Мудрый Юрист

Базовые характеристики системы обжалования, проверки и пересмотра судебных решений в гражданском судопроизводстве России. Общетеоретический аспект

Маняк Николай Иванович, председатель судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.

Автор вносит предложения по совершенствованию системы обжалования, проверки и пересмотра судебных решений в гражданском процессе.

Ключевые слова: ГПК РФ, система обжалования, проверки и пересмотра судебных решений.

Basis characteristics of the system of appeal, checking and re-consideration of judicial decisions in civil judicial proceeding of Russia. General theoretical aspect

N.I. Manyak

The author makes proposals with regard to improvement of the system of appeal, checking and re-consideration of judicial decisions in civil procedure.

Key words: Civil Procedure Code of the RF, system of appeal, checking and re-consideration of judicial decisions.

Система обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе рассматривается не только как способность конкретных судебных инстанций к выполнению каких-либо процессуальных действий, но и как качество, присущее развитому обществу, позволяющее посредством системы судебных органов разрешать социально-политические и экономические конфликты, обеспечивать социальную гармонию в обществе.

Проведенное нами теоретическое исследование позволяет вынести на обсуждение научной общественности следующие вопросы.

Система обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе - это разновидность судебных особых государственно-властных отношений (коммуникационных систем обработки информации), возникновение и существование которых обусловлено способностью социума генерировать механизмы разрешения правовых конфликтов на основе норм права, возникновение которых обусловлено деятельностью нижестоящих судебных инстанций, обеспечиваемой мощью государства.

Система обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе обладает рядом сущностных характеристик: она реальна, для нее характерны некоторые видовые, родовые признаки и черты, свойственные любой иной системе разрешения конфликтов, а также специфические черты и признаки, не присущие другим системам; как любое иное социальное явление, анализируемая система существует только в динамике; в пределах своей компетенции она сильнее любой организации или индивида; одновременно она носит публично-правовой характер и частноправовой характер; проявляется в правоприменительной, правотолковательной и правотворческой сфере; не существует вне нормативного регулирования; опосредуется в правосудии (судебных процессах), его результатах (судебных актах); является животворящим источником права. Для нее, в частности, характерны особые способы формирования процедурных норм (судебный прецедент) и их трансформации (судебная практика).

Основой функционирования системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе является взаимодействие ее компонентов, которое проявляется в уникальных судебно-властных отношениях. В данном случае речь идет об общественных отношениях, возникающих в процессе реализации судами высших инстанций в установленных законом случаях и в установленной законом форме государственной власти при разрешении конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия между субъектами права. Особенность данной разновидности судебно-властных правоотношений заключается в следующем. Если суд первой инстанции разрешает спор лишь между сторонами, то суды вышестоящих инстанций наряду с этим осуществляют проверку деятельности нижестоящих инстанций, обеспечивают единообразие судебной практики, социальную гармонию в обществе.

Данные судебно-властные отношения обладают следующими признаками: 1) возникают в процессе реализации высшими судами (судьями) своих функций; 2) имеют в качестве обязательного субъекта суд (судью) апелляционной, кассационной или надзорной инстанции; 3) всегда публичны, поскольку осуществляются только от имени государства; 4) являются отношениями власти и подчинения, а поэтому характеризуются юридическим неравенством суда и сторон, участвующих в деле; 5) их цель - разрешение правовых конфликтов путем применения судами (судьями) норм права; 6) отличаются особой процессуальной формой; 7) характеризуются специфическим правовым режимом обеспечения законности и правовой защиты.

Генезис системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе в каждом отдельно взятом государстве, как правило, проходит эволюцию от выделения из совокупности прав и обязанностей главы государства (монарха) его особого права и его особой обязанности (особой публичной функции) - от проверки и пересмотра первичных судебных решений до создания наднациональных судебных структур, которые выступают гарантом следования национальных правовых систем общепризнанным мировым стандартам в сфере правосудия.

Общая тенденция в развитии системы обжалования, пересмотра и проверки судебно-властных отношений такова: от простого - единоличного разрешения главой государства рядовых споров - к сложному - относительно самостоятельной и независимой от других властных структур государства судебной системе, непосредственному участию народа в отправлении правосудия.

Обязательный этап развития системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе - организационное отделение судебной власти от законодательной и исполнительной; с этого момента их национальное единство обеспечивается исключительно посредством права.

Коммуникационное свойство, характерное для системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе, приобретает правовой характер. Инкорпорация общепризнанных принципов и норм международного права в национальные правовые системы - в значительной степени результат информационной революции и глобализации.

Для успешной работы механизма обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе, выполнения им своих задач необходимы следующие условия: ясное, четкое и единообразное понимание природы суда, его роли в механизме государства в каждой отдельно взятой стране, закрепление за судом полномочия на творческое применение права, в т.ч. и международного; доверие к судейскому корпусу у населения страны; наличие навыков участия в судоговорении и уважения к праву у представителей сторон; надлежащее кадровое и материально-техническое обеспечение органов судебной власти; доступность судебной системы для тех, кто в ней нуждается; ясность и прозрачность деятельности судов; наличие процессуального законодательства, закрепляющего эффективный механизм исправления судебных ошибок.

