Мудрый Юрист

Экстремистские материалы как предмет преступлений экстремистской направленности, связанных с пересечением границы

Алпеева Марина Александровна, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин ГКОУ ВПО "Российская таможенная академия", кандидат юридических наук.

В статье автором анализируются особенности экстремистских материалов, являющихся предметами преступлений экстремистской направленности, связанных с пересечением границы, выявляемые органами дознания таможенной службы Российской Федерации.

Ключевые слова: преступления экстремистской направленности, экстремизм, органы дознания, таможенные органы.

Extremist materials as a subject-matter of crimes of extremist character related to crossing the boundary

M.A. Alpeeva

The author of the article analyses the peculiarities of extremist materials which are the subject-matters of crimes of extremist character related to crossing the boundary and detected by the agencies of inquiry of the customs service of the Russian Federation.

Key words: crimes of extremist character, extremism, agencies of inquiry, customs agencies.

К предметам посягательств экстремистской направленности, совершаемым в сфере внешнеэкономической деятельности, в ст. 226.1 и 229.1 УК РФ, в отношении которых установлены специальные правила перемещения: наркотические средства и психотропные вещества, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники и т.д. Наиболее криминалистически значимым свойством данных предметов будет являться опасность их использования в террористическом отношении для достижения целей экстремистской деятельности.

Кроме того, предметы преступления, предусмотренного ст. 189 УК РФ, также могут представлять собой опасность в террористическом отношении и перемещаться с целью осуществления экстремистской деятельности: материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, иные результаты интеллектуальной деятельности и права на них, которые в силу своих особенностей и свойств могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, иная продукция.

Предметом преступлений, предусмотренных ст. 193 и 194 УК РФ, являются денежные средства в крупном размере. Они также могут быть направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Специфическими предметами преступлений экстремистской направленности, совершаемыми в сфере ВЭД, являются экстремистские материалы. Их содержание должно быть направлено на совершение преступлений, сопряженных с возбуждением религиозной, национальной, идеологической или иной ненависти либо вражды, унижением достоинства человека либо группы лиц по указанным признакам, а равно принадлежности к соответствующей социальной группе.

Данные материалы представляют собой "предназначенные для обнародования документы либо информацию на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы" [11]. Последние признаются экстремистскими материалами в бесспорном порядке.

Их специфика как предметов преступлений экстремистской направленности, связанных с преступлениями в сфере ВЭД, обусловливается тем, что именно с их помощью осуществляется возбуждение ненависти или вражды по соответствующим мотивам, которые являются определяющим признаком преступлений экстремистской направленности в соответствии с УК РФ. В отношении других предметов, указанных выше, данный мотив не всегда однозначно усматривается, поэтому более подробно нами будут рассмотрены экстремистские материалы.

В большинстве случаев на практике такими материалами признаются материалы религиозного или националистического характера, в которых усматриваются признаки возбуждения ненависти или вражды, обосновывается превосходство одной конфессии или национальности над иными, содержится призыв к насильственному искоренению или уничтожению приверженцев других религиозных убеждений, представителей других народов, насаждение собственной религии, проведение жесткой национальной политики. Все идеи, содержащиеся в указанных материалах, могут быть выражены как в прямой, так и завуалированной форме, особенно когда в них приводятся подлинные факты, но тенденциозно подобранные и целенаправленно толкуемые.

В качестве признаков экстремистских материалов можно выделить следующие:

Преступления экстремистской направленности совершаются также при помощи распространения документов, литературы, видео- и аудиоматериалов, листовок, брошюр, книг, содержащих воззвания, тексты, изображения, рисунки, символику экстремистского характера, чаще всего ввозимых из-за рубежа; либо изготовленных при помощи оборудования, ввозимого для их производства, денежных средств, предназначенных для финансирования экстремистской деятельности; запрещенных или ограниченных к обороту товаров, которые предполагается использовать в дальнейшей преступной деятельности, преследующей экстремистские цели и т.п. При этом не будет иметь значения, является ли ввоз или вывоз перечисленных выше предметов легальным или нелегальным (контрабандным), так как при наличии цели осуществления экстремистской деятельности данные действия в любом случае будут относиться к обстоятельствам, способствующим совершению преступлений экстремистской направленности.

