Мудрый Юрист

Легитимная государственная власть как гарант конституционализма *

<*> Dzhangiryan Zh.D. Legitimate state power: the pladge of constitutionalism.

Джангирян Жора Даниелович, ректор университета "Гладзор", доктор юридических наук, профессор (г. Ереван).

В статье рассматривается одна из основных проблем конституционного права - роль легитимной государственной власти при формировании конституционализма.

Легитимизация государственной власти происходит либо через принятие конституции народом, выборы президента, парламента и местных органов власти, либо представителем народа, особенно главой государства через процедуру инаугурации.

Ключевые слова: легитимная государственная власть; конституционализм; верховенство права.

The article discusses one of the basic problems of constitutional law: the role of legitimate state power considering the formation of constitutionalism.

Legalization of state power is carried into life either by the adoption of the constitution by the nation, election of the president, parliament and local authorities, or by the representative of the nation, especially by the president of the state in the way of inauguration.

Key words: legitimate state power; constitutionalism; rule of law.

Развал могущественного Советского государства в 90-е годы прошлого столетия еще долго будет предметом изучения представителей разных наук. Исключения не составляет и правоведение.

И сегодня людей преследует мысль о том, в чем же заключалась причина столь стремительного развала советской страны. Думаю, не ошибусь, если скажу, что одной из причин было отсутствие концепции "конституционализма и конституционализации" и правовых, политических, экономических механизмов и желания воплотить ее в жизнь. Правда, в годы перестройки появились разговоры о социалистическом конституционализме, социалистическом правовом государстве, однако, как говорится, поезд уже ушел.

Падение Советского государства послужило основой для создания армянским народом своей (независимой) суверенной, демократической, правовой, социальной государственности, о чем было провозглашено в Декларации независимости Республики Армения, а впоследствии в Основном законе государства - Конституции РА.

Для армянского народа, не имевшего на протяжении веков независимого государства, конституция должна была стать тем основным государственным правовым документом, который должен был способствовать формированию новой системы ценностей, в частности новой системы общественных отношений, государственных органов; нового правового статуса человека; новых форм собственности; многопартийности; разделения властей; свободы слова, прессы, совести и т.д., - что и должно было содействовать формированию гражданского общества, правового и социального государства.

Достижение вышеуказанных целей возможно только на основании всесторонней разработки концепции конституционализма.

Что такое конституционализм?

О конституционализме в юриспруденции сложились многочисленные точки зрения. Не преследуя цели проанализировать их, попытаемся выявить то общее, что высказано в этих суждениях.

Конституционализм связан с возникновением понятия "конституция" как основного закона страны, который наделен приоритетом по отношению ко всем другим правовым нормам, и поскольку первой письменной конституцией принято считать Конституцию США, понятие конституционализма имеет американское происхождение.

По мнению некоторых авторов, говоря о конституционализме, следует понимать правление, ограниченное конституцией. Согласно им идея конституционализма, включающая в себя конституционное государство, конституционное управление, верховенство права, исторически была прогрессивной идеей, так же как буржуазное государство и буржуазная демократия <1>.

<1> См.: Мишин А.А. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989. С. 67.

По мнению В.Т. Кабышева и Т.М. Пряхиной, конституционализм - это комплекс отражения системы правовых ценностей, провозглашенных в Основном Законе, и проблем, связанных с обеспечением их верховенства, реальности и приоритетности. Согласно им основными ценностями конституционализма являются верховенство прав человека, демократия, разделение властей, верховенство права и федерализм <2>.

<2> См.: Кабышев В.Т., Пряхина Т.М. Теоретические проблемы российского конституционализма // Вестник Саратовской государственной академии права. 1995. N 2. С. 32.

В дальнейшем В.Т. Кабышев приходит к заключению, что конституционализм - это философия конституционного мировоззрения, закрепленная в Основном Законе, системы правовых ценностей, обеспечения верховенства конституции, ее приоритетности и реальности, об управлении в рамках конституции <3>.

<3> См.: Кабышев В.Т. Конституционализм в советской России: Материалы Всероссийской конференции "Конституционное и административное право". М., 2000. С. 11.

Для Н.А. Богдановой "конституционализм - это система идей и взглядов, в которых воплощены представления о конституционном государстве, их конституционное оформление, а также политико-правовая практика реализации таких идей и закрепляющих их норм" <4>.

<4> Богданова Н.А. Категория "конституционализм" в науке конституционного права // Российский конституционализм: Проблемы и решения. М., 1999. С. 137.

Говоря о взаимоотношении понятий "конституционализм" и "конституционный порядок", Н.А. Богданова отмечает, что конституционализм как идеальная (теоретическая) модель трансформируется в политическую и правовую реальность посредством конституционного порядка.

Согласно Н.А. Богдановой основными признаками конституционного государства являются: верховенство права; свобода и достойное существование человека; исключение централизации власти в руках одного органа; народное представительство в реализации власти, в принятии решений и контроле за функционированием власти <5>.

<5> См.: Там же. С. 135 - 138.

