Мудрый Юрист

Наследование невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию *

<*> Blinkov O.E. Inheritance unpaid amounts provided citizen as a livelihood.

Блинков Олег Евгеньевич, главный редактор журнала "Наследственное право", доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируются некоторые вопросы правового регулирования наследования невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию. Автор доказывает, что порядок и основания выплаты неполученных сумм могут устанавливаться только федеральными законами.

Ключевые слова: наследственное право, наследование, наследование денежных сумм.

The article analyzes some aspects of legal regulation of inheritance unpaid amounts granted to a citizen as means for subsistence. The author proves that the grounds and procedures for the payment of undrawn amounts may be established only by federal laws.

Key words: law of succession, succession, inheritance cash amounts.

В российском гражданском праве особый правовой режим имеют невыплаченные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию. Наряду с общим правилом, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (абз. 1 ст. 1112), Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает специальное правило, что право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (п. 1 ст. 1183 ГК РФ). При отсутствии вышеуказанных лиц, имеющих право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (п. 2 ст. 1183 ГК РФ) соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных ГК РФ (п. 3 ст. 1183 ГК РФ). Системный анализ норм, содержащихся в п. 1 и 3 ст. 1183 ГК РФ, позволяет сделать вывод, что собственно наследование имеет место только во втором случае; в первом же - наследования нет, а право требования у вышеуказанных лиц возникает не вследствие наследственного правопреемства, а в результате иного сложного юридического состава. Иное толкование нормы п. 1 ст. 1183 ГК РФ вынуждало бы нас говорить об особой категории наследников и особом наследстве в виде указанных сумм, исключенных из общей наследственной массы.

Казалось бы, несложные формулировки указанных норм не должны порождать сколько-нибудь значимых проблем в правоприменительной деятельности, однако такой вывод преждевременен, если обратиться к нормативным правовым актам, актам официального толкования и судебной практике.

Официальное судебное толкование указанных норм и ст. 1183 ГК РФ в целом содержится в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании". Пленум однозначно решил, что "подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГК РФ, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 960)". Подобное толкование обозначает перед нами первую проблему, а именно какие нормативные правовые акты могут устанавливать специальные условия и правила выплаты неполученных сумм. Пленум указал, что общее правило, установленное п. 1 и 2 ст. 1183 ГК РФ, может быть изменено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе не только указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, но и актами министерств и, надо полагать, иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК РФ).

Если обратиться к таким актам, то мы можем наблюдать удивительное и ничем не обусловленное разнообразие в определении правовой "судьбы" невыплаченных денежных сумм. Например, в ст. 141 Трудового кодекса Российской Федерации "Выдача заработной платы, не полученной ко дню смерти работника" установлено, что "заработная плата, не полученная ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти", т.е. ничего о совместном проживании не сказано, следовательно, ее могут получить, например, дети, отдельно проживавшие от умершего родителя, а используемый разделительный союз "или" требует от нас однозначного понимания указанной нормы, что неполученная заработная плата выдается либо членам семьи, либо иждивенцам.

В п. 3 ст. 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что "начисленные суммы трудовой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся неполученными в связи с его смертью в указанном месяце, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона (нетрудоспособные члены семьи умершего. - Б.О.), и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами трудовой пенсии причитающиеся им суммы трудовой пенсии делятся между ними поровну". Как видно, с одной стороны, эта специальная норма ограничивает круг членов семьи теми, кто относится к числу нетрудоспособных и состоял на иждивении умершего, и исключает возможность получения иждивенцами, не относящимися к родственникам, а с другой - увеличивает срок требования о выплате до шести месяцев.

В ст. 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" указано, что "сумма пенсии, причитавшаяся пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается членам семьи умершего пенсионера, если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства. В других случаях сумма пенсии, недополученная пенсионером в связи со смертью, выплачивается его наследникам на общих основаниях, установленных гражданским законодательством Российской Федерации". Как видно, в этом случае неполученные суммы выплачиваются тем членам семьи умершего, которые производили его похороны, при отсутствии которых они включаются в наследственную массу.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" дается ссылка на п. 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, и п. 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 960, которые к настоящему моменту утратили силу.

