Мудрый Юрист

Особенности рассмотрения споров о границах земельных участков

Елисеев Илья Николаевич, помощник судьи ВАС РФ.

Автор анализирует положения действующего законодательства в сфере земельных отношений и судебную практику с целью определения правовой природы споров о границах земельных участков, выявления наиболее эффективных средств правовой защиты нарушенных прав владельцев смежных земельных участков при установлении границ, а также исследует процессуальные особенности рассмотрения названных споров.

Ключевые слова: иск об установлении границ земельного участка, кадастровый учет, защита права собственности.

Актуальность вопросов о рассмотрении споров о границах земельных участков обусловлена несколькими факторами.

Во-первых, в последние двадцать лет в России сложилась, по сути, уникальная ситуация: в гражданский оборот введено значительное число объектов недвижимости - земельных участков, границы которых не были определены и закреплены в кадастре объектов недвижимости. В результате земельные участки, в том числе поставленные на кадастровый учет, зачастую имеют лишь фактические границы, однако лишены границ юридических, т.е. установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства и закрепленных в кадастре объектов недвижимости. Между тем отсутствие таковых может привести к достаточно серьезным последствиям, не исключая и возможности отчуждения значительной части земельного участка третьим лицам. Судебная практика в отношении таких ситуаций достаточно обширна и имеется во всех регионах России, что свидетельствует о типичности проблемы.

Во-вторых, действующее законодательство в сфере земельных отношений и ведения кадастра объектов недвижимости подробно регулирует по большей части технические аспекты, оставляя за рамками регулирования правовые, связанные с преодолением разногласий между правообладателями смежных участков в отношении местоположения общей границы таких участков, а также вопросы устранения ошибок в сведениях, содержащихся в кадастре объектов недвижимости о местоположении границ земельных участков. Еще одним немаловажным фактором является то, что, несмотря на значительное количество дел, проходящих через судебные инстанции, в настоящий момент отсутствует единый подход к вопросам установления местоположения границ земельных участков и исправления сведений в кадастре объектов недвижимости в судебном порядке.

Одной из уникальных характеристик, позволяющих индивидуализировать земельный участок как объект гражданских правоотношений, является описание его границ <1>. На исключительную роль данной характеристики указывает и легальное определение термина "земельный участок", закрепленное в ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) <2>. Границы земельного участка служат основой для выявления другой, не менее значимой характеристики земельного участка - его площади <3>.

<1> В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) описание местоположения границ земельного участка является информацией об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.
<2> В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
<3> В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о кадастре недвижимости площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Что же представляет собой граница земельного участка?

Российское земельное законодательство не содержит определения такого термина, как "граница", являющегося основой понятия "границы земельного участка". С точки зрения административного (публичного) права понятие "границы земельного участка" можно определить как индивидуализирующий признак части земной поверхности, установленный публичными органами через проведение специальной процедуры (межевание), которому придана юридическая сила путем описания указанного признака в публичном реестре (кадастре), чтобы подтвердить существование такого недвижимого имущества и определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

По своей гражданско-правовой природе границы земельного участка - это пределы части земной поверхности, в рамках которых собственник или иной правообладатель такой части поверхности может осуществлять субъективные права.

Другим аспектом понятия "границы земельного участка" является его физическая или фактическая составляющая, выражающаяся в способе его ограничения на местности: отделен ли он от других земельных участков забором или иными межевыми сооружениями, позволяющими обозначить земельный участок как самостоятельный объект в натуре.

Административно-правовая и гражданско-правовая сущности границы земельного участка наиболее ярко проявляются при возникновении споров, связанных с определением местоположения границы между смежными земельными участками, поскольку природа средств правовой защиты, направленных на восстановление прав лица, которое полагает, что граница между смежными участками установлена ненадлежащим образом, порождает целый ряд вопросов. Необходимо ли осуществлять защиту прав с помощью административной процедуры, предусмотренной, в частности, земельным законодательством, или же необходимо обжаловать действия соответствующего органа, осуществившего межевание земельных участков с нарушениями, а может быть, определение местоположения границ земельных участков должно осуществляться в рамках искового производства? <4> Можно ли говорить о возникновении между правообладателями смежных земельных участков спора о праве на часть земельного участка (например, в ситуации, когда в результате межевания захватывается часть соседнего земельного участка)?

<4> На множественность вариантов защиты прав в указанной ситуации обращают внимание многие авторы, в частности: Киндеева Е.А., Пискунова М.Г. Недвижимость: права и сделки. Кадастровый учет и государственная регистрация прав. М., 2011. С 99 - 104; Мандрюков А.В. Разрешение споров, связанных с установлением местоположения границ земельного участка // Руководитель строительной организации. 2011. N 6; Михайлова А.Л. О возможных формулировках исковых требований при разрешении в судах общей юрисдикции споров, возникающих в ходе согласования местоположения границ земельного участка // Российская юстиция. 2011. N 5.

В качестве отправной точки для выявления причин возникновения споров можно взять "идеализированное" состояние, или состояние баланса, при котором фактические границы земельного участка совпадают с юридическими. В описанном случае возникновение каких-либо споров между правообладателями земельных участков невозможно.