Считаем, что довольно специфичный подход к данному вопросу высказывает Н.С. Бондарь, для которого конституционализм, в любой форме его проявления, - как политико-правовая (конституционная) идеология, юридическое мировоззрение, политическая и правовая практика - воплощает в себе показатели достигнутого в обществе компромисса между властью и свободой, интересами общества и личности, государства и гражданина. Сами же институты прав и свобод человека и гражданина без преувеличения являются визитной карточкой современного конституционализма <6>.

<6> См.: Бондарь Н.С. Права человека в теории и практике российского конституционализма // Российский конституционализм: Проблемы и решения, М., 1999. С. 200.

По мнению академика В.С. Нерсесянца, конституционализм - это идеология уважения, соблюдения и защиты конституции, он является общегосударственной, надпартийной идеологией любого правового государства <7>.

<7> См.: Нерсесянц В.С. Конституционализм как общегосударственная идеология // Конституционно-правовая реформа РФ / Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М., 2000. С. 8.

А.Б. Барихин считает, что конституционализм следует рассматривать в широком и узком аспекте. В узком смысле он понимается как:

а) форма правления, политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления;

б) политическая правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя. Учение о конституции как об основном инструменте политической власти.

В широком смысле это понятие включает в себя следующие темы: согласие народа, ограниченное правительство, открытое общество, неприкосновенность личности, правовые нормы, преемственность, проведение конституции в жизнь, общественный контроль над правительством, разделение властей, федерализм и судебный надзор <8>.

<8> См.: Большой юридический энциклопедический словарь / Авт. и сост. А.Б. Барихин. М., 2005. С. 250.

По мнению Г.Г. Арутюняна, конституционализм является сформированной на протяжении тысячелетий и веков культурой государственного сосуществования, имеет социальные корни, и его следует рассматривать как форму проявления конституционной культуры. Конституционализм - это наличие системных и осмысленных конституционных ценностей в общественной жизни <9>. По мнению автора, основными предпосылками конституционализма являются: выборное представительство власти, разделение и равновесие властей, верховенство права. А основные элементы конституционализма: согласие народа; ограниченная правом власть; открытое общество; неприкосновенность личности; наличие правовых норм; разделение властей <10>.

<9> См.: Арутюнян Г.Г. Конституционализм: уроки, вызовы, гарантии. Киев: Киев-Логос, 2011. С. 16 - 20.
<10> См.: Там же. С. 21.

Не ставя цели анализа всех вышеперечисленных точек зрения, считаем необходимым отметить, что конституционализм не является формой проявления лишь конституционной культуры. Идея конституционализма представляет собой результат проявления общей культуры, поскольку она связана с нравственными, религиозными, философскими, правовыми, политическими и другими социальными чувствами.

В формировании конституционализма как политической правовой идеологии или юридического мировоззрения конституционная культура является существенным фактором, и не случайно, что некоторые авторы рассматривают ее в качестве одного из элементов конституционализма <11>.

<11> См.: Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 15.

Легко заметить, что для автора предпосылки конституционализма являются также его элементами. Здесь нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что предпосылки конституционализма - социальные, политические, правовые, культурные - многочисленны, и не все из них можно считать элементами конституционализма, к ним можно отнести только наиболее важные, что и сделано в юриспруденции. Более того, то, что для Г.Г. Арутюняна является элементом конституционализма, для А.Б. Барихина - темы, подлежащие изучению для понимания конституционализма в широком смысле.

По мнению О.Е. Кутафина, конституционализм обладает двумя смыслами: с одной стороны, это доктрина, связанная со свойственным природе человека представлением о справедливом и демократическом государстве, а с другой - это государственный строй, созданный в соответствии с данным учением <12>.

<12> См.: Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 44.

С.А. Авакьян рассматривает конституционализм как сложную общественно-политическую модель, элементы которой позволяют привлечь общество светлыми идеями, сделать их содержанием конкретного основного закона, превратить в конституционно-правовые институты, жить при соответствующем им режиме и защищать ценности конституционной демократии. Конституционализм - это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее к социальному прогрессу <13>.

<13> См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М., 2000. С. 232.

Если попытаться сравнить все приведенные точки зрения, можно увидеть то общее, что в них выражено.

Первое. Практически для всех конституционализм - это некий идеал, мировоззрение или идеология, которую можно воплотить только путем провозглашения в конституции системы правовых ценностей и ее реализации.

Конституционализм как идеал или идеология является не чем иным, как высшей целью, к которой стремилось и стремится человечество, а мечтой человечества, его основной целью было и остается желание жить в таком обществе, где будут править разум, свобода, равенство и благосостояние. Лишь такое общество может стать основой создания правового, социального государства, следовательно, конституционализм - это не что иное, как идеал, идеология о правовом, социальном, демократическом государстве, где будут властвовать право, социальная и юридическая справедливость, где государство не только признает человека, его достоинство, основные права и свободы высшей ценностью, но и будет нести ответственность за их реализацию путем установления соответствующих правовых, социальных, экономических, политических гарантий их воплощения в действительность.

