Правовое регулирование конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти в ямало-ненецком автономном округе
Хрумалова Юлия Владимировна, заместитель начальника отдела правовой работы управления аппарата губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
Право граждан на обращение в органы государственной власти является не только средством реализации прав и свобод, предоставленных гражданину Конституцией РФ, но и выступает связующим звеном в горизонтали "власть - народ". В данной статье автором рассмотрена проблема реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и представлены пути по ее разрешению на примере Ямало-Ненецкого автономного округа. В статье проведен сравнительно-правовой анализ действующих нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа по данной тематике, изложены результаты и рекомендации по их применению. Накопленный в Ямало-Ненецком автономном округе положительный опыт в области взаимоотношений населения и органов власти является хорошим инструментом совершенствования данного направления в деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в других субъектах РФ.
Ключевые слова: конституционное право, государство, обращение, граждане, государственные органы, население, власть, должностные лица, личный прием, права человека.
Legal regulation of the constitutional right of citizens to petition the state government bodies in the Yamalo-Nenetsky Autonomous District
Yu.V. Hrumalova
The right of citizens to petition to the state government body is more than the means of implementation of constitutional rights and freedoms in according to the Constitution of the Russian Federation. It is also a link between the government and the people. In this article the author discusses the problems of implementation of the right of citizens to petition the state government bodies and possible solutions to these problems, taking Yamalo-Nenetsky Autonomous District as an example. The article contains comparative legal analysis of the current normative legal acts of the Yamalo-Nenetsky Autonomous District in this sphere, as well as results and recommendations. The positive experience of Yamalo-Nenetsky Autonomous District in the sphere of relations between the people and the government bodies can be used as an instrument for the improvement in the activities of the state government bodies and municipal bodies in other constituent subjects of the Russian Federation.
Key words: constitutional law, state, petition, citizens, state bodies, people, government, officials, personal reception of citizens.
Право граждан на обращение в органы государственной власти является не только средством реализации прав и свобод, предоставленных гражданину Конституцией РФ, но и выступает связующим звеном в горизонтали "власть - народ".
Статистические данные показали, что работа с обращениями граждан нуждается в преодолении сложившегося отношения к просьбам населения и должна стать гарантом реализации гражданами их права на подачу обращений во властные органы.
В Ямало-Ненецком автономном округе работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 марта 2007 г. N 24-ЗАО "Об обращениях граждан", Административным регламентом по исполнению государственной функции "Рассмотрение обращений граждан исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа", утвержденным Постановлением администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 марта 2008 г. N 101-А и другими федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 20 Административного регламента граждане в обязательном порядке информируются:
- о должностных лицах, которым поручено рассмотрение обращения;
- о переадресации обращения в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- о невозможности рассмотрения обращения с указанием оснований для этого;
- о продлении сроков рассмотрения обращения с указанием оснований для этого;
- об итогах рассмотрения обращения.
Пунктом 3.1. Административного регламента установлено, что прием граждан осуществляется в специально отведенных для этих целей помещениях и/или приемных. В отдельных случаях прием граждан может осуществляться в служебных кабинетах руководителя исполнительного органа или других должностных лиц. Возможны организация и проведение встреч во время рабочих поездок руководства по месту жительства граждан.
В целях совершенствования организации работы по рассмотрению обращений граждан принято Постановление Губернатора автономного округа от 27 августа 2012 г. N 122-ПГ "О приемных Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе".
Приемные Губернатора создаются при Управлении по работе с обращениями граждан аппарата Губернатора автономного округа в целях обеспечения приема граждан, рассмотрения устных и письменных обращений граждан, адресованных Губернатору автономного округа и членам правительства автономного округа, непосредственно по месту их жительства и не обладают правами юридического лица.
Приемные Губернатора в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют следующие функции:
- организация и проведение приема граждан, в том числе личного приема граждан Губернатором автономного округа, членами правительства автономного округа, представителями Губернатора автономного округа в муниципальных образованиях в автономном округе;
- рассмотрение обращений, дача разъяснений и ответов по вопросам, содержащимся в обращениях, либо направление в установленном порядке обращений в исполнительные органы государственной власти автономного органа, органы местного самоуправления в автономном округе, учреждения, организации, общественные объединения для разрешения поставленных в них вопросов согласно компетенции и уведомление об этом граждан, направивших обращение;
- направление обращений, поступивших в приемные Губернатора и адресованных Губернатору автономного округа, членам правительства автономного округа, в управление для рассмотрения в установленном порядке;
- взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе, учреждениями, организациями, общественными объединениями по вопросам рассмотрения обращений;
- оказание консультативной помощи в пределах своей компетенции органам местного самоуправления в автономном округе, общественным объединениям и гражданам;
- проведение встреч с населением, в том числе совместно с представителями Губернатора автономного округа в муниципальных образованиях в автономном округе;
- участие в заседаниях представительных органов муниципальных образований, совещаниях, коллегиях и комиссиях органов местного самоуправления в автономном округе;
- своевременное и качественное выполнение задач, возложенных на приемные Губернатора;
- ведение учета и контроля за рассмотрением всех поступивших обращений, представление аналитических и статистических отчетов в управление об основных вопросах, содержащихся в обращениях;
- обеспечение доступа граждан к интернет-ресурсам с целью отправки обращений в форме электронного документа в адрес Губернатора автономного округа и членов правительства автономного округа;
- обеспечение информирования населения о работе приемных Губернатора;
- осуществление иных функций в соответствии с поручениями заместителя Губернатора автономного округа, руководителя аппарата Губернатора автономного округа, начальника управления.