Первооснова любого спора о границах земельного участка - это несовпадение его юридических (т.е. закрепленных в государственном кадастре недвижимости) и фактических (т.е. реально существующих на местности) границ. Несовпадение границ может быть обусловлено как их противоречием друг другу (пересечением), так и отсутствием юридической или фактической границы одного из участков.

Если обратиться к практическим аспектам обозначенной проблемы, можно выделить следующие, наиболее часто встречающиеся ситуации:

  1. пересечение границ земельных участков, выявленное на этапе проведения процедуры согласования границ;
  2. пересечение границ земельного участка, проходящего процедуру постановки на кадастровый учет, с уже установленными в государственном кадастре границами другого земельного участка.

Пересечение границ земельных участков, выявленное на этапе проведения процедуры согласования границ

Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) устанавливает состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. В частности, к таким сведениям относятся описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, и площадь земельного участка.

Несмотря на то что упомянутые характеристики являются уникальными, т.е. позволяют идентифицировать объект недвижимости как индивидуально-определенную вещь, на практике нередко можно столкнуться с тем, что в кадастре такие сведения отсутствуют <5> или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства (например, границы установлены с использованием устаревшей системы координат).

<5> Следует отметить, что при таких обстоятельствах может возникнуть вопрос о существовании объекта недвижимости как такового (см., напр.: дело Арбитражного суда Пермского края N А50-9824/2007).

В качестве примера обозначенной проблемы можно рассмотреть ситуацию с ранее учтенными земельными участками. В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости <6> решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.

<6> Утвержден Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.

Таким образом, перед правообладателем ранее учтенного земельного участка встает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.

В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре недвижимости сведения государственного кадастра недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка (описание местоположения границ и площадь) могут быть изменены только на основании заявления и межевого плана, а также в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 45 указанного Закона, в соответствии с которой орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Однако соответствующий нормативный правовой акт к настоящему времени не принят.

Следовательно, на сегодняшний момент единственной возможностью уточнить границы ранее учтенного земельного участка является проведение кадастровых работ, результатом которых будет изготовление межевого плана, устанавливающего в том числе местоположение границ земельных участков.

Указанная процедура проводится и в отношении вновь создаваемых земельных участков, поэтому правовые проблемы, изложенные ниже, в равной степени можно отнести и к ним.

В соответствии с положениями ст. 39 Закона о кадастре недвижимости местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ. При этом заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

В силу ст. 40 Закона о кадастре недвижимости результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей <7>.

<7> Следует отметить, что в силу прямого указания п. 9 ч. 3 и п. 2 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре недвижимости отсутствие согласования границ является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель в письменной форме возразили против этого согласования, то в акт согласования местоположения границ вносятся соответствующие записи. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Часть 5 ст. 40 Закона о кадастре недвижимости указывает, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке <8>.

<8> Статья 22 Закона о кадастре недвижимости предусматривает, что межевой план в части согласования границ может быть заменен документом, подтверждающим разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.

Именно с такой формулировкой Закона связаны определенные сложности в защите соответствующих правообладателей при наличии спора о местоположении границ.

Такая процедура подразумевает участие как минимум трех субъектов: правообладателя земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, правообладателя (или правообладателей) смежных земельных участков, являющихся заинтересованными лицами, и кадастрового инженера, осуществляющего процедуру согласования местоположения границ земельного участка.

Не все потенциально возможные споры между указанными выше субъектами будут являться спорами о местоположении границ земельного участка (межевыми спорами). Только если у заинтересованного лица возникают возражения относительно местоположения границ земельного участка, его спор с правообладателем земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, и представляет собой межевой спор.

При буквальном прочтении положений ч. 5 ст. 40 Закона о кадастре недвижимости можно сделать вывод о том, что единственный вид споров, который имеется в виду, - это спор правообладателей смежных земельных участков. Действительно, смысл процедуры согласования местоположения границ как раз и состоит в том, чтобы заинтересованные лица представили на предлагаемый вариант прохождения границ участка свои возможные возражения, а при их отсутствии - согласие. Эта процедура не предполагает решения каких-либо иных вопросов. Более того, возможность рассмотрения спора ставится в зависимость от момента оформления акта согласования границ.

При этом ни Закон о кадастре недвижимости, ни иные акты, касающиеся процедуры согласования границ <9>, не говорят напрямую о том, что указанная процедура направлена именно на урегулирование разногласий о местоположении границ между правообладателями смежных земельных участков. Содержащегося в ст. 40 Закона о кадастре недвижимости указания на то, что споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке, явно недостаточно, чтобы придать этой административной процедуре статус полноценного досудебного механизма для урегулирования возражений заинтересованных лиц. Отсутствие регулирования указанного этапа процедуры согласования местоположения границ создает правовой вакуум, в котором оказываются все ее участники <10>. Необходима подробная регламентация действий всех участников.

