Мудрый Юрист

Сроки и порядок исполнения постановления о назначении административного наказания в виде штрафа

Паньшин Денис Леонидович, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (г. Набережные Челны).

Дресвянникова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры специальных дисциплин филиала Всероссийского института повышения квалификации сотрудников (г. Набережные Челны).

В современной административной правоприменительной практике исполнения постановлений о штрафах принято считать, что существует шестьдесят дней для добровольной уплаты. Однако это не так. При рассмотрении сроков исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, в статье нами обращается внимание на те периоды времени, когда, во-первых, лицо добровольно исполняет постановление, а во-вторых, когда должностное лицо приводит его в исполнение. По общему правилу на основании ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ предусмотрен шестидесятидневный срок, в течение которого постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа должно быть исполнено. То есть необходимо наличие документа, подтверждающего уплату штрафа, а также информация о его уплате должна содержаться в информационных базах данных. При этом никто не принимает во внимание гл. 31 КоАП РФ, где прямо предусмотрено, что постановление об административном правонарушении обязательно для исполнения с момента вступления в законную силу. Реализовать это должен судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, которое обязано обратить его к исполнению в течение трех дней путем направления уполномоченному должностному лицу, что не в полной мере выполняется. Тем самым не реализуется принцип неотвратимости наказания.

Ключевые слова: исполнение, производство, отсрочка, рассрочка, сроки, административное правонарушение, постановление, орган, управомоченный.

Period and order of implementation of the decision on imposing a fine as an administrative punishment

D.L. Panshin, E.A. Dresvyannikova

In the modern administrative practice on payment of fines imposed as administrative punishment it is recognized that the term for voluntary payment lasts 60 days. However, this is not correct. The authors of this article pay attention to the period of time, when, firstly, a person voluntarily pays a fine, and, secondly, when an official enforces payment. As a general rule, Art. 32.2 p.1 of the Administrative Offences Code provides for a 60 days period during which a decision on an administrative fine should be voluntarily implemented. Therefore, there is need for a document proving payment of a fine and information on its payment should be in the relevant information databases. However, no one seems to take into account Chapter 31 of the Administrative Offences Code of the Russian Federation, where it is directly provided that the decision is object to obligatory performance from the moment, when it comes into force. It therefore should be implemented by a judge, body or official, who has made the decision, and in three days period it should be provided to the law enforcement officers, which is not always fully adhered to. Therefore, the principle of inevitability of punishment is not duly implemented.

Key words: implementation, procedure, extension of payment, suspension of payment, period, administrative, offence, decision, body, competent.

Сложившийся порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях не соответствует современным тенденциям развития исполнительской дисциплины и правовой культуры населения, поскольку не обеспечивает в полной мере реализацию принципа неотвратимости наказания. При рассмотрении сроков исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях хотелось бы в данной статье обратить внимание на те периоды времени, когда, во-первых, лицо добровольно исполняет постановление, а во-вторых, когда должностное лицо обращает его к исполнению.

Правоприменительная практика государственных органов сводится к тому, что для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях применяется специальная норма Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а именно ст. 32.2 КоАП РФ. При этом в полной мере не реализуются положения, установленные общими нормами, регламентирующими исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (гл. 31 КоАП РФ).

Полагаем, что сроки и порядок обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению и приведение в исполнение, предусмотренные ст. 32.2 КоАП РФ, должны осуществляться через призму норм гл. 31 КоАП РФ, то есть при реализации обязанностей по исполнению постановлений, как должностными лицами, так и лицами, привлеченными к административной ответственности; приоритет должен отдаваться в первую очередь применению норм гл. 31 КоАП РФ, регламентирующих общие положения исполнения постановлений, а уж затем применению специальных норм исполнения отдельных видов наказаний, предусмотренных гл. 32 КоАП РФ.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, установлен двухлетний срок, в течение которого постановление по делу об административном правонарушении может быть приведено в исполнение <1>.

<1> Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов РФ от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ; от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ; от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

Отмечаемые в средствах массовой информации данные о том, что срок и порядок добровольного исполнения постановления о назначении административного наказания в виде штрафа лицом, в отношении которого оно вынесено, определены в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ: срок составляет шестьдесят дней <2>.

<2> Срок оплаты административных штрафов вырос до 60 дней // www.rg.ru/2013/05/09/shtrafi-site.html (дата обращения: 21.08.2013).

Однако проведенный анализ ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ не дает нам возможности прийти к выводу о шестидесятидневном сроке добровольного исполнения постановления лицом, в отношении которого оно вынесено. Поскольку, как указано в вышеприведенной норме, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Законодатель прямо указывает на обязанность не только лица, подвергнутого наказанию, исполнить постановление о наложении административного наказания, но и на обязанность должностного лица, вынесшего постановление, обратить его к исполнению не позднее шестидесяти дней.

Таким образом, авторами статьи усматривается иной порядок исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Данный порядок коренным образом отличается от сложившейся правоприменительной практики, но является наиболее эффективным, так как в достаточной мере реализует принцип неотвратимости наказания.

При рассмотрении сроков и порядка исполнения постановлений необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами, и подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Установленная обязательность исполнения постановления с момента вступления его в законную силу предполагает, что постановление должно быть исполнено всеми, в том числе и лицом, в отношении которого оно вынесено, с момента вступления в законную силу вне зависимости от сроков обращения к исполнению или приведения в исполнение.