В автономном округе создана единая интернет-приемная, являющаяся универсальным средством взаимодействия граждан с руководством исполнительных органов государственной власти автономного округа. Портал правительства автономного округа является составной частью системы "Электронное правительство Ямало-Ненецкого автономного округа" и позволяет упростить процесс обращения гражданина в структуры государственной власти, расширяет географию обращений и сокращает время решения вопроса.
Портал правительства автономного округа официально признается дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан к членам правительства автономного округа, поэтому обращения, направленные в электронном виде через портал, обрабатываются наравне с традиционными письменными обращениями.
Каждый квартал года Губернатором автономного округа утверждается график личного приема граждан Губернатором, членами правительства, представителями Губернатора в муниципальных образованиях и руководителями центральных исполнительных органов государственной власти автономного округа.
Указанный график утверждается в целях обеспечения конституционных прав граждан на личные обращения в государственные органы и к должностным лицам в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", Законом автономного округа "Об обращениях граждан".
Специалисты отмечают, что уменьшению количества обращений граждан способствует усиление деятельности института представителей Губернатора в муниципалитетах и работа приемных Главы региона в городах и поселках округа. Влияние на данный количественный показатель оказывает и все более эффективная работа по проведению личного приема граждан.
В целях совершенствования взаимодействия граждан и власти в автономном округе с 6 декабря 2012 г. на официальном сайте аппарата Губернатора автономного округа проводится интернет-конференция по теме, актуальной для органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, научных и учебных организаций, коммерческих предприятий, действующих в регионе: "Проблемы взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций при рассмотрении обращений граждан".
В течение определенного времени на специальной странице сайта размещаются поступившие материалы (выступления, статьи, заметки и др.). Участники конференции могут неоднократно высказываться по обсуждаемым вопросам, предлагать направления обсуждения вопросов по теме конференции, принимать участие в дискуссии, вносить предложения, задавать интересующие вопросы как представителям органов государственной власти, так и любым другим участникам и получать на них ответы.
По результатам интернет-конференции предусмотрено принятие решения (резолюции), которое размещается на сайте и направляется в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, и исполнительные органы государственной власти субъекта, органы местного самоуправления, а также в общественные организации.
В целях предоставления населению справочной информации о порядке рассмотрения обращений граждан, поступающих в адрес Губернатора автономного округа, членов правительства автономного округа, исполнительных органов государственной власти автономного округа, в автономном округе действует информационно-справочный телефон по работе с обращениями граждан.
Справочный телефон представляет собой комплекс организационных мероприятий и технических средств, обеспечивающих возможность гражданам обращаться по телефону за предоставлением информации о порядке рассмотрения обращений граждан.
Справочный телефон создан в целях:
- предоставления гражданам справочной информации о порядке рассмотрения обращений граждан, поступающих в адрес Губернатора автономного округа, правительства автономного округа, исполнительных органов государственной власти автономного округа;
- содействия гражданам в реализации их прав обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти автономного округа, иные государственные органы автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе.
Основными задачами работы справочного телефона являются:
- обеспечение оперативного информирования граждан по вопросам, поступающим на справочный телефон о порядке рассмотрения обращений граждан;
- уменьшение количества граждан, нуждающихся в оказании помощи, но не получающих ее в связи с отсутствием у них информации о своих правах либо о том, куда им следует обратиться;
- снижение числа письменных обращений граждан, направляемых в адрес Губернатора автономного округа и членов правительства автономного округа, а также исполнительных органов государственной власти автономного округа;
- совершенствование работы исполнительных органов государственной власти автономного округа на основании анализа причин обращений граждан по справочному телефону <1>.
