каких обстоятельствах принуждены к ее осуществлению. Более того, создавать стоянки при такой трактовке могут далеко не все органы местного самоуправления, а лишь в тех муниципальных образованиях, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и инвестиционных фондов субъектов Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета (пункт 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Далее. В существующих условиях правового регулирования оказывается под сомнением возможность наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями по созданию специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться законами субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи). Однако создание спецстоянок не подпадает ни под одно из полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 той же статьи перечень собственных полномочий субъектов Российской Федерации, установленный ее пунктом 2, является исчерпывающим. Иные полномочия, закрепляемые за субъектами Российской Федерации федеральными законами, являются федеральными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 1 пункта 7 статьи 26.3 указанного Федерального закона). А такие полномочия могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления только в случае, если такое право предоставлено им федеральными законами (абзац 16 пункта 7 названной статьи). В настоящее время федеральным законодательством такая возможность в отношении создания специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств не предусмотрена.

Впрочем, следует подчеркнуть еще раз, что в настоящее время федеральным законодательством вообще полномочие по созданию спецстоянок не отнесено четко к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако субъекты Российской Федерации вправе в порядке "опережающего правотворчества", в условиях пробела в федеральном законодательстве, урегулировать данный вопрос, в том числе предусмотреть данное полномочие как собственное полномочие по вопросам совместного ведения, в дополнение к упомянутому перечню пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (абзац 2 пункта 4 статьи 26.3). И в этом случае такое полномочие может быть, в частности, делегировано на местный уровень.

Можно предположить, что такая неопределенность в отношении полномочий по созданию спецстоянок не является случайной. Возможно, законодатель исходит из того, что организация и функционирование спецстоянок - это вообще не функция органов власти, а коммерческая деятельность и созданием таковых также должны заниматься хозяйствующие субъекты. Не случайно подзаконными нормативными правовыми актами предусмотрено, что передача органами внутренних дел транспортного средства на специальную стоянку осуществляется на основе договора между ними и владельцами спецстоянки, и утверждена типовая форма соответствующего договора <3>. Более того, сложившаяся судебная практика предъявляет требование обеспечить равный доступ всем участникам товарного рынка услуг специализированных автомобильных стоянок для заключения такого договора, что подчеркивает, что сфера создания и функционирования спецстоянок рассматривается как предпринимательская деятельность, как конкурентная, а не публично-властная сфера.

<3> См.: Приказ МВД РФ от 19 марта 2004 года N 187 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 16.

Однако коммерческая деятельность развивается спонтанно, а наличие спецстоянок на территории обязательно (поскольку с этим связано применение одной из предусмотренных законодательством мер обеспечения административного производства). Поэтому, конечно, функции если не по созданию спецстоянок, то по обеспечению их создания, по организации и координации этого процесса должны закрепляться за определенными органами власти. И думается, что такими органами власти должны быть субъекты Российской Федерации, в т.ч. с возможностью наделения данными полномочиями органов местного самоуправления.

Впрочем, эти рассуждения могут быть интересны лишь в плане дальнейшего совершенствования правового регулирования вопросов организации и функционирования специализированных стоянок. В условиях же существующего правового регулирования в результате проведенного анализа можно сформулировать следующие ответы на вопросы, поставленные в начале данной статьи: