Мудрый Юрист

Совершенствование взаимодействия подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов

Козлов Вячеслав Иванович, первый заместитель начальника Управления таможенных расследований и дознания ФТС России.

В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования взаимодействия подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов, модернизации законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие незаконным финансовым операциям, и связанные с этим вопросы расширения полномочий таможенных органов России.

Ключевые слова: совершенствование взаимодействия; подразделения дознания и оперативно-розыскные подразделения таможенных органов; уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; оперативно-розыскная деятельность; расследование преступлений.

Improvement of interaction of inquiry and operative-search subdivisions of the customs agencies

V.I. Kozlov

Kozlov Vyacheslav Ivanovich, first deputy head of the Department of customs investigations and inquiry of the Federal customs service of Russia.

The article deals with topical issues of improvement of cooperation between investigative and operational investigation divisions of the Federal Customs Service of the Russian Federation and modernization of the legislation of the Russian Federation in the sphere of prevention of money laundering and unlawful financial transactions, and related issues of extension of competence of the customs bodies of Russia in this field.

Key words: improvement of cooperation; investigative divisions; operational investigation divisions; criminal law; law of criminal procedure; operational investigation activities; investigation of crimes.

Оперативная обстановка, складывающаяся в сфере внешнеэкономической деятельности, обусловлена наличием дестабилизирующих угроз, таких, как международный терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, отмывание преступных доходов, незаконная миграция, и другими проявлениями преступности на пространстве СНГ.

В настоящее время сформирована единая таможенная территория России, Белоруссии и Казахстана. Образовано Единое экономическое пространство. Россия вступила в ВТО. Возникли совершенно новые условия для деятельности правоохранительных органов России, требующие более четкой и слаженной их работы. Таможенные органы любой страны, в том числе и России, призваны обеспечивать прежде всего ее экономическую безопасность. "В современных условиях основными задачами таможенных органов (далее - ТО) наряду с противодействием преступности в сфере таможенного дела и обеспечением собственной безопасности (далее - СБ) должны стать обеспечение экономической безопасности России в таможенной сфере и таможенная защита российской экономики в условиях членства во Всемирной торговой организации" <1>.

<1> Козловский А.Ю. Организация внутриведомственного взаимодействия с участием оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России и пути его совершенствования // Вестник Российской таможенной академии. 2013. N 1. С. 32.

Для эффективного противодействия вызовам и угрозам в сфере внешнеэкономической деятельности таможенным органам необходимо наличие надлежащей системы мер взаимодействия.

В словаре С.И. Ожегова взаимодействие определено как взаимная связь явлений <2>.

<2> Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М.: Русский язык, 1990. С. 83.

Исходя из данного определения, можно сказать, что система мер взаимодействия правоохранительных подразделений таможенных органов заключается в их взаимных связях, отношениях и воздействии друг на друга.

Как известно, основные задачи правоохранительных подразделений таможенных органов заключаются в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности. Указанная сфера обусловлена постоянным перемещением товаров и транспортных средств через границы государств и предполагает наличие противоправных проявлений со стороны организованной преступности, недобросовестных участников ВЭД, а также отдельных физических лиц. Как правило, недобросовестные участники ВЭД стремятся снизить свои издержки при перемещении товаров через таможенные границы государств, воплощая в реальность различные схемы уклонения от уплаты таможенных платежей, нанося, таким образом, огромный экономический ущерб.

Также в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) задачами оперативно-розыскной деятельности всех правоохранительных органов России являются не только выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, но и добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, установление имущества, подлежащего конфискации.

"Противодействие вызовам и угрозам в сфере национальной безопасности государства является основной целевой установкой совершенствования правоохранительной деятельности. Основная угроза экономической безопасности Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит от субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих недобросовестные действия, содержащие признаки преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов" <3>.

<3> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-Р "Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года" // СПС "КонсультантПлюс".

Организованные преступные группы незаконно перемещают через Государственную границу России и таможенную границу государств - членов Таможенного союза наркотические средства, оружие, боеприпасы, используют легальный бизнес в своих интересах для незаконного перемещения как запрещенных к свободному обращению товаров, так и фальсифицированных и нелегально произведенных с нарушением авторских прав.

