Мудрый Юрист

Понятие конституционно-правового режима 1

<1> В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта "На пути к конкурентному правопорядку" в рамках Программы "Научный фонд НИУ ВШЭ" в 2013 г., грант N 12-05-0006.

Петухова Екатерина Петровна, кафедра конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

В статье характеризуется конституционно-правовой режим как отраслевой вид правовых режимов. Даны отличия правового режима от других правовых категорий. Изложены характеристики отраслевого правового режима, особенности конституционно-правового режима. Дано понятие конституционно-правового режима.

Ключевые слова: правовой режим; конституционно-правовой режим; понятие; особенности.

Concept of constitutional-law regime

E.P. Petukhova

Petukhova Ekaterina Petrovna, chair of constitutional and municipal law of the faculty of law of National research university - "Higher school of economics".

The article attempts to describe the constitutional-legal regime as legal regime of the branch of law. The article deals with the differences between the legal regime and the other legal categories, the characteristics of the constitutional-legal regime, given the definition of the constitutional-legal regime.

Key words: legal regime; constitutional-legal regime; definition; the characteristics.

Категория "правовой режим" чаще всего встречается в административном, финансовом, таможенном законодательстве. В других отраслях законодательства появление "правового режима" в тексте нормативного правового акта носит эпизодический характер, третьи - вообще его не используют. Четкое выделение конкретного правового режима или прямое указание на его присутствие, как правило, имеет место в отраслях публичного права <2>. Тем не менее правовые режимы присутствуют во всех отраслях российского законодательства.

<2> Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2001. С. 79 - 80.

Э.Ф. Шамсумова предлагает использовать "правовой режим" для характеристики особенностей той или иной отрасли права <3>. По мнению исследователя, каждой отрасли права соответствует свой, особый правовой режим, и при таком подходе под отраслями права понимаются не просто области регулирования, а особые совокупности норм, обеспечивающие специфические порядки и правовые режимы регулирования.

<3> Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы: Теоретический аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001. С. 82 - 83, 88 - 89; Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 13.

На наш взгляд, такой подход является обоснованным, поскольку правовой режим позволяет рассматривать средства правового регулирования отрасли права во всем комплексе регулятивных, охранительных и процедурно-процессуальных средств, которые выражают специфику данной отрасли. Юридические средства и методы правового регулирования, придающие характер отраслевому правовому режиму, позволяют гибко и дифференцированно урегулировать конкретные общественные отношения.

Правовой режим необходимо отличать от правового регулирования. Правовое регулирование - это более широкое понятие, чем правовой режим. В свою очередь, правовой режим - это более высокая ступень развития самого правового регулирования. Правовое регулирование - это урегулирование всех (любых) общественных отношений посредством норм права и иных юридических средств. А правовой режим необходим тогда, когда эти общественные отношения благодаря своим особенностям и специфическому характеру не могут быть или не способны предаваться "традиционному" регулированию обычными юридическими средствами. Тогда такие отношения требуют особого сочетания юридических средств, зачастую эти способы противоположны, например, дозволения и запреты. Правовой режим представляет собой подсистему правового регулирования <4>.

<4> Шамсумова Э.Ф. Указ. соч. С. 117 - 118, 138, 141, 174 - 175.

Следует учитывать отличия правового режима от механизма правового регулирования. Механизм правового регулирования является системой правовых средств, с помощью которых осуществляется правовая регламентация определенных общественных отношений с целью ввести их в нужное русло, придать им стабильность и управляемость <5>. В то время как правовой режим является особой разновидностью механизма правового регулирования, специфическим образом регулирующей конкретную группу общественных отношений <6>.

<5> Матузов Н.И. Теория государства и права. М., 2009. С. 523; Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 216.
<6> Шундиков К.В. Механизм правового регулирования / Под ред. А.В. Малько. Саратов, 2001. С. 45. Цит. по: Родионов О.С. Указ. соч. С. 33.