<9> Например, Инструкция по межеванию земель (утверждена Роскомземом 08.04.1996), Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром 17.02.2003).
<10> Решением этой проблемы было бы создание своего рода согласительной комиссии при органе кадастрового учета или же при саморегулируемых организациях в сфере кадастровой деятельности, в которые можно было бы обратиться для урегулирования возражений заинтересованных лиц.

В настоящий момент единственной процедурой, обеспечивающей правовую определенность в разрешении спора о границах земельного участка, остается судебное разбирательство. Часть 5 ст. 40 Закона о кадастре недвижимости, определяя порядок разрешения таких споров, содержит отсылку к положениям ЗК РФ. В свою очередь, глава IX ЗК РФ устанавливает достаточно общие правила защиты права на земельный участок и порядок рассмотрения земельных споров. В ней указаны следующие способы судебной защиты нарушенных прав:

Анализ положений ст. 59 - 62 ЗК РФ позволяет сделать вывод о том, что они не содержат каких-либо специальных средств правовой защиты, которые отражали бы особенности правоотношений, возникших в рамках процедуры согласования местоположения границ земельного участка. Между тем правообладатель земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, в таких средствах нуждается. Их цель - определить такую границу между земельными участками, местоположение которой будет устраивать и правообладателя земельного участка, и заинтересованных лиц или, по крайней мере, минимизирует негативные последствия, вызванные демаркацией земельных участков, для одной из сторон. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, предъявленные требования должны способствовать восстановлению нарушенных или оспариваемых прав, а в результате их удовлетворения должен удовлетворяться материально-правовой интерес лица, обратившегося за судебной защитой.

Поскольку речь идет о судебном средстве правовой защиты, наиболее логично устанавливать оптимальную границу между земельными участками в рамках искового производства <11>. В первую очередь это обусловлено тем, что (будь то в суде общей юрисдикции или же в арбитражном суде) оно предлагает достаточно обширный перечень средств доказывания, необходимый в столь специфической сфере, как землеустройство <12>. Кроме того, любое изменение или уточнение местоположения границ смежных земельных участков непосредственно затрагивает интересы их правообладателей, а следовательно, процессуальное положение истца и ответчика по делу будет для правообладателей в такой ситуации оптимальным. Наконец, привлечение в исковое производство в качестве лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, кадастрового инженера, осуществившего кадастровые работы на земельном участке со спорной границей, а также кадастровой палаты как органа, осуществляющего учет уникальных характеристик земельного участка, также отвечает интересам надлежащей демаркации земельных участков.

<11> Несмотря на то что спор с формальной точки зрения возникает в рамках процедуры, имеющей явно административный характер (согласования местоположения границ земельного участка), зерно спора посеяно именно на гражданско-правовой почве (по сути это спор между правообладателями смежных земельных участков).
<12> Как показывает анализ судебной практики по данной категории дел, в большинстве случаев суды прибегали к проведению землеустроительной экспертизы.

Желательность или даже необходимость привлечения указанных субъектов в качестве лиц, участвующих в деле, обусловлены несколькими факторами.

Во-первых, как отмечал В.В. Ярков в комментариях к Арбитражному процессуальному кодексу РФ, цель участия третьих лиц в деле - отстаивание собственных материально-правовых интересов, на которые судебный акт по делу может определенным образом повлиять. Преследует привлечение третьих лиц и чисто процессуальную цель - исключить вынесение противоречивых судебных актов (если в последующем между третьим лицом и одной из сторон возникнет спор, факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу с участием этой стороны и третьего лица, будут иметь преюдициальное значение) <13>.

<13> Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. В.В. Яркова. М., 2011.

Во-вторых, для суда указанные лица могут быть весьма полезными источниками информации по делу. Их участие в деле обеспечит оперативное получение судом доказательств (объяснений), в том числе и при оценке иных доказательств (например, землеустроительных экспертиз) <14>.

<14> Судебная практика также исходит из необходимости привлечения в дело указанных лиц (см., напр.: Постановления ФАС Центрального округа от 08.07.2010 по делу N А68-12769/09; ФАС Московского округа от 21.12.2011 по делу N А40-4534/11-16-38).

Что же представляет собой иск об установлении границ земельного участка и какова его правовая природа?

Как известно, основными признаками, которые позволяют отграничить одно средство судебной защиты (иск) от другого, являются основание и предмет.

С позиций процессуального права основание иска - это обстоятельства, на которые истец ссылается, обосновывая свои материальные требования. Предмет иска - это содержание материально-правового требования истца (иными словами, та материально-правовая цель, которую истец преследует).

Применительно к требованию об установлении границ земельного участка основание иска - это наличие возражений относительно местоположения границ земельного участка; предмет иска - это отыскание надлежащей границы земельного участка. Иными словами, основной целью предъявления иска об установлении границ земельного участка является демаркация смежных земельных участков, а не правопритязания одного из правообладателей земельного участка на часть чужого смежного. Таким образом, иск об установлении границ является самостоятельным средством правовой защиты, отличным по своей правовой природе от исков о правах на недвижимое имущество, хотя и имеет с ними определенные схожие черты <15>.

