Базовые характеристики системы обжалования, проверки и пересмотра судебных решений в гражданском судопроизводстве России. Общетеоретический аспект
Маняк Николай Иванович, председатель судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.
Автор вносит предложения по совершенствованию системы обжалования, проверки и пересмотра судебных решений в гражданском процессе.
Ключевые слова: ГПК РФ, система обжалования, проверки и пересмотра судебных решений.
Basis characteristics of the system of appeal, checking and re-consideration of judicial decisions in civil judicial proceeding of Russia. General theoretical aspect
N.I. Manyak
The author makes proposals with regard to improvement of the system of appeal, checking and re-consideration of judicial decisions in civil procedure.
Key words: Civil Procedure Code of the RF, system of appeal, checking and re-consideration of judicial decisions.
Система обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе рассматривается не только как способность конкретных судебных инстанций к выполнению каких-либо процессуальных действий, но и как качество, присущее развитому обществу, позволяющее посредством системы судебных органов разрешать социально-политические и экономические конфликты, обеспечивать социальную гармонию в обществе.
Проведенное нами теоретическое исследование позволяет вынести на обсуждение научной общественности следующие вопросы.
Система обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе - это разновидность судебных особых государственно-властных отношений (коммуникационных систем обработки информации), возникновение и существование которых обусловлено способностью социума генерировать механизмы разрешения правовых конфликтов на основе норм права, возникновение которых обусловлено деятельностью нижестоящих судебных инстанций, обеспечиваемой мощью государства.
Система обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе обладает рядом сущностных характеристик: она реальна, для нее характерны некоторые видовые, родовые признаки и черты, свойственные любой иной системе разрешения конфликтов, а также специфические черты и признаки, не присущие другим системам; как любое иное социальное явление, анализируемая система существует только в динамике; в пределах своей компетенции она сильнее любой организации или индивида; одновременно она носит публично-правовой характер и частноправовой характер; проявляется в правоприменительной, правотолковательной и правотворческой сфере; не существует вне нормативного регулирования; опосредуется в правосудии (судебных процессах), его результатах (судебных актах); является животворящим источником права. Для нее, в частности, характерны особые способы формирования процедурных норм (судебный прецедент) и их трансформации (судебная практика).
Основой функционирования системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе является взаимодействие ее компонентов, которое проявляется в уникальных судебно-властных отношениях. В данном случае речь идет об общественных отношениях, возникающих в процессе реализации судами высших инстанций в установленных законом случаях и в установленной законом форме государственной власти при разрешении конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия между субъектами права. Особенность данной разновидности судебно-властных правоотношений заключается в следующем. Если суд первой инстанции разрешает спор лишь между сторонами, то суды вышестоящих инстанций наряду с этим осуществляют проверку деятельности нижестоящих инстанций, обеспечивают единообразие судебной практики, социальную гармонию в обществе.
Данные судебно-властные отношения обладают следующими признаками: 1) возникают в процессе реализации высшими судами (судьями) своих функций; 2) имеют в качестве обязательного субъекта суд (судью) апелляционной, кассационной или надзорной инстанции; 3) всегда публичны, поскольку осуществляются только от имени государства; 4) являются отношениями власти и подчинения, а поэтому характеризуются юридическим неравенством суда и сторон, участвующих в деле; 5) их цель - разрешение правовых конфликтов путем применения судами (судьями) норм права; 6) отличаются особой процессуальной формой; 7) характеризуются специфическим правовым режимом обеспечения законности и правовой защиты.
Генезис системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе в каждом отдельно взятом государстве, как правило, проходит эволюцию от выделения из совокупности прав и обязанностей главы государства (монарха) его особого права и его особой обязанности (особой публичной функции) - от проверки и пересмотра первичных судебных решений до создания наднациональных судебных структур, которые выступают гарантом следования национальных правовых систем общепризнанным мировым стандартам в сфере правосудия.
Общая тенденция в развитии системы обжалования, пересмотра и проверки судебно-властных отношений такова: от простого - единоличного разрешения главой государства рядовых споров - к сложному - относительно самостоятельной и независимой от других властных структур государства судебной системе, непосредственному участию народа в отправлении правосудия.
Обязательный этап развития системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе - организационное отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; с этого момента их национальное единство обеспечивается исключительно посредством права.
