Мудрый Юрист

Компетенция полиции в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере оборота радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств

Жариков Николай Викторович, аспирант Омской юридической академии.

Раскрывается содержание административно-юрисдикционной деятельности полиции в производстве по делам об административных правонарушениях. Выделены признаки полиции как субъекта административно-юрисдикционной деятельности. Определены и проанализированы этапы первой стадии производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Предлагается классификация поводов к возбуждению дел об исследуемых административных правонарушениях по способу их обнаружения. Обоснована необходимость внесения изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административно-юрисдикционная деятельность полиции, радиоэлектронные средства, высокочастотные устройства, показания специальных технических средств.

Police competence in administrative proceedings concerning radio-electronic means and high-frequency devices turnover sphere

N.V. Zharikov

The content of administrative and jurisdictional police activity in proceedings concerning mentioned offences is revealed. Signs of police as a subject of administrative and jurisdictional activity were picked out. Phases of the first stage of administrative proceedings concerning radio-electronic means and high-frequency devices turnover sphere have been identified and analyzed. The classification of reasons for initiation of proceedings of investigated administrative offences according to manner of their detection is proposed. The necessity of amendment of the Code of Administrative Offences of Russian Federation was substantiated.

Key words: administrative and jurisdictional police activity, radio-electronic means, high-frequency devices, indications of special technical means.

Деятельность полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений в сфере оборота радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (далее - РЭС и ВУ) носит ярко выраженную правоохранительную направленность и заключается в принятии своевременных мер по недопущению или пресечению административных правонарушений, когда имеются данные о возможном их совершении конкретными лицами <1>.

<1> Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1993. С. 126.

При этом в отсутствие полномочий по рассмотрению дел об исследуемых административных правонарушениях и принятию по ним соответствующих решений участие сотрудников полиции в производстве по делам о таких правонарушениях ограничивается совершением первичных процессуальных действий, обеспечивающих их рассмотрение и разрешение по существу надлежащим субъектом, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, состоящей, в свою очередь, из четырех этапов:

Для возбуждения дела об административном правонарушении в сфере оборота РЭС и ВУ, наряду с материальным основанием, необходимы также основания процессуальные (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ), которые по способу обнаружения правонарушений могут быть разделены на две группы:

После получения в установленном порядке достаточных данных о совершении административного правонарушения в сфере оборота РЭС и ВУ компетентным должностным лицом принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении. При этом дело считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1) либо протокола о применении мер обеспечения производства по делу (п. 1 ч. 4 ст. 28.1) КоАП РФ.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении в сфере оборота РЭС и ВУ дает старт следующему этапу - административного расследования, на котором сотрудниками полиции решается ключевая задача рассматриваемого производства - всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств дела, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, средствами осуществления которой служат доказательства. Предмет доказывания, указанный в ст. 26.1 КоАП РФ, является единым для стадий возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела об административном правонарушении, а это означает, что обстоятельства, установленные на стадии возбуждения дела, составляют предмет доказывания и на последующих стадиях производства.

К средствам доказывания, наиболее часто используемым сотрудниками полиции в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере оборота РЭС и ВУ, относятся следующие.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, имеют важное значение для обеспечения всесторонности, полноты и объективности расследования и наряду со средством изобличения делинквента в совершении правонарушения служат одним из средств реализации им конституционного права на защиту.

Как правило, состав административного правонарушения в сфере оборота РЭС и ВУ не может быть установлен без проведения экспертизы, которая назначается и проводится в целях определения принадлежности технического средства к категории РЭС или ВУ, его технических характеристик (номиналов рабочих радиочастот, излучаемой мощности, вида излучения) и состояния (исправности).

В доказывании по делам об исследуемых административных правонарушениях широко используются показания специальных технических средств (далее - СТС) - одно из наиболее информативных средств доказывания, которое позволяет зафиксировать не только сам факт эксплуатации РЭС или ВУ, но и технические параметры излучения (частоту излучения, его мощность, вид модуляции). При этом наряду с результатами измерений (параметры, спектрограмма излучения РЭС или ВУ) необходимо зафиксировать значительный объем информации, внесение которой в протокол об административном правонарушении, как это предусмотрено ч. 2 ст. 26.8 КоАП РФ, весьма затруднительно. По указанной причине на практике показания СТС, фиксирующих параметры излучения РЭС или ВУ, вносятся в отдельный документ - протокол измерения параметров излучения РЭС (ВУ). Полагаем, что такое решение необходимо закрепить законодательно, для чего в ч. 2 ст. 26.8 КоАП РФ внести соответствующие изменения и дополнения.

Негативно сказываются на качестве административного расследования по исследуемой категории дел, а нередко и создают предпосылки к нарушению законности ограниченные сроки его проведения.

В связи с изложенным, принимая во внимание устойчивый количественный рост исследуемых административных правонарушений, степень их общественной опасности, трудоемкость и сложность процесса доказывания, автор приходит к выводу о целесообразности предусмотреть возможность проведения по указанной категории правонарушений административного расследования в порядке, регламентированном ст. 28.7 КоАП РФ. Предлагаемое решение нашло поддержку у 249 (80,8%) из 308 опрошенных сотрудников полиции и Роскомнадзора, которым по долгу службы приходится иметь дело с расследованием правонарушений в сфере оборота РЭС и ВУ.

На этапе процессуального оформления результатов расследования проделанная работа фиксируется в протоколе об административном правонарушении.

Этапом, завершающим участие сотрудников полиции в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере оборота РЭС и ВУ, является направление протокола об административном правонарушении и материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение в Роскомнадзор.

Однако следует учесть, что при наличии оснований, закрепленных в ч. 3 ст. 28.8, п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса, должностное лицо Роскомнадзора вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган полиции, проводивший административное расследование для устранения имеющихся недостатков, которые подлежат устранению в течение трех суток, после чего материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями в течение суток возвращаются в Роскомнадзор.

Изложенное позволяет сделать вывод, что полномочия полиции в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере оборота РЭС и ВУ не могут рассматриваться как избыточные, а, напротив, соответствуют целям, объему и сложности решаемых в данной сфере правоохранительных задач.