<15> На схожесть указанных видов разбирательств указывал еще В.П. Мордухай-Болтовской: Межевые законы: с изложением и объяснением. СПб., 1893. С. 117 - 118.

Вместе с тем, если обратиться к судебной практике, в частности к п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", требование об установлении границ земельного участка отнесено к искам о правах на недвижимое имущество <16>. Насколько это обоснованно?

<16> Аналогичные положения содержатся в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".

С формальной точки зрения такая классификация представляется не совсем верной <17>. В широком смысле спор о праве на недвижимое имущество подразумевает наличие нескольких субъектов, претендующих на один и тот же объект недвижимости (или же его часть). Предметом исков о правах является приобретение (или защита) вещного права на соответствующий объект недвижимости или его часть.

<17> Вместе с тем закрепление требования об установлении границ в судебной практике в качестве вещно-правового способа защиты носит все же положительный характер. До закрепления указанного способа защиты в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 суды нередко отказывали в удовлетворении требований об установлении границ, ссылаясь на то, что между сторонами возник спор о праве (в то время, как такой спор отсутствовал), и указывали, что требование об установлении границ является ненадлежащим средством правовой защиты. В настоящий момент указанное Постановление стимулирует суды рассматривать такие требования по существу, а не отказывать в удовлетворении по формальным основаниям.

В случае с согласованием местоположения границ земельного участка, как правило, смежные правообладатели не стремятся напрямую получить часть соседнего земельного участка и распространить на нее свое право. Это, скорее, следствие установления неправильной границы смежных земельных участков, своего рода негативный побочный эффект. Тем не менее полностью исключать возможность перерастания спора о границах земельного участка в спор о праве на часть земельного участка нельзя. Например, если в результате неправильного определения местоположения границы земельного участка она в значительной степени накладывается на смежный земельный участок, можно говорить о том, что речь идет о разрешении вопроса о принадлежности части земельного участка одному из правообладателей.

Следует отметить, что по своему материально-правовому эффекту иск об установлении границ, безусловно, влияет на права правообладателей смежных земельных участков. С одной стороны, в результате разрешения имеющегося спора о границах устанавливаются пределы, в которых соответствующий правообладатель будет осуществлять свои права в отношении земельного участка, а с другой - земельный участок будет легализован в качестве полноценного объекта гражданских правоотношений.

Таким образом, главным последствием разрешения спора о границах будет внесение соответствующих изменений в уникальные характеристики объекта недвижимости (а при отсутствии таких характеристик - их закрепление) и правоустанавливающие документы или же прекращение нарушения права на земельный участок.

Судебная практика также рассматривает иск об установлении границ земельного участка как самостоятельный способ защиты, направленный на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. В рамках заявленного требования смежная граница между земельными участками подлежит установлению в соответствии с координатами поворотных точек <18>.

<18> См.: Постановление ФАС Московского округа от 14.02.2013 по делу N А41-15260/09.

К требованиям об установлении границ земельного участка не должен применяться срок исковой давности, что в первую очередь обусловлено тесной связью такого требования с вещными правами на земельный участок. Правообладатель земельного участка вправе определить пределы своего вещного права в любой момент обладания им. В соответствии с положениями ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре недвижимости, если при уточнении границ земельного участка невозможно установить местоположение его границ из правоустанавливающего документа или документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения. Отсюда можно сделать вывод, что при рассмотрении требований об установлении границ определенную роль играет и правило о приобретательной давности, что также указывает на нежелательность применения к таким требованиям срока исковой давности <19>.

<19> Необходимо отметить, что проектом Федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматриваются новые правила в отношении срока исковой давности и порядка его исчисления. Так, общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, но во всяком случае не может превышать десяти лет со дня нарушения права.

Важно подчеркнуть и саму формулировку требования. Требования, целью которых является установление границ земельного участка, на практике нередки, однако по содержанию они в первую очередь направлены на обязание заинтересованного лица согласовать предлагаемое истцом местоположение границы <20>. Надлежащей формулировкой иска об установлении границ может быть следующая: "установить местоположение границ земельного участка (площадь земельного участка и его местоположение) в соответствии с границами земельного участка, обозначенными в межевом плане (характерные точки границы земельного участка)".

<20> См., напр.: Постановления ФАС Центрального округа от 19.02.2013 по делу N А08-6942/2011; ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2010 по делу N А56-86502/2009.

С учетом обозначенных целей иска об установлении границ земельного участка следует выделить следующие обстоятельства, подлежащие доказыванию, и определить распределение бремени доказывания.

Обращение в суд с иском об установлении границ предвосхищается процедурой согласования границ земельного участка, содержащей в себе правовую презумпцию. Она заключается в том, что смежная граница между земельными участками, установленная в рамках процедуры межевания, при отсутствии возражений со стороны заинтересованных лиц является правильной и подлежит внесению в кадастр.

