Мудрый Юрист

Экологический потенциал конституции

Боголюбов Сергей Александрович, заведующий отделом аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор.

Раскрываются потенциал экологических положений Конституции РФ во взаимосвязи с другими нормами Основного Закона, баланс публичных и частных интересов в охране окружающей среды, роль государства в поддержании экологического правопорядка.

Ключевые слова: Конституция РФ, экологическое право, природоохранное право, природоресурсное право, экологические права и обязанности граждан и юридических лиц, экологическая функция и ответственность государства.

The environmental potential of the Constitution

S.A. Bogolyubov

The article reveals the potential of environmental provisions of the Constitution of the Russian Federation in interrelation with other rules of the Basic Law, balance of public and private interests in protecting of the environment, the state's role in maintaining the ecological order.

Key words: Constitution of the Russian Federation, environmental law, conservation law, nature resources law, environmental rights and duties of citizens and legal entities, ecological function and responsibility of the state.

20-летие Конституции РФ подвигает нас к проведению анализа ее экологических положений в целях определения их потенциала и задач по дальнейшей реализации. Размышления над ее экологическими аспектами проходили в два этапа: в первое десятилетие после принятия рассматривались цели и нормы, разъяснялись предписания, их роль в формировании и развитии природоохранного и природоресурсного права и законодательства; второе десятилетие было посвящено в основном исследованию экологических прав (меньше - обязанностей) граждан и юридических лиц, формулированию соотношения публичных и частных интересов, направлений и механизмов экологической политики <1>.

<1> См.: Боголюбов С.А. Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990; Экологическое право России: Сб. мат. науч.-практ. конф.: Учеб. пособие / Под ред. А.К. Голиченкова. М., 1997 - 2013. Вып. 1 - 11; Пономарева И.П. Конституционные основы экологической политики Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.

Конституция РФ - самая стабильная из всех отечественных конституций и наиболее насыщенная экологическими положениями, которые условно можно сгруппировать по ее главам, отражающим последовательность и сюжет в изложении предписаний, посвященных охране окружающей среды. Основополагающими следует считать нормы ст. 9 об использовании и охране природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, о нахождении природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности и ст. 8 о признании и защите равным образом этих форм собственности.

Привлечение внимания к формам собственности на природные ресурсы и объекты обусловлено их двуединым характером: с одной стороны, принадлежностью к общему достоянию, к природе, с другой - возможностью персонифицированных и внесенных в государственный реестр участков природы находиться в гражданском обороте. Важное значение имеет отношение законодателя к частной собственности на землю, что обусловлено периодом подготовки, обсуждения и принятия Конституции РФ 1993 г., когда после 60 лет исключительной государственной собственности на природные ресурсы в России было законодательно установлено экономическое многообразие и за десятками миллионов граждан закреплена собственность на земельные участки. Одной из основных проблем применения экологического законодательства, включающего природоохранную и природоресурсную подотрасли, является разграничение действия публичных и частноправовых требований, земельного и гражданского законодательства.

Согласно Определению КС РФ от 6 июля 2000 г. N 133-О конституционно-правовое регулирование прав граждан на землю - это прежде всего такие базовые положения, как относящиеся к основам конституционного строя принципы свободы экономической деятельности и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Земля рассматривается Конституцией РФ как объект права частной собственности (ст. 35, 36) и как товар (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 74). Вариант гармоничного взаимодействия норм земельного и гражданского законодательства и их разграничения закреплен в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ в ст. 129 и 206 ГК РФ, а также в иных федеральных законах.

В Постановлении КС РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П указано, что право пользования земельным участком не может не рассматриваться как обеспечивающее основу жизнедеятельности людей и направленное на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности. Соответственно, в отношении данного права действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки. В Конституции РФ гарантируется защита не только права собственности, но и таких имущественных прав, как право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, который является для землепользователя именно "своим имуществом", что должно признаваться всеми субъектами права. На этом основано и действующее гражданско-правовое регулирование: имущество как объект вещного права, в частности принадлежащее лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, включая земельные участки, подлежит защите по правилам, действующим также применительно к праву собственности (ст. 216, 279, 283, 304 и 305 ГК РФ).