Помимо информационных материалов с признаками экстремизма предметом преступлений экстремистской направленности может быть нацистская символика и атрибутика либо атрибутика или символика, сходная с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, перемещаемая через таможенную границу и используемая для распространения и пропагандирования идей экстремизма. Ввоз товаров с изображением нацистской символики или символики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, в любом случае не допускается и должен пресекаться таможенными органами.

По изученным уголовным делам характер предмета посягательства определяется следующим образом:

а) товары, содержащие нацистскую символику или атрибутику, - 33%;

б) печатные издания, аудио-, видеоматериалы, содержащие призывы к возбуждению национальной и расовой ненависти или вражды, - 7%;

в) печатные издания, аудио-, видеоматериалы, содержащие призывы к возбуждению политической ненависти или вражды, - 6%;

г) печатные издания, аудио-, видеоматериалы, содержащие призывы к возбуждению религиозной ненависти или вражды, - 42%;

<1> По материалам органов дознания таможенных органов РФ.

Содержание материалов экстремистской направленности может быть завуалировано с целью формального соблюдения требований законодательства об экстремизме, хотя по смыслу они могут быть направлены на возбуждение ненависти или вражды или унижение человека по религиозным, национальным или иным мотивам. Например, такие "рекомендации" по профилактике и защите от уголовного преследования дает организация "Жить без страха иудейска!" своим приверженцам: "При издании печатных материалов и при публичном озвучивании проблем, связанных с жидовским игом, нелегальной иммиграцией, этнической преступностью, засильем инородцев и т.п., необходимо избегать обобщающих характеристик и выводов в отношении той или иной этнической группы. Например, перечисление преступлений, совершенных той или иной этнической преступной группировкой, и требование изгнать ее и ей подобные с нашей земли не могут быть квалифицированы как разжигание национальной розни. А вот требование "изгнать инородцев, оккупировавших рынки, безнаказанно совершающих преступления", уже подпадает под понятие экстремизма, так как содержит в себе обобщающую характеристику в отношении всех без исключения инородцев" [8].

Прежде всего, по преступлениям экстремистской направленности в сфере осуществления ВЭД необходимо устанавливать особые цель и мотив преступного посягательства, которые в данном случае будут заключаться в возбуждении вражды или ненависти, а равно унижении человека или социальной группы по национальному, религиозному, политическому или иному признаку и осуществлении экстремистской деятельности. Психическая деятельность личности преступника характеризуется доминированием таких мотивов и цели. Поэтому определение значения и основания мотивов, вызвавших преступную деятельность лица, представляется необходимым для настоящего исследования.

Мотив - внутреннее непосредственное побуждение совершения преступления, выражающее личностное отношение к тому, на что направлены преступные действия. Мотивы отображают наиболее важные черты и свойства, потребности и стремления личности. Каковы мотивы, такова и личность, и наоборот, поэтому они являются наиболее полной и точной ее характеристикой. Мотивы не только то, что побуждает к определенному поведению, но и то, ради чего оно совершается, в чем его внутренний смысл для действующего субъекта.

Мотивы выражаются в форме ненависти или вражды в зависимости от каких-либо социальных признаков. "Ненависть" определяется как чувство сильнейшей вражды и отвращения [9, с. 358]. А "вражда" обозначает неприязнь, взаимную ненависть, недоброжелательные отношения [10, с. 392]; как отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью [9, с. 92]. В соответствии с приведенными значениями указанных терминов, видим, что одно из них является чувством, а другое совокупностью физических актов человека. Оба мотива определяются при этом друг через друга.

Чувство, в данном случае ненависти, - "это отражение в мозге человека его реальных отношений, т.е. отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам и, прежде всего, к человеку как личности, как члену общества. Чтобы стать компонентом поведения, чувство должно быть осознано лицом в качестве мотива действий. При этом чувства могут непосредственно выступать в качестве мотивов поведения и соответственно совершения преступления (к ним можно отнести расовую или национальную вражду, кровную месть и т.п.)" [7].