С этой позиции следует различать конституционализм, установленный конституцией как идеал, как цель, от реализованного, воплощенного конституционализма.

Что требуется для того, чтобы конституционализм стал действительностью? Как справедливо отмечает профессор С.А. Авакьян, необходимы конституционные идеи, нормативно-правовые основания, режим, система конституционного порядка и защиты конституции <14>.

<14> См.: Там же. С. 230.

Второе. Конституционализм связан с конституционным порядком, что устанавливается конституцией, а устанавливается именно тот идеал, который желательно воплотить в жизнь. На самом деле идеал не всегда возможно воплотить сразу, тем более когда это касается государств, переживающих переходный период.

Конституционализм существует, когда есть конституционализированные общественные отношения, иными словами, когда установленные конституцией общественные отношения и сформировавшиеся реальные отношения совпадают, т.е. когда существует действительная, а не мнимая конституция и соответствующий ей конституционный порядок.

Третье. Элементами конституционализма являются: верховенство прав человека, демократия во всех формах проявления, разделение и равновесие (сдерживание) властей, верховенство права.

Четвертое. Конституционализм воплощается в конституционном государстве.

Конституционализм является результатом реализованного, воплощенного в жизнь конституционного государства, иначе говоря, когда идеал провозглашается в качестве конституционного порядка основным законом страны - конституцией и становится соответствующей ему действительностью.

Конституционное государство существует, когда государство подчиняется праву, что гарантируется участием народа в законотворчестве и равновесием (сдерживанием) властей. Как справедливо отмечено в юриспруденции, конституционное государство является практической реализацией идеи правового государства <15>, а конституционализм, по нашему мнению, - это форма проявления сущности и содержания правового государства.

<15> См.: Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 261 - 265; Лихобабин А.В., Пархоменко А.Г. Российский конституционализм (история, современность, перспективы). М., 2000. С. 10 - 16 и др.

К признакам, характеризующим конституционное государство, относятся также равноправие граждан и народовластие, наличие гарантированных государством личных прав и свобод <16>, наличие парламента, ограничение властей <17>, гарантированное подчинение государства праву <18>.

<16> См.: Кареев Н. Происхождение современного народно-правового государства. СПб., 1908. С. 5.
<17> См.: Корф С.А. Российское государственное право. Ч. 1. М., 1915. С. 49 - 53.
<18> См.: Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 186.

Интересен подход О.Е. Кутафина: для того чтобы государство полностью подчинялось праву, необходимо наличие конституционного порядка, а он является такой формой организации государства, которая обеспечивает подчинение праву и характеризует его как конституционное государство <19>, иначе говоря, основой конституционного государства и, почему бы и нет, конституционализма является наличие конституционного порядка.

<19> См.: Четвернин В.А. Демократическое государство: введение в теорию. М., 1993. С. 126.

Получается, что основа конституционализма (идеала, идеи), формирования и воплощения в жизнь конституционного и правового государства - это конституционный порядок, который устанавливается основным законом страны - конституцией.

Именно конституцией устанавливается определенный конституционный порядок как определенная структура власти. Именно конституцией устанавливается система конституционно-правовых институтов, наличие и воплощенность которых в жизнь (реализованность) свидетельствуют о существовании правового, социального, демократического, т.е. конституционного, государства, следовательно, и конституционализма.

Так как конституционализм является идеалом, мировоззрением, то говорить о наличии единого идеала или мировоззрения неправомерно, что относится и к единому конституционализму. Это естественно, поскольку у разных государств есть свои модели конституционализма. Лучшей из них является та, которая содержит в себе такие конституционно-правовые институты, совокупность которых создает демократический конституционализм, когда в них отражаются демократическое государство и общество, свобода личности, демократические права и свободы граждан, непосредственно сопровождающие демократию инструменты власти, сформированные демократическим путем органы, которые ощущают на себе влияние народа и благодаря наличию необходимых полномочий могут воздействовать друг на друга, всеобщая свободная и основанная на состязательности избирательная система, политический плюрализм и многопартийность <20>.

<20> См.: Авакьян С.А. Указ. соч. С. 231.

Конституция - это надлежащее узаконивание правового характера формирования и функционирования власти в отношениях с субъектами гражданского общества <21>. Получается, что конституционный порядок - это не что иное, как определенная структура власти.

<21> См.: Четвернин В.А. Указ. соч. С. 126.

Невольно возникает вопрос, возможно ли достичь формирования и функционирования характеризующих конституционный порядок конституционно-правовых институтов, обеспечивающих воплощение в жизнь конституционализма, конституционного государства, без наличия легитимной власти, которую, по нашему мнению, нужно рассматривать не только как элемент конституционализма, но и как гарант конституционного порядка, более того, конституционализма. Как справедливо замечено в юриспруденции, конституционализм - это способ регулирования взаимоотношений общества и власти, обеспечения их единства и непрерывности <22>, а его осуществление невозможно без легитимной власти.