Вопрос о соотношении требований природоохранного, природоресурсного и гражданского законодательства актуализируется в связи с совершенствованием ГК РФ и является одним из основных, регулируемых в настоящее время в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, ст. 3 ЗК РФ, ст. 3 ЛК РФ, ст. 4 ВдК РФ, а также в упомянутых выше нормах ГК РФ, принятых согласно требованиям Основного Закона и в соответствии с устоявшимися принципами западноевропейского права. Государственная собственность на землю, воды, леса, животный мир остается преобладающей, а на недра - исключительной, что обусловливает распространение требований ч. 2 ст. 36 Конституции РФ не только на собственников-граждан, но и на публичных собственников природных ресурсов: необходимо квалифицированно и профессионально находить взвешенный баланс между правовыми административными и гражданскими способами регулирования <2>.

<2> См.: Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. N 4; Боголюбов С.А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 1.

Согласно Постановлению КС РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П право собственности на природные ресурсы, как и ее разграничение, должно устанавливаться в соответствии со ст. 9, ч. 3 ст. 11, ст. 36, п. "в", "г", "д", "к" ч. 1 ст. 72 и ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ. Основания приобретения (возникновения) и прекращения права собственности устанавливаются гражданским законодательством, которое в соответствии с Конституцией РФ (п. "о" ст. 71) относится к ведению Российской Федерации. Субъекты РФ не вправе устанавливать препятствия для использования природных ресурсов на своей территории в интересах всего многонационального народа Российской Федерации; провозглашать изначальное (первичное) право собственности на природные ресурсы с претензией на правомочия собственника на те объекты, которые ей не принадлежат; устанавливать приоритет какой-либо формы собственности, поскольку эти вопросы решаются либо непосредственно Конституцией РФ, либо на ее основе федеральными законами.

На наш взгляд, природопользование должно стать социальной задачей государства (ст. 7 Конституции РФ): благоприятная окружающая природная среда служит базисом здоровья, труда, отдыха, жизни человека. В российском законодательстве закреплены общесоциальные функции земли и других природных ресурсов; свободное использование береговой полосы и водоохранной зоны водных объектов общего пользования предусмотрено в ВдК РФ; принцип экологического и общественного значения лесов сохранен в ст. 1 "Основные принципы лесного законодательства", ст. 5 "Понятие леса", ст. 11 "Пребывание граждан в лесах" ЛК РФ, что обосновывается целью обеспечения благополучия и процветания России исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями (преамбула Конституции РФ).

На основании Определения КС РФ от 3 февраля 2010 г. N 238-О-О законодателем должны предусматриваться требования экономической обоснованности, соблюдения баланса частных и публичных интересов, не вызывающие сомнения с точки зрения справедливости и соразмерности соответствующих условий природопользования. Государство несет конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, и оно не освобождается от обязанностей осуществлять эффективный контроль в данной сфере общественных отношений, препятствовать причинению избыточного вреда окружающей среде в результате, например, лесопользования и минимизировать экологические риски.

Будучи собственником большинства природных ресурсов, государство обязано соблюдать требования Конституции РФ, которая относит установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического, социального развития Российской Федерации к ведению Российской Федерации (п. "е" ст. 71 Конституции РФ), а обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии и осуществление управления федеральной собственностью, в числе объектов которой находятся и природные ресурсы, - к компетенции Правительства РФ (п. "в", "г" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Со многими экологическими и иными конституционными положениями связана реализация комплексного градостроительного законодательства, основанного также на нормах административного, гражданского, муниципального и иных отраслей российского права: города нуждаются в специфическом регулировании охраны зеленых насаждений, природных территорий, памятников природы и культуры, учете общественного мнения, предупреждении и преодолении чрезвычайных экологических ситуаций. Охрана окружающей природной среды в населенных пунктах имеет приоритетное значение для проживающего там населения, чутко отзывающегося на принимаемые природоохранные решения <3>.

<3> См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Л.Е. Бандорин, С.А. Боголюбов, Н.В. Кичигин, Е.Л. Минина и др.). М., 2012.

Обсуждению вопросов свободы и ограничений природопользования посвящаются публичные слушания, на которых разрабатываются рекомендации по общественно значимым вопросам с учетом общественного мнения. Согласно Определению КС РФ от 15 июля 2010 г. N 931-О-О процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по вопросам экологии. Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Это корреспондирует с действующим земельным законодательством РФ, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли (Определение КС РФ от 6 ноября 2003 г. N 387-О), таких, как закрепленные ст. 42 ЗК РФ обязанности собственников земельных участков.