Коммуникационное свойство, характерное для системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе, приобретает правовой характер. Инкорпорация общепризнанных принципов и норм международного права в национальные правовые системы - в значительной степени результат информационной революции и глобализации.
Для успешной работы механизма обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе, выполнения им своих задач необходимы следующие условия: ясное, четкое и единообразное понимание природы суда, его роли в механизме государства в каждой отдельно взятой стране, закрепление за судом полномочия на творческое применение права, в т.ч. и международного; доверие к судейскому корпусу у населения страны; наличие навыков участия в судоговорении и уважения к праву у представителей сторон; надлежащее кадровое и материально-техническое обеспечение органов судебной власти; доступность судебной системы для тех, кто в ней нуждается; ясность и прозрачность деятельности судов; наличие процессуального законодательства, закрепляющего эффективный механизм исправления судебных ошибок.
В настоящее время существует ряд моделей механизмов обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе в федеративных государствах: 1) федеральная структура носит номинальный характер, федерация обладает исключительной компетенцией в реализации судебно-властных отношений; 2) субъекты федерации обладают значительной компетенцией в сфере организации правосудия, федеральные органы не вправе вмешиваться в решение ряда вопросов; 3) компетенция в сфере правосудия определена априори и для федерации, и для ее субъектов; 4) компетенция судебных систем центра и регионов совпадает, что вызывает их конкуренцию; 5) в конституции государства определяется только федеральная и совместная компетенция в сфере правосудия.
За время своего существования современная система обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе приобрела ряд новых положительных качеств: 1) создание механизма обжалования в суд теоретически всех решений и действий (бездействия) органов государственной власти гражданами; 2) современная российская судебная система гораздо более независима и самостоятельна, чем в период существования СССР; 3) постепенно начинает работать механизм ее саморегуляции, несмотря на то что большинство российских судей по своему правовому мировоззрению - позитивисты, нормативисты, в недрах судейского корпуса постепенно вызревает признание за судьями права на собственное усмотрение при наличии пробелов в законе, его неправовом характере.
Следует разработать:
- единую структуру системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском судопроизводстве, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации;
- концепцию эффективности системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе, выяснив ее основные теоретические положения и понятийный аппарат, в частности, "эффективность судебной системы", "условия, критерии, индикаторы и показатели эффективности судебной системы", "методы оценки эффективности судебной системы".
Нами утверждается, что:
- эффективность данной системы зависит от определенных объективных и субъективных условий, определяемых характером взаимосвязей: 1) рационального судоустройства; 2) оптимальной судебной процедуры, 3) высокого профессионального уровня судей и служащих аппарата суда; 4) совершенства механизма судебного управления; 5) соответствия функционирования суда ожиданиям современного общества;
- измерение эффективности системы обжалования, пересмотра судебных решений в гражданском процессе возможно при условии, если определены: 1) стандарты качества судебной системы, в содержании которых выделены критерии эффективности и система их показателей; 2) методика сбора, анализа и оценки информации; 3) состав экспертной группы, которая будет осуществлять оценку качества судебной системы; 4) степень влияния каждого показателя на общую эффективность судебной системы; 5) методология соотношения качественных и количественных показателей, количественного выяснения оценочных понятий качественных показателей.
Нами:
- исследована мировая практика оценки качества работы судов и высших судебных инстанций и предложена методологическая модель оценки эффективности судебной системы России;
- разработаны стандарты эффективности системы обжалования, проверки и пересмотра судебных решений в гражданском процессе как системный документ, в котором сконцентрирована концептуальная идея ее совершенной организации и функционирования, включающая такие измерения, как условия, критерии, индикаторы, показатели и методология оценки эффективности;
- определены и исследованы через систему соответствующих индикаторов критерии эффективности: организации системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе - доступность и независимость суда, специализация и стабильность судебной системы; судебной процедуры - справедливость, беспристрастность, своевременность судебного разбирательства; кадрового обеспечения - профессионализм судей и работников аппарата суда; судебного управления - успешность управления судебной системой и отдельным судом; социальной - общественный авторитет и ответственность суда, доверие к суду.