<22> См.: Сонина Л.В. Конституционализм в Российской Федерации как политико-правовой режим: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 11.

Легитимная государственная власть - это власть, которая соответствует представлениям общества данного государства о надлежащей, требуемой, необходимой власти <23>. Легитимная власть удостаивается признания и защиты населения.

<23> См.: Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 122.

Легитимность в правоведении и политологии рассматривается как результат процесса легитимации, благодаря которому авторитет (власти, начальства) приобретает признание подвластных или все участники политических процессов признают законность ее возникновения, формирования, соответствие власти критериям посредника, обеспечивающего выполнение взаимных обязательств, и убеждаются, что данная государственная власть станет выразителем общих интересов. Иными словами, благодаря легитимации государственная власть приобретает признак легитимности. И поскольку власть является посредником между властвующими и подвластными, может произойти ее "девальвация" или, наоборот, "ревальвация", что обусловлено степенью и качеством взаимного выполнения обязательств <24>.

<24> См.: Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т. 1. Самара: Бахрах, 1999. С. 74.

Отсюда следует, что сегодняшняя легитимная власть завтра может стать нелегитимной.

Государственная власть легитимна:

<25> См.: Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 120.

Государственная власть нуждается в легитимации и легализации.

Государственная власть легитимируется в первую очередь народом следующими формами:

1. Принятием конституции как основного закона страны, которым конституционно закрепляется:

а) его естественное право, иначе говоря, реализуется естественное право принадлежности ему власти;

б) модель его идеала конституционализма и соответствующий его представлениям механизм, формы и методы реализации власти;

в) степень и способы его участия в воплощении этого идеала;

г) круг полномочий разных ветвей власти и должностных лиц в процессе воплощения его идеала.

Отсюда и вытекает значимость легитимности принятой конституции, что обусловлено также тем, что именно конституцией легитимируется и легализуется государственная власть.

2. Избранием главы государства, парламента - национального собрания и органов местного самоуправления.

3. Формированием других органов государственной власти, избранных народом, президентом и парламентом.

Если в первых двух случаях легитимация со стороны народа несет прямой характер, поскольку эти органы свои властные полномочия получают непосредственно от народа, иными словами, происходит легитимация путем прямой демократии, то во втором случае наблюдается опосредованная легитимация. В данном случае можно сказать, что легитимация органов, сформированных парламентом и президентом, обусловлена именно их легитимностью.

Отсюда и следует значение и необходимость легитимности полномочий президента и парламента. Более того, только при наличии легитимной власти народ обязуется добровольно выполнять поручения власти. Это возможно, не только если выборы будут законными, но и если они будут полностью выражать единую волю народа.

4. Присягой президента страны, принесенной народу перед вступлением в должность.

5. Конституционным судом.

Статьей 2 Конституции РА установлено, что в РА власть принадлежит народу и что народ свою власть осуществляет посредством свободных выборов, референдумов, а также через предусмотренные Конституцией государственные органы, органы местного самоуправления и должностных лиц. Узурпация власти какой-либо организацией или личностью является преступлением. Согласно ст. 5 государственная власть осуществляется в соответствии с Конституцией и законами, государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица правомочны совершать только такие действия, на которые они уполномочены Конституцией или законами. Статьей 6 устанавливается, что Конституция имеет высшую юридическую силу. Необходимо отметить, что Конституция, по которой устанавливается конституционный порядок, которая воплощает конституционализм, сама должна быть легитимной, т.е. должна быть принятой в соответствии с требованиями норм права и представлять собой результат волеизъявления большинства населения, в частности, обладающего избирательным правом большинства. Статья 111 Конституции РА устанавливает, что Конституция принимается или в нее вносятся изменения посредством референдума - по инициативе Президента Республики или Национального Собрания, а согласно ст. 113, вынесенный на референдум проект считается принятым, если за него проголосовали более половины участников голосования, но не менее чем одна четверть граждан, включенных в избирательные списки. Думаем, что конституция, принятая на основании волеизъявления 1/4 избирателей, не может считаться легитимной, так как 1/4 составляет меньшинство, а меньшинство не может выражать волю оставшихся 3/4 большинства.

Не случайно, что государством вводится понятие большинства голосов, обладающих избирательным правом, а не принимавших участие в выборах. А в тех государствах, где принятие конституции или внесение в нее изменений происходит через высший представительный орган государственной власти страны, требуется наличие 2/4, 3/5 голосов от общего числа депутатов. Так, например, в соответствии со ст. 147 Конституции Румынии Конституция считается принятой, если имеется согласие 2/3 от общего числа членов Палаты Депутатов и Сената (качественное большинство). По ст. 84 Конституции Словацкой Республики требуется согласие не менее 3/5 от общего числа депутатов Национального Совета; согласно ст. 286 Конституции Португалии необходимо согласие 2/3 полномочных депутатов. Этот перечень можно продолжить.