Провозглашение, осуществление и защита предусмотренных в ст. 42 Конституции РФ прав каждого на благоприятную окружающую среду являются одним из направлений развития конституционного права России. По этой теме защищено множество диссертаций, причем не только по специальности 12.00.06, но и по специальностям 12.00.02 и 12.00.14, что свидетельствует о многоаспектности проблемы. Права и свободы человека и гражданина, связанные с использованием, владением и распоряжением объектами природы, конституционно-правовое регулирование деятельности по обеспечению реализации указанных прав осуществляются, но наталкиваются на их необеспеченность материальными условиями жизни общества, состоянием правовой и экологической культуры, недостатками правоохранительных и природоохранных органов <4>.

<4> См.: Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду (конституционно-правовые аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1997; Ефимова Е.И. Развитие института "экологические права и обязанности" в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2004. N 2; Институты экологического права / Рук. авт. кол. С.А. Боголюбов. М., 2010.

В статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" даются неясные определения понятий благоприятной окружающей среды и качества окружающей среды; своего рода виртуальность ряда экологических прав может быть объяснена как неопределенностью ряда терминов, так и несоответствием предоставленных прав и адекватных им обязанностей, в том числе обязанностей государства и его органов, должностных лиц, многовековыми традициями нашего общества. Экологическая составляющая статуса личности играет немаловажную роль в общем социальном статусе человека: государства, провозглашающие себя социальными, заявляющие о своей политике как о политике, направленной на обеспечение достойной жизни своих граждан, должны заботиться о включении экологических прав в общечеловеческие обязательные ценности. Проблемы реализации прав и исполнения обязанностей гражданина и государства являются одними из самых актуальных для формирования правового демократического социального государства и имеют непосредственное отношение к сфере обеспечения охраны окружающей природной среды, использования потенциала конституционных установлений.

Повсеместно гарантировать выполнение международных и национальных стандартов, направленных на реализацию права каждого на благоприятную среду, невозможно из-за экономических, управленческих и иных трудностей. Часть территории России, пострадавшая от чернобыльской катастрофы (Брянская и Тульская области, Республика Мордовия и другие регионы), деятельности производственного объединения "Маяк" (Челябинская область), может считаться зоной чрезвычайной экологической ситуации либо в соответствии с Законом об охране окружающей среды - зоной экологического бедствия. Даже когда немногочисленные иски российских граждан и общественных объединений об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности, закрытии цехов, предприятий и устройств, загрязняющих природные объекты, подвергающих их порче, обращения граждан о переселении из-за неблагоприятной среды обитания удовлетворяются решениями судов и арбитражных судов, они часто не исполняются по причине отсутствия надлежащего жилья и других материальных средств.

Для обеспечения публичных интересов и прав общества на благоприятную среду могут вводиться ограничения ее частного использования. В Определении КС РФ от 16 февраля 2006 г. N 49-О отмечается следующее: законодатель в Федеральном законе от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" указал, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся, соответственно, к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите (преамбула). Для сохранения этих уникальных природных объектов и территорий в целях неоднократного их использования по назначению неограниченным кругом лиц устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны со специальным режимом.

Содержащиеся в ст. 16 указанного Закона положения, устанавливающие запрет на проживание на соответствующих территориях и тем самым направленные на сохранение уникальных природных объектов и территорий - народного достояния, имеющего повышенную публичную значимость в силу исключительности и невосполнимости, с учетом конституционно значимой ценности здоровья как неотъемлемого и неотчуждаемого блага, принадлежащего человеку от рождения и охраняемого государством, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы заявителя.

Призывы к использованию информационных пространств для реализации экологических прав остаются во многом не реализованными даже при наличии соответствующих законодательных требований: выполнение конституционных предписаний о праве на экологическую информацию осуществляется с трудом из-за рассредоточения экологической информации по министерствам, службам, агентствам, иным органам, неурегулированности юридической (административной, уголовной) ответственности за ее сокрытие, неполноту, невыдачу. Государственные органы и их должностные лица неохотно откликаются на запросы общественных объединений и граждан, порой пытаются брать плату за ознакомление с экологической информацией, хотя ее предоставление должно быть обязанностью государства, отвечающего за соблюдение и защиту экологических прав человека и гражданина.