В автономном округе подробно регламентирован порядок рассмотрения повторных обращений граждан, поступающих в адрес исполнительных органов государственной власти автономного округа. Так, в соответствии с Постановлением правительства автономного округа от 1 августа 2012 г. N 620-П "Об утверждении Порядка рассмотрения повторных обращений граждан, поступающих в адрес исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа" порядок рассмотрения повторных обращений граждан, поступающих в адрес исполнительных органов государственной власти автономного округа разработан в целях определения механизма обработки и рассмотрения, введения системы мониторинга повторных обращений граждан, поступающих в адрес Губернатора автономного округа, членов правительства автономного округа, исполнительных органов государственной власти автономного округа.
Согласно п. 5 названного Порядка повторными считаются обращения (предложения, заявления, жалобы), поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если:
- гражданин не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному обращению (в том числе обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в исполнительный орган; сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения; указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения);
- со времени подачи первого обращения истек установленный действующим законодательством РФ срок рассмотрения и ответ по существу обращения гражданину не дан.
В соответствии с п. 6 того же Порядка не считаются повторными обращениями:
- одного и того же автора, но по разным вопросам;
- направленные нескольким адресатам;
- от одного и того же автора по одному и тому же вопросу, поступившие до истечения срока рассмотрения его предыдущего обращения;
- дубликат обращения - обращение гражданина, являющееся копией предыдущего обращения. Дубликат обращения приобщается к ранее поступившему обращению и не подлежит повторной регистрации;
- аналогичное обращение - обращение гражданина, содержащее идентичные доводы, не являющееся дубликатом, по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица.
Повторные обращения граждан в обязательном порядке подлежат постановке в исполнительном органе на контроль с целью устранения недостатков в работе, составления справок о результатах анализа причин и условий, способствовавших поступлению повторных обращений граждан (п. 10 Порядка).
В связи с увеличением в последнее время числа обращений, поступающих по системам общего пользования, в автономном округе в целях определения механизма оформления, направления, приема, регистрации, обработки и рассмотрения обращений граждан, поступающих в форме электронного документа, Постановлением правительства автономного округа от 5 сентября 2012 г. N 737-П утверждено "Положение о порядке работы исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа с обращениями, поступающими в форме электронного документа". Для приема обращений граждан по информационным системам общего пользования применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение гражданином обращения установленной формы с необходимыми реквизитами. Ответственное структурное подразделение выполняет первоначальную обработку поступивших обращений, которые затем распечатываются на бумажном носителе, и дальнейшая работа с ними ведется как с письменными обращениями.
Таким образом, необходимо отметить, что в автономном округе ведется активная работа по сближению горизонтали "власть-народ", совершенствуется законодательная база, принимаются меры по эффективному решению проблем, излагаемыми гражданами автономного округа в своих обращениях.
Неэффективность работы с обращениями граждан возможно исправить расширением практики использования конструктивных предложений, критических замечаний и жалоб граждан при внесении изменений в законодательство автономного округа. В исполнительных органах государственной власти автономного округа предлагается всесторонне изучать поднятые в обращениях проблемы и реализовывать меры по их разрешению, в том числе путем внесения дополнений и изменений в законы автономного округа и иные нормативные правовые акты, что должно способствовать увеличению количества положительно разрешенных в обращениях вопросов. При этом мониторинг обращений будет свидетельствовать о позитивном влиянии принимаемых мер на характер поступающих обращений.
Созданию эффективных механизмов реализации права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления будет способствовать внедрение общей схемы информационного обмена данными по работе с обращениями граждан между государственными органами и органами местного самоуправления на основе оптимизированной схемы документационного обмена. Разработка типовых требований к программно-техническим комплексам электронных систем обеспечения работы с обращениями граждан, создание централизованных баз данных формализованных обращений, совершенствование методического обеспечения деятельности государственных органов, органов местного самоуправления обеспечат сокращение сроков обработки документов и разрешения обращений граждан.
Органам исполнительной власти субъектов РФ для более эффективной работы необходимо тесно сотрудничать с региональными общественными палатами, комиссиями и уполномоченными по правам человека.
Учитывая рекомендации Администрации Президента РФ, аппарата полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе, с 2010 г. на территории автономного округа внедряются нестандартные формы работы с населением, повышающие качество взаимодействия общества и власти, и определяющие, в первую очередь, качество взаимодействующей с властью инфраструктуры гражданского общества.
В целях повышения эффективности системы работы с обращениями граждан в исполнительных органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе Постановление правительства автономного округа от 18 октября 2011 г. N 764-П утверждена целевая программа ведомства "Совершенствование работы с обращениями граждан в Ямало-Ненецком автономном округе на период 2012 - 2014 годов", которая направлена на выполнение следующих основных задач:
- Совершенствование нормативно-правового регулирования в области работы с обращениями граждан.