Такая правовая презумпция опровержима. При наличии обоснованных возражений со стороны заинтересованных лиц местоположение границы может быть изменено. Таким образом, представляется вполне логичным применение обозначенной презумпции и в рамках судебного процесса. Иными словами, местоположение границы, указанное кадастровым инженером в рамках процедуры межевания земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы (и установление которой будет указывать истец в исковом заявлении), будет являться для суда единственно верным, если ответчиком по делу не доказано иное.

Ответчик в свою очередь должен опровергнуть указанную презумпцию путем представления суду доказательств, свидетельствующих о том, что формируемая согласно предложенному межевому плану в интересах истца граница земельного участка нарушает его права как правообладателя земельного участка либо создает иные неудобства в его использовании <21>.

<21> См., напр.: Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2012 по делу N А40-62720/11-150-512.

Неправильное установление местоположения общей с соседним земельным участком границы связано в первую очередь с нарушением права владения и пользования заинтересованным лицом своим земельным участком или его частью, например приводит к уменьшению площади участка. Кроме того, заинтересованному лицу как правообладателю земельного участка принадлежат и косвенные по отношению к владению и пользованию права, такие, как право доступа на свой земельный участок. Указанное право заинтересованного лица также может быть нарушено, например тем, что формируемая по межевому плану граница создает препятствие в доступе к участку.

Алгоритм установления местоположения спорной границы в рамках судебного процесса должен идти по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, суду следует установить площадь каждого из смежных земельных участков. Важность данного направления заключается в том, что площадь земельного участка как одна из его уникальных характеристик зависит от конфигурации границ соответствующего земельного участка <22>. Иными словами, если местоположение границы смежных земельных участков изменяется, меняется и их площадь <23>. Таким образом, площадь земельного участка должна выступать для суда, определяющего местоположение спорной границы, своего рода ориентиром. Во-вторых, это непосредственно процесс отыскания (установления) местоположения границы смежных земельных участков <24>. На этом этапе суд должен, оценив представленные в дело доказательства, определить границу смежных земельных участков. Но, поскольку процесс межевания в целом и установление местоположения границ земельного участка как один из его этапов требуют специальных знаний, правильность разрешения спора ставится в прямую зависимость от доказательной базы, собранной судом. Причем, как показывает практика, того массива доказательств, который представляется сторонами по делу, суду зачастую не хватает для того, чтобы разрешить возникший спор, что вынуждает его назначать проведение землеустроительной экспертизы уже в самом процессе.

<22> В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о кадастре недвижимости площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
<23> Здесь следует отметить, что изменение конфигурации границы не во всех случаях ведет к неизбежному изменению площади соответствующего земельного участка, ведь граница может быть положена не в виде прямой линии, а иметь определенные изгибы, что в конечном счете может и не отразиться на площади земельного участка. Однако в большинстве спорных ситуаций изменение границы ведет и к изменению площади.
<24> Такой подход не нов для российского права (см.: Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. М., 1917. С. 416 - 418).

Следовательно, для правильного разрешения спора о местоположении границы земельного участка важную роль играет досудебная стадия возникшего спора, а именно процесс аккумулирования доказательств, в том числе проведение альтернативной процедуры межевания с целью определения заинтересованным лицом той границы, которая, по его мнению, должна быть надлежащей, проведение землеустроительной экспертизы и др. Вместе с тем, как указывалось выше, ввиду отсутствия прямого законодательного регулирования процедуры согласования границ, как своего рода досудебной стадии разрешения спора, участники спорных правоотношений, как правило, не уделяют процессу получения доказательств должного внимания и предпочитают осуществлять его уже во время судебного процесса по делу, что обременительно и для суда, и для самих сторон спора.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что иск об установлении границ земельного участка - это направленный на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка самостоятельный гражданско-правовой способ защиты прав, который должен использоваться при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых последним, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным Законом о кадастре недвижимости). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости.

Этот подход согласуется с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 06.09.2011 N 4275/11, в соответствии с которой резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости в силу ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре недвижимости: площадь и текстовое описание местоположения границ земельных участков, вновь образуемых в результате раздела (выдела), а также указание на соответствующий межевой план как неотъемлемую часть решения.

Пересечение границ земельного участка, проходящего процедуру постановки на кадастровый учет, с уже установленными в государственном кадастре границами другого земельного участка

Одним из главных принципов государственного кадастра недвижимости является его достоверность. Для достижения и соблюдения указанного принципа Закон о кадастре недвижимости предусматривает целый ряд механизмов, используемых при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости. Так, в части внесения в кадастр такой уникальной характеристики земельного участка, как граница, ст. 26 Закона о кадастре недвижимости устанавливает, что основанием для приостановления осуществления кадастрового учета является ситуация, при которой одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором уже содержатся в государственном кадастре недвижимости. Часть 14 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости указывает, что орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, после чего в государственный кадастр недвижимости вносятся соответствующие сведения. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Как указывалось выше, в настоящее время соответствующий нормативный правовой акт не принят.