Мотив в определенной форме наличествует не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но уже до ее начала. В ходе осуществления преступной деятельности данные мотивы приобретают различную социальную окраску. Ненависть или вражда могут выражаться в проявлении нетерпимости и отрицании инакомыслия. Они означают наличие неприязненных отношений к другой стороне в связи с ее принадлежностью к определенной социальной группе - религиозной, национальной, идеологической, политической или иной. Данные мотивы переходят из сферы субъективной в сферу объективную, так как именно ими лицо руководствуется в своей повседневной деятельности. Мотивы оказывают влияние на его поведение, трансформируя его действия и поступки под определенным углом. Чем сильнее мотивы ненависти или вражды доминируют при осуществлении экстремистской деятельности и определяют ее направленность, тем более организованной и подготовленной она является, так как нельзя представить, что, например, перемещение предметов, запрещенных к обороту, с целью осуществления экстремистской деятельности будет осуществляться стихийно и без должной подготовки, предполагающей наличие плана действий по приобретению, хранению, сокрытию таких предметов, способу их перемещения через границу, помощи соучастников или других членов преступной группы и т.д.

Таким образом, для раскрытия и пресечения преступлений экстремистской направленности необходимо устанавливать, что они совершаются с определенной целью, а именно осуществления экстремистской деятельности либо ее обоснования и оправдания.

На основании вышесказанного для установления признаков преступления экстремистской направленности, совершаемого в сфере таможенного дела, необходимо определять, что, в частности, целью ввоза экстремистских материалов должно являться их дальнейшее распространение, предполагающее возбуждение с их помощью ненависти или вражды по национальным, религиозным и иным признакам к отдельным лицам или социальной группе, т.е. осуществление экстремистской деятельности.

В первую очередь указанная группа преступлений посягает на личность, ее права и свободы. Человек и его права и свободы провозглашены высшей ценностью в соответствии с Конституцией РФ. Потерпевшим может быть как один человек, так и несколько лиц, принадлежащих к социальной группе лиц, имеющих одни или схожие убеждения или объединенных по какому-либо иному признаку (религиозному, национальному, политическому и др.). Количественный признак потерпевших определяется в зависимости от того, на какое количество лиц распространялась агрессия в момент совершения преступления. При ввозе из-за рубежа с целью распространения материалов с призывами к экстремистской деятельности в виде печатных, аудио-, видео- или иных цифровых изданий, предназначенных для многих читателей или зрителей, затрагиваются права неопределенного круга лиц.

Таким образом, нами были рассмотрены особенности отдельных элементов криминалистической характеристики преступлений экстремистской направленности, сопряженных с пересечением границы, знание которых необходимо для своевременного предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования указанных деяний на границе государства.

Список литературы

  1. Антонян Ю.М., Белокуров Г.И., Боровиков А.К. Природа этнорелигиозного терроризма / Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Аспект Пресс, 2008.
  2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1996 [Электронный ресурс]. URL: http://yurpsy.by.ru/help/bib/.
  3. Аминов Д.И., Оганян Р.Э. Молодежный экстремизм. М.: Триада, Лтд, 2005.
  4. Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия / Под ред. проф. Н.П. Яблокова. М.; Калининградский ун-т. Калининград, 1997.
  5. Дробижева П., Паин Э. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе. Политический экстремизм и терроризм: социальные корни проблемы [Электронный ресурс]. URL: http://www.tolerance.ru/vek-tol/5-0-drobigeva.html.
  6. Жбанков В.А. Свойства личности и их использование для установления лиц, совершивших таможенные правонарушения. М.: РИО РТА, 1999.
  7. Жбанков В.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации. М., 1993.
  8. Рекомендации движения "Жить без страха иудейска!" по профилактике и защите от уголовных преследований русских патриотов (ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ). URL: http://www.rusidea.org/?a=38006.
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / Под ред. д.фил.н., проф. Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1983.
  10. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д. Ушакова: В 4 т. М.: ТЕРРА, 1996. Т. 1.
  11. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.