Все это не только приводит к причинению значительного экономического ущерба нашей стране, но и способствует обеспечению вооружением и боеприпасами незаконных вооруженных формирований, совершению террористических актов и других тяжких и особо тяжких преступлений. Распространение наркотических средств приводит к необратимым негативным последствиям, подрывающим не только экономическую сферу, но и здоровье, нравственность и интеллектуальный потенциал населения.

Таким образом, главными задачами правоохранительных подразделений таможенных органов, и в первую очередь оперативно-розыскных, являются пресечение преступлений, отнесенных к их компетенции, в том числе совершаемых недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, а также добывание информации об угрозах экономической безопасности и установление имущества, подлежащего конфискации.

Таможенные органы России наряду с пограничными находятся на передовых рубежах противодействия преступным проявлениям в сфере внешней торговли.

От того, насколько эффективно, качественно и слаженно работают правоохранительные подразделения таможенных органов, зависит успешность борьбы с преступностью. В свою очередь, успешная борьба с преступностью в сфере внешней торговли положительно влияет на экономику страны, поскольку значительно снижает риски, возникающие при обязательствах уплаты таможенных пошлин.

Между тем взаимодействие указанных выше подразделений для эффективной борьбы с преступностью нуждается в совершенствовании.

Согласно словарю С.И. Ожегова слово "совершенствование" означает улучшение. Совершенствовать - значит делать лучше, совершеннее <4>. Как бы ни была какая-либо система совершенна, она всегда нуждается в совершенствовании, улучшении.

<4> Ожегов С.И. Словарь русского языка. С. 739.

Правоотношения, складывающиеся в сфере взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов, также должны совершенствоваться, поскольку развивается законодательство, возникают новые, ранее неизвестные, криминальные угрозы в сфере внешнеэкономической деятельности, совершенствуются структура и функции правоохранительных подразделений таможенных органов.

Например, 30 июня 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон), которым Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) (в части компетенции таможенных органов) дополнен ст. 193.1 "Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов" и ст. 200.1 "Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов".

Внесены изменения в ст. 193 УК РФ, необходимость которых вызвана тем, что по ней предусматривалась ответственность только руководителя организации за невозвращение в крупном размере из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, и не учитывались обстоятельства перевода денежных средств за рубеж и совершение противоправных деяний по их нерепатриации иными лицами, уполномоченными от имени этой организации совершать операции по ее счетам.

Новая ст. 193.1 введена в УК РФ по той причине, что за рамками диспозиции ст. 193 УК РФ оставались наиболее опасные случаи незаконного перевода денежных средств за рубеж, сопровождаемые заключением мнимых сделок с представлением агентам валютного контроля подложных документов.

В примечание к ст. 194 УК РФ внесены изменения, согласно которым уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере - три миллиона рублей.

Прежняя редакция примечания ст. 194 УК РФ не учитывала фактов умышленного дробления товарных партий, крупный размер уклонения от уплаты таможенных платежей был установлен дифференцированно и составлял для физических лиц свыше одного миллиона рублей, для организаций два миллиона, а особо крупный - три миллиона и десять миллионов рублей соответственно.

Часть 3 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) дополнена п. 9, наделяющим дознавателей таможенных органов правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 194 и ч. 1 ст. 200.1 УК РФ.

В п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми к компетенции таможенных органов отнесено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 (ч. 3 и 4), 200.1 (ч. 2), 226.1, 229.1 УК РФ.

Кроме того, процессу совершенствования взаимодействия подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений, безусловно, способствует своевременное ведомственное нормативное регулирование в указанной сфере.

Так, издание Приказа ФТС России от 5 июня 2012 г. N 1088 "Об утверждении Инструкции об организации и порядке взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений" (далее - Приказ N 1088) и было направлено на совершенствование взаимодействия.

Он заменил ранее действовавший Приказ ФТС России от 19 июля 2006 г. N 669 дсп "Об утверждении Инструкции об организации и порядке взаимодействия Главного управления по борьбе с контрабандой и курируемых им оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений" (далее - Приказ N 669 дсп).

Необходимость изменений нормативного регулирования вопросов взаимодействия оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов была обусловлена ликвидацией определенных барьеров, имеющихся в работе указанных подразделений, сокращением времени реализации дел оперативного учета, качественной доследственной проверкой сообщений о преступлении и своевременным возбуждением уголовных дел.