По вопросу устранения несоответствий в местоположении границ земельных участков, возникающих при осуществлении кадастрового учета, существуют разъяснения, содержащиеся в письме Минэкономразвития России от 27.03.2009 N 4448-ИМ/Д23 (далее - письмо N 4448-ИМ/Д23). В нем перечисляются несколько факторов, обусловливающих появление пересечения границ земельных участков:

  1. техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений в государственном кадастре недвижимости сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
  2. ошибка, допущенная кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона о кадастре недвижимости; такая ошибка определяется как кадастровая ошибка в сведениях <25>;
<25> Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
  1. воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшим работы по территориальному землеустройству, в отношении местоположения границы (координат характерных точек границы) ранее учтенного земельного участка <26> (ошибка в местоположении границы ранее учтенного земельного участка).
<26> Земельного участка, государственный кадастровый учет в отношении которого был осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008, либо земельного участка (в том числе лесного), государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но право собственности на который зарегистрировано и не прекращено и которому присвоен органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условный номер в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Таким образом, понятия "кадастровая ошибка" и "ошибка в местоположении границы ранее учтенного земельного участка" близки. В то же время Закон о кадастре недвижимости не содержит такого термина, как "ошибка в местоположении границы ранее учтенного земельного участка". В связи с этим возникает вопрос о тождественности указанных понятий. Главными квалифицирующими признаками кадастровой ошибки являются следующие:

Те же признаки составляют и понятие "ошибка в местоположении границы ранее учтенного земельного участка". Следовательно, эти понятия тождественны.

Вместе с тем, если обратиться к механизмам исправления указанных ошибок, предлагаемым Законом о кадастре недвижимости и письмом N 4448-ИМ/Д23, можно увидеть различные подходы к решению, по сути, одной и той же проблемы.

В соответствии с письмом N 4448-ИМ/Д23 ошибка в местоположении границы ранее учтенного земельного участка может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с ч. 14 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости. Письмом предлагается следующий порядок исправления такой ошибки. Если выявлено пересечение границ, связанное с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, орган кадастрового учета принимает решение приостановить осуществление государственного кадастрового учета, включая в это решение рекомендации органа кадастрового учета о доработке межевого плана. При этом сообщает заявителю о возможности внести в межевой план дополнительные сведения, необходимые для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка.

Исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана. Эти документы содержат в том числе дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления собственника, землепользователя или землевладельца указанного земельного участка либо представителя заявителя (ч. 1 и 3 ст. 20 Закона о кадастре недвижимости).

Порядок устранения кадастровых ошибок указан в ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре недвижимости. Кадастровая ошибка в сведениях исправляется в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документы, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, представлены в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре недвижимости), или в порядке информационного взаимодействия (если документы, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, поступили в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Как видно из приведенных выше положений, письмо N 4448-ИМ/Д23 предусматривает лишь административный порядок исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, в то время как Федеральный закон говорит о возможности исправить кадастровую ошибку в судебном порядке. Исключает ли одно другое? Нет, иначе бы лица, чьи права нарушены ошибкой в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (по сути, единственным способом судебной защиты будет оспаривание действий или бездействия органа, осуществляющего кадастровый учет), оказались бы в неравном положении по сравнению с теми, чьи права нарушены кадастровой ошибкой (у них в распоряжении будет специальное средство судебной защиты - требование об исправлении кадастровой ошибки), при том что указанные ошибки имеют одну правовую природу и перечисленные средства судебной защиты будут иметь одну и ту же цель. Кроме того, в настоящий момент суды испытывают определенные сложности при рассмотрении требований об исправлении кадастровых ошибок: ввиду неудачной формулировки ч. 4 ст. 28 Закона о кадастре недвижимости неясно, в каком порядке должно рассматриваться такое требование - в рамках искового производства или же в рамках главы 24 АПК РФ, а следовательно, возникают сопутствующие проблемы, связанные с распределением бремени доказывания, изложения резолютивных частей судебных актов и др. При этом разъяснения, содержащиеся в письме N 4448-ИМ/Д23 в отношении порядка исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, вносят дополнительные сложности при рассмотрении указанной категории дел <27>.

<27> Примером, иллюстрирующим указанные выше сложности, может служить Постановление ФАС Поволжского округа от 27.02.2010 N А55-11694/2009.

Сложившаяся судебная практика показывает, что пересечение границ земельного участка, проходящего процедуру постановки на кадастровый учет, с уже установленными в государственном кадастре границами земельного участка обусловлено в первую очередь воспроизведением в государственном кадастре ошибок, которые содержатся в документах, подготавливаемых в рамках процедуры межевания. А поскольку мы пришли к выводу о том, что понятия "кадастровая ошибка" и "ошибка в местоположении границы ранее учтенного земельного участка" тождественны, далее для простоты будет использоваться термин "кадастровая ошибка", охватывающий оба вида ошибок.

Итак, что же представляет собой такое средство судебной защиты, как требование об исправлении кадастровой ошибки?

Во-первых, наличие кадастровой ошибки в определении местоположения границ земельного участка приводит к тому, что при постановке на кадастровый учет смежных земельных участков (с определением границ) могут возникнуть пересечения их границ, что будет являться основанием для принятия органом, осуществляющим кадастровый учет, решения о приостановлении осуществления учета, а затем и отказа в нем, если пересечение не будет устранено.