В настоящее время существует ряд моделей механизмов обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе в федеративных государствах: 1) федеральная структура носит номинальный характер, федерация обладает исключительной компетенцией в реализации судебно-властных отношений; 2) субъекты федерации обладают значительной компетенцией в сфере организации правосудия, федеральные органы не вправе вмешиваться в решение ряда вопросов; 3) компетенция в сфере правосудия определена априори и для федерации, и для ее субъектов; 4) компетенция судебных систем центра и регионов совпадает, что вызывает их конкуренцию; 5) в конституции государства определяется только федеральная и совместная компетенция в сфере правосудия.

За время своего существования современная система обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе приобрела ряд новых положительных качеств: 1) создание механизма обжалования в суд теоретически всех решений и действий (бездействия) органов государственной власти гражданами; 2) современная российская судебная система гораздо более независима и самостоятельна, чем в период существования СССР; 3) постепенно начинает работать механизм ее саморегуляции, несмотря на то что большинство российских судей по своему правовому мировоззрению - позитивисты, нормативисты, в недрах судейского корпуса постепенно вызревает признание за судьями права на собственное усмотрение при наличии пробелов в законе, его неправовом характере.

Следует разработать:

Нами утверждается, что:

Нами:

Нами:

Принципы функционирования системы обжалования и пересмотра судебных актов в гражданском процессе определены как общие правовые положения, отражающие функциональное назначение суда в обществе. Они способствуют достижению стоящих перед ним задач, определяют структурное построение судебной системы и процедуры отправления правосудия, прямо закреплены в конституционных и иных нормативных актах или вытекают из их содержания и правовой природы судебной власти, проверочных производств.

Правовая природа принципов функционирования системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений раскрывается через их основные характеристики: они отражены в общих правовых нормах, закрепляющих или регулирующих все правоотношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности судебной власти; обслуживают содержание других норм законодательства, обеспечивающих действие юридических механизмов реализации принципов судебной власти; выступают разновидностью принципов судебной власти и аккумулируют в себе все ее сущностные черты.

Принципы системы обжалования и пересмотра судебных решений в гражданском процессе заключаются в том, что они: 1) служат фундаментом для построения судебной системы и процедуры рассмотрения дел судом; 2) выступают критериями легитимности судебной власти для общества; 3) являются стандартом законности и справедливости судебного решения по конкретному делу, поскольку их нарушение является основанием для его отмены в вышестоящих судебных инстанциях.

Эти принципы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и в совокупности составляют органическую систему, в которой их содержательные элементы складываются в структурные связи, фундаментом которой выступает цель судебной деятельности - защита прав и законных интересов человека и гражданина.

Принципы системы обжалования и пересмотра судебных решений в гражданском процессе в зависимости от своего содержательного назначения и сферы внедрения подразделяются на: 1) основополагающие, отражающие важнейшие сущностные черты института судебной власти (верховенство права, законность, справедливость, гуманизм, равенство граждан перед законом и судом, а также независимость, самостоятельность, полнота, транспарентность судебной власти); 2) принципы построения органов судебной власти, которые отражают системно-структурные ее характеристики (доступность правосудия, компетентность суда, право человека на пересмотр судебного решения, вынесенного в ее деле); 3) процедурные, в которых содержатся основные требования к судебному производству (состязательность, гласность, разумность сроков судебного разбирательства, государственный язык судопроизводства, коллегиальность и единоличность судебного разбирательства, участие народа в отправлении правосудия, обеспечение права лица на правовую помощь, обязательность и мотивированность судебных решений).

Обосновано, что основополагающие принципы функционирования системы обжалования и пересмотра судебных решений в гражданском процессе - это исходные положения, выражающие сущность судебной власти как специфического (правового) регулятора общественных отношений и определяющие общую целевую направленность судоустройства и судопроизводства. Они выполняют системообразующую функцию в развитии национального процессуального и судоустройственного законодательства.

Существует тесная структурная связь между принципами системы обжалования и пересмотра судебных решений в гражданском процессе, что подтверждается их совокупным действием, наличием содержательных элементов, общих для нескольких принципов, а также угрозой для целостности всей системы принципов в случае нарушения одного из них.

Без создания специальных апелляционных и кассационных судов дальнейшее развитие гражданского процесса в области обжалования, пересмотра и проверки судебных постановлений будет тормозиться. В целях обеспечения функционирования эффективной системы обжалования, пересмотра и проверки судебных решений в гражданском процессе диссертант приводит дополнительные аргументы о необходимости учреждения экстерриториальной системы апелляционных и кассационных судов.

Базовое условие функционирования такой системы - жесткие требования к приемлемости апелляционных, кассационных и надзорных жалоб, подача которых возможна лишь через адвокатов-представителей, аккредитованных при соответствующих судах.