Механизм правового регулирования показывает, как осуществляется правовое регулирование. Одновременно с этим правовой режим либо сам является <7>, либо обладает <8> специфическим механизмом правового регулирования, особым порядком, направленным на конкретные виды субъектов и объектов права для упорядочения социальных процессов (действий, состояний), в рамках которых субъекты и объекты права взаимодействуют.

<7> Матузов Н.И. Указ. соч. С. 523.
<8> Осипов П.И. Правовой режим: понятие, сущность // Экономико-правовые проблемы в современной России: Сб. научных статей. М., 2009. С. 61 - 62.

В научной литературе также рассматриваются отличия правового режима от "правового состояния" <9>, "правового статуса" <10>, "законности" <11>, от государственного и политического режима <12>.

<9> Матузов Н.И. Указ. соч. С. 524; Новикова Ю.С. Правовое состояние и правовой режим: вопросы разграничения понятий // Вестник ЮУрГУ. Серия "Право". Вып. 8. Т. 2. 2006. N 13. С. 132; Осипов П.И. Указ. соч. С. 62; Пяткин В.Н. Природа и понятие правовых режимов. Соотношение правового режима и механизма правового регулирования // IV Державинские чтения в Республике Мордовия: Материалы региональной научно-практической конференции. Саранск, 2008. С. 73 - 77.
<10> Матузов Н.И. Указ. соч. С. 523, 524; Осипов П.И. Указ. соч. С. 61; Административное право: Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М., 2008. С. 478; Шамсумова Э.Ф. Указ. соч. С. 119; Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы. М., 2000. С. 16.
<11> Родионов О.С. Указ. соч. С. 34.
<12> Матузов Н.И. Указ. соч. С. 520 - 521; Маликов М.К. Концептуальные основы конституционного понимания: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2004. С. 144; Цыгановкин В.А. Системы социальной регуляции: государственный и правовой режим // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. N 8. С. 179 - 187.

Конституционно-правовой режим является отраслевой видовой разновидностью правового режима <13>.

<13> Беляева Г.С. Классификация правовых режимов // Ценности и нормы правовой культуры: Сб. научных статей международного Круглого стола, посвященного дню рождения И.А. Ильина, русского философа и юриста. Курск, 2011. С. 204 - 208; Забугин И.Р. Классификация специальных правовых режимов // Актуальные проблемы юридической науки: Сб. научных трудов. Тольятти, 2010. Вып. 7. С. 76 - 80; Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 1. С. 16 - 29; Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С. 120 - 131; Осипов П.И. Указ. соч. С. 58 - 59; Павлова Л.Ю. Проблемные аспекты понятия правового режима // Современное государство и право: проблемы теории и практики: Сб. научных статей. Владимир, 2008. С. 81; Родионов О.С. Указ. соч. С. 79 - 80; Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 66 - 104.

Основными характеризующими элементами <14> отраслевого, а значит, и конституционно-правового режима являются:

<14> Рушайло В.Б. Указ. соч. С. 14; Шамсумова Э.Ф. Указ. соч. С. 90 - 92.<15> Султыгов М.М. Указ. соч. С. 77; Морозова Л.А. Указ. соч. С. 123 - 125.<16> Морозова Л.А. Указ. соч. С. 121, 123.<17> Шамсумова Э.Ф. Указ. соч. С. 92 - 93, 100 - 101.

При характеристике указанных элементов можно выделить следующие особенности конституционно-правового режима.

Предметом регулирования конституционно-правового режима являются общественные отношения особого вида <18> (закрепление политико-правовой формы государства, формирование материальной основы функционирования государства и общества, распределение национальных богатств, основы духовной жизни общества и т.д.); особые субъекты (властные субъекты, человек, многонациональный народ <19>, коренные малочисленные народы и т.д.); особые объекты правового регулирования (права и свободы человека и гражданина, государственная власть, природные богатства и т.д.).

<18> Карташов В.Н. Инновационные и традиционные подходы к исследованию конституционных правоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 12 - 16.
<19> Зенин С.С. Народ как особый субъект конституционно-правовых отношений в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 16 - 21.