Во-вторых, наличие ошибки в государственном кадастре недвижимости лишает его достоверности, что, в свою очередь, приводит к правовой неопределенности в отношении как земельного участка, поставленного на кадастровый учет с неправильными границами, так и смежных земельных участков, поскольку происходит смещение их юридических границ.

Указанная проблема достаточно распространена. В некоторых случаях имеет место практически полное наложение (т.е. совпадение границ) нескольких земельных участков, что приводит к возникновению спора не о границах, а о праве на земельный участок (аналогично спору об установлении границ, рассмотренному в начале настоящей статьи) <28>.

<28> См., напр.: Постановление ФАС Московского округа от 28.12.2009 N КГ-А41/12016-09.

В качестве средства судебной защиты при наличии кадастровой ошибки порой избираются весьма разнообразные требования: об оспаривании приостановления (отказа) кадастрового учета земельного участка <29>; о снятии с кадастрового учета земельного участка, с границами которого имеются пересечения <30>; об обязании внести в государственный кадастр сведения о границах земельного участка и т.д.

<29> См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 21.10.2011 N А12-432/2011.
<30> См.: Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.03.2013 N А33-15381/2012.

Простое исключение сведений о границах земельного участка из кадастра приводит лишь к еще большей правовой неопределенности, когда правообладатель такого земельного участка будет уже, в свою очередь, оспаривать правомерность нахождения сведений о границах смежного земельного участка.

Представляется, что надлежащим средством судебной защиты для правообладателя земельного участка, кадастровому учету которого препятствует кадастровая ошибка в сведениях о границах смежного земельного участка, является требование об ее исправлении. Следует отметить, что достаточно часто подобное требование формулируется как требование о понуждении органа кадастрового учета исправить соответствующую ошибку (что обусловливает необходимость рассматривать такой спор по правилам главы 24 АПК РФ) <31>.

<31> См., напр.: Постановления ФАС Поволжского округа от 11.05.2011 N А65-19454/2010; ФАС Северо-Кавказского округа от 24.01.2011 N А32-22860/2009; Определение ВАС РФ от 27.02.2012 N ВАС-1089/12.

Последствия исправления кадастровой ошибки в равной степени важны и для органа кадастрового учета, и для правообладателя земельного участка и оказывают значительное влияние на вещные права правообладателя. Указанная позиция нашла отражение и в судебной практике. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2011 N 14765/10 указано, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРП у всех его зарегистрированных правообладателей, включая собственника, т.е., по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в его прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

Следовательно, представляется целесообразным рассматривать требование об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка в порядке искового производства.

Необходимо подчеркнуть, что предлагаемый порядок не отменяет и не подменяет собой права на обращение в суд с требованием в порядке главы 24 АПК РФ в случае, если заявитель полагает, что действиями и/или бездействием кадастрового органа нарушены его права и законные интересы. Вместе с тем, если материальный интерес заявителя состоит именно в исправлении кадастровой ошибки, такие требования следует рассматривать в исковом производстве.

Как отмечалось выше, истцом в рамках дела об исправлении кадастровой ошибки является правообладатель земельного участка, кадастровому учету которого она препятствует. Ответчиками по такому иску должны быть орган, осуществляющий кадастровый учет, и правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка. Такой состав сторон спора обусловлен не только тем, что права указанных лиц непосредственно затрагиваются кадастровой ошибкой, но и тем, что при таком варианте соучастия обеспечивается их доступ ко всем процессуальным механизмам, защищающим их права при распределении бремени доказывания.

Основание иска об исправлении кадастровой ошибки - наличие ошибки в документах, на основании которых в государственный кадастр недвижимости вносились сведения о местоположении границ земельного участка. Предмет иска об исправлении кадастровой ошибки - устранение ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка как в документах, явившихся основанием для внесения ошибочных сведений в кадастр, так и в самом кадастре.

Что касается распределения бремени доказывания, истец должен доказать наличие кадастровой ошибки, а ответчики в свою очередь доказывают соответствие сведений о местоположении границ земельного участка действительности.

При рассмотрении иска об исправлении кадастровой ошибки суд должен установить ее наличие или отсутствие с учетом доказательств и возражений, представленных лицами, участвующими в деле, и указать способ исправления кадастровой ошибки при установлении ее наличия.

