Мудрый Юрист

Конституционные требования к качеству нормативных правовых актов

Филиппов А.Н., помощник прокурора г. Новочебоксарска.

В данной статье исследованы требования к качеству законов, изложенные в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция, законы, качество нормативных правовых актов, правовое пространство.

In this article the quality requirements of the laws set forth in the Constitution of the Russian Federation are investigated.

В современных условиях глобализации право выступает важнейшим регулятором общественных отношений.

"Наши представления об эффективности правового регулирования есть не что иное, как осознание степени достижения целей права с учетом затраченных усилий и средств, но в отличие от экономики, где эффективным считается тот социальной агент, который "меньше затратил, больше получил", правосознание исходит из аккордной оценки регулятивных эффектов в поведении субъектов, из специфических требований к различным видам воздействия нормы права на общественные отношения" <1>.

<1> Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой: Монография. М.: Изд-во МЮИ при Минюсте России, 2005. С. 31.

Проблема формирования эффективной и качественной правовой системы широко обсуждается в научных кругах.

Ю.А. Тихомиров выделяет следующие критерии качества законов:

<2> Тихомиров Ю.А. Юридическое проектирование: критерии и ошибки // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 3.

По мнению В.Н. Зенкова, "классифицирующими признаками качества законов являются выполнение возложенной на законы роли социальных регуляторов, принятие с соблюдением установленных процедур в пределах предметов ведения, соответствие Конституции и другим законодательным актам, разработанность юридической техники" <3>.

<3> Зенков В.Н. Учиться делать качественные законы: Выступление на семинаре "Правила подготовки проектов законов" // Журнал российского права. 1998. N 8. С. 155 - 160.

Таким образом, при оценке качества закона в науке принимаются во внимание в основном его характеристики. По нашему мнению, такой подход не в полной мере отражает суть понятия "качество закона". В связи с этим следует согласиться с мнением С.В. Полениной о том, что "закон считается качественным, если он отвечает общественным потребностям и реально регулирует общественные отношения в соответствии с поставленными при его издании целями и задачами" <4>.

<4> Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1993. 56 с.

С.В. Поленина при этом указывает на наличие политических, юридических, социальных аспектов качества закона.

В юридической литературе выделяется более 20 свойств закона. Отдельные из них получили соответствующее освещение в научных источниках (верховенство, нормативность, реальность, стабильность), а другие еще в научном плане не разработаны (стабильность, эффективность, ресурсообеспеченность и др.).

Существует точка зрения о том, что следует ускорить принятие Федерального закона "О нормативных правовых актах" <5>.

<5> Тихомиров Ю.А. Юридическое проектирование: критерии и ошибки // Журнал российского права. 2008. N 2. С. 9.

В настоящее время идет ускоренный законодательный процесс на федеральном уровне, быстрыми темпами обновляется текущее законодательство, меняются правовые ценности, поэтому следует искать эффективные пути улучшения качества и действенности законодательных актов.

В последние годы оживилась научная дискуссия относительно принципа правовой определенности правовых норм. Появились значимые научные публикации.

По нашему мнению, правовая определенность является важным критерием качества нормативных правовых актов, их соответствия Конституции Российской Федерации. В них должны быть изложены единые требования для всех субъектов правоотношений. Правовая неопределенность приводит к неправильному пониманию и применению законодательства, и в конечном итоге к нарушению прав и свобод граждан.

"Одним из фундаментальных аспектов верховенства права является принцип правовой определенности" <6>.

<6> Постановление Европейского суда по правам человека от 14 февраля 2008 г. "Дело "Пшеничный против Российской Федерации" // Бюллетень Европейского суда по правам человека (Российское издание). 2008.

В решениях Европейского суда правовая определенность рассматривается как одна из составляющих качества закона, в них сформулированы такие принципы, как справедливость, исключение властного произвола, доступность, предсказуемость правовых последствий от действия правовых актов.

На качество нормативных правовых актов напрямую влияет соблюдение правил юридической техники, которые предполагают "совокупность приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов" <7>.

<7> Общая теория права. М., 1995. С. 216 - 218.

В решениях Конституционного Суда Российской Федерации сформулированы требования определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм.

"Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное их применение, создает возможности неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит, к нарушению конституционных принципов" <8>.

<8> Выступление Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева на VIII Всероссийском съезде судей // Российская юстиция. 2013. N 2. С. 10 - 13.

Таким образом, главным критерием качества законов является то, что они направлены на защиту прав и свобод граждан.

Конституция Российской Федерации содержит определенные требования к качеству правовых актов. Подробный анализ ее положений позволяет выделить конкретные требования, которые являются вполне определенными, ясными и достаточными для формирования стабильной правовой системы.

  1. Так, ст. 2 Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
  2. Следующее требование к качеству закона закрепляет п. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации, согласно которому Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории государства.
  3. В ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации сформулировано требование о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
  4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Данная норма закреплена в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
  5. Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает фундаментальное требование исходя из международно-правовых норм о равенстве перед и законом и судом. Указанное требование распространяется на все отрасли права и на всю систему правового регулирования, а также на юридических и физических лиц.
  6. В ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации отмечается, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Вышеуказанное развивает положения ст. ст. 1 и 2 Конституции России, которые устанавливают обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Для реализации данных конституционных положений необходимы соответствующие государственно-правовые механизмы, которые должны быть необходимым образом закреплены в нормативных правовых актах.
  7. Следующее требование к правовым актам устанавливает п. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации, который гласит, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  8. Устанавливает дополнительные требования п. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которому в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  9. Статья 76 Конституции Российской Федерации определяет соотношение и уровни законов и иных нормативных правовых актов, порядок издания законов по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также самостоятельного правового регулирования субъектами Российской Федерации. В ней сформулированы важнейшие требования к законам и иным нормативным правовым актам, определена их иерархия, принцип верховенства федерального законодательства, они направлены на формирование единства правового пространства и единой правовой системы Российской Федерации.
  10. Пункт "д" ст. 84, ст. ст. 90, 107 предусматривают исключительное полномочие Президента Российской Федерации по подписанию и обнародованию федеральных законов, указов и распоряжений.
  11. Статья 104 Конституции Российской Федерации закрепляет перечень субъектов законодательной инициативы, уполномоченных вносить законопроекты в Государственную Думу.
  12. Согласно ч. 1 ст. 105 Конституции Российской Федерации Государственная Дума обладает исключительной компетенцией по принятию федеральных законов. Ее полномочие в сфере законотворчества обширно. Это единственный государственный орган, функцией которого является принятие федеральных законов.

Вышеназванные конституционные требования к правовым актам в суммарном выражении составляют модель (стандарт) федерального закона.

Для названных требований характерно следующее:

Конституция Российской Федерации предусматривает механизмы обеспечения их соблюдения.

Президент Российской Федерации как гарант Конституции в установленном порядке обеспечивает соблюдение Конституции всеми органами государственной власти, должностными лицами.

Все сказанное свидетельствует о том, что Конституция Российской Федерации содержит полный перечень требований к качеству нормативных правовых актов, их соблюдение способствует обеспечению надлежащего качества правовых актов. Все это в конечном итоге направлено на формирование единства правового пространства Российской Федерации.