- Создание системы информационно-аналитической работы с обращениями граждан в автономном округе.
- Совершенствование форм и методов контроля за соблюдением законодательства об обращениях граждан в исполнительных органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе.
- Повышение эффективности организации личного приема граждан должностными лицами.
- Совершенствование форм взаимодействия представителей власти с населением.
- Внедрение в практику механизма участия представителей гражданского общества в работе с обращениями граждан.
- Мероприятия, направленные на решение вопросов кадрового обеспечения работы с обращениями граждан в исполнительных органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе.
- Разработка методических рекомендаций по вопросам использования унифицированных форм документов в работе с обращениями граждан.
- Структурирование аналитической деятельности путем введения системы мониторинга, содержащей количественные и качественные характеристики обращений, сведения о принятии и исполнении управленческих решений по рассмотренным обращениям.
- Анализ и обобщение опыта деятельности координационных советов по рассмотрению обращений граждан, созданных в муниципальных образованиях в автономном округе.
- Создание системы внесудебной защиты прав граждан как средства реализации их юридической безопасности во взаимодействии с Ямало-Ненецкими общественными объединениями и привлечением студентов 4 - 5 курсов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования для оказания бесплатной правовой помощи гражданам.
Таким образом, накопленный в автономном округе положительный опыт в области взаимоотношений населения и органов власти является хорошим инструментом совершенствования данного направления в деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований в других субъектах РФ.
Библиографический список
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок) // Российская газета. 2009. N 7. 21 янв.
- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 2006. N 95. 5 мая.
- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 марта 2007 г. N 24-ЗАО "Об обращениях граждан" // СПС "КонсультантПлюс".
- Постановление администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 марта 2008 г. N 101-А "Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции "Рассмотрение обращений граждан исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа" // Красный Север. 21.03.2008. N 54. Спецвыпуск. N 30 - 31.
- Постановление правительства автономного округа от 1 августа 2012 г. N 620-П "Об утверждении Порядка рассмотрения повторных обращений граждан, поступающих в адрес исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа" // Красный Север. 09.08.2012. Спецвыпуск. N 62.
- Постановление Губернатора автономного округа от 27 августа 2012 г. N 122-ПГ "О приемных Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа в муниципальных образованиях в Ямало-Ненецком автономном округе" // Красный Север. 30.08.2012. Спецвыпуск. N 69.
- Постановлением правительства автономного округа от 5 сентября 2012 г. N 737-П утверждено "Положение о порядке работы исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа с обращениями, поступающими в форме электронного документа" // Красный Север. 13.09.2012. Спецвыпуск. N 71.
References (transliteration)
- Konstituciya RF (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 g.) (s uchetom popravok) // Rossiyskaya gazeta. 2009. N 7. 21 yanv.
- Federal'nyy zakon ot 2 maya 2006 g. N 59-FZ "O poryadke rassmotreniya obrascheniy grazhdan Rossiyskoy Federacii" // Rossiyskaya gazeta. 2006. N 95. 5 maya.
- Zakon Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga ot 5 marta 2007 g. N 24-ZAO "Ob obrascheniyah grazhdan" // SPS "Konsul'tantPlyus".
- Postanovlenie administracii Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga ot 13 marta 2008 g. N 101-A "Ob utverzhdenii administrativnogo reglamenta po ispolneniyu gosudarstvennoy funkcii "Rassmotrenie obrascheniy grazhdan ispolnitel'nymi organami gosudarstvennoy vlasti Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga" // Krasnyy Sever. 21.03.2008. N 54. Specvypusk. N 30 - 31.
- Postanovlenie pravitel'stva avtonomnogo okruga ot 1 avgusta 2012 g. N 620-P "Ob utverzhdenii Poryadka rassmotreniya povtornyh obrascheniy grazhdan, postupayuschih v adres ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoy vlasti Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga" // Krasnyy Sever. 09.08.2012. Specvypusk. N 62.
- Postanovlenie Gubernatora avtonomnogo okruga ot 27 avgusta 2012 g. N 122-PG "O priemnyh Gubernatora Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga v municipal'nyh obrazovaniyah v Yamalo-Neneckom avtonomnom okruge" // Krasnyy Sever. 30.08.2012. Specvypusk. N 69.
- Postanovlenie pravitel'stva avtonomnogo okruga ot 5 sentyabrya 2012 g. N 737-P utverzhdeno "Polozhenie o poryadke raboty ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoy vlasti Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga s obrascheniyami, postupayuschimi v forme elektronnogo dokumenta" // Krasnyy Sever. 13.09.2012. Specvypusk. N 71.