Конституционно-правовой режим помимо императивного метода <20> базируется на методе общих предписаний <21>, учредительно-закрепительном методе <22>, методе ценностных ориентаций <23>, диспозитивном методе, который применяется с особенностями <24>.

<20> Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1969. С. 11 - 12. Цит. по: Дмитриев Ю.А., Мухачев И.В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации - от исторических истоков к современности. М., 1998. С. 47; Мазаев В.Д. Метод конституционного права и конституционная экономика // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. N 2. С. 64 - 69.
<21> Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. М., 2011. С. 26; Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М., 2005. С. 60; Мазаев В.Д. Указ. соч. С. 64 - 69.
<22> Султыгов М.М. Указ. соч. С. 350; Авакьян С.А. Указ. соч. С. 60 - 61; Морозова Л.А. Указ. соч. С. 129.
<23> Мазаев В.Д. Указ. соч. С. 64 - 69.
<24> Авакьян С.А. Указ. соч. С. 57 - 58.

Отраслевой конституционно-правовой инструментарий характеризуется особенностями, связанными с воздействием конституционных норм на все основные сферы жизнедеятельности общества: политическую, экономическую, социальную, нравственную, духовную. Конституционно-правовые нормы отличаются от норм иных отраслей права учредительным характером предписаний; источниками, в которых они выражены; сферой общественных отношений и субъектами, на регулирование поведения которых они направлены <25>. Конституционно-правовые отношения складываются в особой сфере общественных отношений - по поводу установления, реализации и сохранения основных политико-правовых и духовно-нравственных ценностей общества. Особенностью юридических фактов в конституционно-правовых режимах является широкое распространение юридических фактов-состояний, т.е. таких обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. Конституционно-правовая ответственность также имеет свои особенности <26>. Например, часто это позитивная ответственность (внутреннее отношение субъекта к выполнению норм права либо ответственность перед кем-то), в большей мере это политическая ответственность <27>. Конституционно-правовая ответственность может возлагаться на одних субъектов за деяния других субъектов правового воздействия <28>.

<25> Султыгов М.М. Указ. соч. С. 77 - 78, 350 - 351.
<26> Трофимова Г.А. Основания конституционно-правовой ответственности российского парламента: основные деликты // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6. С. 38 - 42; Ескина Л.Б. К вопросу об обосновании института конституционно-правовой ответственности в российской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 8. С. 4 - 15; Маркунин Р.С. Юридическая ответственность органов представительной власти и депутатов уровня субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 10. С. 38 - 41; Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 45 - 48.
<27> Авакьян С.А. Указ. соч. С. 91 - 93.
<28> Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. М., 2011. С. 104.

Отраслевые принципы конституционно-правового режима заложены в Конституции РФ. Основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, основные начала территориального и институционального устройства власти в государстве составляют те основы правовой действительности, которые отражают специфику и своеобразие конституционно-правового режима касательно определенного объекта, субъекта или вида деятельности.

Нормативное закрепление конституционно-правовых режимов осуществляется в актах более высокой и более значимой правовой формы - Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, федеральные (федеральные конституционные) законы, другие законодательные акты. Отраслевые конституционно-правовые нормы содержатся также в большом круге иных нормативных правовых актов (указы президента, постановления правительства и др.), но основную роль играют именно Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ и законодательные акты <29>. Нормы конституционного законодательства работают с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости - вместо них посредством отношений, являющихся предметом регулирования норм отраслевого законодательства. Отраслевое законодательство наполняет конституционное законодательство, конкретизируя и дополняя конституционные нормы. Например, большинство норм Конституции РФ отсылает к федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным договорам. Реальное применение конституционных норм в таких случаях возможно лишь после принятия соответствующего отраслевого закона <30>.

<29> Авакьян С.А. Указ. соч. С. 61.
<30> Бляхман Б.Я. О конституционно-правовом режиме регулирования общественных отношений // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. Ч. 4 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск, 2000. С. 24 - 25.

Таким образом, конституционно-правовой режим имеет свои черты при характеристике основных элементов отраслевого режима.