Следует отметить, что в проведенном РА референдуме 25 мая 2003 г., посвященном внесению изменений в Конституцию, по избирательному списку должны были участвовать 2 339 704 избирателей, но приняли участие 1 215 908 избирателей, из которых "за" проголосовали 559 687, "против" - 552 257 избирателей, 101 735 избирательных бюллетеней были признаны недействительными. В итоге Конституция была сочтена не принятой, поскольку количество проголосовавших за нее не составило 1/3 от общего числа включенных в список избирателей, что было установлено ст. 113 Конституции РА 1995 г.

Спустя два года в проведенном 27 ноября 2005 г. референдуме из 2 317 462 избирателей (по официальным данным) приняли участие 1 514 307, из которых 1 411 711 избирателей (более половины включенных в список избирателей) проголосовали "за", а 82 018 - "против", 21 946 бюллетеней были признаны недействительными.

Следует отметить, что в новом проекте Конституции в ст. 113 была внесена поправка - вместо прежних 1/3 было установлено понятие 1/4.

Как справедливо замечает член Конституционного Суда РА Ф. Тохян, референдум 2003 г. по Конституции провалился, и проект конституционных поправок, который, по мнению автора, был по содержанию намного более демократичным, чем проект Конституции 2005 г., не был принят из-за отсутствия кворума (проголосовавшие "за" не составили 1/3 включенных в списки избирателей) <26>, что и послужило в дальнейшем причиной замены 1/3 на 1/4.

<26> См.: Тохян Ф. Комментарии к Конституции РА / Под общ. ред. Г. Арутюняна и А. Вагаршяна. Ереван: Иравунк (Право), 2010. С. 1065 (на арм. яз.).

Этот опыт, по нашему мнению, был заимствован у Российской Федерации, без учета того, что он делает еще более нелегитимной власть, которая сформирована принятой подобным образом Конституцией <27>. В основу такого подхода нами заложено лишь требование принципа конституционной нормы, а не количество принимавших участие в голосовании во время референдума избирателей или тех из них, кто проголосовал "за".

<27> Примечательно, что во время проведенного через полтора года референдума количество положительно проголосовавших возросло на 852 024 человека, и это в том случае, когда проект изменений Конституции 2003 г., по мнению члена Конституционного Суда Ф. Тохяна, был более демократичным. Не случайно, что результаты этого референдума также были обжалованы в Конституционном Суде.

Как было отмечено, во время референдума по Конституции РА 2005 г. в избирательных списках было 2 317 462 избирателя, 1/4 которых составляет 579 365 человек, голосования которых "за" согласно Основному Закону достаточно для того, чтобы считать Конституцию принятой. Получается, что Конституция РА за 1/4 избирателей признает право выражать волю остальных 3/4 избирателей, что, по нашему мнению, противоречит принципу единства власти, а именно власть едина, если она является выражением единой воли всего народа.

В таком случае возникает вопрос: имеют ли право 579 365 человек-избирателей выражать волю 2 317 462 избирателей?

  1. Согласно ст. 113 Конституции - имеют.
  2. Принятая на основании волеизъявления 579 365 вместо 2 317 462 избирателей Конституция и сформированная по ней власть может считаться легитимной.

При такой постановке вопроса вывод, считаю, один: не имеют, поскольку принятая Конституция является результатом волеизъявления меньшинства - 1/4 избирателей. Значит, принятая подобным образом Конституция и сформированная ею власть не могут считаться легитимными.

Более того, если конституционализм - это идеал или идеология, то как он может быть воплощен в жизнь, если требуется голосование в его пользу всего 1/4 избирателей. Возникает вопрос: чьим он является идеалом или идеологией - четверти избирателей? И для кого он устанавливается - для всего народа? Здесь следует учитывать то, что легитимность - это не только принятие конституции в соответствии с требованиями закона, легитимность представляет собой и признание ее народом, готовность добровольно воплощать ее положения в жизнь, признание права власти устанавливать для людей общеобязательные правила поведения.



Надо сказать, что аналогичные проблемы наблюдаются и при избрании Национального Собрания РА, Президента страны, органов местного самоуправления.

Так, например, согласно ст. 51 Конституции РА Президентом Республики избирается кандидат, за которого проголосовали более половины избирателей, проголосовавших за всех кандидатов.

Если баллотировались более чем два кандидата и ни за одного из них не проголосовало необходимое число избирателей, то на четырнадцатый день после голосования проводится второй тур. Во втором туре Президентом избирается кандидат, за которого проголосовало наибольшее число избирателей.

В случае баллотирования одного кандидата он избирается, если за него проголосовали более половины участников голосования.

Согласно ст. 126 Избирательного кодекса РА по мажоритарной избирательной системе депутатом избирается кандидат, за которого проголосовало наибольшее число избирателей, при баллотировании одного кандидата он избирается, если за него проголосовали более половины участников голосования, а ст. 125 устанавливается, что по пропорциональной избирательной системе мандаты распределяются между теми партиями и партийными блоками, которые получили 5 или 7 процентов от общего числа проголосованных "за" бюллетеней.