Важную роль в обеспечении охраны окружающей среды играет экологическая экспертиза как базовый институт, направленный на предупреждение потенциальной деградации природы при условии исключения злоупотреблений и коррупции. Согласно Определению КС РФ от 30 сентября 2010 г. N 1421-О-О к основным элементам механизма обеспечения экологической безопасности относятся, в частности, оценка воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и экологическая экспертиза. Закрепленные в ст. 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" принципы экологической экспертизы являются конституционно значимыми принципами экологического права, и поэтому изменение формы проведения экспертизы не может сопровождаться отказом от них или их игнорированием. Государственная экологическая экспертиза представляет собой источник экологически значимой информации в сфере охраны окружающей среды. Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на получение полной и объективной информации о состоянии окружающей среды: как отдельные граждане, так и объединения граждан, в том числе территориальные, а также коренные малочисленные народы. Причем это право распространяется не только на уже функционирующие объекты, но и на проектируемые. Одной из гарантий его реализации является надлежащее закрепление способа производства такой информации, ее поиска, получения, распространения. Внесение поправок в ст. 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" изменило лишь форму проверки: вместо государственной экологической и государственной санитарно-эпидемиологической экспертиз проводится единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с ГсК РФ, согласно п. 8 ч. 12 ст. 48 которого обязательным разделом проектной документации объектов капитального строительства является перечень мероприятий по охране окружающей среды. Вместо проведения государственной экологической и ряда других экспертиз может проводиться единая государственная экспертиза при условии обеспечения равновесия, сбалансированности таких конституционно защищаемых ценностей, как потребность в экономическом развитии и экологическая безопасность и удовлетворение потребностей будущих поколений.

Право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, также находится в тесной связи с другими конституционными правами (ст. 41 и 52 Конституции РФ) и редко реализуется ввиду того, что порой невозможно доказать причинно-следственную связь между правонарушением и наступившими отрицательными, прежде всего имущественными, последствиями (здесь экологический потенциал Конституции РФ наиболее далек от полной реализации).

В силу Постановления КС РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует с правом граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений ст. 2, 18 и 53 Конституции РФ. Обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, объекты которой относятся исключительно к федеральной собственности. Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения экологического благополучия, исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ.

К сожалению, понятие "экологическое правонарушение" не раскрывается в действующем законодательстве РФ и поэтому требует научного толкования. В Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" предусматривалось, что экологическими правонарушениями считаются виновные, противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека. Данные признаки правонарушений следует развивать и в настоящее время.

Реализация экологических прав граждан напрямую зависит от выполнения соответствующих обязанностей юридических и физических лиц, поскольку нет субъективного права, в том числе экологического, без аналогичной, адекватной ему экологической обязанности, направленной на его соблюдение - прямо или опосредованно. Обязанностью государства, его должностных лиц, граждан является признание, соблюдение и защита экологических прав других лиц, что начинается с выполнения каждым собственных экологических обязанностей. Экологические права человека и гражданина неотделимы от прав государства, общества и всего человечества на окружающую природную среду и их взаимных обязанностей.

В соответствии с Постановлением КС РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П обязанность, предусмотренная в ст. 58 Конституции РФ, имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки по осуществлению государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы, в свою очередь, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.

Необходимость сочетания экологических прав и обязанностей граждан повышает роль и ответственность государства, его должностных лиц за выполнение координирующих, контрольно-надзорных и иных социальных, экологических задач. Вносятся предложения о дополнении Конституции РФ обязанностями государства, его органов, их должностных лиц по обеспечению экологических прав граждан и благоприятной для них среды, о необходимости провозглашения нашей страны экологическим государством наряду с демократическим, правовым, социальным <5>. Функция защиты государством рационального природопользования, экологических прав граждан определяется в конституциях Беларуси, Казахстана, Украины и др., но в России пока это представляется преждевременным.

<5> См.: Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы. М., 2004. С. 133 - 135; Дубовик О.Л. Рецензия на книгу Р. Штайнберга "Экологическое конституционное государство" // Государство и право. 2000. N 1. С. 126 - 127.

