Мудрый Юрист

Вопросы стандартизации в международных правовых актах таможенного союза ЕвраЗЭС и ВТО

Лукьянова Влада Юрьевна, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат философских наук.

Стандартизация представляет собой специфический вид человеческой деятельности, направленный на то, чтобы упорядочить оптимальным образом активность людей в различных областях. В наиболее общем виде сущность этой деятельности сформулирована в руководстве Международной организации по стандартизации ИСО/МЭК 2:1996 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности" <1>: "Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач". Средством достижения поставленной цели являются мероприятия по разработке, опубликованию и обеспечению применения специфических документов - стандартов.

<1> Приводится по: Румянцев М.И., Шемшурова Н.Г., Покрамович Л.Е. Стандартизация. Магнитогорск, 2003. С. 6.

Чем же так важна стандартизация?

Как известно, развитие общества определяется двумя тенденциями - изменчивостью, т.е. его тягой и способностью к инновациям, и устойчивостью, стремлением к закреплению и укоренению достигнутых результатов развития. В условиях мирного сосуществования эти тенденции взаимно дополняют друг друга, тогда как перевес одной из них разрушает культурную матрицу общества, порождая проблемы в сфере нравственности, экономики, социального развития. Объясняется это тем, что тенденция к одностороннему сохранению устойчивости приводит к подавлению инноваций. В результате система утрачивает адаптивные свойства, что вынуждает ее стремиться к автаркии. Не получая импульсов развития извне, закрытая система неизбежно приходит к состоянию застоя и деградации.

С другой стороны, продолжительная и быстротекущая изменчивость также нарушает адаптивные механизмы, не позволяя закрепить результаты развития системы. Это приводит к потере связей системы с окружающей ее средой, к застою и нарушению функциональных связей между структурными элементами этой системы. Используя метафору психолога А.Н. Лутошкина, можно сказать, что организация приобретает состояние "песчаной россыпи". Деструктивное влияние такой организации на психику человека отражено в китайской поговорке, имеющей форму вежливого пожелания, но таящую в себе значительную угрозу для существования: "Жить тебе в эпоху перемен!" В такие исторические периоды люди бессознательно стремятся к стереотипам мышления и поведения (стандартам) с целью определения отправных точек, выполняющих функцию компаса и облегчающих процессы жизненной самоориентации. В этих условиях стандартизация различных видов деятельности предстает как естественный "предохранитель", создающий условия для закрепления новых реалий жизни в сознании и поведении людей, без чего невозможно развитие человеческого общества.

Мировой опыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением, а иногда исключительно средствами стандартизации. В Российской Федерации ссылки на документы в области стандартизации содержат более 20 федеральных законов. Именно стандартизация является неотъемлемой частью механизма правового регулирования таких сфер жизни российского общества, как оказание государственных услуг, социальное обеспечение различных категорий граждан, осуществление в Российской Федерации оценочной деятельности, организация бухгалтерского учета и т.д.

Однако наиболее часто и действующее российское законодательство, и обыденное сознание связывают стандартизацию с техническим нормированием, с деятельностью в научно-технической сфере и в сфере промышленного производства. И это понятно, поскольку элементы стандартизации появились именно в сфере материального производства. О стандартах упоминалось в указах Ивана Грозного о калибровке пушечных ядер (были введены стандартные калибры - кружала - для измерения пушечных ядер) и в Статуте Великого Княжества Литовского, в разделе 3, артикуле 36 которого было указано, что в каждом городе, местечках Великого Княжества Литовского, в домах гостиничных, по дорогам в торговые и неторговые дни зерно должно было продаваться одинаковой, равной мерой. Кто же из подданных не считался с данным положением, должны были отвечать по праву: они обязывались уплатить заруку (денежное возмещение). Первые же официальные государственные стандарты появились при Петре I.

В Советском Союзе действовала Государственная система стандартизации - разветвленная система правовых актов <2>, детально регламентировавших все аспекты обеспечения качества и безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, во всех отраслях народного хозяйства страны. Стандартами определялись типы, виды и марки продукции, нормативы ее качества, необходимые испытания и методы и методики их проведения, диктовались требования к упаковке и маркировке продукции, порядок ее транспортирования и хранения, а также устанавливались общетехнические величины, единицы измерений, термины и обозначения. При этом система стандартизации, устанавливая нормы, требования и методы в области проектирования и производства продукции, а также методы и средства измерений высшей точности, регламентировала каждый шаг производителя продукции, иных субъектов хозяйствования.

<2> По оценкам экспертов, численность документов в области стандартизации к началу 1990-х гг. превышала 70 тыс. актов. См., напр.: Запорожец А.М. Промышленная политика России в использовании нормативно-технической документации // Бизнес, менеджмент и право. 2013. N 1(27). С. 53.