Из содержания указанных статей следует, что отсутствует установленный институт кворума, иначе говоря, порядок определения того, когда выборы должны считаться состоявшимися, т.е. участие какого процента от общего числа включенных в список избирателей обязательно для признания выборов состоявшимися.

Вместо этого используются ни о чем не говорящие выражения: "голосующие "за", "необходимое число избирателей", "наибольшее число избирателей", "более половины участников голосования".



Невольно возникает вопрос: что означает "необходимое число", "наибольшее число"... избирателей? Составляет ли оно наибольшее число от 1000, 5000, миллиона, 2 миллионов или, быть может, 500 избирателей?

Само собой разумеется, что даже при голосовании ста, пятисот или шестисот тысяч "за" не может быть сформирована легитимная власть, поскольку эти числа не являются даже простым большинством от общего количества избирателей. Не следует забывать, что власть легитимна, когда она выражает волю большинства народа, т.е. единство власти является гарантом легитимности <28>, в противном случае народ ее не примет и не станет добровольно выполнять ее поручения.

<28> См.: Джангирян Ж. Легитимность как гарантия единства государственной власти // Государство, история, экономика, культура: Сб. материалов четвертой научной сессии профессорско-преподавательского состава и аспирантов Ереванского университета "Гладзор". Ереван, 2009. С. 9 - 25 (на арм. яз.).

Надо сказать, что идея легитимности власти в таком содержании известна армянской юридической мысли издавна. Об этом свидетельствуют исторические сведения о Собрании, приглашенном царем Певоном и католикосом Давидом в 1204 г. в столице Сис армянского Киликийского царства, состоявшемся при участии соседних епископов и архимандритов, на котором были приняты 8 канонов, подлежащих выполнению и в Восточной Армении.

Интересно, что как на Собрании 1205 г. в Лори, так и на Собрании 1207 г. в Ани было решено не принимать 8 канонов, принятых армянским католикосом, армянским царем и частным собранием, мотивируя это тем, что они не соответствуют духу и порядкам армянской церкви и что у собрания не было надлежащих светских и церковных представителей, что эти правила не были приняты единственным высшим законодательным органом армянской церкви - Общим национальным собранием <29>, иначе говоря, они нелегитимны.

<29> См.: Мелик-Тангян Н.В. Армянское церковное право. Книга первая. Шуши, 1903. С. 448 - 450 (на арм. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении: Пер. с древнеарм.; Предисловие и комментарий Л.Л. Хандарян. М., 1976. С. 188 - 192; Армянский судебник Мхитара Гоша, юридическое исследование с комментариями, Архимандрит Ваган Бастамеянц. Вагаршапат, 1880. С. 86 - 90 (на арм. яз.); Хосров Торосян. Суд и процесс в Армении X - XIII вв. Ереван, 1985. С. 33; Арутюнян Г. Конституционная культура: уроки истории и вызовы времени. Ереван, 2005. С. 61 (на арм. яз.).

А вот в 1243 г. в Сисе состоялось Собрание, приглашенное католикосом Костандином, с согласия царя Киликии Хетума, в котором участвовали сам царь, его сын, епископы, архимандриты, церковные служащие, князья, известные люди, иными словами, было обеспечено надлежащее светское и духовное представительство и были приняты 25 канонов.

Эти каноны были опубликованы в виде канонического кодака католикосом Костандином и с официальным циркулярным письмом были разосланы всем католикосам, епископам, князьям с тем, чтобы они клятвенно гарантировали и своей подписью заверили их выполнение, добровольно и с готовностью, предоставляя расписки, закрепленные клятвами и проклятиями <30>, иначе говоря, заверялась легитимность как с точки зрения законности принятия этих канонов, так и с точки зрения добровольного признания и исполнения установленных положений.

<30> См.: Киракос Гандзакеци. Указ. соч. С. 188 - 192.

Из сказанного следует, что в указанный период легитимность власти и принятых ею норм была обусловлена следующими обстоятельствами:

  1. Законностью формирования органа, принимающего эти нормы, и в данном случае законностью Собрания в Сисе.
  2. Законностью полномочий на принятие подобных канонов. В данном случае Собрание 1204 г. в Сисе было правомочно принимать общеобязательные нормы-каноны.
  3. Ответом на вопрос о том, признается ли легитимность норм, принятых данным органом. Если - да, то народ готов их признать и добровольно исполнять, как, например, принятые Собранием 1243 г. в Сисе нормы, если - нет, то результат ясен и таков, как, например, повторное неприятие со стороны народа канонов, принятых Собранием 1204 г. в Сисе.


Думаю, что аналогичные признаки были положены в основу классической теории легитимности, разработанной в XIX в. М. Вебером.

Согласно этой теории легитимность характеризуется двумя основными признаками: а) признание власти; б) подчинение отдельных лиц власти.

Естественно, признание власти может иметь место лишь в том случае, если она будет считаться народом - как единым социальным, экономическим, политическим сообществом - законной, что возможно только тогда, когда у людей складывается внутреннее убеждение, вера в отношении законности этой власти.