Во-первых, в Конституции РФ уже предусмотрены обязанности государства и его органов, должностных лиц применительно ко всем правам и свободам человека и гражданина. Детализация государственных обязанностей относительно экологических прав предполагает конкретизацию и других прав и свобод, что вряд ли уместно.

Во-вторых, экологические полномочия и, следовательно, обязанности государства, его органов и должностных лиц предусматриваются не только в ч. 2 ст. 41, п. "е" ст. 71, п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, но и в законах и подзаконных актах. В настоящее время вопрос не столько в расширении этих полномочий, функций и обязанностей в нормативных правовых актах, сколько в их неуклонном соблюдении, применении, выполнении. В Определении КС РФ от 8 февраля 2001 г. N 14-О указывалось, что именно Правительство РФ согласно Конституции РФ осуществляет управление государственной (федеральной) собственностью, в том числе если объектами такой собственности являются природные ресурсы, включая животный мир (п. "г" ч. 1 ст. 114), и обязано обеспечивать проведение в России единой государственной политики в сфере экологии (п. "в" ч. 1 ст. 114).

В-третьих, понятие экологического государства, его показатели, критерии, а также способы обеспечения и гарантирования экологических прав и обязанностей надо определить до установления обязательств общества и государства в сфере использования и охраны природных ресурсов. Разумеется, государство, общество, провозгласив экологические права граждан, призваны назвать и ответственных за их реализацию, соблюдение, защиту, что и сделано в Конституции РФ, земельном и ином экологическом законодательстве, хотя порой расплывчато и декларативно. Некоторые территории нуждаются в дополнительной экономической, правовой помощи государства; неблагополучные районы вправе рассчитывать на выделение средств, предоставляемых государством и мировым сообществом, для ликвидации экологических бедствий: государство, не предотвратившее либо создавшее чрезвычайную экологическую ситуацию, обязано ее ликвидировать всеми имеющимися в его распоряжении законными организационными, экономическими, правовыми, идеологическими средствами.

Государство усиливает контроль за выполнением гражданами их экологических обязанностей, что существенным образом влияет на формирование экологического правопорядка и реализацию, гарантирование прав граждан. В Определении КС РФ от 24 февраля 2011 г. N 204-О-О говорится о необходимости поддержания стабильности экономических отношений и определенности правового статуса недропользователей. Интересы государства как собственника недр, а также интересы иных лиц обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (ст. 1.2, п. 2 ч. 2 ст. 20, ч. 4 ст. 21 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"). При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами. В случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г., для целей дальнейшего соблюдения, использования, применения Конституции РФ предусматриваются ответственность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, усиление ответственности за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды, полное возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

Экологические положения конкретизируются и развиваются в Постановлениях Пленума ВС РФ от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".

Как указал КС РФ в Постановлении от 14 мая 2009 г. N 8-П, провозглашенные в преамбуле Конституции РФ цель обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственность перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией РФ права каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять ее, выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Для России важно не столько принятие новых нормативных правовых актов, сколько их соблюдение. Необходимо понять, является ли Конституция набором целей, задач, принципов, и тогда она скорее фикция, либо непосредственным регулятором реальной жизни - в этом случае Основной Закон напрямую участвует в управлении важнейшими общественными отношениями. И хотя на протяжении XX в. Конституция позиционировалась как итог, а не как декларация о намерениях, тем не менее она становилась маяком, определяющим направление будущей деятельности.

Библиографический список

Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду (конституционно-правовые аспекты): Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1997.

Боголюбов С.А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 1.

Боголюбов С.А. Конституционно-правовые проблемы охраны окружающей среды в СССР: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990.

Дубовик О.Л. Рецензия на книгу Р. Штайнберга "Экологическое конституционное государство" // Государство и право. 2000. N 1.

Ефимова Е.И. Развитие института "экологические права и обязанности" в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. 2004. N 2.

Институты экологического права / Рук. авт. кол. С.А. Боголюбов. М., 2010.

Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Л.Е. Бандорин, С.А. Боголюбов, Н.В. Кичигин, Е.Л. Минина и др.). М., 2012.

Миняев А.О. Экологическое право: конституционные основы. М., 2004.

Пономарева И.П. Конституционные основы экологической политики Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.

Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. N 4.

Экологическое право России: Сб. мат. науч.-практ. конф.: Учеб. пособие / Под ред. А.К. Голиченкова. М., 1997 - 2013. Вып. 1 - 11.