В целом существовавшая в Советском Союзе система стандартизации позволяла учесть и согласовать требования, предъявляемые к сырью, материалам, комплектующим изделиям, полуфабрикатам и готовой продукции, обеспечить создание изделий с заранее заданными свойствами и в рамках плановой экономики функционировала достаточно эффективно, однако переход к новым принципам хозяйствования потребовал реформирования и этой сферы. И в частности, гармонизации российской системы управления безопасностью и качеством продукции с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО).

В рамках ВТО основополагающим актом, затрагивающим вопросы стандартизации, является Соглашение по техническим барьерам в торговле (далее - Соглашение ВТО по ТБТ), принятое на Уругвайском раунде многосторонних торговых переговоров 15 апреля 1994 г. <3>, которое основано на принципах:

<3> Соглашение на русском языке опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru. 23.07.2012.

Данное Соглашение имеет довольно узкую цель - содействие международной торговле промышленными и сельскохозяйственными товарами. Поэтому основное обязательство, которое принимают на себя его участники, состоит в том, чтобы обеспечить импортируемым товарам режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется подобным товарам национального происхождения и товарам, происходящим из любой другой страны, - технические требования, предписания должны приниматься и применяться таким образом, чтобы они не могли выступать средством "произвольной или неоправданной дискриминации между странами либо средством скрытого ограничения международной торговли" <4>. Поэтому всякий раз, когда это возможно, "члены принимают технические регламенты, основанные, прежде всего, на требованиях к характеристикам товара, а не на требованиях к его конструкции или описанию" <5>. Ограничения международной торговли посредством установления технических требований к продукции допускаются только в целях:

<4> Соглашение ВТО по ТБТ. Статья 2.
<5> Там же.

Кроме того, Соглашение ВТО по ТБТ (приложение N 3) определяет некоторые основополагающие принципы регламентации сферы стандартизации:

Подчеркнем, что Соглашение ВТО по ТБТ предусматривает право каждого участника принимать технические регламенты (т.е. устанавливать обязательные для исполнения технические нормы) и стандарты (добровольные для исполнения). При этом "в том случае, если возникает потребность в технических регламентах, и существуют соответствующие международные стандарты или завершается их разработка, члены используют их или их соответствующие разделы в качестве основы для своих технических регламентов, за исключением случаев, когда подобные международные стандарты или их соответствующие разделы были бы неэффективными или неподходящими средствами для достижения поставленных законных целей, например, вследствие существенных климатических или географических факторов или существенных технических проблем" <6>.

<6> Соглашение ВТО по ТБТ. Статья 2.

Анализируя значимость этой нормы для формирования системы технического регулирования Таможенного союза ЕврАзЭС, нельзя не отметить, что на практике возникает проблема с выявлением "соответствующих международных стандартов". Так, Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер" <7> (ред. от 19.05.2011), которое является основополагающим актом с точки зрения формирования системы технического регулирования Таможенного союза ЕврАзЭС, трактует стандарт как документ, который "принимается при общем согласии участников разработки по принципиальным вопросам". Соответственно, международный стандарт понимается как "стандарт, принятый международной организацией".

<7> Бюллетень международных договоров. 2012. Август. N 8.

Такая трактовка международных стандартов не в полной мере соответствует практике, сложившейся в рамках ВТО. На это указывает, в частности, позиция, нашедшая отражение в докладе Апелляционного органа, принятого Органом по разрешению споров <8>, согласно которой стандарты, принимаемые не на основе консенсуса стандартизирующих органов, также могут считаться "соответствующими международными стандартами" для целей Соглашения ВТО по ТБТ.

<8> Доклад Группы: European Communities - Trade Description of Sardines.WT/DS231/R. May 29. 2002. WT/DS231/R/Corr.1. June 10. 2002.

Можно отметить и еще один аспект. Согласно определению, приведенному в Руководстве ИСО/МЭК 2:2004 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности" <9> международный стандарт "принимается занимающейся международной стандартизацией организацией (международной организацией по стандартизации)". Однако не вполне ясно, что понимается под "организацией, занимающейся международной стандартизацией". В российской правовой доктрине термины "международная организация по стандартизации" и "организация, занимающаяся международной стандартизацией" не являются идентичными. Термином "международные организации" обозначаются, как правило, постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) в целях содействия решению международных проблем, предусмотренных соответствующим учредительным документом, и развития всестороннего сотрудничества государств <10>.

<9> Официальный сайт Международной организации по стандартизации // URL: http://www.iso.org/iso/ru/home/store/catalogue_tc/catalogue_detail.htm?csnumber=39976.
<10> Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 2004. С. 207.

В то же время "организации, занимающиеся международной стандартизацией", далеко не всегда создаются международным соглашением. Примером тому служит широко известная ASTM International, которая позиционирует себя как "глобальный форум, нацеленный на разработку и публикацию международных добровольных консенсусных стандартов на материалы, продукцию, системы и услуги" <11>, форум, объединяющий более 30000 технических экспертов, являющихся гражданами 150 стран мира. Отметим, однако, что в деятельности ASTM эти эксперты участвуют как частные лица, а не как официальные представители своих стран. Поэтому с позиций российского законодательства стандарты, разрабатываемые этой организацией, трудно назвать международными. В то же время в рамках ВТО стандарты ASTM признаются международными.

