Мудрый Юрист

Закон о контрактной системе в сфере закупок: основные положения

А.М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ

Эрделевский Александр, профессор, доктор юридических наук.

С 1 января 2014 года вступает в силу в основной своей части Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).

Согласно п. 1 ст. 1 Закона в сферу его регулирования входят отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - отношения в сфере закупок).

В ст. 2 Закона определяется состав законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В его состав входят сам Закон и другие федеральные законы, регулирующие отношения в сфере закупок. Упоминаемые в этом же пункте Конституция РФ, а также Гражданский и Бюджетный кодексы (далее - ГК и БК) в состав законодательства о контрактной системе в сфере закупок не входят. На этих трех нормативных актах основывается законодательство в сфере закупок, поэтому на них не распространяется правило п. 1 ст. 2 Закона о том, что нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону. Отсюда следует, что в случае коллизии между нормами ГК и БК, с одной стороны, и нормами Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения в сфере закупок, - с другой, приоритет должен отдаваться ГК и БК.

Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (далее - Росатом) вправе принимать нормативные правовые акты, отношения в сфере закупок (п. 2 ст. 2 Закона). В Законе они именуются как нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения в сфере закупок (п. 3 ст. 2 Закона). Такие правовые акты должны соответствовать Закону, иным федеральным законам и нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

Следует обратить внимание, что принятие правовых актов, о которых идет речь в п. 3 ст. 2 Закона, может предусматриваться лишь законодательством о контрактной системе в сфере закупок в узком смысле, то есть Законом и иными федеральными законами, регулирующими отношения в этой сфере, а не теми нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, которые указаны в п. 2 ст. 2 Закона.

Перейдем к основным понятиям, используемым в Законе. Они раскрываются в ст. 3 Закона. Согласно этой норме под контрактной системой в сфере закупок понимается совокупность участников контрактной системы в сфере закупок, то есть федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Росатом, заказчики, участники закупок, уполномоченные органы и учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок, и осуществляемых ими в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в Законе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных (Российской Федерации, ее субъектов) или муниципальных нужд либо в установленных Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и завершаются заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - это совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с Законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), то закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Под участником закупки понимается любое лицо, как юридическое, так и физическое. Такие обстоятельства, как организационно-правовая форма юридического лица, форма собственности, место нахождения и место происхождения капитала, наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя, правового значения с точки зрения способности лица быть участником закупки значения не имеют.

Государственным заказчиком может быть государственный орган, Росатом, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени Российской Федерации или субъекта РФ и осуществляющие закупки. Муниципальный заказчик - это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Важное место в Законе занимает единая информационная система в сфере закупок, представляющая собой совокупность информации, указанной в ч. 3 ст. 4 Закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В ст. 3 Закона даются также определения уполномоченного органа и учреждения, специализированной организации, органов по регулированию и контролю в сфере закупок, эксперта и экспертной организации.

Информационному обеспечению в сфере закупок посвящена ст. 4 Закона, в которой определяются цели и задачи этой системы, ее содержание и порядок функционирования. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) и предоставляется безвозмездно (п. 4 ст. 4 Закона).

По общему правилу п. 11 ст. 4 Закона создание информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с единой информационной системой, не допускается. В случае, если информация о закупках, размещенная в единой информационной системе, не соответствует информации, размещенной в иных информационных системах в сфере закупок, приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе (п. 12 ст. 4 Закона). В рамках отношений в сфере закупок, согласно ст. 5 Закона, допускается электронный документооборот.

Принципами контрактной системы в сфере закупок являются открытость, прозрачность информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение конкуренции, профессионализм заказчиков, стимулирование инноваций, единство контрактной системы в сфере закупок, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Содержание принципов открытости и прозрачности раскрывается в ст. 7 Закона. Открытость обеспечивается свободным и безвозмездным доступом к информации о контрактной системе в сфере закупок, ее размещением в единой информационной системе, а гарантией прозрачности должно служить установленное в п. 3 ст. 7 Закона требование о полноте и достоверности указанной информации.

Как следует из ст. 8 Закона, принцип обеспечения конкуренции состоит в создании любому заинтересованному лицу равных условий участия в закупках с тем, чтобы оно имело возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Пункт 2 ст. 8 Закона запрещает совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Содержание принципа профессионализма заказчика раскрывается в ст. 9 Закона и заключается в том, что контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. При этом заказчики и специализированные организации обязаны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Стимулирование инноваций обеспечивается установленным заказчикам в ст. 10 Закона предписанием исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Принцип единства контрактной системы в сфере закупок означает, что она должна основываться на единых принципах и подходах, предусмотренных Законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок (ст. 11 Закона).

Эффективность осуществления закупок, как следует из ст. 12 Закона, обеспечивается возложением на государственные и муниципальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом, обязанности при планировании и осуществлении закупок исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом на должностных лиц заказчиков возлагается персональная ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок и иными правовыми актами в этой сфере.