Понятие конституционно-правового режима может быть дано, исходя из общего понятия правового режима, в широком и узком смыслах.

Конституционно-правовой режим в широком смысле - это закрепленный правовыми нормами особый публичный правовой порядок, носящий учредительный характер, имеющий целью правового регулирования наиболее важные политические, экономические и социально значимые общественные отношения.

В узком смысле конституционно-правовой режим может быть определен как порядок регулирования, выраженный в особом сочетании юридического инструментария, используемого для закрепления правового состояния определенных субъектов права либо объектов правового воздействия, а также для регулирования отдельных видов деятельности.

Выделение конституционно-правового режима среди специальных средств правового регулирования, очерчивание его характеристик и особенностей необходимы для наиболее эффективного решения задач и достижения целей отдельных конституционно-правовых режимов, формально неопределенных в нормативном правовом акте. Понимание конституционно-правового режима как специального правового средства отрасли конституционного права будет способствовать наиболее совершенному регулированию, охране (защите) общественных отношений, которые не могут быть достигнуты в конкретное время и на определенном пространстве иными юридическими средствами.

Литература

  1. Родионов О.С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2001.
  2. Шамсумова Э.Ф. Правовые режимы: Теоретический аспект: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001.
  3. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003.
  4. Матузов Н.И. Теория государства и права. М., 2009.
  5. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
  6. Осипов П.И. Правовой режим: понятие, сущность // Экономико-правовые проблемы в современной России: Сб. научных статей. М., 2009.
  7. Новикова Ю.С. Правовое состояние и правовой режим: вопросы разграничения понятий // Вестник ЮУрГУ. Серия "Право". Вып. 8. Т. 2. 2006. N 13.
  8. Пяткин В.Н. Природа и понятие правовых режимов. Соотношение правового режима и механизма правового регулирования // IV Державинские чтения в Республике Мордовия: Материалы региональной научно-практической конференции. Саранск, 2008.
  9. Административное право: Учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М., 2008.
  10. Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы. М., 2000.
  11. Маликов М.К. Концептуальные основы конституционного понимания: Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2004.
  12. Цыгановкин В.А. Системы социальной регуляции: государственный и правовой режим // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. N 8.
  13. Беляева Г.С. Классификация правовых режимов // Ценности и нормы правовой культуры: Сб. научных статей международного Круглого стола, посвященного дню рождения И.А. Ильина, русского философа и юриста. Курск, 2011.
  14. Забугин И.Р. Классификация специальных правовых режимов // Актуальные проблемы юридической науки: Сб. научных трудов. Вып. 7. Тольятти, 2010.
  15. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 1.
  16. Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985.
  17. Павлова Л.Ю. Проблемные аспекты понятия правового режима // Современное государство и право: проблемы теории и практики: Сб. научных статей. Владимир, 2008.
  18. Султыгов М.М. Конституционно-правовой режим ограничения государственной власти: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005.
  19. Карташов В.Н. Инновационные и традиционные подходы к исследованию конституционных правоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 3.
  20. Зенин С.С. Народ как особый субъект конституционно-правовых отношений в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9.
  21. Дмитриев Ю.А., Мухачев И.В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации - от исторических истоков к современности. М., 1998.
  22. Мазаев В.Д. Метод конституционного права и конституционная экономика // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. N 2.
  23. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. М., 2011.
  24. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М., 2005.
  25. Трофимова Г.А. Основания конституционно-правовой ответственности российского парламента: основные деликты // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6.
  26. Ескина Л.Б. К вопросу об обосновании института конституционно-правовой ответственности в российской правовой системе // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 8.
  27. Маркунин Р.С. Юридическая ответственность органов представительной власти и депутатов уровня субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 10.
  28. Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 5.
  29. Бляхман Б.Я. О конституционно-правовом режиме регулирования общественных отношений // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб. статей. Ч. 4 / Под ред. В.Ф. Воловича. Томск, 2000.
  30. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1969. С. 11 - 12.