<11> URL: http://www.astm.org/ABOUT/aboutASTM.html.

Говоря о проблемах стандартизации в Таможенном союзе ЕврАзЭС, нельзя не упомянуть и о разнице в подходах к определению роли и места международных стандартов в системе технического регулирования союзных государств.

Как известно, российское законодательство о техническом регулировании базируется на двух презумпциях:

  1. добросовестности юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  2. минимизации вмешательства государства в экономику.

Этим презумпциям соответствует и установленный Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <12> (ред. от 3 декабря 2012 г.) порядок применения на территории Российской Федерации международных стандартов и сводов правил стандартов и сводов правил иностранных государств: указанные акты могут включаться в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, при условии их регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Представляется, что такой подход не позволяет в полной мере оценить соответствие этих актов национальным интересам Российской Федерации и российской правовой системе.

<12> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

В то же время в Республике Беларусь, как следует из норм ст. 21 Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 262-З "О техническом нормировании и стандартизации" <13> (ред. от 31 декабря 2010 г.), международные и межгосударственные (региональные) стандарты применяются только в том случае, если они не противоречат законодательству Республики и введены в действие в качестве государственных стандартов в порядке, предусмотренном для государственных стандартов Республики Беларусь.

<13> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 4. 2/1011.

Еще более детально регламентированы вопросы применения международных стандартов законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании. Как следует из положений ст. 24 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 г. N 603-II "О техническом регулировании" <14> (ред. 16 февраля 2012 г.), необходимыми условиями для применения международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств в качестве национальных стандартов Республики являются:

<14> Ведомости парламента Республики Казахстан. 2004. N 21. Ст. 124.
  1. членство Республики Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, метрологии и аккредитации;
  2. наличие международных договоров Республики Казахстан о сотрудничестве в области стандартизации;
  3. наличие договора между уполномоченным органом по стандартизации и международной или региональной организацией о сотрудничестве в области стандартизации.

Применение физическими и юридическими лицами Республики Казахстан стандартов международных и региональных организаций, членами которых Республика Казахстан не является, а также других нормативных документов по стандартизации иностранных государств осуществляется при условии наличия ссылок на указанные стандарты или нормативные документы по стандартизации иностранных государств в договорах или в нормативных документах по стандартизации Республики Казахстан.

Международные, региональные стандарты и стандарты иностранных государств, подлежащие применению на территории Республики Казахстан, не должны противоречить требованиям, установленным техническими регламентами, действующими в Республике Казахстан, и гармонизированными с ними стандартами, быть по качественным показателям не ниже национальных стандартов и должны согласовываться с государственными органами по вопросам, входящим в их компетенцию.

Очевидно, что отсутствие единых подходов к определению роли и места международных актов и актов иностранных государств в системе технического регулирования Таможенного союза ЕврАзЭС, а также к выявлению "соответствующих международных стандартов" как базиса разработки и принятия технических регламентов Таможенного союза препятствует формированию единого правового пространства указанного интеграционного объединения и снижает эффективность интеграционных процессов. Кроме того, такая ситуация порождает правовую и производственную неопределенность в деятельности производителей и потребителей продукции.

Следует отметить, что указанные несогласованности и противоречия являются отражением более широкой проблемы - разбалансированности отдельных элементов правовой системы Таможенного союза ЕврАзЭС и отсутствия синхронности в развитии законодательства союзных государств.

Решением указанных проблем должно стать дальнейшее расширение процессов сближения и гармонизации правовых систем государств - участников Таможенного союза ЕврАзЭС, включая международно-правовое регулирование вопросов стандартизации и использования международных и национальных стандартов для целей формирования и развития единой системы технического регулирования.

Список литературы

  1. Запорожец А.М. Промышленная политика России в использовании нормативно-технической документации // Бизнес, менеджмент и право. 2013. N 1(27). С. 53.
  2. Соглашение на русском языке опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru (23.07.2012).
  3. Соглашение ВТО по ТБТ. Статья 2.
  4. Бюллетень международных договоров. 2012. Август. N 8.
  5. Доклад Группы: European Communities - Trade Description of Sardines.WT/DS231/R. May 29. 2002. WT/DS231/R/Corr1. June 10. 2002.
  6. Официальный сайт Международной организации по стандартизации // http://www.iso.org/iso/ru/home/store/catalogue_tc/catalogue_detail.htm?csnumber=39976.
  7. Юридический энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.Е. Крутских. М., 2004. С. 207.
  8. URL: http://www.astm.org/ABOUT/aboutAS-TM.html.
  9. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.
  10. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. 2/1011. N 4.
  11. Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2004. N 21. Ст. 124.