Пункт 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливал, что в случае смерти (гибели) военнослужащего не полученные им ко дню смерти (гибели) оклады денежного содержания и месячные дополнительные выплаты (в том числе за месяц, в котором военнослужащий умер, погиб) выплачиваются супруге (супругу), а при ее (его) отсутствии - проживающим совместно с ним (ней) совершеннолетним детям или законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста), а также лицам, находящимся на иждивении военнослужащих, или родителям в равных долях, если военнослужащие не состоят в браке и не имеют детей. Пункт 189 действующего в настоящее время Приказа Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" устанавливает аналогичное правило, что в случае смерти (гибели) военнослужащего не полученные им ко дню смерти (гибели) оклады денежного содержания и ежемесячные дополнительные выплаты (в том числе за месяц, в котором военнослужащий умер, погиб) выплачиваются супруге (супругу), при ее (его) отсутствии - проживавшим совместно с ним совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста) и лицам, находившихся на иждивении военнослужащего, в равных долях или родителям в равных долях, если военнослужащий не состоял в браке и не имел детей. Подобная формулировка позволяет нам сделать вывод, что в случае с военнослужащими установлена очередность получения невыплаченных сумм: (1) супруг и лица, находившиеся на иждивении военнослужащего, в равных долях; (2) проживавшие совместно с военнослужащим совершеннолетние дети, законные представители (опекуны, попечители) либо усыновители несовершеннолетних детей (инвалидов с детства - независимо от возраста) и лица, находившиеся на иждивении военнослужащего, в равных долях; (3) родители в равных долях, если военнослужащий не состоял в браке и не имел детей. Получают ли невыплаченные суммы в третью очередь лица, находившиеся на иждивении военнослужащего, который не состоял в браке и не имел детей, остается загадкой, поскольку в норме использован разделительный союз "или"; официального толкования этого Приказа нет.

Пункт 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 960, предусматривал, что в случае смерти сотрудника его наследникам выплачиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, денежное довольствие за тот месяц, в котором наступила смерть, если его выплата не была произведена самому сотруднику, денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, а также производятся иные выплаты, право на которые возникло у сотрудника ко дню смерти. Пункт 104 действующего в настоящее время Приказа МВД России от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" практически повторяет ранее действовавшее правило, что в случае смерти сотрудника его наследникам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выплачивается денежное довольствие за тот месяц, в котором наступила смерть, если его выплата не была произведена самому сотруднику, денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, а также производятся иные выплаты, право на которые возникло у сотрудника ко дню смерти. Таким образом, в системе органов и учреждений МВД неполученные суммы сотрудниками включаются в общую наследственную массу.

Анализ нормативных правовых актов, устанавливающих различный порядок получения невыплаченных сумм, можно было бы продолжить, но и то, что уже рассмотрено, позволяет поставить вопрос: чем обусловлен различный порядок получения невыплаченных сумм в российских министерствах и ведомствах? Ответы, которые могут прийти на ум, сводятся к тому, что причина кроется либо в различных функциях указанных органов, либо в личности рабочих и служащих, что абсолютно абсурдно! Во всех анализируемых случаях, будь то полицейский, военнослужащий, сотрудник УИС и т.д., природа неполученных сумм и основание выплаты их членам семьи практически тождественны, поэтому подобное разнообразие есть не что иное, как ведомственно-нормативный произвол! Бесспорно, что Верховный Суд РФ в своем официальном толковании ст. 1183 ГК РФ (в п. 68 Постановления Пленума от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании") допускает специальные условия и правила выплаты указанных сумм в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Но основано ли это толкование на законе? На наш взгляд, рассмотренные выше нормативные правовые акты в принципе являются нелегитимными, и вот почему.

ГК РФ устанавливает общее правило, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (абз. 1 ст. 1112). Им же установлены и те права и обязанности наследодателя, которые не переходят в порядке наследственного правопреемства (абз. 2, 3 ст. 1112 ГК РФ). Им же установлены и те права и обязанности наследодателя, которые переходят в порядке наследственного правопреемства при определенных условиях, как в случае с невыплаченными суммами (ст. 1183 ГК РФ). Таким образом, включение или исключение какого-либо имущества и имущественных прав из наследства - это предмет введения гражданского законодательства, в частности раздела V ГК РФ "Наследственное право".

В ст. 1110 ГК РФ "Наследование" указано, что при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил ГК РФ не следует иное, при этом наследование регулируется ГК РФ и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами. Таким образом, наследование (равно как и ненаследование) регулируется ГК РФ и другими законами, и только в случаях, предусмотренных законом, наследование может регулироваться иными правовыми актами. В п. 68 Постановления Пленума от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" использовано словосочетание "иные нормативные правовые акты" и фигурируют приказы министерств. Если же обратиться к ст. 3 ГК РФ, то в п. 6 указано, что "действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы". Следовательно, под словосочетанием "иные правовые акты" мы можем понимать только указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, но никак не акты министерств и ведомств. Следует также учесть, что п. 4 ст. 3 ГК РФ устанавливает, что Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, не иначе как на основании и во исполнение ГК РФ, иных законов и указов Президента Российской Федерации, т.е. даже у Правительства нет права на самостоятельное нормотворчество в сфере гражданского права. Эта норма является общей. В наследственном же праве есть изменяющая ее специальная норма, что наследование (равно как и ненаследование) регулируется ГК РФ и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами (ст. 1110 ГК РФ), т.е. только в случаях, предусмотренных законом, могут издаваться иные правовые акты (указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации), регулирующие наследственные отношения. Если же мы обратимся к содержанию ст. 1183 ГК РФ, то указания на возможность регулирования иными правовыми актами оснований и порядка выплаты неполученных сумм не обнаружим, следовательно, помимо ГК РФ это находится в ведении только федеральных законов.