Упомянутый Приказ N 669 дсп был неудобен в использовании, поскольку имел гриф "Для служебного пользования" и поэтому не всегда мог быть использован, т.е., иными словами, находиться "под рукой". К тому же указанный документ устарел и не учитывал произошедших с 2006 г. изменений законодательства, регулирующего сферу рассматриваемых правоотношений.

В Приказе N 1088 были учтены последние изменения уголовного, уголовно-процессуального и таможенного законодательства, а также изменения законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Главная цель его издания заключалась в том, чтобы повысить эффективность правоохранительной деятельности, направленной на борьбу с преступлениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов Российской Федерации, упростить порядок служебного общения дознавателей с оперативными сотрудниками и максимально исключить случаи нарушения закона.

Согласно Приказу N 1088 субъектами взаимодействия являются подразделения дознания и оперативные подразделения таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в целях борьбы с преступлениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов (далее - оперативные подразделения), а также дознаватели и сотрудники оперативных подразделений (далее - оперативные сотрудники).

Следует отметить, что преследуемая изданием Приказа N 1088 цель была достигнута.

Приказ N 1088 в отличие от ранее действовавшего (Приказа N 669 дсп) стал более удобным в использовании, поскольку не требует специальных, охранительных, мер в его использовании. С него можно снимать копии. Дознаватель всегда может иметь его под рукой.

Данным Приказом N 1088 определены формы взаимодействия подразделений дознания (дознавателей) и оперативных подразделений (оперативных сотрудников), которые в том числе могут определяться его субъектами, исходя из конкретной обстановки, либо по усмотрению начальника органа дознания, который является инициатором такого взаимодействия в ходе работы по оперативным материалам.

Инициатором взаимодействия в процессе расследования является дознаватель, работа которого в этом случае строится также на основании планирования совместной деятельности. Он дает оперативному подразделению или сотруднику письменные поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, а оперативный сотрудник с разрешения дознавателя может знакомиться с материалами уголовного дела в объеме, необходимом для качественного осуществления оперативно-розыскных мероприятий или производства отдельных следственных действий по поручению дознавателя.

Осуществляя взаимодействие, дознаватель и оперативные сотрудники совместно анализируют поступающую по уголовному делу информацию, выдвигают следственные и оперативные версии, принимают согласованные меры по их проверке и реализации оперативных материалов, обмениваются информацией и документами, не допуская разглашения сведений как по уголовному делу, так и по делу оперативного учета.

Также в целях предотвращения разглашения сведений, полученных в ходе производства следственных действий, исключения их срыва, фальсификации их результатов и других негативных последствий оперативный сотрудник оказывает содействие дознавателю в подборе компетентных переводчиков, экспертов и специалистов, а также понятых.

Следует отметить, что присутствие понятых согласно Федеральному закону от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ, внесшему изменения в УПК РФ, теперь не обязательно. Допускается возможность производить такие следственные действия, как наложение ареста на имущество, осмотр, следственный эксперимент, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, проверка показаний на месте без участия понятых. Они привлекаются для участия в перечисленных выше следственных действиях по усмотрению лица, проводящего расследование, при условии применения технических средств фиксации.

Таким образом, слаженная работа подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов, совершенствование их взаимодействия - это залог успешного противодействия наркопреступности, контрабанде оружия, вызовам экономической безопасности, в том числе незаконным финансовым операциям и другим высокодоходным преступным сферам.

Литература

  1. Российская газета. N 141(6117). 2013. 2 июля.
  2. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.06.2013).
  3. Таможенный кодекс Таможенного союза / Под ред. Г.Ю. Касьяновой. М.: АБАК, 2011.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект; КноРус, 2012.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2012.
  6. Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации". М.: Проспект, 2011.
  7. Приказ ФТС России от 5 июня 2012 г. N 1088 "Об утверждении Инструкции об организации и порядке взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений" // СПС "КонсультантПлюс".
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. М.: Русский язык, 1990. С. 739.
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2575-Р "О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года". URL: http://www.deklarant74.ru/zakonodatelstvo.
  10. Козловский А.Ю. Организация внутриведомственного взаимодействия с участием оперативно-розыскных подразделений таможенных органов России и пути его совершенствования // Вестник Российской таможенной академии. 2013. N 1.