Нами:
- проведена оценка эффективности судебной системы России согласно предложенной схеме стандартов, определены системные меры по совершенствованию организации и функционирования национальной судебной системы;
- уточнены научные подходы к определению принципов системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе, среди которых предлагается различать: 1) фундаментальные - верховенство права, равенство, доступность суда, справедливость, определенность; 2) принципы судопроизводственные, которые могут различаться в зависимости от типа правовой системы государства, национальных традиций или иных историко-экономических предпосылок;
- уточнены положения теории функций судебной системы: предложено выделять внешние (правовой определенности общественных отношений, гуманистическую, воспитательную) и внутренние (социально-ценностную, культурологическую и информационно-аналитическую) функции;
- высказаны научные и практические позиции относительно содержания и направлений совершенствования доступности и независимости суда, специализации и стабильности судебной системы; справедливости, беспристрастности и своевременности судебного разбирательства; профессионализма судей и работников аппарата суда; судебного управления, повышения общественного авторитета и доверия к суду.
Принципы функционирования системы обжалования и пересмотра судебных актов в гражданском процессе определены как общие правовые положения, отражающие функциональное назначение суда в обществе. Они способствуют достижению стоящих перед ним задач, определяют структурное построение судебной системы и процедуры отправления правосудия, прямо закреплены в конституционных и иных нормативных актах или вытекают из их содержания и правовой природы судебной власти, проверочных производств.
Правовая природа принципов функционирования системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений раскрывается через их основные характеристики: они отражены в общих правовых нормах, закрепляющих или регулирующих все правоотношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности судебной власти; обслуживают содержание других норм законодательства, обеспечивающих действие юридических механизмов реализации принципов судебной власти; выступают разновидностью принципов судебной власти и аккумулируют в себе все ее сущностные черты.
Принципы системы обжалования и пересмотра судебных решений в гражданском процессе заключаются в том, что они: 1) служат фундаментом для построения судебной системы и процедуры рассмотрения дел судом; 2) выступают критериями легитимности судебной власти для общества; 3) являются стандартом законности и справедливости судебного решения по конкретному делу, поскольку их нарушение является основанием для его отмены в вышестоящих судебных инстанциях.
Эти принципы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и в совокупности составляют органическую систему, в которой их содержательные элементы складываются в структурные связи, фундаментом которой выступает цель судебной деятельности - защита прав и законных интересов человека и гражданина.
Принципы системы обжалования и пересмотра судебных решений в гражданском процессе в зависимости от своего содержательного назначения и сферы внедрения подразделяются на: 1) основополагающие, отражающие важнейшие сущностные черты института судебной власти (верховенство права, законность, справедливость, гуманизм, равенство граждан перед законом и судом, а также независимость, самостоятельность, полнота, транспарентность судебной власти); 2) принципы построения органов судебной власти, которые отражают системно-структурные ее характеристики (доступность правосудия, компетентность суда, право человека на пересмотр судебного решения, вынесенного в ее деле); 3) процедурные, в которых содержатся основные требования к судебному производству (состязательность, гласность, разумность сроков судебного разбирательства, государственный язык судопроизводства, коллегиальность и единоличность судебного разбирательства, участие народа в отправлении правосудия, обеспечение права лица на правовую помощь, обязательность и мотивированность судебных решений).
Обосновано, что основополагающие принципы функционирования системы обжалования и пересмотра судебных решений в гражданском процессе - это исходные положения, выражающие сущность судебной власти как специфического (правового) регулятора общественных отношений и определяющие общую целевую направленность судоустройства и судопроизводства. Они выполняют системообразующую функцию в развитии национального процессуального и судоустройственного законодательства.
Существует тесная структурная связь между принципами системы обжалования и пересмотра судебных решений в гражданском процессе, что подтверждается их совокупным действием, наличием содержательных элементов, общих для нескольких принципов, а также угрозой для целостности всей системы принципов в случае нарушения одного из них.
Без создания специальных апелляционных и кассационных судов дальнейшее развитие гражданского процесса в области обжалования, пересмотра и проверки судебных постановлений будет тормозиться. В целях обеспечения функционирования эффективной системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе диссертант приводит дополнительные аргументы о необходимости учреждения экстерриториальной системы апелляционных и кассационных судов.
Базовое условие функционирования такой системы - жесткие требования к приемлемости апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, подача которых возможна лишь через адвокатов-представителей, аккредитованных при соответствующих судах.