М. Вебер выделяет три основания легитимности или внутреннего оправдания до признания законности власти.

  1. Легитимность, опирающаяся на традиции. Это наличие так называемого вечного вчера, которое сохраняется в силу обычая. Например, монархическая власть, которая на протяжении веков в силу обычая передается в наследство от одного к другому.
  2. Легитимность, опирающаяся на харизму - священный дар, гений, которыми наделен лидер, по отношению к которому проявляется всецелая преданность и доверие. Легко заметить, что в данном случае на первом месте стоят личные качества человека.
  3. Легитимность, опирающаяся на рациональное построение власти и на процедуру. Для этого необходимо, чтобы государственная власть формировалась и осуществлялась не только с соблюдением прав и свобод человека, но и с соблюдением правовых принципов и правопорядка в целом, иными словами, власть легитимна, демократична, если ее действия совпадают с волей избирателей, тех, кем она управляет, и они признают власть и обязуются добровольно выполнять установленные ею правила поведения.

Власть не является легитимной, демократичной, если она не совпадает с волей избирателей, если формируется в соответствии со способностями и волей правителей. В таком случае власть не признается избирателями, населением, которые, следовательно, и не обязуются добровольно выполнять установленные ею правила поведения. Следствием является то, что выполнение обязательных правил поведения, установленных властью, обеспечивается силовым, принудительным путем.

Получается, что именно легитимностью власти обусловлен выбор политического режима. Такая точка зрения подтверждается хотя бы тем, что нелегитимная власть порождает бюрократический, авторитарный, тоталитарный режимы, при которых:



а) подчинение грубо мотивируется страхом и надеждой: страхом мести со стороны власть имущих и надеждой на компенсацию, исходя из различных интересов;

б) наблюдается равнодушие в отношении власти, надежда на что-то новое, лучшее;

в) народ требует осуществления своей воли, иначе говоря, обеспечения демократии или, что то же самое, рациональной легитимности, что, как отмечается в юридической литературе, неоднозначно и представляет собой разностороннее и многоплановое явление.

У этого явления четыре разновидности:

Из вышеизложенного не следует делать вывод о том, что понятия "легитимность власти" и "режим" отождествляются. Да, они тесно взаимосвязаны, поскольку одно порождает другое, однако они не являются одним и тем же, так как если легитимность власти следует в первую очередь искать в формировании власти в соответствии с законом, то легитимность режима - в формах и методах осуществления власти. Вместе с тем следует учитывать, что действующий режим в одном случае будет содействовать формированию легитимной государственной власти, а в другом - наоборот. Легитимная власть может быть сформирована только демократическим режимом, поскольку сам демократический режим является результатом легитимной государственной власти. Нелегитимная власть со своим недемократическим режимом сделает все для своего воспроизводства.

Значение политического режима обусловлено его ролью в формировании конституционализма. Ведь именно режимом определяются взаимоотношения между государством и гражданами, реальность осуществления прав, свобод и обязательств граждан, осуществление государственной власти в соответствии с интересами народа и, почему бы и нет, обеспечение участия народа в формировании и реализации власти.

Можно прямо сказать, что форма сложившегося политического режима отвечает на вопрос о том, принадлежит ли в действительности власть народу и осуществляет ли ее народ для воплощения в жизнь своего идеала - конституционализма.



Такой подход объясняется тем, что государственный режим, находясь в тесной связи с государственной властью и будучи реальным проявлением и процессом функционирования организационно сложившейся власти <31>, играет двоякую роль: он является и характеризующим форму государства элементом, и элементом конституционализма.

<31> См.: Общая теория государства и права. Т. 1. 2-е изд. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2002. С. 301.

Как справедливо указано в юриспруденции, именно посредством государственного режима - как системы форм, средств и способов властвования - "государственная власть легитимирует свое существование и функционирование" <32>.

<32> Киреева С.А. Политический режим как элемент формы государства (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1997. С. 17.

Отсюда следует, что посредством действующего государственного режима может быть "легитимирована" власть, как сформированная в соответствии с требованиями закона, так и сформированная с нарушением требований закона, не признанная народом власть. Разница между этими двумя случаями будет заключаться в том, что если в первом случае народ признает законность власти и станет добровольно выполнять ее поручения, и это послужит воплощению конституционализма - формированию конституционного государства, то во втором случае будет сформировано тоталитарное государство во всех своих формах проявления.

Народовластие как элемент, характеризующий форму конституционализма и государства, как разновидность государственного режима, не может быть сформировано и не может состояться без легитимной власти, потому что формы, методы, способы осуществления власти обусловлены в первую очередь легитимностью власти (наличием легитимной власти). В основе такого подхода лежит то, что конституцией государства в качестве режима может быть установлена демократия, но на самом деле власть будет осуществляться недемократичными способами и методами, что обусловлено нелегитимностью власти. Вышеизложенное позволяет утверждать, что легитимная государственная власть является гарантом конституционализма.