Процесс доказывания кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка имеет определенные особенности. Как указывалось ранее, одним из основополагающих принципов ведения государственного кадастра недвижимости является принцип достоверности. Другим принципом, регулирующим порядок внесения сведений о местоположении границ земельных участков, является принцип недопущения пересечения границ. Иными словами, действует презумпция, в соответствии с которой сведения кадастра о границах земельного участка считаются верными. Для опровержения указанной презумпции истец должен доказать, что пересечение границ земельных участков возникло не в результате ошибок при изготовлении межевого плана земельного участка, а по причине наличия кадастровой ошибки в сведениях о границах земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Таким образом, истец в первую очередь должен показать суду безупречность межевого плана своего земельного участка (что само по себе не исключает возможности иных доказательств, указывающих на кадастровую ошибку). С учетом приведенных выше принципов ведения государственного кадастра недвижимости наличие межевого плана земельного участка, изготовленного без каких-либо ошибок в определении местоположения его границ, будет означать, что в сведениях о границах смежного земельного участка, прошедшего кадастровый учет, содержится кадастровая ошибка. Выявление же ее в таком случае возможно при сопоставлении сведений о местоположении границ земельного участка, содержащихся в кадастре, и соответствующих сведений межевого плана земельного участка, проходящего процедуру кадастрового учета.

Как и в случае с рассмотрением дела об установлении границ земельного участка, при рассмотрении дела об исправлении кадастровой ошибки суд сталкивается с достаточно сложной доказательной базой, подчас требующей специальных знаний. Кроме того, сама специфика кадастровой ошибки как ошибки не изначальной, а воспроизведенной требует исправлений не только в кадастре, но и в документах, на основании которых в него вносились сведения <32>.

<32> Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.08.2010 N А33-4619/2009 высказана следующая позиция на этот счет: прежде чем орган кадастра исправит кадастровую ошибку (наложение границ земельного участка, принадлежащего гражданину, на автодорогу), необходимо провести новое межевание земельного участка, принадлежащего гражданину, и определить его границы на местности. Однако орган кадастра таковыми полномочиями не обладает и не вправе самостоятельно изменить границы земельного участка.

Каким образом должно осуществляться внесение исправлений в документы, на основании которых в кадастр были внесены ошибочные сведения, - в рамках судебного процесса или же за его рамками? Какое решение должен принять суд при установлении факта кадастровой ошибки - ограничиться ее констатацией и обязать правообладателя земельного участка, в сведениях о котором она содержится, провести процедуру межевания или же самостоятельно исправить кадастровую ошибку на основании результатов межевания, осуществленных в рамках судебного разбирательства, закрепив их в резолютивной части решения и обязав орган кадастрового учета внести соответствующие сведения в кадастр?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо вернуться к понятию кадастровой ошибки и формулировкам, содержащимся в ч. 4 и 5 ст. 28 Закона о кадастре недвижимости.

Кадастровая ошибка в сведениях - это ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Анализ указанных выше формулировок позволяет сделать вывод о том, что решение суда об исправлении кадастровой ошибки - это один из способов ее исправления, существующий наряду с административным. В резолютивной части решения суд должен указать те уникальные характеристики местоположения границ земельного участка, которые необходимо внести в кадастр <33>. Решение по делу должно быть в такой ситуации единственным основанием для исправления соответствующих сведений, при этом предоставления дополнительных документов или совершения иных действий со стороны участников спора для целей исправления кадастровой ошибки требоваться не должно.

<33> Указанный подход содержится и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.09.2011 N 4275/11.

Следовательно, решение по делу об исправлении кадастровой ошибки не может содержать в резолютивной части лишь выводы, констатирующие наличие ошибки. Такое решение не будет являться основанием для исправления соответствующих сведений и потребует от сторон спора обратиться к административным способам исправления кадастровой ошибки, что противоречит целям судебного механизма именно как механизма альтернативного по отношению к административным процедурам.

Таким образом, в рамках процесса об исправлении кадастровой ошибки суд должен устранить не только воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку, но и первоначальную ошибку, содержащуюся в соответствующих документах, которые явились основанием для внесения в кадастр неправильных сведений.

При этом, если в ходе судебного процесса об исправлении кадастровой ошибки возникает необходимость проведения межевых работ, направленных на ее устранение, можно воспользоваться механизмом, предложенным письмом N 4448-ИМ/Д23: оформить межевой план в виде одного документа, который содержит сведения как в отношении земельного участка, кадастровому учету которого препятствует кадастровая ошибка, так и в отношении земельного участка, поставленного на кадастровый учет, в местоположении границы которого выявлена ошибка.

Использование указанного механизма позволит, с одной стороны, исключить возможность возникновения каких-либо дальнейших споров, связанных с определением местоположения границ земельных участков, а с другой - эффективно выявлять ситуации, когда между участниками процесса возникает спор о праве на земельный участок (при совпадении границ нескольких земельных участков) или же спор о праве в отношении части земельного участка (в случае выявления значительного наложения нескольких земельных участков). В этих обстоятельствах спор об исправлении кадастровой ошибки уже не будет эффективным и надлежащим способом защиты прав, поскольку разрешение вопроса о праве собственности является первостепенной задачей по отношению к вопросу об установлении границ.

Предложенный подход к рассмотрению споров об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка, безусловно, делает такого рода разбирательства достаточно сложными и обременительными и для сторон спора, и для судебных органов. Однако в результате разрешения спорного правоотношения именно таким образом достигается весьма важная цель - обеспечение достоверности государственного кадастра недвижимости, которая, в свою очередь, непосредственно влияет на реализацию одного из главных принципов российского законодательства - принципа правовой определенности.