В свою очередь, в силу ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ, у судьи, органа, должностного лица, вынесших постановление о назначении административного наказания, существует обязанность обратить постановление к исполнению.

Таким образом, постановление об административном правонарушении обязательно для исполнения с момента вступления его в законную силу как лицом, в отношении которого оно вынесено, так и судьей, органом, должностным лицом, его вынесшими.

Судья, орган и должностное лицо, вынесшие постановление о назначении наказания в виде административного штрафа, должны стремиться к реализации принципа неотвратимости наказания и обязательности исполнения постановления в установленные сроки.

Так, на основании ч. 3 ст. 31.3 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, в случае если постановление не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ), направляют его в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста - со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.

Статьей 31.4 КоАП РФ установлено, что приведение в исполнение постановления по делу об административном правонарушении производится уполномоченным органом или должностным лицом в порядке, предусмотренном КоАП РФ и другими федеральными законами.

В силу ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы <3>.

<3> Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в течение двух лет со дня вступления в законную силу судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению должностными лицами, уполномоченными обращать постановление к исполнению.

Таким образом, у лица, привлеченного к административной ответственности и в отношении которого вступило в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, есть трехдневный срок для добровольного исполнения постановления, а судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, в течение трех дней направляют его уполномоченному лицу приводить его в исполнение.

Совершенно очевидно, что при наличии определенных обстоятельств, а также с учетом материального положения лицу, привлеченному к административной ответственности и которому назначено наказание в виде штрафа, исполнение постановления может быть отсрочено или рассрочено (ст. 31.5 КоАП РФ).

Для реализации права лица, привлеченного к административной ответственности, на отсрочку или рассрочку исполнения постановления необходимо заявление лица, в отношении которого оно вынесено, и правоустанавливающий документ должностного лица, вынесшего постановление. В противном случае отсрочка или рассрочка исполнения постановления не предоставляется, а постановление по делу об административном правонарушении обращается к исполнению в течение трех дней, так как оно обязательно для исполнения (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ).

При исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания следует иметь в виду, что ч. ч. 2 - 4 ст. 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается, либо приостанавливается.

Прерывание срока исполнения постановления предусмотрено ч. 2 ст. 31.9 КоАП РФ, в случае если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания в течение двух лет со дня вступления постановления в законную силу.

Приостановление срока исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии с ч. 1 ст. 31.6 КоАП РФ возможно в случае принесения протеста прокурором, либо в силу ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ, когда исполнение постановления по делам об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде штрафа, отсрочено на срок до одного месяца.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления невозможно в установленные сроки с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев (ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ).

Таким образом, обязанность лица, подвергнутого наказанию, исполнить постановление по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа, возникает со дня вступления его в законную силу, и действует в течение шестидесяти дней, а в случае отсрочки или рассрочки - со дня их истечения. В случае отсутствия доказательства об уплате штрафа, а именно документа, свидетельствующего о его уплате, а также информации об этом в информационных базах данных, по истечении вышеуказанного шестидесятидневного срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют его, как мы уже убедились выше, повторно в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ). При этом судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, в течение шестидесяти дней обращают его к исполнению, исходя из предоставленных им полномочий (гл. 31 КоАП РФ).

Библиографический список

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов РФ от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ; от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ; от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" // Российская газета. 2005. N 80. 19 апр.
  3. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
  4. Докучаева Т.В. Производство по жалобам об оспаривании постановлений органов, должностных лиц по делам об административных правонарушениях // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). 2004. N 1. С. 202 - 217.
  5. Приженникова А.Н. Состояние правового регулирования административного судопроизводства: пути решения // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. N 5. С. 70 - 85; URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8739.html.
  6. Куракин А.В. Компетенция полиции в сфере реализации законодательства об административных правонарушениях // NB: Административное право и практика администрирования. 2013. N 4. С. 28 - 48; URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8841.html.

References (transliteration)

  1. Kodeks RF ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. N 195-FZ (v red. Federal'nyh zakonov RF ot 5 aprelya 2013 g. N 43-FZ; ot 5 aprelya 2013 g. N 49-FZ; ot 7 maya 2013 g. N 98-FZ) // SZ RF. 2002. N 1 (ch. I). St. 1.
  2. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 24 marta 2005 g. N 5 "O nekotoryh voprosah, voznikayuschih u sudov pri primenenii Kodeksa RF ob administrativnyh pravonarusheniyah" // Rossiyskaya gazeta. 2005. N 80. 19 apr.
  3. Federal'nyy zakon ot 2 oktyabrya 2007 g. N 229-FZ "Ob ispolnitel'nom proizvodstve" (v red. Federal'nogo zakona ot 5 aprelya 2013 g. N 49-FZ) // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. 2007. N 41. St. 4849.
  4. Dokuchaeva T.V. Proizvodstvo po zhalobam ob osparivanii postanovleniy organov, dolzhnostnyh lic po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah // LEX RUSSICA (RUSSKIY ZAKON). 2004. N 1. S. 202 - 217.
  5. Prizhennikova A.N. Sostoyanie pravovogo regulirovaniya administrativnogo sudoproizvodstva: puti resheniya // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2013. N 5. S. 70 - 85; URL: http://www.e-notabene.ru/al/article_8739.html.
  6. Kurakin A.V. Kompetenciya policii v sfere realizacii zakonodatel'stva ob administrativnyh pravonarusheniyah // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2013. N 4. S. 28 - 48; URL: http://www.e-notabene. ru/al/article_8841.html.