Государственная власть легитимизируется также решениями Конституционного Суда РА, в частности в случае, когда оспариваются решения, принятые по итогам выборов Президента и депутатов Национального Собрания, и Конституционный Суд после рассмотрения вопроса выносит постановление, по которому оставляет в силе решение избирательной комиссии, т.е. подтверждает законность результатов выборов.

Конституционный Суд своим постановлением выполняет две функции:

а) легитимирует государственную власть;

б) легализует государственную власть.

Если в первом случае Конституционный Суд признает законность сформированной власти, то во втором - юридически провозглашает правомерность (законность) возникновения, организации и деятельности государственной власти.

Думаю, что формой легитимации и легализации является также присяга, приносимая народу главой государства - Президентом <33>, перед вступлением в должность, и церемония присяги, так как она носит юридический характер. Указанная церемония выполняет три функции: а) подтверждается вступление новоизбранного Президента в должность и начало принятия власти, осуществления властных функций; б) подтверждается легитимность избранного народом Президента, и это означает, что легитимизируется не только факт избрания Президента в соответствии с требованиями закона, но и факт признания народом президентской власти и готовности добровольно выполнять ее поручения; в) легализуется осуществляемая Президентом государственная власть.

<33> Под главой государства имеется в виду: 1) высшее должностное лицо; 2) носитель исполнительной власти.

Следует отметить, что не всегда присяга Президента воспринимается народом как присяга легитимно (законно) избранного Президента. Об этом свидетельствуют факты рассмотрения требований о признании недействительными итогов всех парламентских и президентских выборов в Республике Армения с 1996 по 2013 г. как в судах первой инстанции, так и в Конституционном Суде, а это означает, что легитимность сформированной власти ставится под вопрос.

В практике Конституционного Суда РА имеются примеры, когда заявления кандидатов в депутаты были учтены и результаты выборов признаны недействительными; но случаи признания недействительными итогов президентских выборов по сей день неизвестны, несмотря на то что Конституционным Судом было зафиксировано наличие нарушений. Наиболее интересно решение Конституционного Суда от 16 апреля 2003 г. по делу об обжаловании результатов президентских выборов 5 марта 2003 г. В своем решении Конституционный Суд признал наличие нарушений, в частности: фактов вбросов бюллетеней, неверного подсчета голосов, голосования за других лиц, и признал недостоверными результаты голосования в 40 избирательных участках, однако оставил неизменными итоги выборов, предложив вновь избранному Национальному Собранию РА и Президенту РА в течение года провести референдум о доверии.

Нетрудно заключить, что, вынося подобное решение, Конституционный Суд был убежден в том, что доверие народа в отношении легитимности власти поставлено под сомнение, следовательно, необходимо было в течение года разрешить это сомнение окончательно, что, к сожалению, осталось на бумаге и не было осуществлено.

Вывод один: власть будет считаться легитимной, если она сформирована согласно требованиям закона, методами, соответствующими нормам права, и если народ принимает и признает ее.

Что же сегодня необходимо для формирования легитимной власти, пользующейся доверием народа?

Во-первых, четко установить институт кворума при выборах как Президента, так и Национального Собрания, возможно, и органов местного самоуправления. А именно наличие более чем 1/2 проголосовавших "за" от общего числа включенных в списки избирателей, а для принятия Конституции и внесения в нее изменений - согласие 2/3, что можно будет обеспечить, если в выборах будут участвовать более 2/3 и 3/4 избирателей.

Во-вторых, в случае признания Конституционным Судом наличия фактов нарушений (независимо от их количества и последствий) признавать результаты выборов недействительными, что послужит конституционализации формирующихся конституционных правовых отношений, обеспечение чего является основной обязанностью Конституционного Суда. Нужно всегда помнить, что любое нарушение в ходе выборов не способствует формированию легитимной власти и что нарушителями являются именно те, кто желает воспроизвести и легитимизировать свою власть.

В-третьих, прекращать полномочия главы государства, Председателя Национального Собрания, Премьер-министра на весь период проведения выборов.

Необходимость подобных мер обусловлена тем, что представители действующей власти используют все рычаги власти для своего воспроизводства.

В-четвертых, требуется усовершенствованный Избирательный кодекс и правильный выбор избирательных систем, с учетом национальных особенностей.

Вышеизложенное приводит к следующим выводам:

а) конституционализм является формой проявления идеала, идеологии, мировоззрения людей относительно сущности и содержания конституционного, правового государства;

б) конституционализм воплощается в конституционном, правовом государстве;

в) конституционное, правовое государство существует тогда, когда государство действует в соответствии с правом, иными словами, когда оно подчиняется закону;

г) подобное подчинение возможно, когда есть сформированная народом и осуществляемая с его участием единая легитимная государственная власть;

д) легитимация и легализация государственной власти происходит принятием со стороны народа конституции посредством прямой и представительной демократии, избранием Президента страны, Парламента, органов местного самоуправления и формированием ими других органов, а также Конституционным Судом;

е) легитимная государственная власть является гарантом конституционализма, потому что без нее невозможно формирование конституционализированных общественных отношений.